УИД №63RS0030-01-2023-000228-48
производство № 2а-740/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2023 года г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Томиловой М.И.,
при помощнике судьи Мораевой А.В.,
с участием помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Бугайцевой И.В.,
представителя административного истца ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области Силакова И.В. по доверенности,
административного ответчика Старикова В.Н.,
сурдопереводчика Кочетковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Старикова В.Н,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Старикова В.Н. на срок 10 лет со следующим ограничениями: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 06.00 часов, кроме случаев, связанных с работой; обязать явкой не реже 3-х раз в месяц в ОВД по месту жительства и пребывания для регистрации; запретить посещение заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив; запретить выезд за установленные судом пределы территории, без разрешения органов ОВД по месту жительства и пребывания.
В обосновании заявленных требований административный истец сссылается на то, что Стариков В.Н. в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области отбывает наказание по приговору Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17.10.2012г., осужден по ст. 105 ч. 1, ст. 70 УК РФ к 10 годам 10 месяцам лишения свободы с отбыванием в ИК особого режима. Постановлением Зубово-Полянским районным судом Республики Мордовия от 23.03.2022 г. вид режима изменен на строгий.
Наказание отбывает за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве.
Конец срока отбывания наказания наступает 12.05.2023 г.
В судебном заседании административный истец – представитель ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области Силаков И.В. исковое заявление уточнил, просил назначить Старикову В.Н. административный надзор сроком на 8 лет, с учетом прежней редакцией ст.86 УК РФ на основании Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 66-ФЗ, в остальной части исковые требования полностью поддержал.
Административный ответчик Стариков В.Н. исковые требования полностью признал, показал, что после освобождения проследует к месту жительства: г. Ростов-на-Дону, пер. Гуковский, д. 24.
Помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Бугайцева И.В. поддержала заявление начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Старикова В.Н.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ установлено, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Из пункта 2 части 2 статьи 3 Закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ следует, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Частью 1 статьи 4 Закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ определено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (часть 2).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Закона за совершеннолетним лицом, имеющим непогашенную и неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается на срок, определенный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Административный надзор устанавливается в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ).
Материалами дела установлено, что Стариков В.Н. по приговору Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17.10.2012г., осужден по ст. 105 ч. 1, ст. 70 УК РФ к 10 годам 10 месяцам лишения свободы с отбыванием в ИК особого режима. Постановлением Зубово-Полянским районным судом Республики Мордовия от 23.03.2022 г. вид режима изменен на строгий.
В силу ст. 15 УК РФ преступление, за совершение которого Стариков В.Н. отбывает наказание в виде лишения свободы, относится к категории особо тяжких, приговором от 17.10.2012г. в действиях осужденного установлен особо опасный рецидив преступлений.
Учитывая наличие у административного ответчика неснятой и непогашенной судимости за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве, в настоящем случае имеются предусмотренные законом основания (пункт 2 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре) для установления в отношении Старикова В.Н. административного надзора.
При определении срока административного надзора на основании пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ необходимо учитывать, что положения части 3 статьи 86 УК РФ действуют в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 218-ФЗ, вступившего в силу с 3 августа 2013 г.
Согласно части 1 статьи 10 УК РФ уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, устанавливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
С учетом того, что часть 3 статьи 86 УК РФ в действующей редакции не улучшает положение осужденного, при установлении срока погашения судимости за преступления, совершенные до 3 августа 2013 г., необходимо руководствоваться частью 3 статьи 86 УК РФ в редакции Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 66-ФЗ, предусматривающей срок погашения судимости в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Таким образом, административный надзор Старикову В.Н. должен быть установлен на срок 8 лет, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания.
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Из материалов дела следует, что за время отбывания наказания в местах лишения свободы осужденный Стариков В.Н. зарекомендовал себя удовлетворительно, 4 раза допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, было объявлено 3 устных выговора, 1 выговор. 3 устных выговора взыскания погашены временным фактором, 1 взыскание является действующим. За добросовестное отношение к труду 4 раза поощрялся правами начальника ИУ. Состоит на обычных условиях отбывания наказания. Не всегда принимает участие в общественной жизни отряда и колонии. На проводимую с ним работу воспитательного характера реагирует слабо, не делает для себя должные выводы. Внешне опрятен не всегда, соблюдает правила личной гигиены, спальное место содержит в удовлетворительном состоянии. Принимает участие в работах по благоустройству территории ИУ, согласно ст. 106 УИК РФ. В общении с сотрудниками администрации проявляет корректность. Распоряжения и указания представителей администрации исполняет не всегда. Посещает общие собрание осужденных, культурно-массовые мероприятия, отношение к религии удовлетворительное. Взаимоотношения с осужденными стабильные, бесконфликтные. Имеет неполное среднее образование, обучался в ФКПОУ №113 получил свидетельство от 30.04.2021 года «швея второго разряда». На объектах ИУ не трудоустроен. Вину в совершенном преступлении не признал. Исковых обязательств по приговору суда не имеет. Является инвалидов 3 группы пожизненно. Связь с родственниками поддерживает путем переписки.
После освобождения проследует к месту жительства: ....
Разрешая требования административного истца о назначении Старикову В.Н. ограничений, суд учитывает данные о личности осужденного, его характеристику администрацией колонии, и, с учетом характера совершенного Стариковым В.Н. преступления, суд, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ считает необходимым установить Старикову В.Н. следующие ограничения:
-запретить пребывание вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 час. до 06.00 час., кроме случаев, связанных с работой;
- обязать явкой 3 раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
-запретить посещение заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив;
-запретить выезд за пределы Ростовской области, без разрешения органов ОВД по месту жительства и пребывания.
Материалы дела свидетельствуют о том, что до судимости по приговору от 17.10.2012 года, Стариков В.Н. уже привлекался к уголовной ответственности за умышленное преступление против личности по ст. 111, ч. 4 УК РФ, что свидетельствует о необходимости осуществления за ним усиленного контроля во время административного надзора и обуславливает необходимость установления ему именно вышеуказанных ограничений, в количестве выше установленных явок на регистрацию в органы ОВД, что, по убеждению суда, будет способствовать предупреждению совершения административным ответчиком новых преступлений и других правонарушений и оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Необходимость назначения Старикову В.Н. ограничения в виде запрета на посещение заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив, обусловлена тем, что преступление последним было совершено в состоянии алкогольного опьянения.
Данное административное ограничение установлено с целью недопущения совершения Стариковым В.Н. новых преступлений и других правонарушений в состоянии алкогольного опьянения.
Судом установлено, что Стариков В.Н. регистрацию в г. Ростов-на-Дону не имеет, что обуславливает необходимость назначения Старикову В.Н. ограничения в виде запрета на выезд за пределы территории Ростовской области, без разрешения органов ОВД по месту жительства и пребывания.
Доказательств, свидетельствующих о том, что установленные административные ограничения повлекут нарушение прав административного ответчика, последним в соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ, не представлено.
В то же время, административный ответчик в течение всего срока административного надзора не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», а в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона, – с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом РФ от 06.04.2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление начальника Федерального казенного учреждения исправительная колония № 16 УФСИН России по Самарской области – удовлетворить.
Установить в отношении Старикова В.Н административный надзор сроком на 8 лет, со следующими ограничениями:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 час. до 06.00 час., кроме случаев, связанных с работой;
- обязать явкой 3 раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
-запретить посещение заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив.
-запретить выезд за пределы Ростовской области, без разрешения органов ОВД по месту жительства и пребывания.
Срок административного надзора необходимо исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Разъяснить осужденному, что неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства в определенный судом срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по ст.314.1 УК РФ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.02.2023 г.
Судья Томилова М.И.