Дело №2-322/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
посёлок Пряжа 27 августа 2014 года
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
с участием истца Свинарева С.Л.,
представителя ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пряжинском районе Республики Карелия Суховой Е.Н.,
при секретаре Арефьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свинарева С. Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пряжинском районе Республики Карелия о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что Свинарев С.Л. родился ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в день своего 55-летия, обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пряжинском районе Республики Карелия с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости. По результатам рассмотрения заявления Свинарева С.Л. ответчик отказал тому в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по мотивам отсутствия необходимого для этого стажа работы в районах Крайнего Севера или в приравненных к нему местностях. Ответчик не засчитал в стаж работы истца в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, ряд периодов трудовой деятельности истца. Из не включенных в такой стаж периодов истец не согласен с периодом работы в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ввиду отсутствия начисления страховых взносов) и у ИП Стародуб Е.С. (индивидуальные сведения на лицевом счете застрахованного лица без МКС). На основании изложенных в исковом заявлении обстоятельств просит суд признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из стажа спорных периодов работы, включить указанные периоды в стаж работы в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностям, обязать ответчика назначить ему пенсию с ДД.ММ.ГГГГ
В отзыве на исковое заявление ответчик обоснованность исковых требований не признал. Указывает, что в период работы истца в ТОО «Кристина» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предприятием не начислялись и не уплачивались страховые взносы, а потому оснований для включения такого периода в трудовой стаж на основании перечисленных в отзыве нормативных положений не имеется. Согласно выписке из лицевого индивидуального счета истца за период работы у индивидуального предпринимателя <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в индивидуальных сведениях отсутствует параметр «территориальные условия труда», то есть работодатель не подтверждает работу истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Работодатель <данные изъяты> снята с учета 30.09.2012, органам Пенсионного фонда не дано право корректировать индивидуальные сведения по ликвидированным (закрытым) предприятиям. На основании изложенных в отзыве соображений просит отказать Свинареву С.Л. в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании Свинарев С.Л. поддержал исковые требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении. Уточнил, что просит суд обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ оставив на усмотрение суда периоды работы, подлежащие включению в его специальный трудовой стаж.
Представитель ответчика Сухова Е.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержав позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление.
Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №173-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Свинарев С.Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., достигнув 55-летнего возраста, обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости, в чем ему было отказано. Ответчик, полагая достаточным страховой стаж истца для назначения трудовой пенсии, вместе с тем посчитал, что стаж работы истца в районах Крайнего Севера составляет 14 лет 05 месяцев и 28 дней (при требуемом стаже 15 лет, л.д. 6) или, в пересчете на период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 19 лет 3 месяца и 25 дней (л. 15 отказного дела) при требуемом стаже 20 лет. В связи с отсутствием необходимого размера специального трудового стажа истца, ответчик отказал Свинареву С.Л. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Истец полагает, что ответчиком необоснованно отказано во включении в специальный стаж периодов работы в <данные изъяты> и у индивидуального предпринимателя <данные изъяты>
В силу статьи 2 Федерального закона №173-ФЗ страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 3 Закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Федерального закона №173-ФЗ).
При этом приведенная норма пункта 1 статьи 10 Федерального закона №173-ФЗ Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года №9-П признана несоответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она позволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Оценивая правомерность требований Свинарева С.Л. в части включения в специальный стаж его трудовой деятельности периода работы в <данные изъяты> суд исходит из следующего.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года №555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года №258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».
Согласно пункту 6 первого из указанных подзаконных нормативных правовых актов основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
В соответствии с пунктами 1, 6, 13 и 18 постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06 сентября 1973 года №656 «О трудовых книжках рабочих и служащих», действовавшего в спорный период, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих. В трудовую книжку вносятся сведения о работе: прием на работу, перевод на другую работу, увольнение. При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, в учреждении, организации, заверяются подписью руководителя предприятия, учреждения, организации или специально уполномоченного им лица и печатью. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации.
Как следует из записей в трудовой книжке истца (л.д. 9), он ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в качестве управляющего <данные изъяты> откуда уволен ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию.
Трудовая книжка истца каких-либо исправлений либо неполных записей не содержит, записи работодателя о приеме и увольнении внесены на основании соответствующих приказов, заверены печатью юридического лица и подписью Свинарева С.Л. как руководителя <данные изъяты>
Помимо записей в трудовой книжке истца, факт его работы в <данные изъяты> подтверждается показаниями свидетелей <данные изъяты> и <данные изъяты> работавшими вместе с истцом, о чем свидетельствуют записи в трудовых книжках указанных свидетелей.
Принципиальная допустимость возможности подтверждения периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании показаний двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, следует из пункта 29 упомянутых выше Правил и пункта 12 вышеуказанного Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации.
Как следует из письма МИФНС России №10 по Республике Карелия от 19 августа 2014 года, <данные изъяты> была зарегистрирована в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании чего суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчика включить в специальный стаж трудовой деятельности истца именно этот период. Суд учитывает, что включение указанного периода в специальный стаж работы является достаточным основанием для удовлетворения основного требования Свинарева С.Л. – о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ
При этом не может быть принят во внимание довод ответчика о том, что <данные изъяты> не начисляло и не уплачивало страховые взносы. Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в пункте 9 Постановления «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», невыполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Из трудовой книжки истца и показаний следует, что <данные изъяты> находилось и осуществляло свою деятельность в поселке Пряжа, а Пряжинский район Республики Карелия относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 1993 года №2226).
Таким образом, суд полагает необходимым обязать ответчика включить первый из спорных периодов а стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Требования о включении в специальный стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд также находит обоснованными.
Из трудовой книжки истца (л.д. 9) следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Свинарев С.Л. работал заведующим пекарни у индивидуального предпринимателя <данные изъяты> Из указанного времени трудовой деятельности период продолжительностью 6 месяцев и 16 дней – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – ответчиком не учтены как стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера ввиду отсутствия индивидуальных сведений на лицевом счете застрахованного лица (л.д. 6, л. 12 отказного дела). При этом иные периоды работы истца у того же работодателя ответчиком учтены как стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в бесспорном порядке.
Факт работы истца в спорный период у индивидуального предпринимателя <данные изъяты> в спорный период подтверждается трудовой книжкой истца, показаниями свидетелей и ответчиком фактически не оспаривается. Причины, по которым сведения индивидуального (персонифицированного) учета не содержат указания на осуществление истцом в спорный период трудовой деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в судебном заседании не установлены.
Согласно пункту 34 вышеупомянутых Правил после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно части 1 статьи 8, части 1 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, из которых он уплачивает страховые взносы. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.
Таким образом, на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем (в данном случае – ИП <данные изъяты> своих обязательств по предоставлению достоверных сведений о трудовом стаже и особых условиях труда, если таковое ненадлежащее исполнение обязательств и имело место в рассматриваемом случае.
С учетом изложенных выше соображений, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
При включении спорных периодов в специальный трудовой стаж истца, размер такого стажа превышает установленный пунктом 6 части 1 статьи 28 Федерального закона №173-ФЗ 20-летний стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (с учетом уже включенных в такой стаж ответчиком 19 годах, 3 месяцев и 25 днях), в силу чего право на назначении трудовой пенсии истца возникает с момента достижения тем 55-летнего возраста.
Из пункта 1 статьи 19 Федерального закона №173-ФЗ следует, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Свинарев С.Л. родился ДД.ММ.ГГГГ, возраста 55 лет достиг ДД.ММ.ГГГГ, в тот же день обратился с соответствующим заявлением к ответчику, необходимый трудовой стаж для назначения пенсии у него имелся, следовательно, право на назначение пенсии у истца возникло с ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, суд находит основания для обязания ответчика включить спорные периоды в стаж работы истца в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, и для обязания назначить тому трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пряжинском районе Республики Карелия включить Свинареву С. Л. в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пряжинском районе Республики Карелия назначить Свинареву С. Л. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пряжинском районе Республики Карелия в пользу Свинарева С. Л. государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение по делу составлено 01 сентября 2014 года