Дело № 2-4468/19
УИД 36RS0004-01-2019-004472-72
2.127 - Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 24 декабря 2019 года
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Быстрянцевой В.В.,
с участием:
истца Магеррамова Ф.С.о., его представителя по устному ходатайству Бортникова В.А.,
представителя ответчика по доверенности Нурчковой И.Н.,
представителя третьего лица прокуратуры Воронежской области по доверенности Харламовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Магеррамова Фаига Солтана оглы, Агаевой Бика Агакиши кызы к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконными действий по изменению порядкового номера семьи в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области с «61» на «1518», предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма в первоочередном порядке,
УСТАНОВИЛ :
Магеррамов Ф.С.о., Агаева Б.А.к. первоначально обратились в Ленинский районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением к Департаменту социальной защиты Воронежской области с административными исковыми требованиями о признании незаконными действий административного ответчика по изменению порядкового номера их семьи в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области с номера «61» на номер «1518», возложении обязанности предоставить в первоочередном порядке жилое помещение государственного жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указали в административном иске, что Магеррамов Ф.С.о., Агаева Б.А.к. вместе со своей семьей: сын - Магеррамов Ф.Ф.о, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - Магеррамов Н.Ф.о., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь - Магеррамова Э.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь - Магеррамова Э.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживали по договору социального найма в жилом помещении по адресу: <адрес>, комнаты №№ и 29.
Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено заключение городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № о признании непригодным для проживания жилых помещений, в том числе <адрес>.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ административные истцы, вместе с проживающими с ними несовершеннолетними детьми, были выселены с предоставлением другого жилого помещения по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 1.1 Положения о департаменте социальной зашиты Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области № 1132 от 23.12.2013 г., Департамент социальной защиты Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах социальной поддержки, оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, социального обслуживания и социальной защиты населения на территории Воронежской области, а также осуществляющим управление в указанных сферах.
На основании п. 3.1.2 указанного Положения, Департамент социальной защиты Воронежской области исполняет государственные функции, в том числе ведение учета граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятие решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма.
Согласно с п. 4 ст. 1 закона Воронежской области от 09.10.2007 г. № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма», на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют право состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях следующие категории граждан: семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, а в случае обучения их по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 09.11.2010 г. № 3295/ОД истцы приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории многодетная семья, с даты подачи заявления от 27.10.2010 г.
Согласно ответу прокуратуры Воронежской области от 10.03.2017 г. № 8-111-2017, истцы состоят в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области по категории многодетная семья, номер очереди по состоянию на 01.03.2017 г. - «61».
Согласно ответу Департамента Жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 16.10.2017 г. № 01-21-2395, истцы состоят в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области по категории многодетная семья, номер очереди - «1518».
Согласно ответу Департамента социальной защиты Воронежской области от 15.05.2019 г. № 82-15/1426 наша семья состоит в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области по категории многодетная семья, номер очереди по состоянию на 01.04.2019 г. - «362».
Из указанных сведений следует, что порядковый номер семьи административных истцов в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области, был изменен в сторону возрастания с «61» на «1518».
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей с главы случаев.
Частью 2 ст. 57 ЖК РФ установлена категория граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди:
гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено обеспеченье жильем многодетных семей во внеочередном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона Воронежской области № 93-ОЗ уполномоченный орган формирует отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по основаниям, предусмотренным в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Статья 3 Закона Воронежской области от 30 ноября 2005 года № 71-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области» определяет порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма:
п. 5: граждане, принятые на учет, регистрируются в книгах регистрации граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее - книги регистрации).
п. 6: регистрация граждан в зависимости от оснований их принятия на учет производится органом местного самоуправления в книгах регистрации, составляемых отдельно по каждой из следующих категорий граждан:
малоимущие граждане, имеющие право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда;
граждане, имеющие право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
граждане, имеющие право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Воронежской области в соответствии с законодательством Воронежской области;
граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в случаях, установленных действующим законодательством;
иные категории граждан в соответствии с действующим законодательством.
п. 7: при регистрации гражданина в книге регистрации его очередность определяется в зависимости от даты подачи заявления и присвоенного ему регистрационного номера в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
С учетом вышеизложенного административные истцы указывают, что их семья не могла состоять в списке граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, так как была принята на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории многодетная семья, и, следовательно, была зарегистрирована в отдельной книге регистрации; порядковый номер в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области, никак не мог возрастать, а наоборот должен был уменьшаться, так как очередность граждан, состоящих на учете, формируется в хронологическом порядке, исходя из даты постановки на учет, которой является дата подачи заявления. Датой подачи заявления о постановке на учет является 27.10.2010 г.
Таким образом, возрастание порядкового номера в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области с «61» на «1518», является незаконным и препятствует в осуществлении прав и реализации законных интересов истцов.
Принимая во внимание, что возможное удовлетворение заявленного требования о возложении на Департамент социальной защиты Воронежской области обязанности предоставить административным истцам жилое помещение государственного жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма в первоочередном порядке, приведет к возникновению у административного ответчика гражданско-правовой обязанности по предоставлению такого помещения, а также учитывая положения ч. 1 ст. 16.1 КАС РФ и невозможность раздельного рассмотрения правильно заявленного в рамках административного судопроизводства требования о признании незаконными действий по изменению порядкового номера очереди, определением от 25 ноября 2019 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены прокуратура Воронежской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.
В ходе рассмотрения дела в судебном заседании 11.12.2019 г. объявлен перерыв до 24.12.2019 г.
Истец Агаева Б.А.к в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела надлежащим образом извещена, предоставлено заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
В судебном заседании истец Магеррамов Ф.С.о. исковые требования поддержал.
Представитель истца по устному ходатайству Бортников В.А. иск полагал подлежащим удовлетворению, пояснив суду, что как следует из ответа прокуратуры Воронежской области от 10.03.2017 г., по состоянию на 01.03.2017 г. истец, вместе со своей семьей, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории многодетная семья с порядковым номером «61». Согласно ответа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 16.10.2017 г., номер очереди истца в списке нуждающихся в предоставлении жилого помещения составляет «1518». Таким образом, порядковый номер очередников был необоснованно изменен ответчиком в сторону возрастания, что не допускается действующим законодательством. Принимая во внимание, что очередь истца за период с 01.03.2017 г. с номера «61» к настоящему времени подошла, и у него возникло право на получение жилого помещения, а у ответчика возникла обязанность предоставить семье истца жилое помещение государственного жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма в первоочередном порядке, о чем заявлены соответствующие требования, производные от основного по признанию действий незаконными.
Представитель ответчика по доверенности Нурчкова И.Н. иск не признала, в его удовлетворении просила отказать в полном объеме, пояснив, что семья Магеррамова Ф.С.о. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма из государственного жилищного фонда Воронежской области по категории «многодетная семья». В настоящее время номер семьи Магеррамова Ф.С.о. в списке очередников составляет «361». Изменение номера семьи истца в списках нуждающихся в сторону его увеличения не происходило, что подтверждается ведущимися в электронном виде списками отдельных категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, начиная с даты постановки истцов на учет 27.10.2010 г. Из указанных данных видно, что за весь период номер очереди изменялся только в сторону его уменьшения. Прокуратура Воронежской области, а также Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области не являются органами, ведущими данный список граждан. В этой части достоверная информация находится в распоряжении Департамента социальной защиты Воронежской области. Кроме того, положениями действующего законодательства не предусмотрена возможность внеочередного предоставления жилых помещений по данной категории лиц.
В судебном заседании представитель третьего лица прокуратуры Воронежской области по доверенности Харламова К.В. требования полагала не подлежащими удовлетворению, затруднившись сообщить о достоверности полученных сведений о номере семьи истца в списке очередников, указанных в данном ему 10.03.2017 г. ответе. По запрошенным судом наблюдательным производства по заявлениям Магеррамова Ф.С.о. пояснила также, что материалы проверки по обращению истца от 09.02.2017 г. в управлении по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области отсутствуют, по причине их уничтожения в связи с истечением срока хранения.
Третьи лица по делу – Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области о рассмотрении дела судом надлежащим образом извещены, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, об отложении рассмотрения дела не просили, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на жилище. Вместе с тем, данная статья не устанавливает условия и порядок приобретения права пользования тем или иным жилым помещением. Согласно ст. 72 (п. «к» ч. 1) Конституции Российской Федерации такие условия и порядок регламентируются жилищным законодательством. При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 509-О-О, от 24 декабря 2012 года № 2280-О, от 17 июля 2014 года № 1662-О и др.).
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно ст. 1 Закон Воронежской области от 09.10.2007 г. № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют право состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующие категории граждан, в том числе семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, а в случае обучения их по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Как следует из материалов дела, истцы Магеррамов Ф.С. оглы и Агаева Б.А. кызы имеют четверых несовершеннолетних детей: Магеррамов Ф.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Магеррамов Н.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Магеррамова Э.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Магеррамова Э.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Ранее семья истцов проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес> (общежитие), комнаты №№ и 29 на основании договора социального найма, заключенного с Магеррамовым Ф.С.о.
Вступившим в законную силу решением Коминтерновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ договор социального найма жилого помещения по адресу: Воронеж, <адрес>, комнаты №№ и 29 с Магеррамовым Фаиг Солтан оглы расторгнут. Судом также постановлено выселить Магеррамова Фаиг Солтана оглы, Агаеву Бику Агакиши кызы с несовершеннолетними детьми Магеррамовым Фагет Фаиг оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Магеррамовой Наджад Фаиг оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Магеррамовой Элиной Фаиговной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Магеррамовой Эльвиной Фаиговной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения из комнат №№ и 29 общежития по адресу: <адрес> с предоставлением другого благоустроенного помещения, двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 49,8 кв.м. с заключением договора социального найма.
Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области (в настоящее время Департамент социальной защиты Воронежской области) от 09 ноября 2010 г. № 3295/ОД с 27 октября 2010 года истец Магеррамов Ф.С. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма по категории многодетная семья, составом семьи 6 человек (он, жена Агаева Б.А. кызы, сын Магеррамов Ф.Ф. оглы, сын Магеррамов Н.Ф. оглы, дочь Магеррамова Э.Ф. кызы, дочь Магеррамова Э.Ф. кызы.
Согласно положений ст. 2 Закона Воронежской области от 09 октября 2007 года № 93-ОЗ жилые помещения предоставляются по решению исполнительного органа государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с положением о Департаменте социальной защиты Воронежской области, утвержденным постановлением Правительства Воронежской области 23.12.2013 г. № 1132, в функции и услуги Департамента входит ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятие решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма.
Решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Закона Воронежской области, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный указанным решением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Воронежской области от 09 октября 2007 года № 93-ОЗ жилые помещения жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Как следует из пункта 2 указанной статьи гражданам, относящимся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в случае, если данные категории предусмотрены частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что Магеррамов Ф.С.о. вместе со своей семьей принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, он имеет право в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Воронежской области от 09 октября 2007 года № 93-ОЗ, на предоставление ему благоустроенного помещения в порядке очередности.
Согласно положений ст. ст. 56, 57 ГПК РФ обязанность доказывания возложена на стороны.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Статьёй 12 ГПК РФ установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В обоснование заявленных требований, в части признания незаконными действий по изменению порядкового номера семьи в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области с «61» на «1518», истцы ссылаются на полученные по их обращению в прядке Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменные ответы прокуратуры Воронежской области от 10.03.2017 г. исх. № 8-111-2017, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 16.10.2017 г. исх. № 01-21-2395.
Согласно указанных прокуратурой Воронежской области в своем ответе данных, по состоянию на 01.03.2017 г. в соответствии с Законом Воронежской области от 09.10.2007 г. № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» семья Магеррамова Ф.С.о. сохраняет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории многодетная семья с датой подачи заявления 27.10.2010 г. и порядковым номером «61».
Оценивая в этой части доводы истцовой стороны, а также проверяя достоверность указанных в ответе сведений, суд полагает необходимым отметить, что прокуратура Воронежской области не является органом социальной защиты, и не осуществляет ведение реестра граждан, имеющих право на заключение договора социального найма, в соответствии с положениями Закона Воронежской области от 09 октября 2007 года № 93-ОЗ.
В соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо вправе запрашивать, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов.
Как указано в ответе прокуратуры Воронежской области от 10.03.2017 г., данные о порядковом номере семьи Магеррамова Ф.С.о. получены по сведениям Департамента социальной защиты Воронежской области.
Однако, по результатам изучения сформированных прокуратурой Воронежской области по обращению Магеррамова Ф.С.о. наблюдательного производства № 8-111-2017 и надзорного производства № 7-848-2017, судом установлено, что в них отсутствуют какие-либо сведения о номере очереди семьи истца, полученные от Департамента социальной защиты Воронежской области в ходе проводимой по обращению проверки. Так, соответствующий запрос в орган социальной защиты, равно как и полученный по результатам его рассмотрения ответ, в данных производствах не содержатся. На основании каких данный сведения о номере очереди были предоставлены в ответе истцу, представитель прокуратуры ответить затруднилась.
В свою очередь, как следует из представленных ответчиком данных, надлежащим образом заверенных копий ведущегося в электронном виде реестра отдельных категорий граждан, имеющих право на заключение договора социального найма, номер очереди семьи истца составлял по состоянию на: 01.01.2011 г. – 2 686, 01.01.2012 г. – 2 615; 01.01.2013 г. – 2 222; 01.01.2014 г. – 2 045; 01.01.2015 г. – 1 878; 01.01.2016 г. – 1 713; 01.01.2017 г. – 1 518; 01.01.2018 г. – 1 434; 01.01.2019 г. – 370; 01.04.2019 г. – 361.
Из указанного следует, что номер очереди семьи истца, в списке нуждающихся по категории «многодетная семья», в сторону увеличения не изменялся. При этом, указанные данные о номере очереди полностью согласуются с аналогичными данными, указанными в ответе Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 16.10.2017 г. исх. № 01-21-2395, что также указывает на их достоверность.
Иных доказательств, подтверждающих факт нахождения семьи истца в списке нуждающихся под указанным им номером «61», суду не представлено и в материалах дела не содержится.
Поскольку до настоящего момента очередь семьи истца на получение жилого помещения не подошла и составляет № 361, отсутствуют основания для удовлетворения требований о предоставлении жилого помещения в первоочередном порядке в связи с достижением очередности получения жилья.
Кроме того, необходимость перехода к рассмотрению дела судом по правилам гражданского судопроизводства, в связи с заявленным требованием о предоставлении в первоочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, не отменяет обязанности суда по проведению проверки соблюдения сроков обращения в суд с требованиями о признании незаконными действий органа государственной власти.
Так, как следует из материалов дела и пояснений истца, о факте изменения порядкового номера его семьи в списках нуждающихся в «61» на «1518», ему стало известно в 2017 году после получения ответа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 16.10.2017 г. № 01-21-2395. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Магеррамовым Ф.С.о. и Агаевой Б.А.к. пропущен трехмесячный срок, установленный для обращения в суд с требованиями о признании действий незаконными, с момента, когда истцу стало известно о предполагаемом нарушении его прав. Как пояснил в судебном заседании сам Магеррамов Ф.С.о., уважительных причин пропуска срока обращения в суд у него не имеется. Указанное является самостоятельным основанием к отказу в иске как в части требований о признании действий незаконными, так и в части производно заявленных о предоставлении вне очереди жилого помещения.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что действительно для отдельных категорий граждан предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договора социального найма во внеочередном порядке (п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений п. 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Руководствуясь вышеприведенными положениями нормативных актов, суд приходит к выводу, что многодетные семьи, в соответствии с действующим законодательством, не обладают соответствующим правом на внеочередное получение жилья. Таким образом, у истцов отсутствует преимущественное право на внеочередное получение жилого помещения, с учетом чего, в этой части иска также необходимо отказать.
Ссылку истцовой стороны в обоснование заявленных требований на ответ Департамента социальной защиты Воронежской области от 09.02.2016 г. исх. № 82-11/1093, суд не принимает во внимание, поскольку данный ответ содержит указание на право истца на внеочередное представление жилого помещения по категории многодетная семья, что в данном случае противоречит вышеуказанным положениям действующего законодательства, истцы в списке внеочередников не состоят и таким правом в силу закона не наделены. Содержание в указанном ответе не соответствующих действующему законодательству, а также фактическим обстоятельствам сведений, вызывает у суда обоснованные сомнения в достоверности содержащихся в нем данных и в остальной части. В связи с чем, к данному доказательству суд относится критически, как не способному повлиять на существо принимаемого судом решения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Магеррамова Фаига Солтана оглы, Агаевой Бика Агакиши кызы к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконными действий по изменению порядкового номера семьи в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области с «61» на «1518», предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма в первоочередном порядке.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Дело № 2-4468/19
УИД 36RS0004-01-2019-004472-72
2.127 - Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 24 декабря 2019 года
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Быстрянцевой В.В.,
с участием:
истца Магеррамова Ф.С.о., его представителя по устному ходатайству Бортникова В.А.,
представителя ответчика по доверенности Нурчковой И.Н.,
представителя третьего лица прокуратуры Воронежской области по доверенности Харламовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Магеррамова Фаига Солтана оглы, Агаевой Бика Агакиши кызы к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконными действий по изменению порядкового номера семьи в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области с «61» на «1518», предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма в первоочередном порядке,
УСТАНОВИЛ :
Магеррамов Ф.С.о., Агаева Б.А.к. первоначально обратились в Ленинский районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением к Департаменту социальной защиты Воронежской области с административными исковыми требованиями о признании незаконными действий административного ответчика по изменению порядкового номера их семьи в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области с номера «61» на номер «1518», возложении обязанности предоставить в первоочередном порядке жилое помещение государственного жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указали в административном иске, что Магеррамов Ф.С.о., Агаева Б.А.к. вместе со своей семьей: сын - Магеррамов Ф.Ф.о, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - Магеррамов Н.Ф.о., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь - Магеррамова Э.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь - Магеррамова Э.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживали по договору социального найма в жилом помещении по адресу: <адрес>, комнаты №№ и 29.
Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено заключение городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № о признании непригодным для проживания жилых помещений, в том числе <адрес>.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ административные истцы, вместе с проживающими с ними несовершеннолетними детьми, были выселены с предоставлением другого жилого помещения по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 1.1 Положения о департаменте социальной зашиты Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области № 1132 от 23.12.2013 г., Департамент социальной защиты Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах социальной поддержки, оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, социального обслуживания и социальной защиты населения на территории Воронежской области, а также осуществляющим управление в указанных сферах.
На основании п. 3.1.2 указанного Положения, Департамент социальной защиты Воронежской области исполняет государственные функции, в том числе ведение учета граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятие решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма.
Согласно с п. 4 ст. 1 закона Воронежской области от 09.10.2007 г. № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма», на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют право состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях следующие категории граждан: семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, а в случае обучения их по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 09.11.2010 г. № 3295/ОД истцы приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории многодетная семья, с даты подачи заявления от 27.10.2010 г.
Согласно ответу прокуратуры Воронежской области от 10.03.2017 г. № 8-111-2017, истцы состоят в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области по категории многодетная семья, номер очереди по состоянию на 01.03.2017 г. - «61».
Согласно ответу Департамента Жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 16.10.2017 г. № 01-21-2395, истцы состоят в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области по категории многодетная семья, номер очереди - «1518».
Согласно ответу Департамента социальной защиты Воронежской области от 15.05.2019 г. № 82-15/1426 наша семья состоит в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области по категории многодетная семья, номер очереди по состоянию на 01.04.2019 г. - «362».
Из указанных сведений следует, что порядковый номер семьи административных истцов в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области, был изменен в сторону возрастания с «61» на «1518».
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей с главы случаев.
Частью 2 ст. 57 ЖК РФ установлена категория граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди:
гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено обеспеченье жильем многодетных семей во внеочередном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона Воронежской области № 93-ОЗ уполномоченный орган формирует отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по основаниям, предусмотренным в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Статья 3 Закона Воронежской области от 30 ноября 2005 года № 71-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области» определяет порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма:
п. 5: граждане, принятые на учет, регистрируются в книгах регистрации граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее - книги регистрации).
п. 6: регистрация граждан в зависимости от оснований их принятия на учет производится органом местного самоуправления в книгах регистрации, составляемых отдельно по каждой из следующих категорий граждан:
малоимущие граждане, имеющие право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда;
граждане, имеющие право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
граждане, имеющие право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Воронежской области в соответствии с законодательством Воронежской области;
граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в случаях, установленных действующим законодательством;
иные категории граждан в соответствии с действующим законодательством.
п. 7: при регистрации гражданина в книге регистрации его очередность определяется в зависимости от даты подачи заявления и присвоенного ему регистрационного номера в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
С учетом вышеизложенного административные истцы указывают, что их семья не могла состоять в списке граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, так как была принята на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории многодетная семья, и, следовательно, была зарегистрирована в отдельной книге регистрации; порядковый номер в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области, никак не мог возрастать, а наоборот должен был уменьшаться, так как очередность граждан, состоящих на учете, формируется в хронологическом порядке, исходя из даты постановки на учет, которой является дата подачи заявления. Датой подачи заявления о постановке на учет является 27.10.2010 г.
Таким образом, возрастание порядкового номера в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области с «61» на «1518», является незаконным и препятствует в осуществлении прав и реализации законных интересов истцов.
Принимая во внимание, что возможное удовлетворение заявленного требования о возложении на Департамент социальной защиты Воронежской области обязанности предоставить административным истцам жилое помещение государственного жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма в первоочередном порядке, приведет к возникновению у административного ответчика гражданско-правовой обязанности по предоставлению такого помещения, а также учитывая положения ч. 1 ст. 16.1 КАС РФ и невозможность раздельного рассмотрения правильно заявленного в рамках административного судопроизводства требования о признании незаконными действий по изменению порядкового номера очереди, определением от 25 ноября 2019 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены прокуратура Воронежской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.
В ходе рассмотрения дела в судебном заседании 11.12.2019 г. объявлен перерыв до 24.12.2019 г.
Истец Агаева Б.А.к в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела надлежащим образом извещена, предоставлено заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
В судебном заседании истец Магеррамов Ф.С.о. исковые требования поддержал.
Представитель истца по устному ходатайству Бортников В.А. иск полагал подлежащим удовлетворению, пояснив суду, что как следует из ответа прокуратуры Воронежской области от 10.03.2017 г., по состоянию на 01.03.2017 г. истец, вместе со своей семьей, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории многодетная семья с порядковым номером «61». Согласно ответа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 16.10.2017 г., номер очереди истца в списке нуждающихся в предоставлении жилого помещения составляет «1518». Таким образом, порядковый номер очередников был необоснованно изменен ответчиком в сторону возрастания, что не допускается действующим законодательством. Принимая во внимание, что очередь истца за период с 01.03.2017 г. с номера «61» к настоящему времени подошла, и у него возникло право на получение жилого помещения, а у ответчика возникла обязанность предоставить семье истца жилое помещение государственного жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма в первоочередном порядке, о чем заявлены соответствующие требования, производные от основного по признанию действий незаконными.
Представитель ответчика по доверенности Нурчкова И.Н. иск не признала, в его удовлетворении просила отказать в полном объеме, пояснив, что семья Магеррамова Ф.С.о. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма из государственного жилищного фонда Воронежской области по категории «многодетная семья». В настоящее время номер семьи Магеррамова Ф.С.о. в списке очередников составляет «361». Изменение номера семьи истца в списках нуждающихся в сторону его увеличения не происходило, что подтверждается ведущимися в электронном виде списками отдельных категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, начиная с даты постановки истцов на учет 27.10.2010 г. Из указанных данных видно, что за весь период номер очереди изменялся только в сторону его уменьшения. Прокуратура Воронежской области, а также Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области не являются органами, ведущими данный список граждан. В этой части достоверная информация находится в распоряжении Департамента социальной защиты Воронежской области. Кроме того, положениями действующего законодательства не предусмотрена возможность внеочередного предоставления жилых помещений по данной категории лиц.
В судебном заседании представитель третьего лица прокуратуры Воронежской области по доверенности Харламова К.В. требования полагала не подлежащими удовлетворению, затруднившись сообщить о достоверности полученных сведений о номере семьи истца в списке очередников, указанных в данном ему 10.03.2017 г. ответе. По запрошенным судом наблюдательным производства по заявлениям Магеррамова Ф.С.о. пояснила также, что материалы проверки по обращению истца от 09.02.2017 г. в управлении по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области отсутствуют, по причине их уничтожения в связи с истечением срока хранения.
Третьи лица по делу – Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области о рассмотрении дела судом надлежащим образом извещены, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, об отложении рассмотрения дела не просили, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на жилище. Вместе с тем, данная статья не устанавливает условия и порядок приобретения права пользования тем или иным жилым помещением. Согласно ст. 72 (п. «к» ч. 1) Конституции Российской Федерации такие условия и порядок регламентируются жилищным законодательством. При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 509-О-О, от 24 декабря 2012 года № 2280-О, от 17 июля 2014 года № 1662-О и др.).
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно ст. 1 Закон Воронежской области от 09.10.2007 г. № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют право состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующие категории граждан, в том числе семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, а в случае обучения их по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Как следует из материалов дела, истцы Магеррамов Ф.С. оглы и Агаева Б.А. кызы имеют четверых несовершеннолетних детей: Магеррамов Ф.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Магеррамов Н.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Магеррамова Э.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Магеррамова Э.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Ранее семья истцов проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес> (общежитие), комнаты №№ и 29 на основании договора социального найма, заключенного с Магеррамовым Ф.С.о.
Вступившим в законную силу решением Коминтерновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ договор социального найма жилого помещения по адресу: Воронеж, <адрес>, комнаты №№ и 29 с Магеррамовым Фаиг Солтан оглы расторгнут. Судом также постановлено выселить Магеррамова Фаиг Солтана оглы, Агаеву Бику Агакиши кызы с несовершеннолетними детьми Магеррамовым Фагет Фаиг оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Магеррамовой Наджад Фаиг оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Магеррамовой Элиной Фаиговной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Магеррамовой Эльвиной Фаиговной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения из комнат №№ и 29 общежития по адресу: <адрес> с предоставлением другого благоустроенного помещения, двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 49,8 кв.м. с заключением договора социального найма.
Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области (в настоящее время Департамент социальной защиты Воронежской области) от 09 ноября 2010 г. № 3295/ОД с 27 октября 2010 года истец Магеррамов Ф.С. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма по категории многодетная семья, составом семьи 6 человек (он, жена Агаева Б.А. кызы, сын Магеррамов Ф.Ф. оглы, сын Магеррамов Н.Ф. оглы, дочь Магеррамова Э.Ф. кызы, дочь Магеррамова Э.Ф. кызы.
Согласно положений ст. 2 Закона Воронежской области от 09 октября 2007 года № 93-ОЗ жилые помещения предоставляются по решению исполнительного органа государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с положением о Департаменте социальной защиты Воронежской области, утвержденным постановлением Правительства Воронежской области 23.12.2013 г. № 1132, в функции и услуги Департамента входит ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятие решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма.
Решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Закона Воронежской области, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный указанным решением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Воронежской области от 09 октября 2007 года № 93-ОЗ жилые помещения жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Как следует из пункта 2 указанной статьи гражданам, относящимся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в случае, если данные категории предусмотрены частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что Магеррамов Ф.С.о. вместе со своей семьей принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, он имеет право в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Воронежской области от 09 октября 2007 года № 93-ОЗ, на предоставление ему благоустроенного помещения в порядке очередности.
Согласно положений ст. ст. 56, 57 ГПК РФ обязанность доказывания возложена на стороны.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Статьёй 12 ГПК РФ установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В обоснование заявленных требований, в части признания незаконными действий по изменению порядкового номера семьи в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области с «61» на «1518», истцы ссылаются на полученные по их обращению в прядке Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменные ответы прокуратуры Воронежской области от 10.03.2017 г. исх. № 8-111-2017, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 16.10.2017 г. исх. № 01-21-2395.
Согласно указанных прокуратурой Воронежской области в своем ответе данных, по состоянию на 01.03.2017 г. в соответствии с Законом Воронежской области от 09.10.2007 г. № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» семья Магеррамова Ф.С.о. сохраняет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории многодетная семья с датой подачи заявления 27.10.2010 г. и порядковым номером «61».
Оценивая в этой части доводы истцовой стороны, а также проверяя достоверность указанных в ответе сведений, суд полагает необходимым отметить, что прокуратура Воронежской области не является органом социальной защиты, и не осуществляет ведение реестра граждан, имеющих право на заключение договора социального найма, в соответствии с положениями Закона Воронежской области от 09 октября 2007 года № 93-ОЗ.
В соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо вправе запрашивать, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов.
Как указано в ответе прокуратуры Воронежской области от 10.03.2017 г., данные о порядковом номере семьи Магеррамова Ф.С.о. получены по сведениям Департамента социальной защиты Воронежской области.
Однако, по результатам изучения сформированных прокуратурой Воронежской области по обращению Магеррамова Ф.С.о. наблюдательного производства № 8-111-2017 и надзорного производства № 7-848-2017, судом установлено, что в них отсутствуют какие-либо сведения о номере очереди семьи истца, полученные от Департамента социальной защиты Воронежской области в ходе проводимой по обращению проверки. Так, соответствующий запрос в орган социальной защиты, равно как и полученный по результатам его рассмотрения ответ, в данных производствах не содержатся. На основании каких данный сведения о номере очереди были предоставлены в ответе истцу, представитель прокуратуры ответить затруднилась.
В свою очередь, как следует из представленных ответчиком данных, надлежащим образом заверенных копий ведущегося в электронном виде реестра отдельных категорий граждан, имеющих право на заключение договора социального найма, номер очереди семьи истца составлял по состоянию на: 01.01.2011 г. – 2 686, 01.01.2012 г. – 2 615; 01.01.2013 г. – 2 222; 01.01.2014 г. – 2 045; 01.01.2015 г. – 1 878; 01.01.2016 г. – 1 713; 01.01.2017 г. – 1 518; 01.01.2018 г. – 1 434; 01.01.2019 г. – 370; 01.04.2019 г. – 361.
Из указанного следует, что номер очереди семьи истца, в списке нуждающихся по категории «многодетная семья», в сторону увеличения не изменялся. При этом, указанные данные о номере очереди полностью согласуются с аналогичными данными, указанными в ответе Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 16.10.2017 г. исх. № 01-21-2395, что также указывает на их достоверность.
Иных доказательств, подтверждающих факт нахождения семьи истца в списке нуждающихся под указанным им номером «61», суду не представлено и в материалах дела не содержится.
Поскольку до настоящего момента очередь семьи истца на получение жилого помещения не подошла и составляет № 361, отсутствуют основания для удовлетворения требований о предоставлении жилого помещения в первоочередном порядке в связи с достижением очередности получения жилья.
Кроме того, необходимость перехода к рассмотрению дела судом по правилам гражданского судопроизводства, в связи с заявленным требованием о предоставлении в первоочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, не отменяет обязанности суда по проведению проверки соблюдения сроков обращения в суд с требованиями о признании незаконными действий органа государственной власти.
Так, как следует из материалов дела и пояснений истца, о факте изменения порядкового номера его семьи в списках нуждающихся в «61» на «1518», ему стало известно в 2017 году после получения ответа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 16.10.2017 г. № 01-21-2395. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Магеррамовым Ф.С.о. и Агаевой Б.А.к. пропущен трехмесячный срок, установленный для обращения в суд с требованиями о признании действий незаконными, с момента, когда истцу стало известно о предполагаемом нарушении его прав. Как пояснил в судебном заседании сам Магеррамов Ф.С.о., уважительных причин пропуска срока обращения в суд у него не имеется. Указанное является самостоятельным основанием к отказу в иске как в части требований о признании действий незаконными, так и в части производно заявленных о предоставлении вне очереди жилого помещения.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что действительно для отдельных категорий граждан предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договора социального найма во внеочередном порядке (п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений п. 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Руководствуясь вышеприведенными положениями нормативных актов, суд приходит к выводу, что многодетные семьи, в соответствии с действующим законодательством, не обладают соответствующим правом на внеочередное получение жилья. Таким образом, у истцов отсутствует преимущественное право на внеочередное получение жилого помещения, с учетом чего, в этой части иска также необходимо отказать.
Ссылку истцовой стороны в обоснование заявленных требований на ответ Департамента социальной защиты Воронежской области от 09.02.2016 г. исх. № 82-11/1093, суд не принимает во внимание, поскольку данный ответ содержит указание на право истца на внеочередное представление жилого помещения по категории многодетная семья, что в данном случае противоречит вышеуказанным положениям действующего законодательства, истцы в списке внеочередников не состоят и таким правом в силу закона не наделены. Содержание в указанном ответе не соответствующих действующему законодательству, а также фактическим обстоятельствам сведений, вызывает у суда обоснованные сомнения в достоверности содержащихся в нем данных и в остальной части. В связи с чем, к данному доказательству суд относится критически, как не способному повлиять на существо принимаемого судом решения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Магеррамова Фаига Солтана оглы, Агаевой Бика Агакиши кызы к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконными действий по изменению порядкового номера семьи в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области с «61» на «1518», предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма в первоочередном порядке.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.