РЕШЕНИЕ № 2-587/2020
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 09 июня 2020 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
судьи Емельяновой Н.В.,
с участием прокурора Татаринова С.Г.,
при секретаре Клемешовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотаревой Елены Николаевны и Золотарева Павла Анатольевича, действующих в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Управлению здравоохранения Тамбовской области о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, *** года рождения, является ребенком-инвалидом в связи с имеющимся у него заболеванием – «***», инвалидность установлена на срок до 01.11.2034г.
Решением врачебной комиссии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения ребенок ФИО1, *** года рождения, по жизненным показаниям нуждается в лечении препаратом ***.
16.08.2019г. лекарственный препарат с торговым названием *** в форме раствора для интратекального введения, Компании Биоген Айдек Лимитед (Великобритания), зарегистрирован на территории Российской Федерации в государственном реестре лекарственных средств под регистрационным номером ***.
12.07.2019г. Золотаревы Елена Николаевна и Павел Анатольевич обратились в Ленинский районный суд г.Тамбова с исковыми требованиями к Управлению Здравоохранения Тамбовской области об обеспечении их ребенка-инвалида лекарственным препаратом.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 20.09.2019, вступившим в законную силу 30.10.2019 на Управление здравоохранения Тамбовской области возложена обязанность обеспечить ФИО1, *** года рождения, необходимым лекарственным препаратом ***), производимого компанией Биоген Айдек Лимитед (Великобритания), в полном объеме по жизненным показаниям и в дозировке в соответствии с решением консилиума врачебной комиссии Обособленного структурного подразделения Научно-исследовательского клинического института педиатрии имени Академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ имени Н.И. Пирогова Минздрава России от 22 августа 2019 года, постоянно, до отмены указанного препарата.
Решение суда в данной части обращено к немедленному исполнению.
В удовлетворении исковых требований Золотаревой Е.Н. и Золотарева П.А. к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Российской Федерации об обеспечении ребенка-инвалида лекарственным препаратом – отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 30.10.2019 решение Ленинского районного суда г. Тамбова оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления здравоохранения Тамбовской области- без удовлетворения.
03.02.2020 Золотарева Е.Н. и Золотарев П.А., действующие в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратились в суд с иском к Управлению здравоохранения Тамбовской области о компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований с учетом уточнений от 22.05.2020 указали, что начиная с 13.03.2019 обращались в Управление здравоохранения области с просьбой осуществить закупку необходимого по жизненным показателям для их ребенка препарата «***». Бездействие Управления, выразившееся в уклонении от обращения в Министерство здравоохранения по обеспечению их ребенка данным препаратом, проведение процедуры его закупки, привело Золотаревых к необходимости обратиться в суд с иском о понуждении к обеспечению их ребенка препаратом «***». При разрешении данного спора было установлено, что именно Управление здравоохранения области является органом исполнительной власти, уполномоченным на обеспечение ФИО1 жизненно необходимым лекарственным препаратом. В результате процедура закупки была осуществлена только в декабре 2019 года. Указывают, что бездействие ответчика в период с марта по декабрь 2019 года привело к ухудшению состояния здоровья их ребенка, в связи с чем просит взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда ему 3000000 руб.
В судебное заседание истцы не явились, о дне рассмотрения дела извещены, причина неявки суду неизвестна, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие, с участием представителя Золотаревой Е.Н. по доверенности-Барсуковой Е.В.
В судебном заседании представитель Золотаревой Е.Н. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, аналогичным тем, что изложены в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что сумма в 3000 000 руб. является необходимой для последующей реабилитации ребенка. Обратила внимание суда на то, что полномочия именно Управления здравоохранения по обеспечению ребенка Золотаревых жизненно важным препаратом установлены вступившим в законную силу решением суда, которое в силу ст. 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение для разрешения настоящего спора. Неисполнение ответчиком своевременно обязанностей, возложенных законом, свидетельствует об их виновном бездействии, длящемся с начала первого обращения Золотаревых с просьбой обеспечить лекарственным препаратом, то есть с 13.03.2019 и до даты поставки препарата, то есть до декабря 2019. Полагает, что вины истцов в том, что возможно при первоначальном обращении в заключении консилиума не имелось данных о том, что препарат назначается по жизненным показаниям, нет. Золотаревы не должны нести ответственности за недостатки в оформлении медицинских документов. Указывает, что за указанный период времени состояние здоровья ребенка ухудшилось, однако и сам по себе факт несвоевременного его обеспечения жизненно необходимым лекарственным препаратом является достаточным основанием для взыскания с ответчика компенсации морального вреда, поскольку нарушает конституционные права ребенка на жизнь и охрану здоровья.
Будучи ранее допрошенным в судебном заседании Золотарев П.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по аналогичным основаниям. Дополнительно суду пояснил, что состояние здоровья ребенка за период 2018-2019 годы сильно ухудшилось. Если при первоначальном его обследовании в институте в г. С.-Петербург, он еще сидел, то при поступлении в институт им. Вельтищева Ю.Е., он уже находился в тяжелом состоянии, болезнь прогрессировала, в период лечение он неоднократно попадал в реанимационное отделение. На его взгляд с применением препарата «***» состояние здоровья его ребенка улудшилось, он даже наблюдал, как некоторое время он дышал без помощи препарата ЭВЛ, стал шевелить пальчиками.
Представитель ответчика по доверенности в судебном заседании просила заявленные исковые требования оставить без удовлетворения. В обоснование своих возражений указала, что являясь распорядителем бюджетных средств Управление здравоохранения действует только в рамках полномочий, возложенных на него законом и нормативно-правовыми актами. Бюджетные средства на обеспечение больных детей лекарственными препаратами Управление может расходовать только при условии, что они предусмотрены федеральными либо региональными программами, либо имеются иные предусмотренные законом основаниям. До вынесения решения суда от 20.09.2019 такие полномочия у Управления отсутствовали.
Кроме того Управление никогда не бездействовало в вопросе обеспечения ФИО1 лекарственным препаратом «***». Так при первоначальном обращении истцов с заявлением о закупке препарата, к их обращению было приложено решение консилиума врачей Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, в котором не содержалось указание на то, что данный препарат ребенку прописывается по жизненным показаниям. На данные нарушения Золотаревым было указано в ответе Управления от 11.04.2019. Откорректированное заключение консилиума врачей в их адрес было представлено уже после того как ребенок ФИО1 поступил на стационарное лечение в Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова. У данного института есть полномочия для проведения лечения запрашиваемым препаратом *** Более того, лечение препаратом *** проводится только стационарно, а у Управления полномочия по приобретению лекарственных препаратов только для амбулаторного лечения. Обратили внимание, что заболевание *** не включено в Список жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012г. №403. Также данное заболевание не включено в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2018г. №1506 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». В связи с этим они предпринимали попытки по включению ФИО1 в программу раннего доступа для терапии препаратом ***. Однако управлению в обеспечении лечения ФИО5 в рамках данной программы было отказано, поскольку он не подходил для такого лечения по медицинским показателям. Полагает, что Управление выполнило все возложенные на него законодательством полномочия и предприняло все возможные способы для обеспечения ребенка лекарственным препаратом, в связи с чем не допустило незаконного бездействия по отношению к нему.
Кроме того, с момента вынесения решения судом 20.09.2019 Управление осуществило процедуру закупок препарата, обратившись 08.10.2019 за получением коммерческих предложений для определения начальной максимальной цены контракта и по получении этих предложений разместив аукционную документацию на их закупку. Эти действия проводились и в период апелляционного обжалования решения суда от 20.09.2019. Отсутствие виновного бездействия управления в данный период подтверждается вступившими в законную силу судебными актами, которыми отменены наложенные в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем взыскания.
Указывает, что объективных данных, свидетельствующих о том, что начало лечения ФИО1 препаратом «***» как-либо отразилось на состоянии его здоровья в материалах дела нет. Ребенок по медицинским показателям как ранее, так и в настоящее время является тяжело больным. Заболевание носит генетический характер, осложнено сопутствующими болезнями, в связи с чем довод представителя истцов о том, что несвоевременное введение ему лекарственного препарата повлияло на ухудшение состояния здоровья несостоятелен.
Выслушав участников процесса, прокурора, полагавшего, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Организация Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Согласно Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г. (далее - Конвенция о правах ребёнка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990г.), государства-участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка (статья6 Конвенции о правах ребёнка).
Государства-участники признают право ребёнка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребёнок не был лишён своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи24 Конвенции о правах ребёнка).
Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты а и b пункта 2 статьи24 Конвенции о правах ребёнка).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006г., вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012г.; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объёме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребёнка (пункт "g" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребёнка (пункты 1, 2 статьи7 данной конвенции).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья18 Конституции Российской Федерации).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи4 Федерального закона от 24 июля 1998г. N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации").
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО1, *** года рождения, уроженец ***, проживающий по адресу: ***, р.***, является инвалидом по категории «ребенок-инвалид», что подтверждается справкой ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России Бюро МСЭ №4 серии МСЭ-2016 *** от 05.06.2018г., инвалидность установлена повторно сроком до 01.11.2034г.(Т.1 л.д.47).
Истцы Золотарева Е.Н. и Золотарев П.А. являются родителями ребенка ФИО1, *** года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии ***Т.1 л.д.39).
Из представленных документов следует, что ребенку ФИО1 подтвержден диагноз, обусловленный редким заболеванием, приводящим к сокращению продолжительности жизни, а именно «***».
Так, консилиумом врачебной комиссии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения (без числа) ребенок ФИО1, *** года рождения, по жизненным показаниям нуждается в лечении препаратом ***), в качестве этиопатогенетической терапии. При этом указано, что аналогов этиопатогенетического лечения для детей со *** на территории Российской Федерации не представлено (Т.2 л.д. 28-31). При этом ребенку установлен следующий диагноз: ***
Решением протокола консилиума врачей Научно-исследовательского клинического института педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова №125/2 от 12.07.2019г. разрешен к индивидуальному ввозу и применению не зарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат «***» для оказания медицинской помощи пациенту ФИО1 по жизненным показаниям (Т.1 л.д.43-45).
После длительных обращений в различны федеральные органы исполнительной власти с просьбой обеспечить их ребенка препаратом ***, 13.03.2019 Е.Н. Золотарева впервые обратилась к начальнику Управления здравоохранения Тамбовской области с заявлением о предоставлении ее сыну ФИО1 средства «***», признанного необходимым ему по жизненным показателям. (Том 1 л/д 220).
11.04.2019 на данное обращение Управление здравоохранения направило ответ (Том 1 л/д 218), из содержания которого усматривается, что обеспечить ребенка указанным препаратом управление не может в связи с тем, что отсутствует разрешение Министерства здравоохранения РФ на ввоз на территорию Российской Федерации препарата ***. Кроме того указали, что в заключении консилиума врачей ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России нет рекомендации о назначении ФИО1 препарата *** по жизненным показателям.
Дополнительно известили, что по результатам заочной консультации медицинской документации ФИО14 специалистами Научно-исследовательского клинического института педиатрии имени ак. Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова ребенок приглашается для поведения курса лечения в указанный университет на 09.07.2019г.
Возражая против удовлетворения требований, представитель Управления здравоохранения области указала, что не имело полномочий и возможности обеспечить ФИО1 препаратом *** поскольку до августа 2019 года не был разрешен ввоз данного лекарственного препарата на территорию Российской Федерации. Препарат не включён в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год и Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, которые утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017г. N2323-р, заболевание ФИО1 не предусмотрено соответствующим Перечнем жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012г. N403, обеспечение ФИО1, имеющего право на получение государственной социальной помощи, указанным лекарственным препаратом в рамках предоставления набора социальных услуг за счёт средств федерального или регионального бюджета действующим законодательством не предусмотрено.
Также указала, что Управление здравоохранения Тамбовской области совершило все предусмотренные и не запрещенные законом действия для обеспечения ребенка ФИО1 лекарственным препаратом "***", в частности, обращались для включения его в глобальную Программу раннего доступа к *** реализуемую Компанией Биоген Айдек Лимитед на территории Российской Федерации. Данная программа была предназначена для обеспечения пациентов с наиболее тяжелым течением *** с помощью лекарственного препарат ***. В указанную программу ФИО1 не был включен по индивидуальным медицинским показаниям.
С данными доводами представителя ответчика суд согласиться не может по следующим основаниям.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21 ноября 2011г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещённые законодательством Российской Федерации источники (статья82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Государство признаёт охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учётом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу части 15 статьи37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создаётся в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учёта данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определён Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005г. N494.
Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Исходя из положений статьи47 Федерального закона от 12 апреля 2010г. N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.
Статьёй 13 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2020 годов, действующая в период спорных правоотношений, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018г. N1506 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") предусмотрено, что за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу пункта 5 части 2 статьи81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Из приведённых нормативных положений федерального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации – Тамбовской области) детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлён на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Указанные нормативно-правовые акты в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что именно орган исполнительной власти субъекта, в данном случае в лице управления здравоохранения Тамбовской области должен был предпринять меры по обеспечению ФИО1 медицинским препаратом «***», который был ему рекомендован консилиумом врачей по жизненным показаниям, независимо от того был данный лекарственный препарат рекомендован к применению на территории Российской Федерации или нет.
В связи с чем доводы представителя ответчика о том, что только после регистрации препарата на территории Российской Федерации, то есть после 16.08.2019 Управление здравоохранения могло предпринимать какие-либо действия по обеспечению ФИО1 препаратом *** основаны на неверном толковании норм права.
Кроме того Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 20.09.2019, вступившим в законную силу 30.10.2019 на Управление здравоохранения Тамбовской области возложена обязанность обеспечить ФИО1, *** года рождения, необходимым лекарственным препаратом «*** производимого компанией Биоген Айдек Лимитед (Великобритания), в полном объеме по жизненным показаниям и в дозировке в соответствии с решением консилиума врачебной комиссии Обособленного структурного подразделения Научно-исследовательского клинического института педиатрии имени Академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ имени Н.И. Пирогова Минздрава России от 22 августа 2019 года, постоянно, до отмены указанного препарата.
В удовлетворении исковых требований Золотаревой Е.Н. и Золотарева П.А. к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Российской Федерации об обеспечении ребенка-инвалида лекарственным препаратом – отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 30.10.2019 решение Ленинского районного суда г. Тамбова оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления здравоохранения Тамбовской области- без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами представителя истца Золотаревой Е.Н. и Золотарева П.А., что начиная с первого обращения, то есть с 13.03.2019 Управление здравоохранения области допустило бездействие при обеспечении их сына лекарственным препаратом.
Доводы представителя ответчика о том, что к обращению 13.03.2019 истицей было приложено заключение консилиума врачей, не содержащее отметки о том, что препарат ФИО1 рекомендован по жизненным показания, суд находит несостоятельными.
Действующим законодательством урегулирован порядок оформления и выдачи соответствующих заключений врачебных комиссий по предмету их деятельности, а также норм материального права, определяющих условия представления документов, необходимых для предоставления мер социальной защиты.
Так, частью 1 статьи48 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N323-ФЗ предусмотрено, что врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей.
Врачебная комиссия создаётся в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учёта данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи48 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N323-ФЗ).
Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012г. N502н утверждён Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации (далее - Порядок).
К числу функций врачебной комиссии согласно подпункту 4.12 названного порядка отнесено принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Председатель врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) несёт ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений врачебной комиссии (подкомиссии) (пункт 11 Порядка).
Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения: дату проведения заседания врачебной комиссии (её подкомиссии); список членов врачебной комиссии (её подкомиссии), присутствовавших на заседании, перечень обсуждаемых вопросов; решения врачебной комиссии (её подкомиссии) и его обоснование (пункт 16 Порядка).
Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал (пункт 17 Порядка).
Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдаётся на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления (пункт 18 Порядка).
Согласно приведённым нормативным положениям, регулирующим порядок и условия деятельности врачебных комиссий, решение в том числе о назначении лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, принимается врачебной комиссией коллегиально. Такое решение оформляется в виде протокола, где указывается помимо даты проведения заседания, списка членов врачебной комиссии, присутствовавших на заседании, перечня обсуждаемых вопросов непосредственно само решение комиссии и его обоснование. При этом председатель врачебной комиссии несёт ответственность за обоснованность и объективность принятых врачебной комиссией решений. Решение врачебной комиссии вносится в медицинскую документацию пациента и в соответствующий журнал. На основании письменного заявления пациента либо его законного представителя ему выдаётся выписка из протокола решения врачебной комиссии.
Таким образом, надлежащее оформление документов (в данном случае о назначении гражданину лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи) является обязанностью врачебной комиссии, а не гражданина, который не должен нести неблагоприятные последствия в виде необеспечения необходимым лекарственным препаратом из-за несоблюдения лечебным учреждением порядка оформления соответствующей документации.
Как следует из информации, представленной Научно-исследовательским клиническим институтом педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова (том 2 л/д 43) в период наблюдения в данном лечебном учреждении ФИО1 у него отмечались ухудшения состояния здоровья, связанные с обострением хронического заболевания, однако данные ухудшения были связаны с течением основного заболевания и уже имеющимися осложнениями, а также наличием у пациента хронической инфекции, и ни коем образом не связаны с отсутствие лечения лекарственным препаратом «***
Судить о наличии или отсутствии улучшения состояния здоровья у пациента ФИО1 институт не смог, поскольку первичный эффект от терапии возможно оценить только после 186 дня лечения указанным препаратом.
В связи с тем, что указанный срок наступит только в июне 2020 года, судом представителю истицы было отказано в назначении по делу судебно-медицинской экспертизы для установления причинной связи между отсутствие препарата в период после 13.03.2019 и до даты его получения 09.12.2019.
Однако, данное обстоятельство не может служить основанием для освобождения ответчика от мер ответственности за допущенное бездействие в виде компенсации морального вреда в силу следующих обстоятельств.
Из приведенных выше нормативных положений федерального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.
К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим тяжелыми заболеваниями, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами. При этом инвалиды, страдающие орфанными заболеваниями, подлежат обеспечению необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам бесплатно, вне зависимости от наименования и стоимости препарата.
В рамках настоящего дела судом установлено, что в результате неправомерного бездействия управления здравоохранения Тамбовской области ребенок ФИО1 был лишен возможности использовать предоставленное ему законом право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниями.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что при рассмотрении спора судом истец ссылался на названную совокупность юридически значимых обстоятельств: наличие у истца права на бесплатное обеспечениелекарственными средствами; неполучение в установленный законом срок необходимого ему по жизненным показаниям лекарственного препарата, на бесплатной основе; наличие в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу своей жизни и здоровья. При этом вина и противоправные действия, имевшие место со стороны ответчика, выразившиеся в неисполнении возложенной на него обязанности по своевременному обеспечению граждан (в данном случае истца) в установленном порядке лекарственными препаратами была ранее установлена судом.
В обоснование заявленных требований о компенсации моральноговреда Законные представители ФИО1 ссылались на то, что их ребенок испытывает нравственные страдания обусловленные тяжелым состоянием здоровья и отсутствия лечения, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого ему по жизненным показаниям
В связи с изложенным суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований о компенсации морального вреда.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований.
Определяя размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда, суд учитывает период бездействия ответчика и серьезность наступивших в результате такого бездействия последствий.
При этом, суд не может согласиться с доводами представителя истицы в судебном заседании о том, что такое бездействие продолжалось до декабря 2019 г., то есть до момента введения ребенку препарата ***.
Как следует из материалов дела, не оспаривается ответчиком, несмотря на апелляционное обжалование со стороны управления здравоохранения решения Ленинского районного суда г. Тамбова от 20.09.2019, требования о его немедленном исполнении выполнялись.
Уже 27.09.2019 в рамках исполнения процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Управление здравоохранения обратилось в компанию ООО «Джонсон & Джонсон» с просьбой представить в срок до 10.10.2019 информацию по цене препарата для формирования начальной максимальной цены контакта на закупку препарата ***». (том 2 л/д 101).С соблюдением установленных указанным законом сроков и процедур 06.12.2019 был заключен государственный контракт на поставку препарата *** для ФИО1 (Том 1 л/д 94- 105)
Доказательств того, что в ходе осуществления государственных закупок ответчиком было допущено бездействие в материалы дела не представлено.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 03.12.2019 (Том 1 л/д 142 -145) Управление здравоохранения Тамбовской области освобождено от исполнительского сбора. В мотивировочной части решения суда указано, что у Управления здравоохранения Тамбовской области отсутствовала возможность исполнить решение суда от 20.09.2019 в течение 5 дней с момента возбуждения исполнительного производства.
Производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении Управления здравоохранения области по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение решения Ленинского районного суда г. Тамбова от 20.09.2019 прекращено решением судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 26.02.2020 на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, постановление, вынесенное заместителем начальника отдела- старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств о привлечении Управления здравоохранения Тамбовской области к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ признано судом незаконным и подлежащим отмене.
Постановлением старшего следователя Ленинского межрайонного следственного отдела г. Тамбова следственного управления Следстенного комитета РФ прекращено по основанию п.1 ч.1 ст. 24 УПК РФ, то есть за отсутствием события преступления, предусмотренного ч.1 ст. 293 УК РФ уголовное дело, возбужденное в отношении сотрудников управления здравоохранения области по факту не обеспечения ФИО1 лекарственным препаратом.
Все указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что с момента вынесения решения Ленинским районным судом, то есть с 20.09.2019 Управление здравоохранения области предпринимало все зависящие от него действия для обеспечения ФИО1 лекарственным препаратом ***. С указанного времени говорить о бездействии управления по решению данного вопроса у суда оснований не имеется.
С учетом всех изложенных выше обстоятельств, суд полагает возможным взыскать в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда 30000 руб, полагая, что такой размер компенсации соответствует принципам разумности и справедливости, учитывает период бездействия ответчика и возможные негативные последствия.
Довод представителя истца в судебном заседании о том, что заявленный ко взысканию размер компенсации морального вреда обусловлен необходимостью дополнительного лечения ФИО1 на выводы суда повлиять не могут, поскольку из правового смыла норм законодательства о компенсации морального вреда, его размер не зависит от необходимых материальных затрат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Золотаревой Елены Николаевны и Золотарева Павла Анатольевича, действующих в интересах несовершеннолетнего ФИО1 о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Управления здравоохранения Тамбовской области в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда 30000руб.
В удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда в большем размере Золотаревой Елене Николаевне и Золотареву Павлу Анатольевичу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: Н.В.Емельянова
Решение суда в окончательной форме принято 10.06.2020
Судья: Н.В.Емельянова