<данные изъяты>
Дело №2а-1871/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2018 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Домаревой М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Татаринова Александра Валерьевича к Воронежской городской Думе:
- о признании незаконным решения от 20.12.2017 года № 744-IV «Об инициативе о назначении конференции граждан (собрании делегатов)»,
- о возложении обязанности принять новое решение о проведении городской конференции с указанием сведений об организаторе городской конференции, в том числе, контактных данных, необходимых для связи граждан с организаторами конференции, и установить новую дату проведения городской конференции не ранее чем за 3 месяца и не позднее 6 месяцев со дня принятия нового решения Воронежской городской Думой о назначении конференции граждан,
У с т а н о в и л:
Административный истец Татаринов А.В. обратился в Центральный районный суд города Воронежа с требованиями о признании незаконным решения Воронежской городской Думы от 20.12.2017 года № 744-IV «Об инициативе о назначении конференции граждан (собрании делегатов)». (л.д. 2-4).
С учетом уточнения предмета заявленных требований (л.д. 13) в части восстановления нарушенного права, просит обязать административного ответчика принять новое решение о проведении городской конференции с указанием сведений об организаторе городской конференции, в том числе, контактных данных, необходимых для связи граждан с организаторами конференции, установить новую дату проведения городской конференции не ранее чем за 3 месяца и не позднее 6 месяцев со дня принятия нового решения, установить границы территории, в пределах которых проживает каждая тысяча граждан, обладающая правом участия в конференции граждан.
Обосновывая заявленные требования, административный истец указал, что в соответствии со статьёй 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ, пунктом 1.3 Положения о конференции граждан, конференция граждан является формой непосредственного участия жителей городского округа город Воронеж в осуществлении местного самоуправления.
Пунктом 3.3 Положения о конференции граждан определено содержание правового акта о назначении конференции, в соответствии с которым данный акт должен содержать необходимые сведения для проведения конференции.
В оспариваемом решении отсутствуют какие-либо сведения об организаторе назначенной конференции, на которого возложены публичные полномочия, тем самым участию граждан в городской конференции создано препятствие, что является недопустимым.
Оспариваемое решение противоречит пункту 3.3 Положения о конференции граждан во взаимосвязи с абзацем вторым части 2 статьи 33 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым установлена обязанность содействовать населению в осуществлении прямых форм местного самоуправления, и части 2 статьи 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ, закрепившей право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы граждан.
Обосновывая нарушение прав, административный истец указывает, что оспариваемым решением созданы неравные условия для участия граждан в выборах делегатов на городскую конференцию. Члены инициативной группы по проведению городской конференции и граждане, лично их знающие, имеют безусловное преимущество перед другими гражданами. Фактически члены инициативной группы получили возможность собирать подписи в поддержку лояльных себе кандидатов в делегаты начиная с 21 декабря 2017 года.
Утверждает, что граждане, также желающие выдвигать своих кандидатов и лично выдвигаться, не могут этого сделать, так как не имеют возможности связаться с организаторами городской конференции. Это прямо нарушает предписания статьи 19 Конституции РФ.
Татаринов А.В. указывает, что до настоящего времени он не может выяснить ряд вопросов, необходимых для своего участия в выборах делегатов, так как отсутствует информация о том, кто должен оплачивать изготовление подписных листов, до какого времени он может собирать подписи, куда он их должен доставить, каковы границы территорий, в пределах которых проживает 1000 граждан для избрания от них делегатов.
В судебном заседании Татаринов А.В. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме,по основаниям, указанным в административном иске.
В судебном заседании представитель административного истца Татаринова А.В., действующий на основании доверенности, Квасов К.А. полагает, что административным истцом срок на оспаривание решения не пропущен. Оспариваемое решение не соответствует пункту 3.3 Положения о собраниях и конференциях граждан (собраниях делегатов) городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от,30.03.2016 № 200-IV (во взаимосвязи с ч. 2 ст. 33 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Оспариваемым решением нарушено право административного истца на доступ к информации, нарушено право равенства, созданы препятствия для участия в непосредственном осуществлении местного самоуправления.
Представитель административного ответчика Воронежской городской Думы, действующий на основании доверенности, Анищенко М.А. просит отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском Татариновым А.В. срока на обращение в суд. Пояснил, что полномочия Воронежской городской Думы на принятие оспариваемого решения прямо предусмотрены законом. При принятии решения соблюдены требования действующего законодательства в части установления формы, порядка принятия и содержания оспариваемого решения. Полагает, что позиция административного истца не основана на нормах Положения о собраниях и конференциях граждан (собраниях делегатов) городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 30.03.2016 № 200-IV, которое возлагает обязанности по организации проведения конференций граждан на инициативную группу, выступившую инициатором ее проведения, и не содержит каких-либо норм, возлагающих какие-либо обязанности по организации и проведению конференции (в том числе, выборов делегатов) на посторонних граждан, не являющихся уполномоченными инициативной группы, либо членами инициативной группы, что автоматически исключает возможность нарушения их прав и законных интересов. Утверждает, что в судебном заседании не нашел своего подтверждения довод о нарушении оспариваемым решением прав административного истца. Оспариваемое решение Воронежской городской Думы не создает никаких препятствий административному истцу в участии в выборах делегатов на конференцию граждан. Право на участие в решении вопросов местного значения оспариваемым решением Воронежской городской Думы не нарушено. Обращает внимание суда, что административный истец не наделен правом требования принятия Воронежской городской Думой нового решения о проведении конференции граждан, так как в соответствии с пунктами 3.4, 3.4.1 и 3.4.2 Положения о собраниях и конференциях граждан (собраниях делегатов) городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 30.03.2016 № 200-IV, правом выступить с инициативой о проведении конференции граждан (собрания делегатов) наделена лишь инициативная группа граждан.
Заинтересованные лица Кучерова Л.В., Царалунга А.В., Климентова Э.А., Бокова Т.С., Карпова В.Л., Молоткова М.Н., Рыжкова М.В., Минина Н.В., Мартынюк Г.В., Панкратова Т.Е. в судебное заседание не явились. Суду предоставлены письменные возражения, в которых, в том числе, содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованных лиц.
Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:
Решением Воронежской городской Думы от 20.12.2017 N 744-IV «Об инициативе о назначении конференции граждан (собрания делегатов)» постановлено: назначить проведение конференции граждан (собрания делегатов) по вопросу о внесении изменений в Устав городского округа город Воронеж в части изменения формы избрания главы городского округа город Воронеж - с избрания Воронежской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса на избрание на муниципальных выборах, на 17 июня 2018 года с 10-00 до 12-00 и с 14-00 до 16-00 в Городском Дворце культуры городского округа город Воронеж по адресу: ул. 9 Января, дом 108 и, учитывая норму представительства - 1 делегат от 1000 граждан, с предполагаемым числом делегатов 887 граждан.
Указанное решение административный истец просит признать незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктами 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
В силу статьи 29 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан (часть 1 статьи 29 Федерального закона).
Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования (часть 2 статьи 29 Федерального закона).
Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления (часть 5 статьи 29 Федерального закона).
Статьей 30 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
В соответствии со статьей 25 Устава городского округа город Воронеж для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории городского округа могут проводиться собрания граждан, конференции граждан.
Назначение собрания граждан, конференции граждан, проводимых по инициативе населения, осуществляется решением городской Думы (абзац 3 пункта 2 статьи 25 Устава городского округа город Воронеж).
В силу пункта 3 статьи 25 Устава городского округа город Воронеж порядок назначения и проведения собрания граждан, конференции граждан, а также полномочия собрания граждан, конференции граждан определяются Положением о собраниях и конференциях граждан городского округа, утверждаемым городской Думой.
Решением Воронежской городской Думы от 30.03.2016 N 200-IV (ред. от 01.11.2017) утверждено Положение о собраниях и конференциях граждан (собраниях делегатов) городского округа город Воронеж.
В соответствии с пунктом 3.4.2 Положения Воронежская городская Дума не позднее чем в 45-дневный срок со дня поступления инициативы о назначении собрания, конференции граждан (собрания делегатов) с участием инициатора проведения собрания, конференции граждан (собрания делегатов) рассматривает инициативу на заседании Воронежской городской Думы и принимает одно из следующих решений:
- о назначении собрания, конференции граждан (собрания делегатов);
- об отклонении инициативы о назначении собрания, конференции граждан (собрания делегатов).
Анализ указанных норм действующего законодательства позволяет суду прийти к выводу о том, что требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Воронежской городской Думы на принятие оспариваемого решения, соблюдены.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
Порядок принятия оспариваемого решения установлен пунктами 3.4, 3.4.1, 3.4.2 Положения о собраниях и конференциях граждан (собраниях делегатов) городского округа город Воронеж, утвержденного Решением Воронежской городской Думы от 30.03.2016 N 200-IV (ред. от 01.11.2017).
С инициативой о проведении конференции граждан (собрания делегатов) от населения городского округа город Воронеж выступила инициативная группа граждан численностью 10 человек, что соответствует требованиям пункта 3.4 Положения (л.д. 37).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3.4. Положения, в поддержку проведения конференции граждан (собрания делегатов) на всей территории городского округа город Воронеж инициативная группа собрала 530 подписей граждан (на 56 листах), проживающих на территории городского округа город Воронеж.
Заявление об инициативе проведения конференции граждан (собрания делегатов) поступило в Воронежскую городскую Думу 11.12.2017 года, то есть в срок, установленный пунктом 3.4.1 Положения, не менее чем за два месяца до планируемой даты проведения собрания, конференции граждан (собрания делегатов).
Как следует из представленного заявления, подписанного всеми лицами инициативной группы, в заявлении указан вопрос, выносимый на рассмотрение конференции граждан (собрания делегатов): внесение изменений в Устав городского округа город Воронеж в части изменения формы избрания главы городского округа город Воронеж – с избрания Воронежской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, на избрание на муниципальных выборах.
В заявлении имеется обоснование необходимости обсуждения заявленного вопроса.
Инициативная группа обозначила ориентировочный срок проведения конференции граждан (собрания делегатов) – с 10 часов до 12 часов и с 14 часов до 16 часов 17 июня 2018 года, указав территорию, на которой планируется проведение конференции граждан (собрания делегатов) на всей территории городского округа город Воронеж, с местом проведения конференции – городской дворец культуры городского округа город Воронеж, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. 9 Января дом 108.
Обращение инициативной группы содержит фамилии, имена, отчества, паспортные данные, адрес места жительства каждого члена инициативной группы, контактные телефоны уполномоченного представителя инициативной группы.
К заявлению были приложены 56 подписных листов, в которых содержатся данные о 530 гражданах, поддержавших инициаторов проведения собрания, конференции граждан (собрания делегатов). Все данные о гражданах должны быть заверены их личной подписью, проставленной в подписном листе вместе с датой визирования.
Инициатива о назначении конференции граждан (собрания делегатов) была рассмотрена на заседании Воронежской городской Думы в сроки, установленные пунктом 3.4.2 Положения.
Указанная инициатива рассмотрена с участием инициатора проведения конференции граждан (собрания делегатов) на заседании Воронежской городской Думы.
Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что Воронежской городской Думой соблюдены требования Положения о собраниях и конференциях граждан (собраниях делегатов) городского округа город Воронеж, утвержденного Решением Воронежской городской Думы от 30.03.2016 N 200-IV (ред. от 01.11.2017), устанавливающего порядок принятия оспариваемого решения.
В соответствии с пунктом 3.4.2 Положения, установив отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 3.4.3., для принятия решения об отклонении инициативы о назначении конференции граждан, Воронежская городская Дума 20.12.2017 года имела основания для принятия решения о назначении собрания, конференции граждан (собрания делегатов).
Выясняя соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд исходит из положений пункта 3.3.Положения, согласно которому в муниципальном правовом акте о назначении собрания, конференции граждан (собрания делегатов) указываются:
вопросы, выносимые на обсуждение;
дата, время и место проведения собрания, конференции граждан (собрания делегатов), определяемые с учетом пожеланий инициаторов проведения собрания (конференции);
территория, на которой будут проводиться собрание, конференция граждан (собрание делегатов), в случае, если они проводятся на части городского округа город Воронеж;
предполагаемое число участников собрания граждан (делегатов в случае назначения конференции граждан);
иные сведения, необходимые для проведения собрания, конференции граждан (собрания делегатов).
Как следует из оспариваемого решения, Воронежская городская Дума, приняв решение о назначении проведения конференции граждан (собрания делегатов), указала вопрос, выносимый на обсуждение - о внесении изменений в Устав городского округа город Воронеж в части изменения формы избрания главы городского округа город Воронеж - с избрания Воронежской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, на избрание на муниципальных выборах.
В оспариваемом решении указана дата, время и место проведения собрания, конференции граждан (собрания делегатов) - 17 июня 2018 года с 10-00 до 12-00 и с 14-00 до 16-00 в Городском Дворце культуры городского округа город Воронеж по адресу: ул. 9 Января, дом 108.
Принимая во внимание, что конференция граждан проводится на всей территории городского округа город Воронеж, конкретная территория городского округа город Воронеж в решении не указана.
В связи с назначением конференции граждан, оспариваемым Решением указано предполагаемое число делегатов.
Так решением установлено, что учитывая норму представительства - 1 делегат от 1000 граждан, конференция назначается с предполагаемым числом делегатов 887 граждан.
Необходимость в указании иных сведений для проведения конференции граждан (собрания делегатов) Воронежской городской Думой не установлена, что соответствует требованиям пункта 3.3 Положения о собраниях и конференциях граждан (собраниях делегатов) городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 30.03.2016 № 200-IV.
Довод административного истца о не соответствии оспариваемого решения пункту 3.3. Положения, во взаимосвязи с ч. 2 ст. 33 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основан на субъективном толковании административным истцом норм действующего законодательства.
Сведения об организаторе конференции граждан не перечислены в качестве обязательных для указания в муниципальном правовом акте о назначении конференции граждан (собрания делегатов).
Утверждение административного истца о наличии оснований для применения аналогии права и закона, отклоняется судом, так как действующими правовыми нормами установлен порядок назначения и проведения собрания граждан, конференции граждан (собрания делегатов).
В соответствии с пунктом 3.3.Положения установлен перечень сведений, подлежащих указанию в муниципальном правовом акте о назначении собрания, конференции граждан (собрания делегатов).
Указанный перечень не является исчерпывающим и вопрос об указании иных, необходимых сведений для проведения собрания, конференции граждан (собрания делегатов), отнесен к компетенции Воронежской городской Думы.
Довод представителя административного истца о том, что отсутствие сведений об организаторе городской конференции, в том числе, контактных данных, необходимых для связи граждан с организаторами конференции, об отсутствии установленных границах территорий, в пределах которых проживает каждая тысяча граждан, обладающая правом участия в конференции граждан, не свидетельствует о несоответствии содержания оспариваемого решения требованиям нормативных правовых актов.
Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о соответствии Решения от 20.12.2017 года № 744-IV «Об инициативе о назначении конференции граждан (собрании делегатов)» требованиям статьи 29 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 25 Устава городского округа город Воронеж, Положению о собраниях и конференциях граждан (собраниях делегатов) городского округа город Воронеж, утвержденному решением Воронежской городской Думы от 30.03.2016 № 200-IV.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Административным ответчиком заявлено о пропуске Татариновым А.В. срока на обращение в суд.
Согласно статье 219 КАС РФ, если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым явлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
В целях уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, суд назначает предварительное судебное заседание, в котором выясняет причины пропуска административным истцом установленного Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (пункт 1 части 1, часть 5 статьи 138 КАС РФ).
Обосновывая доводы заявления о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, представитель административного ответчика ссылается на дату официального опубликования оспариваемого решения в газете «Берег» № 96 от 26.12.2017 г. (л.д. 25), а также размещение на официальном сайте Воронежской городской Думы 21.12.2017 г.
Возражая относительно указанных доводов, представитель административного истца обращает внимание, что оспариваемое решения является ненормативным правовым актом, и в соответствии с частью 1 статьи статье 219 КАС РФ срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).
В судебном заседании административный истец утверждает (л.д. 28-29), что о нарушенном праве ему стало известно после получения от Воронежской городской Думы отказа в предоставлении информации об уполномоченном инициативной группы, на которого возложены полномочия по проведению конференции. Указанное обстоятельство подтверждается письменными мотивированными сообщениями, предоставленными суду (л.д. 7, 8).
С административными исковыми требованиями в Центральный районный суд города Воронежа Татаринов А.В. обратился 16.04.2018 г., то есть в пределах установленного законом срока.
По указанным основаниям заявление административного ответчика о применении последствий, связанных с пропуском срока обращения в суд, подлежит отклонению.
Руководствуясь ст.ст. 177-178 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Татаринова Александра Валерьевича к Воронежской городской Думе о признании незаконным решения от 20.12.2017 года № 744-IV «Об инициативе о назначении конференции граждан (собрании делегатов)», о возложении обязанности принять новое решение о проведении городской конференции с указанием сведений об организаторе городской конференции, в том числе, контактных данных, необходимых для связи граждан с организаторами конференции, и установить новую дату проведения городской конференции не ранее чем за 3 месяца и не позднее 6 месяцев со дня принятия нового решения нового Воронежской городской Думой о назначении конференции граждан, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 04 июня 2018 года.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко
<данные изъяты>
Дело №2а-1871/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2018 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Домаревой М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Татаринова Александра Валерьевича к Воронежской городской Думе:
- о признании незаконным решения от 20.12.2017 года № 744-IV «Об инициативе о назначении конференции граждан (собрании делегатов)»,
- о возложении обязанности принять новое решение о проведении городской конференции с указанием сведений об организаторе городской конференции, в том числе, контактных данных, необходимых для связи граждан с организаторами конференции, и установить новую дату проведения городской конференции не ранее чем за 3 месяца и не позднее 6 месяцев со дня принятия нового решения Воронежской городской Думой о назначении конференции граждан,
У с т а н о в и л:
Административный истец Татаринов А.В. обратился в Центральный районный суд города Воронежа с требованиями о признании незаконным решения Воронежской городской Думы от 20.12.2017 года № 744-IV «Об инициативе о назначении конференции граждан (собрании делегатов)». (л.д. 2-4).
С учетом уточнения предмета заявленных требований (л.д. 13) в части восстановления нарушенного права, просит обязать административного ответчика принять новое решение о проведении городской конференции с указанием сведений об организаторе городской конференции, в том числе, контактных данных, необходимых для связи граждан с организаторами конференции, установить новую дату проведения городской конференции не ранее чем за 3 месяца и не позднее 6 месяцев со дня принятия нового решения, установить границы территории, в пределах которых проживает каждая тысяча граждан, обладающая правом участия в конференции граждан.
Обосновывая заявленные требования, административный истец указал, что в соответствии со статьёй 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ, пунктом 1.3 Положения о конференции граждан, конференция граждан является формой непосредственного участия жителей городского округа город Воронеж в осуществлении местного самоуправления.
Пунктом 3.3 Положения о конференции граждан определено содержание правового акта о назначении конференции, в соответствии с которым данный акт должен содержать необходимые сведения для проведения конференции.
В оспариваемом решении отсутствуют какие-либо сведения об организаторе назначенной конференции, на которого возложены публичные полномочия, тем самым участию граждан в городской конференции создано препятствие, что является недопустимым.
Оспариваемое решение противоречит пункту 3.3 Положения о конференции граждан во взаимосвязи с абзацем вторым части 2 статьи 33 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым установлена обязанность содействовать населению в осуществлении прямых форм местного самоуправления, и части 2 статьи 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ, закрепившей право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы граждан.
Обосновывая нарушение прав, административный истец указывает, что оспариваемым решением созданы неравные условия для участия граждан в выборах делегатов на городскую конференцию. Члены инициативной группы по проведению городской конференции и граждане, лично их знающие, имеют безусловное преимущество перед другими гражданами. Фактически члены инициативной группы получили возможность собирать подписи в поддержку лояльных себе кандидатов в делегаты начиная с 21 декабря 2017 года.
Утверждает, что граждане, также желающие выдвигать своих кандидатов и лично выдвигаться, не могут этого сделать, так как не имеют возможности связаться с организаторами городской конференции. Это прямо нарушает предписания статьи 19 Конституции РФ.
Татаринов А.В. указывает, что до настоящего времени он не может выяснить ряд вопросов, необходимых для своего участия в выборах делегатов, так как отсутствует информация о том, кто должен оплачивать изготовление подписных листов, до какого времени он может собирать подписи, куда он их должен доставить, каковы границы территорий, в пределах которых проживает 1000 граждан для избрания от них делегатов.
В судебном заседании Татаринов А.В. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме,по основаниям, указанным в административном иске.
В судебном заседании представитель административного истца Татаринова А.В., действующий на основании доверенности, Квасов К.А. полагает, что административным истцом срок на оспаривание решения не пропущен. Оспариваемое решение не соответствует пункту 3.3 Положения о собраниях и конференциях граждан (собраниях делегатов) городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от,30.03.2016 № 200-IV (во взаимосвязи с ч. 2 ст. 33 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Оспариваемым решением нарушено право административного истца на доступ к информации, нарушено право равенства, созданы препятствия для участия в непосредственном осуществлении местного самоуправления.
Представитель административного ответчика Воронежской городской Думы, действующий на основании доверенности, Анищенко М.А. просит отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском Татариновым А.В. срока на обращение в суд. Пояснил, что полномочия Воронежской городской Думы на принятие оспариваемого решения прямо предусмотрены законом. При принятии решения соблюдены требования действующего законодательства в части установления формы, порядка принятия и содержания оспариваемого решения. Полагает, что позиция административного истца не основана на нормах Положения о собраниях и конференциях граждан (собраниях делегатов) городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 30.03.2016 № 200-IV, которое возлагает обязанности по организации проведения конференций граждан на инициативную группу, выступившую инициатором ее проведения, и не содержит каких-либо норм, возлагающих какие-либо обязанности по организации и проведению конференции (в том числе, выборов делегатов) на посторонних граждан, не являющихся уполномоченными инициативной группы, либо членами инициативной группы, что автоматически исключает возможность нарушения их прав и законных интересов. Утверждает, что в судебном заседании не нашел своего подтверждения довод о нарушении оспариваемым решением прав административного истца. Оспариваемое решение Воронежской городской Думы не создает никаких препятствий административному истцу в участии в выборах делегатов на конференцию граждан. Право на участие в решении вопросов местного значения оспариваемым решением Воронежской городской Думы не нарушено. Обращает внимание суда, что административный истец не наделен правом требования принятия Воронежской городской Думой нового решения о проведении конференции граждан, так как в соответствии с пунктами 3.4, 3.4.1 и 3.4.2 Положения о собраниях и конференциях граждан (собраниях делегатов) городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 30.03.2016 № 200-IV, правом выступить с инициативой о проведении конференции граждан (собрания делегатов) наделена лишь инициативная группа граждан.
Заинтересованные лица Кучерова Л.В., Царалунга А.В., Климентова Э.А., Бокова Т.С., Карпова В.Л., Молоткова М.Н., Рыжкова М.В., Минина Н.В., Мартынюк Г.В., Панкратова Т.Е. в судебное заседание не явились. Суду предоставлены письменные возражения, в которых, в том числе, содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованных лиц.
Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:
Решением Воронежской городской Думы от 20.12.2017 N 744-IV «Об инициативе о назначении конференции граждан (собрания делегатов)» постановлено: назначить проведение конференции граждан (собрания делегатов) по вопросу о внесении изменений в Устав городского округа город Воронеж в части изменения формы избрания главы городского округа город Воронеж - с избрания Воронежской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса на избрание на муниципальных выборах, на 17 июня 2018 года с 10-00 до 12-00 и с 14-00 до 16-00 в Городском Дворце культуры городского округа город Воронеж по адресу: ул. 9 Января, дом 108 и, учитывая норму представительства - 1 делегат от 1000 граждан, с предполагаемым числом делегатов 887 граждан.
Указанное решение административный истец просит признать незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктами 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
В силу статьи 29 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан (часть 1 статьи 29 Федерального закона).
Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования (часть 2 статьи 29 Федерального закона).
Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления (часть 5 статьи 29 Федерального закона).
Статьей 30 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
В соответствии со статьей 25 Устава городского округа город Воронеж для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории городского округа могут проводиться собрания граждан, конференции граждан.
Назначение собрания граждан, конференции граждан, проводимых по инициативе населения, осуществляется решением городской Думы (абзац 3 пункта 2 статьи 25 Устава городского округа город Воронеж).
В силу пункта 3 статьи 25 Устава городского округа город Воронеж порядок назначения и проведения собрания граждан, конференции граждан, а также полномочия собрания граждан, конференции граждан определяются Положением о собраниях и конференциях граждан городского округа, утверждаемым городской Думой.
Решением Воронежской городской Думы от 30.03.2016 N 200-IV (ред. от 01.11.2017) утверждено Положение о собраниях и конференциях граждан (собраниях делегатов) городского округа город Воронеж.
В соответствии с пунктом 3.4.2 Положения Воронежская городская Дума не позднее чем в 45-дневный срок со дня поступления инициативы о назначении собрания, конференции граждан (собрания делегатов) с участием инициатора проведения собрания, конференции граждан (собрания делегатов) рассматривает инициативу на заседании Воронежской городской Думы и принимает одно из следующих решений:
- о назначении собрания, конференции граждан (собрания делегатов);
- об отклонении инициативы о назначении собрания, конференции граждан (собрания делегатов).
Анализ указанных норм действующего законодательства позволяет суду прийти к выводу о том, что требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Воронежской городской Думы на принятие оспариваемого решения, соблюдены.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
Порядок принятия оспариваемого решения установлен пунктами 3.4, 3.4.1, 3.4.2 Положения о собраниях и конференциях граждан (собраниях делегатов) городского округа город Воронеж, утвержденного Решением Воронежской городской Думы от 30.03.2016 N 200-IV (ред. от 01.11.2017).
С инициативой о проведении конференции граждан (собрания делегатов) от населения городского округа город Воронеж выступила инициативная группа граждан численностью 10 человек, что соответствует требованиям пункта 3.4 Положения (л.д. 37).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3.4. Положения, в поддержку проведения конференции граждан (собрания делегатов) на всей территории городского округа город Воронеж инициативная группа собрала 530 подписей граждан (на 56 листах), проживающих на территории городского округа город Воронеж.
Заявление об инициативе проведения конференции граждан (собрания делегатов) поступило в Воронежскую городскую Думу 11.12.2017 года, то есть в срок, установленный пунктом 3.4.1 Положения, не менее чем за два месяца до планируемой даты проведения собрания, конференции граждан (собрания делегатов).
Как следует из представленного заявления, подписанного всеми лицами инициативной группы, в заявлении указан вопрос, выносимый на рассмотрение конференции граждан (собрания делегатов): внесение изменений в Устав городского округа город Воронеж в части изменения формы избрания главы городского округа город Воронеж – с избрания Воронежской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, на избрание на муниципальных выборах.
В заявлении имеется обоснование необходимости обсуждения заявленного вопроса.
Инициативная группа обозначила ориентировочный срок проведения конференции граждан (собрания делегатов) – с 10 часов до 12 часов и с 14 часов до 16 часов 17 июня 2018 года, указав территорию, на которой планируется проведение конференции граждан (собрания делегатов) на всей территории городского округа город Воронеж, с местом проведения конференции – городской дворец культуры городского округа город Воронеж, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. 9 Января дом 108.
Обращение инициативной группы содержит фамилии, имена, отчества, паспортные данные, адрес места жительства каждого члена инициативной группы, контактные телефоны уполномоченного представителя инициативной группы.
К заявлению были приложены 56 подписных листов, в которых содержатся данные о 530 гражданах, поддержавших инициаторов проведения собрания, конференции граждан (собрания делегатов). Все данные о гражданах должны быть заверены их личной подписью, проставленной в подписном листе вместе с датой визирования.
Инициатива о назначении конференции граждан (собрания делегатов) была рассмотрена на заседании Воронежской городской Думы в сроки, установленные пунктом 3.4.2 Положения.
Указанная инициатива рассмотрена с участием инициатора проведения конференции граждан (собрания делегатов) на заседании Воронежской городской Думы.
Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что Воронежской городской Думой соблюдены требования Положения о собраниях и конференциях граждан (собраниях делегатов) городского округа город Воронеж, утвержденного Решением Воронежской городской Думы от 30.03.2016 N 200-IV (ред. от 01.11.2017), устанавливающего порядок принятия оспариваемого решения.
В соответствии с пунктом 3.4.2 Положения, установив отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 3.4.3., для принятия решения об отклонении инициативы о назначении конференции граждан, Воронежская городская Дума 20.12.2017 года имела основания для принятия решения о назначении собрания, конференции граждан (собрания делегатов).
Выясняя соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд исходит из положений пункта 3.3.Положения, согласно которому в муниципальном правовом акте о назначении собрания, конференции граждан (собрания делегатов) указываются:
вопросы, выносимые на обсуждение;
дата, время и место проведения собрания, конференции граждан (собрания делегатов), определяемые с учетом пожеланий инициаторов проведения собрания (конференции);
территория, на которой будут проводиться собрание, конференция граждан (собрание делегатов), в случае, если они проводятся на части городского округа город Воронеж;
предполагаемое число участников собрания граждан (делегатов в случае назначения конференции граждан);
иные сведения, необходимые для проведения собрания, конференции граждан (собрания делегатов).
Как следует из оспариваемого решения, Воронежская городская Дума, приняв решение о назначении проведения конференции граждан (собрания делегатов), указала вопрос, выносимый на обсуждение - о внесении изменений в Устав городского округа город Воронеж в части изменения формы избрания главы городского округа город Воронеж - с избрания Воронежской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, на избрание на муниципальных выборах.
В оспариваемом решении указана дата, время и место проведения собрания, конференции граждан (собрания делегатов) - 17 июня 2018 года с 10-00 до 12-00 и с 14-00 до 16-00 в Городском Дворце культуры городского округа город Воронеж по адресу: ул. 9 Января, дом 108.
Принимая во внимание, что конференция граждан проводится на всей территории городского округа город Воронеж, конкретная территория городского округа город Воронеж в решении не указана.
В связи с назначением конференции граждан, оспариваемым Решением указано предполагаемое число делегатов.
Так решением установлено, что учитывая норму представительства - 1 делегат от 1000 граждан, конференция назначается с предполагаемым числом делегатов 887 граждан.
Необходимость в указании иных сведений для проведения конференции граждан (собрания делегатов) Воронежской городской Думой не установлена, что соответствует требованиям пункта 3.3 Положения о собраниях и конференциях граждан (собраниях делегатов) городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 30.03.2016 № 200-IV.
Довод административного истца о не соответствии оспариваемого решения пункту 3.3. Положения, во взаимосвязи с ч. 2 ст. 33 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основан на субъективном толковании административным истцом норм действующего законодательства.
Сведения об организаторе конференции граждан не перечислены в качестве обязательных для указания в муниципальном правовом акте о назначении конференции граждан (собрания делегатов).
Утверждение административного истца о наличии оснований для применения аналогии права и закона, отклоняется судом, так как действующими правовыми нормами установлен порядок назначения и проведения собрания граждан, конференции граждан (собрания делегатов).
В соответствии с пунктом 3.3.Положения установлен перечень сведений, подлежащих указанию в муниципальном правовом акте о назначении собрания, конференции граждан (собрания делегатов).
Указанный перечень не является исчерпывающим и вопрос об указании иных, необходимых сведений для проведения собрания, конференции граждан (собрания делегатов), отнесен к компетенции Воронежской городской Думы.
Довод представителя административного истца о том, что отсутствие сведений об организаторе городской конференции, в том числе, контактных данных, необходимых для связи граждан с организаторами конференции, об отсутствии установленных границах территорий, в пределах которых проживает каждая тысяча граждан, обладающая правом участия в конференции граждан, не свидетельствует о несоответствии содержания оспариваемого решения требованиям нормативных правовых актов.
Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о соответствии Решения от 20.12.2017 года № 744-IV «Об инициативе о назначении конференции граждан (собрании делегатов)» требованиям статьи 29 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 25 Устава городского округа город Воронеж, Положению о собраниях и конференциях граждан (собраниях делегатов) городского округа город Воронеж, утвержденному решением Воронежской городской Думы от 30.03.2016 № 200-IV.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Административным ответчиком заявлено о пропуске Татариновым А.В. срока на обращение в суд.
Согласно статье 219 КАС РФ, если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым явлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
В целях уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, суд назначает предварительное судебное заседание, в котором выясняет причины пропуска административным истцом установленного Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (пункт 1 части 1, часть 5 статьи 138 КАС РФ).
Обосновывая доводы заявления о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, представитель административного ответчика ссылается на дату официального опубликования оспариваемого решения в газете «Берег» № 96 от 26.12.2017 г. (л.д. 25), а также размещение на официальном сайте Воронежской городской Думы 21.12.2017 г.
Возражая относительно указанных доводов, представитель административного истца обращает внимание, что оспариваемое решения является ненормативным правовым актом, и в соответствии с частью 1 статьи статье 219 КАС РФ срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).
В судебном заседании административный истец утверждает (л.д. 28-29), что о нарушенном праве ему стало известно после получения от Воронежской городской Думы отказа в предоставлении информации об уполномоченном инициативной группы, на которого возложены полномочия по проведению конференции. Указанное обстоятельство подтверждается письменными мотивированными сообщениями, предоставленными суду (л.д. 7, 8).
С административными исковыми требованиями в Центральный районный суд города Воронежа Татаринов А.В. обратился 16.04.2018 г., то есть в пределах установленного законом срока.
По указанным основаниям заявление административного ответчика о применении последствий, связанных с пропуском срока обращения в суд, подлежит отклонению.
Руководствуясь ст.ст. 177-178 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Татаринова Александра Валерьевича к Воронежской городской Думе о признании незаконным решения от 20.12.2017 года № 744-IV «Об инициативе о назначении конференции граждан (собрании делегатов)», о возложении обязанности принять новое решение о проведении городской конференции с указанием сведений об организаторе городской конференции, в том числе, контактных данных, необходимых для связи граждан с организаторами конференции, и установить новую дату проведения городской конференции не ранее чем за 3 месяца и не позднее 6 месяцев со дня принятия нового решения нового Воронежской городской Думой о назначении конференции граждан, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 04 июня 2018 года.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко