Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-507/2014 ~ М-426/2014 от 28.11.2014

Дело № 2-507/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    18 декабря 2014 г.                                                                                        рп. Козулька

    Козульский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Пресняковой Т.Е.,

    с участием помощника прокурора района Борисяк Т.Ю.,

    при секретаре Чугуновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Козульского района Красноярского края в защиту Острокнутова <данные изъяты> к Администрации Козульского района Красноярского края о предоставлении во внеочередном порядке специализированного жилого помещения, суд

установил:

Прокурор Козульского района Красноярского края в защиту Острокнутова И.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Козульского района Красноярского края о предоставлении во внеочередном порядке специализированного жилого помещения, мотивируя требования тем, что по заявлению Острокнутова И.Н. проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. В ходе проверки установлено, что Острокнутов И.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения относится к категории детей- сирот, не имеет закрепленного жилого помещения. В связи с установлением факта невозможности проживания Острокнутова И.Н. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>. Острокнутов И.Н. включен в краевой список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, общая краевая очередь № 2393. Поскольку в настоящее время Острокнутов И.Н. зарегистрирован и проживает на территории Козульского района, предоставить ему жилое помещение обязаны на территории Козульского района. Таким образом, в силу действующего законодательства на администрацию Козульского района, как на исполнительный орган местного самоуправления, возложена обязанность по обеспечению Острокнутова И.Н. за счет средств краевого бюджета, жилым помещение не ниже нормы предоставления в размере 33 кв.м. общей площади, жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, по договору специализированного найма. Острокнутов И.Н. обратился к прокурору с заявлением, в котором просил обратиться в суд за защитой его интересов.

Просит суд обязать Администрацию Козульского района Красноярского края предоставить Острокнутову <данные изъяты> во внеочередном порядке благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

    Помощник прокурора Козульского района Борисяк Т.Ю. в судебном заседании требования иска поддержала в полном объёме, просила суд их удовлетворить.

    Истец Острокнутов И.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив суду, что он является сиротой, жильем в Козульском районе не обеспечен, он ранее проживал вместе с родителями по адресу: <адрес>, эта квартира не приватизирована, в этой квартире проживают его старшие брат и сестра. Просит суд требования удовлетворить.

    Представитель ответчика администрации Козульского района Красноярского края Еремина Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № НЛ-2848-13, извещенная о дне слушания дела надлежащим образом, в зал судебного заседания не явилась, предоставила суду отзыв, согласно которому против удовлетворения заявленных требований не возражает, просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Козульского района.

    Представитель Управления образования опеки и попечительства администрации Козульского района Дорофеева Г.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № 208, извещенная о дне слушания дела надлежащим образом, в зал судебного заседания не явилась, предоставила суду заявление с просьбой дело рассмотреть в отсутствие представителя, в удовлетворении исковых требований не возражает.

    Представитель третьего лица Министерство образования и науки Красноярского края, извещенный о дне слушания дела надлежащим образом, в зал судебного заседания не явился по неизвестной суду причине.

    Суд, выслушав мнение помощника прокурора района Борисяк Т.Ю., полагавшей исковые требования удовлетворить, мнение истца Острокнутова И.Н, просившего исковые требования удовлетворить, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

     В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).

    Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.

    Согласно п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 приведенного Федерального закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

    Согласно п.1 ст.1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» (далее – Закон о защите прав ребенка), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, наделены на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.

    В целях реализации отдельных положений статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в Кемеровской области принят Закон от 27 декабря 2012 года N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

    Согласно п. 3 ст. 5 приведенного Закона по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.

    В п. 1 ст. 7 названного Закона Кемеровской области предусмотрено, что норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом пункта 7 статьи 8 Федерального закона. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.

    По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

    В ходе судебного разбирательства судом установлено, что истец Острокнутов <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родился в <адрес> (л.д.14) в семье ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти. (л.д.12,13).

Постановлением Администрации Козульского района Красноярского края от 12.03.2007 ФИО3 назначена опекуном Острокнутова И.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения. Опекуну ФИО3 в срок до 01.07.2007 г. оформить документы на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> собственность несовершеннолетнего и обеспечить сохранность жилого помещения на период осуществления прав и обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетнего Острокнутова И.Н. (л.д.16).

Постановлением Администрации Козульского района Красноярского края от 08.02.2008 г. № 97 внесены изменения: 1.1. вместо слова «опеки» читать «попечительство», 1.2. слово «опекун» читать «попечитель», 1.3. вместо слов «опекуну ФИО3 в срок до 01.07.2007 г.» читать «управлению образования, опеки и попечительства администрации района». (л.д.17).

Постановлением Администрации Козульского района Красноярского края от 23.01.2014 № 42 об установлении факта невозможности проживания Острокнутова И.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, установлено, что за Острокнутовым И.Н. согласно постановлению Администрации Козульского района Красноярского края от 12 марта 2007 г. № 1128 сохранено право пользования жилым помещением и согласно договора социального найма жилого помещения от 20 12 2013 г. он является членом семьи нанимателя, принимая во внимание, что проживание в указанном жилом помещении противоречит интересам Острокнутова И.Н, общая площадь жилого помещения составляет 44, 5 кв. м, а зарегистрировано и проживают в нем 7 человек, что составляет меньшей нормы 12 кв. м, установленной на территории района Постановлением Администрации района от 26.09.2006 г. № 297, руководствуясь ст. 17 закона Красноярского края от 02 ноября 2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка», п.3.3 Постановления Правительства Красноярского края от 16 апреля 2013 г.№ 164-п «Об утверждении Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее, занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (л.д.15)

Из сообщения Управления образования, опеки и попечительства администрации Козульского района от 06 ноября 2014 г. № 2213 следует, что в связи с установлением факта невозможности проживания Острокнутова И.Н. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>. Острокнутов И.Н. включен в краевой список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, общая краевая очередь № 2393. (л.д.11).

    До настоящего времени жилое помещение Острокнутову И.Н. не предоставлено.

    Несмотря на то, что с 1 января 2013 года закон не содержит указаний на предоставление указанной категории граждан жилья вне очереди, но из буквального содержания приведенных выше правовых норм следует, что благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным лицам, в частности, по достижении ими возраста 18 лет.

    Таким образом, в силу закона предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также от иных условий.

    Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения. А такое право у истца уже возникло в связи с достижением совершеннолетия, но не реализовано им до настоящего времени.

    В силу п. 5 ст. 17 Закона о защите прав ребенка, формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.

    В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании в настоящем пункте документов.

    Согласно п. 9 ст. 8 ФЗ о дополнительных гарантиях, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

    Таким образом, суд приходит к выводу, что истец Острокнутов И.Н. имеет право на предоставление ему вне очереди, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку указанное право им до настоящего времени не реализовано.

    В соответствии со абз.3 п.13, п.14 ст. 17 Закона края о защите прав ребенка, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения в муниципальную собственность (строительства) жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются. При приобретении индивидуального жилого дома одновременно с передачей права собственности на жилой дом передаются права на земельный участок, на котором он расположен. Приобретенные (построенные) жилые помещения включаются в муниципальный специализированный жилищный фонд (п.13).

    Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.

    Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).

    С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.

    С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров (п.14).

    В силу п.7 ст.8 ФЗ о дополнительных гарантиях, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Прокурора Козульского района Красноярского края в защиту Острокнутова И.Н. к Администрации Козульского района Красноярского края о предоставлении во внеочередном порядке специализированного жилого помещения, подлежат удовлетворению, на администрацию Козульского района Красноярского края как на уполномоченный орган местного самоуправления следует возложить обязанность по обеспечению вне очереди истца Острокнутова И.Н. благоустроенным жилым помещением применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

На основании изложенного руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Администрацию Козульского района Красноярского края предоставить Острокнутову <данные изъяты> во внеочередном порядке благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Козульский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

    Судья:                                                                                                       Т.Е. Преснякова

           Верно

           Судья:

2-507/2014 ~ М-426/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Голачев А.Я.
Острокнутов Илья Николаевич
Ответчики
Администрация Козульского района
Другие
Управление образования опеки и попечительства администрации Козульского района
Министерство образования и науки Красноярского края
Суд
Козульский районный суд Красноярского края
Судья
Преснякова Татьяна Евгеньевна
Дело на странице суда
kozul--krk.sudrf.ru
28.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2014Передача материалов судье
02.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2014Судебное заседание
18.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2015Дело оформлено
20.01.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее