Дело № 5-229/2019
11RS0010-01-2019-001354-33
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Сыктывкар **.**.**
Судья Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми Баудер Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре **.**.** дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кузнецовой Ольги Васильевны, **.**.**
установил:
**.**.** инспектором отделения по обслуживанию территории ОП №2 отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Сыктывкару в отношении Кузнецовой Ольги Васильевны, занимающей должность специалиста по организации труда ООО «ПРОМТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ», составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что в установленный законодательством срок должностное лицо не подало в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, уведомление о заключении трудового договора с гражданином Казахстана Асановым Галымом Орынбасаровичем.
По делу проведено административное расследование.
Протокол об административном правонарушении направлен для рассмотрения в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми.
В судебное заседание Кузнецова О.В. при надлежащем извещении не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, направила своего защитника.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, на основании ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании Пьянова Н.Н., действующая в интересах Кузнецовой О.В. на основании доверенности, не оспаривала факт совершения административного правонарушения, указала на признание Кузнецовой О.В. вины в совершении административного правонарушения в полном объеме. Просила при вынесении постановления учесть, что административное правонарушение совершено Кузнецовой О.В. впервые, не повлекло имущественного ущерба, не причинило вреда жизни и здоровью людей. С учетом затруднительного имущественного положения лица, привлекаемого к административной ответственности, просила назначить наказание в виде предупреждения. Кроме того, просила учесть положения Кодекса РФ об административных правонарушениях о возможности назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель отделения по обслуживанию территории ОП №2 отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Сыктывкару Стибенюк О.Н. подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, вопрос о назначении наказания оставила на усмотрение суда.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Согласно ч. 1 Примечания к ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Пункт 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ определяет, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере является Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 10.01.2018 № 11 утверждены формы и порядок уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Согласно статье 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного проступка предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Согласно части 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ч. 3 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Из протокола об административном правонарушении №... от **.**.** следует, что **.**.** в ... в отделении по обслуживанию территории ОП № 2 отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Сыктывкару, расположенном по адресу ... в рамках административного расследования установлено, что **.**.** в отделение по обслуживанию территории ОП №2 отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Сыктывкару обратился гражданин Казахстана Асанов Галым Орынбасарович, **.**.** года рождения, по вопросу постановки его на миграционный учет. Установлено, что гражданин Казахстана Асанов Галым Орынбасарович пребывает на территории Российской Федерации с **.**.** без постановки на учет, а также осуществляет трудовую деятельность, а именно строительно-монтажные работы на территории АО «Монди СЛПК» с **.**.**, по трудовому договору, заключенному **.**.** в г.Санкт-Петербург с ООО «ПРОМТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ». При проверке информационных ресурсов установлено, что отсутствуют данные об уведомлении территориального органа исполнительной власти в сфере миграции о заключении трудового договора между ООО «ПРОМТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ» и гражданином Казахстана Асановым Г.О.
По данному факту постановлением судьи Эжвинского районного суда г.Сыктывкара от **.**.** по делу №... ООО «ПРОМТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Согласно постановлению в ходе рассмотрения дела судьей установлено, что **.**.** между ООО «ПРОМТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ» и гражданином Республики Казахстан Асановым Г.О. заключен трудовой договор (контракт) №..., по которому Асанов Г.О. принят на работу в должности ... с **.**.**. Вместе с тем, в нарушение положений п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ ООО «ПРОМТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ» не уведомило соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о заключении трудового договора с иностранным гражданином.
Материалами дела подтверждается, что Кузнецова О.В. работает в ООО «ПРОМТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ» в должности специалиста по организации труда.
Приказом ООО «ПРОМТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ» №... от **.**.** Кузнецова О.В. назначена лицом, ответственным за исполнение миграционного законодательства.
Из должностной инструкции специалиста по организации труда ООО «ПРОМТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ» следует, что в обязанности работника, занимающего данную должность, входит, в том числе: знать процедуру оформления на работу иностранных граждан; ведение процедуры оформления на работу иностранных граждан, включая направление уведомлений о заключении (расторжении) трудовых договоров с иностранными гражданами.
Факт заключения трудового договора между ООО «ПРОМТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ» и иностранным гражданином нашел подтверждение в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, в нарушение п. 8 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Кузнецова О.В., занимающая должность специалиста по организации труда ООО «ПРОМТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ», назначенная работодателем лицом, ответственным за исполнение миграционного законодательства, не направила в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции, - УМВД России по г.Сыктывкару, уведомление о заключении трудового договора с гражданином Казахстана Асановым Г.О. в срок, не превышающий 3-х рабочих дней с даты заключения трудового договора.
Факт совершения Кузнецовой О.В. административного правонарушения и ее вина подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которые получены в установленном законом порядке, приняты судьей в соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Кузнецовой О.В. не представлено доказательств отсутствия у нее реальной возможности для исполнения ненадлежащим образом своих служебных обязанностей и соблюдения миграционного законодательства.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влекущих прекращение производства по делу, не имеется. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истек.
Наличие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Санкция части 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2).
В соответствии с ч. 2.2 приведенной статьи при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 2.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, с учетом требований ст. 3.1 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности назначить Кузнецовой О.В. наказание по правилам ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 18000 рублей.
Вопреки доводам защитника оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение судья не усматривает.
Так, согласно ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ч.1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч. 2). В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса (ч. 3).
В соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, из буквального толкования положений приведенных норм следует, что замена административного наказания в виде штрафа на предупреждение является правом, а не обязанностью суда.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать Кузнецову Ольгу Васильевну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 18000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: №...
№...
За неуплату административного штрафа в установленный срок предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.В.Баудер