РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Болочагина В.Ю., рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства дело № по иску Амировой А. Ф., Соколовой Р. Н., Тагировой Н. Ф. и Татарова Н. А. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,
установил:
Амирова А.Ф., Соколова Р.Н., Тагирова Н.Ф. и Татаров Н.А. обратились в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывают, что обратились с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 277 м2, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов безвозмездно под размещение существующего жилого дома по адресу: <адрес>, принадлежащего им на праве общей долевой собственности. Ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка, поскольку он расположен частью в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), частью в общественно-деловой зоне районного значения (Ц-3) и на территории выявленных объектов археологического наследия Самарской области, предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Просят признать незаконными распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от 19.12.2018 г. №922, от 20.12.2018 г. №928, №929 и №930, обязать удовлетворить их заявления административных истцов о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>.
Административный ответчик о рассмотрении дела извещён, представил письменный отзыв (л.д. 23-30), в котором иск не признал.
Заинтересованное лицо Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области представило письменный отзыв (л.д. 194-196), в котором просила в удовлетворении заявленных требований отказать
Из материалов дела следует, что Амирова А.Ф. на основании решения Ленинского районного суда г. Самары от 7.09.2012 г. является участницей общей долевой собственности с долей в размере 2/9 на жилое помещение литера АА1А2 по адресу: <адрес>, площадью 36,5 м2, состоящее из помещений первого этажа № с сенями (литера а3) площадью 3,0 м2, кадастровый №, и собственницей жилого помещения литера АА2 по адресу: <адрес>, площадью 31,7 м2, кадастровый № (л.д. 13, 14).
Соколова Р.Н. на основании решения Ленинского районного суда г. Самары от 7.09.2012 г. является участницей общей долевой собственности с долей в размере 4/9 на жилое помещение литера АА1А2 по адресу: <адрес>, площадью 36,5 м2, состоящее из помещений первого этажа №, с сенями (литера а3) площадью 3,0 м2, кадастровый № (л.д. 16, 17).
Тагирова Н.Ф. на основании решения Ленинского районного суда <адрес> от 7.09.2012 г. является участницей общей долевой собственности с долей в размере 1/3 на жилое помещение литера АА1А2 по адресу: <адрес>, площадью 36,5 м2, состоящее из помещений первого этажа № с сенями (литера а3) площадью 3,0 м2, кадастровый № (л.д. 15).
Татаров Н.А. является собственником жилое помещение – части жилого дома литера А в самовольно реконструированном доме по адресу: <адрес>, площадью 31,3 м2, состоящего из помещений второго этажа №, с сенями 2 этажа (литера а4) площадью 2,9 м2 и 2,6 м2 и сенями первого этажа (литера а) площадью 4,6 м2 (л.д. 18).
12.11.2018 г. Амирова А.Ф., Соколова Р.Н., Тагирова Н.Ф., Татаров Н.А. обратились в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлениями №СП-9/5182, №СП-9/5181, №СП-9/5187, №СП-9/5189 о предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность возмездно земельного участка, занимаемого индивидуальным жилым домом, без проведения торгов (л.д. 53-54, 45-46, 37-38, 34-35). Испрашиваемый земельный участок имеет площадь 277 м2, адрес: <адрес>.
19.11.2018 г. все заявления переданы на рассмотрение в Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Распоряжением от 20.12.2018 г. № Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал Амировой А.Ф. в предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка (л.д. 51-52).
Распоряжением от 19.12.2018 г. № Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал Соколовой Р.Н. в предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка (л.д. 43-44).
Распоряжением от 20.12.2018 г. № Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал Тагировой Н.Ф. в предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка (л.д. 37-38).
Распоряжением от 20.12.2018 г. № Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал Татарову Н.А. в предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка (л.д. 32-33).
Все отказы имеет общее основание – пп.1,2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, со ссылкой пп.6 ст.39.16 ЗК РФ – схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ, предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, поскольку указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявителей, в связи с чем может быть оспорен ими в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п.4, 9 ст.11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Согласно п.12 ст.11.10 ЗК РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 г. №762 утверждены форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе и требования к подготовке схемы расположения земельного участка.Согласно п.13 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
В соответствии с п.1 ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
Таким образом, при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, предварительного утверждения схемы расположения земельного участка не требуется. Заявитель обязан осуществить подготовку такой схемы и приложить её к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При одобрении заявления уполномоченный орган одновременно принимает решение о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы его расположения.
Схема расположения испрашиваемого истцами земельного участка, как усматривается из её заявления, была ранее подготовлена, но не утверждена.
Соответственно, подача истцами ответчику заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляла собой реализацию второго этапа вышеописанной процедуры.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства наделён полномочиями по приёму заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара (во всех случаях, пп.1 п.1 указанного постановления). Руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделён полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в её утверждении в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ (пп.3 п.2 указанного постановления).
Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истицы о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принять решение по существу заявления.
Специальной процедуры принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка закон не устанавливает.
В соответствии с пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ.
Согласно пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные федеральными законами.
Испрашиваемый истцами земельный участок расположен сразу в 2 территориальных зонах – зоне застройки многоэтажными жилыми домами (зона Ж-4) и общественно-деловой зоне районного значения в соответствии с картой правового (градостроительного) зонирования, являющейся частью Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утверждённых постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. №61.
Согласно п.2 ст.85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В связи с этим ответчик полагает, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена.
Однако действующие градостроительные регламенты в г. Самаре установлены Правилами застройки и землепользования от 26.04.2001 г. Согласно п.4 ст.85 ЗК РФ разрешается продолжать использование земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, не соответствующих установленному градостроительному регламенту, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. По смыслу данной правовой нормы в её связи с п.3 ст.85 ЗК РФ, речь идёт об использовании, начавшемся до установления градостроительных регламентов. Между тем, как усматривается из реестровой выписки, <адрес> возведён в 1925 г. (л.д. 105-107), т.е. заведомо до введения в действие градостроительных регламентов, а равно до утверждения схемы границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры генерального плана г.о. Самара. Следовательно, ограничения, вводимые действующими градостроительными регламентами, заведомо не являются препятствием для использования занимаемого этим объектом земельного участка и не препятствуют осуществлению истцами исключительного права на приватизацию земельного участка.
Таким образом, в отношении ссылки на пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ мотивы оспариваемого решения несостоятельны.
В соответствии с пп.2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп.1-13, 15-19, 22 и 23 ст.39.16 ЗК РФ.
Отказ ответчика в предварительном согласовании предоставления истцу испрашиваемого им земельного участка по этому основанию мотивирован ссылкой пп.6 ст.39.16 ЗК РФ – земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Судом установлено, что приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 18.02.2016 г. №17 в перечень выявленных объектов культурного наследия Самарской области включены объекты археологического наследия, в частности, культурные отложения исторического центра г. Самары второй половины XIX-XX веков в границах <адрес> (л.д. 176-192).
Испрашиваемый истцами земельный участок попадает в границы территории данного объекта археологического наследия.
В соответствии с пп.4 п.5 ст.27 ЗК РФ земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, ограничены в обороте.
В соответствии с п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Федеральный закон, разрешающий приватизацию земель, занятых объектами археологического наследия, отсутствует.
Следовательно, оспариваемое решение является законным, поскольку приватизация испрашиваемых истцами земель не допускается на основании п.2, пп.4 п.5 ст.27 ЗК РФ.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь