РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года Самарский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Бреенковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Андропова С.М к ФГКУ «Военный комиссариат <адрес>» о нарушении пенсионного права,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» о нарушении пенсионного права, указав на то, что он, Андропов С.М., является подполковником запаса. Истец проходил службу в Вооруженных Силах ФИО4 и РФ. ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа (по личному составу) командующего ВВС Приволжского военного округа №, истец назначен с летной воинской должности «Командир вертолетной эскадрильи» на нелетную должность и с меньшим должностным окладом «Старший помощник оперативного дежурного 1056 КП ВВС округа».
В пояснении к п. 9 вышеназванного приказа не указано основание назначения на должность «Старший помощник оперативного дежурного 1056 КП ВВС округа», в нарушение ч. 4 ст. 30 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом ВС ФИО4, утвержденного постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно архивной справке филиала Центрального архива Министерства Обороны оклад истца равнялся 200 рублей, что в настоящее время соответствует 24 тарифному разряду, оклад при занимании должности был равен 190 рублям, что соответствует в настоящее время 23 тарифному разряду. Указанными обстоятельствами истец доказывает факт перевода его на нижестоящую должность с меньшим окладом.
Между тем, пункт «д» ст. 30 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил ФИО4, утвержденным постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривал, что офицер мог быть назначен на низшую должность с личного согласия, при этом, основанием назначения должно указываться - «по возрасту».
Истец полагает, что такое нарушение, как отсутствие в приказе основания назначения на должность, привело к нарушению его права на получении пенсии, исходя из предыдущего оклада по должности «Командир вертолетной эскадрильи».
В обоснование своей позиции истец ссылается на ч. 2 пп. «а» п. 60 Постановления СМ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому, истец как офицер летного состава, переведенный непосредственно с летной должности на должность с меньшим должностным окладом «по возрасту», имел бы право на исчисление пенсии после увольнения исходя из должностного оклада по предыдущей должности, так как на момент перевода Андропов С.М. имел выслугу свыше 32 лет.
На основании заявления Андропов С.М., обратился к начальнику управления кадров ЦВО для внесения изменения в ранее изданный приказ с изложением в новой редакции основания назначения в части, касающейся «Назначается на должность с меньшим должностным окладом по возрасту с сохранением права на исчисление пенсии, в соответствии с постановлением СМ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №».
Однако начальник управления кадров ЦВО указал на отсутствие оснований для внесения заявленных изменений.
На основании изложенного Андропов С.М., просил суд признать его право на исчисление пенсии из предыдущего летного оклада по воинской должности «Командир вертолетной эскадрильи», возложить на ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» обязанность обратиться в Министерство обороны РФ с ходатайством о внесении в Приказ командующего ВВС ПриВО от ДД.ММ.ГГГГ № изменений с изложением в новой редакции основания назначения в части, касающейся назначения на должность с меньшим должностным окладом по возрасту с сохранением права на исчисление пенсии, в соответствии с постановлением СМ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №. Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» в его пользу судебные расходы на оплату доверенности в размере 980 рублей, расходы на услуги представителя в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца Чернышев Ю.С., действующий по доверенности, просил суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» ФИО8, ФИО9 действующие на основании доверенности, возражали относительно удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в представленных суду письменных возражениях.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, истец проходил военную службу в Вооруженных Силах ФИО4 и РФ.
В период службы, приказом Командующего военно-воздушными силами на территории Приволжского военного округа (по личному составу) от 028 от ДД.ММ.ГГГГ Андропов С.М., бывший командир вертолетной эскадрильи Ми -24 119 отдельного вертолетного полка военно-воздушных сил Прикарпатского военного округа был назначен страшим помощником оперативного дежурного 1056 командного пункта военно-воздушных сил округа
Приказом командующего ВВС № от ДД.ММ.ГГГГ Андропов С.М. уволен с действительной военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказом от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части.
С 1998 года истец является получателем пенсии в соответствии с законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
ДД.ММ.ГГГГ, а затем ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обороны РФ изданы указания № и № (л.д. 27), согласно п. п. 1, 3 которого: назначение офицеров на воинские должности, предусмотренные абзацем вторым подпункта "а" пункта 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, производить в соответствии с пунктом 17 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на основании рапортов военнослужащих приказами по личному составу командиров (начальников), которым предоставлено право осуществлять назначение на соответствующие воинские должности, с оформлением необходимых пояснений к пунктам приказов. Копии приказов приобщать в личные дела военнослужащих (п. 1).
Внесение изменений в ранее изданные приказы о перемещении офицеров в порядке, указанном в пункте 1 настоящих указаний, производить с ДД.ММ.ГГГГ - даты вступления в силу постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а в приказы, изданные до ДД.ММ.ГГГГ - только офицеров в воинском звании "полковник", ему равном и выше, переведенных по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее 3-х лет и имевших ко дню перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, на основании рапортов военнослужащих (п. 3).
На основании заявления в 2014 г. Андропов С.М. обратился к начальнику управления кадров ЦВО для внесения изменения в ранее изданный приказ с изложением в новой редакции основания назначения в части, касающейся «Назначается на должность с меньшим должностным окладом по возрасту с сохранением права на исчисление пенсии, в соответствии с постановлением СМ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №».
Однако Управлением кадров Центрального военного округа указано на отсутствие оснований для внесения заявленных изменений.
Решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании действий должностных лиц ЦВО и возложении на командующего ЦВО обязанности о возбуждении ходатайства и направлении представления для внесения изменения в ранее изданный приказ командующего ВВС ПВО от ДД.ММ.ГГГГ № с изложением в новой редакции основания назначения в части, касающейся назначения на должность с меньшим должностным окладом денежного содержания по возрасту с сохранением права на исчисление пенсии в соответствии с Постановлением СМ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № – отказано.
Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" определяет условия и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.
Согласно ст. 43 названного Закона пенсии военнослужащим, назначаемые по его нормам, исчисляются из оклада по должности, воинскому или специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода.
Основанием для исчисления пенсии в указанном порядке является выписка из приказа (копия приказа) по личному составу о перемещении офицера по соответствующим причинам, которая приобщается в их личные дела. При этом в пояснениях ("боковиках") данных приказов должно быть оговорено о сохранении права офицера при последующем увольнении с военной службы на исчисление пенсии из оклада по воинской должности, которую он занимал до перевода или перемещения, указываются тарифный разряд и оклад по этой воинской должности, а также делается ссылка на Постановление Правительства Российской Федерации, установившее такой порядок исчисления пенсии.
Согласно абзацу 2 подпункта "а" пункта 60 Положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей", утвержденного постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 986, действовавшего на период назначения Андропова С.М. на другую должность, лицам офицерского состава, переведенным по состоянию здоровья или по возрасту непосредственно с летной работы на должности с меньшим окладом денежного содержания, которые на день перевода имели право на пенсию по выслуге, в последующем, при увольнении с действительной военной службы, пенсии могут исчисляться из оклада денежного содержания по должности, занимаемой до указанного перевода, и оклада по воинскому званию на день увольнения. С соблюдением указанных условий могут также исчисляться пенсии лицам офицерского состава в званиях полковника, ему соответствующем и выше, переведенным после ДД.ММ.ГГГГ в интересах службы в установленном порядке по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим окладом денежного содержания, имевшим ко дню перевода право на пенсию за выслугу лет.
В силу п. 12 названного Положения, утвержденного постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 986, за лицами офицерского состава, которые после ДД.ММ.ГГГГ по состоянию здоровья или возрасту переведены непосредственно с летной работы на другие должности и на день перевода имели право на пенсию за выслугу лет от 20 до 25 лет, в последующем, при увольнении с действительной военной службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, право на эту пенсию сохраняется независимо от возраста на день увольнения.
Из материалов дела следует, что приказом командующего ВВС Приволжского военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ, истец был назначен на нелетную должность с меньшим должностным окладом (л.д. 4, 20, 21) и на момент перемещения имел выслугу: календарная - 15 лет 3 месяца; льготная - 30 лет.
В связи с этим истец полагает, что при издании приказа основанием его перемещения следовало указать "по возрасту", что требует внесения соответствующих изменений в боковик приказа с указанием о сохранении за ним права на исчисление пенсии из оклада по прежней летной должности.
Суд не принимает данные доводы во внимание.
Согласно материалам дела истец был переведен из Прикарпатского военного округа в другой Приволжский военный округ с личного согласия. На момент перевода возраст Андропова С.М. составлял 33 года.
С приказом Андропов С.М.. был ознакомлен своевременно, его законность в установленном законом порядке в период службы не оспаривал.
При этом, подпункт "д" пункта 30 "Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных сил ФИО4", утвержденного постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 240, предусматривал возможность перемещения лиц офицерского состава с высших должностей на низшие как "по возрасту", так и "по семейным обстоятельствам" - с согласия военнослужащего.
Вместе с тем, право на исчисление пенсии из оклада денежного содержания по должности, занимаемой до перевода, законодатель установил только для офицеров, перемещение которых имело место "по возрасту" либо "по состоянию здоровья".
Согласно п. 6 "Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных сил ФИО4", утвержденного постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 240, в соответствии с законом ФИО4 «О всеобщей воинской обязанности» лица офицерского состава Вооруженных сил ФИО4 состоят на действительной военной службе до следующих предельных возрастов: младшие лейтенанты, лейтенанты, старшие лейтенанты и капитаны – 40 лет, майоры и подполковники – 45 лет, полковники – 50 лет, генерал-майоры и генерал-лейтенанты – 55 лет, генерал-полковники – 60 лет.
Доказательств того, что перевод Андропова С.М., который имел звание подполковника, и на день перевода его возраст составлял 33 года, на должность с меньшим должностным окладом имел место по возрасту либо состоянию здоровья истца, суду не представлено, поэтому данное перемещение могло быть произведено и по семейным обстоятельствам.
Доводы истца о том, что на момент перевода у него имелась выслуга (в льготном исчислении), дающая право на пенсию за выслугу лет, не свидетельствует о наличии оснований для формулировки его перевода «по возрасту», поскольку законодатель указал предельный возраст нахождения на действительной службе в звании подполковника, по достижении которого перемещение с летной работы на должность с меньшим должностным окладом имело бы место по возрасту.
Кроме того, согласно указаниям ФИО3 обороны Российской Федерации «По вопросу составления боковиков приказов по личному составу» от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № к числу лиц, перемещенных на низшую должность «по возрасту» отнесены офицеры, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении, что также не относится рассматриваемому случаю. К тому же в данных директивах ФИО3 обороны РФ предусмотрено оформление приказом ФИО3 обороны льготного "боковика" (пояснения) к приказам о перемещении по службе офицеров по состоянию здоровья или по возрасту до ДД.ММ.ГГГГ - только в отношении военнослужащих в воинском звании «полковник», ему равном и выше.
Учитывая, что продолжительность военной службы Андропова С.М., имевшего на день перемещения (ДД.ММ.ГГГГ) звание подполковника и достигшего 33- летнего возраста, в календарном исчислении составляла менее 20 лет (15 лет 3 месяца), суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании права за Андроповым С.М. на исчислении пенсии из предыдущего летного оклада по воинской должности, возложении обязанности совершить действия по восстановлению нарушенного права на пенсию.
Между тем, вопреки доводам представителя истца ответчиком не оспаривается наличие права ФИО2 на пенсию за выслугу лет на момент перемещения на должность с меньшим окладом, между тем данная пенсия могла быть назначена ему в соответствии с п. 72 Положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей", утвержденного постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 986, только с момента увольнения с действительной военной службы, однако истец данным правом не воспользовался.
Принимая во внимание, что в удовлетворении требований Андропова С.М. отказано, то оснований для возмещения понесенных им судебных расходов в силу ст. 96 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Андропова С.М к ФГКУ «Военный комиссариат <адрес>» о признании права на исчислении пенсии из предыдущего летного оклада по воинской должности, возложении обязанности совершить действия по восстановлению нарушенного права на пенсию - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Коваленко О.П.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.