УИД номер №номер
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 августа 2021г. г.Костомукша
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Иванов А.В. (186930, г.Костомукша, ул.Ленина, д.9 «а»), с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Степанова Р.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Степанова Р.С., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в г.<данные изъяты>, гражданина РФ, неженатого, имеющего двух несовершеннолетних детей, работающего в ООО «<данные изъяты>» <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего в Республике Карелия, г.Костомукша, ул.<адрес>, д.номер, к административной ответственности не привлекавшегося,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении, Степанов Р.С., проживая по адресу: Республика Карелия, г.Костомукша, ул.<адрес>, д.номер, 14.09.2020 прибыл из Турецкой Республики на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (номер рейса FV 5664) в аэропорт г.Санкт-Петербург, в течении 3 календарных дней не разместил информацию о результатах сдачи теста на COVID-19 методом ПЦР на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывших на территорию Российской Федерации», чем нарушил п.2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019». Тест на COVID-2019 методом ПЦР пройден 14.09.2020, его результаты размещены 20.09.2020.
В суде Степанов Р.С. вину не признал, считает, что свои обязательства по тестированию и размещению его результатов исполнил.
Представитель Управления Роспотребнадзора по РК, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Выслушав привлекаемое лицо, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, введенной в действие в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 10 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Пунктом 3 статьи 31 этого закона предусмотрено, что порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
В соответствии с пп.2.2 п.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения) гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку), предписано в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
По смыслу указанного положения гражданин РФ, прибывающий на территорию РФ воздушным транспортом, в течение трех календарных дней со дня прибытия был обязан как пройти лабораторное исследование, так и разместить информацию о его результатах в ЕПГУ.
Как следует из представленных материалов дела, Степанов Р.С. 12.09.2020 (а не 14.09.2020, как указано в протоколе об административном правонарушении) прибыл из Турецкой Республики на территорию РФ посредством воздушного транспорта в Международный аэропорт г.Санкт-Петербург, 14.09.2020 прошел лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР, результаты которого были готовы 17.09.2020, на следующий день были доставлены Степанову, а 20.09.2020 он разместил их на ЕПГУ.
Основанием для составления в отношении Степанова Р.С. протокола об административном правонарушении послужило то обстоятельство, что он в нарушение пп.2.2 п.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» в течение трех календарных дней со дня прибытия из Турецкой Республики на территорию РФ посредством воздушного транспорта в период осуществления ограничительных мероприятий (карантина) не разместил информацию о результатах лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР на ЕПГУ.
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.07.2021 №17, вступившем в действие с 07.07.2021, п.п.2.2 п.2 постановления №7 от 18.03.2020 изложен в иной редакции, которая возлагает на гражданина обязанность в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию РФ пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР, за исключением случая наличия вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19. Также предусмотрена обязанность по последующему размещению сведений о лабораторном исследовании на ЕПГУ путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию РФ», вместе с тем, срок исполнения данной обязанности не ограничивается.
Поскольку Степанов разместил сведения о лабораторном исследовании до начала рассмотрения дела об административном правонарушении, а тестирование прошел в 3-хдневный срок со дня прибытия в РФ, формально им исполнены обязанности, возложенные на граждан п.п.2.2 п.2 вышеназванного Постановления в его редакции от 02.07.2021. Последующие изменения, внесенные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2021 N 21, возложившие обязанность на граждан по размещению результатов теста на ЕПГУ в течение 4 дней со дня прибытия на территорию РФ, в данном случае не применимы, поскольку административно-правовой режим Степанова не улучшили.
Таким образом, в связи со смягчением требований санитарного законодательства положение лица, которому вменяется совершение правонарушения в рамках настоящего дела, улучшено, и инкриминируемое Степанову Р.С. деяние утратило противоправный характер. Соответственно, за вышеприведенным положением необходимо признать обратную силу.
Указанное согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №3, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17 февраля 2021 года (вопрос 22).
Конституция РФ устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54). На основании ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Положения ч.2 ст.1.7 и п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Следовательно, взаимосвязанные положения ч.2 ст.1.7 и п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ означают, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, независимо от того, что на момент совершения вменяемого деяния указанный закон или его положения являлись действующими.
С учетом изложенного прихожу к выводу, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Степанова Р.С. подлежит прекращению на основании п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Степанова Р.С. прекратить на основании п.5 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья А.В. Иванов