Решение по делу № 2-2314/2015 от 04.03.2015

Дело №2-2314/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Наконечной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 28 мая 2015 года гражданское дело по заявлению Артеевой В.Н. к администрации муниципального образования городского округа «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, обязании устранить нарушения,

Установил:

Артеева В.Н. обратилась в суд с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (далее по тексту – Комитет по управлению муниципальным имуществом или Комитет) о признании незаконным отказа (исх. .... от <...> г..) в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья»,обязании принять её (заявителя) и членов её семьи на указанный учет.

Определением суда к участию в деле привлечены: администрация МОГО «Ухта» и Артеев А.И. (супруг заявителя).

В проведенных по делу судебных заседаниях Артеева В.Н. и Артеев А.И. поддержали доводы заявления, полагают отказ Комитета (исх. .... от <...> г..) незаконным, считают, что их семья имеет право на получение вышеуказанной социальной выплаты по категории «Молодая семья» в соответствии с Законом Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья»; при этом прежняя регистрация заявителя по месту жительства: .... не имеет правового значения для дела; снятие с регистрационного учета по указанному адресу и постановка заявителя на регистрационный учет по месту жительства: .... связаны с переездом на постоянное место жительства в г. Ухту, созданием семьи, работой в г. Ухте; кроме того, в <...> г. году в .... .... произошло возгорание по причине неосторожного обращения с огнем; в результате пожара пострадали квартиры №.... и .... этого дома; согласно акту обследования дома, проведенного комиссией ООО « » <...> г.., указанные квартиры, в т.ч. ...., восстановлению не подлежат; с <...> г. года Артеева В.Н. не проживает в пгт. Войвож, её родители также выехали на другое постоянное место жительства. Исходя из этого, заявитель и её супруг считают доводы Комитета о намеренном ухудшении жилищных условий семьи необоснованными.

В судебных заседаниях представитель администрации МОГО «Ухта» Кеслер М.С. и представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Гайдучек Т.А., действующие по доверенностям, требования Артеевой В.Н. не признали, поддерживают отказ Комитета (исх. .... от <...> г..), законность которого оспаривают заявители; считают, что действия Артеевой В.Н., связанные со снятием её с регистрационного учета из жилого помещения по адресу: .... и её последующая регистрация по месту жительства в жилом помещении по адресу: ...., общ. площадью .... кв.м, свидетельствуют о намеренном ухудшении жилищных условий с целью приобретения семьей права состоять на учете на получение социальных выплат на строительство и приобретение жилья; данное обстоятельство явилось основанием для отказа в постановке Артеевой В.Н. и членов её семьи на указанный учет в соответствии с пп. 4 п. 13 ст. 2 Закона Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005г. (с последующими изменениями и дополнениями). Представители Комитета и администрации МОГО «Ухта» указали, что без наличия документов, подтверждающих факт проживания в жилом помещении по адресу: .... течение 5 лет, и доказательств отсутствия в действиях заявителя намеренного ухудшения жилищных условий, Комитет и администрация МОГО «Ухта» не вправе принять Артееву В.Н. и членов её семьи на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья в соответствии с Законом Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».

В настоящее судебное заседание третье лицо Артеев А.И. и представитель администрации МОГО «Ухта» не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Каких-либо заявлений, ходатайств от указанных лиц к настоящему судебному заседанию не поступило.

Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения заявителя и представителя Комитета, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Артеева А.И. и представителя администрации МОГО «Ухта».

Допрошенная в настоящем судебном заседании свидетель А,ГЮМ. показала, что до <...> г.. её сын Артеев А.И. вместе со своей семьей: супругой – Артеевой В.Н. и несовершеннолетней дочерью Е. проживали вместе с ней (свидетелем) в жилом помещении по адресу: ...., с её согласия сын и внучка были зарегистрированы по данному адресу на том условии, что Артеев А.И. с супругой будут нести расходы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги; с <...> г.. семья сына проживает отдельно, общается она (свидетель) с ними редко, внучка иногда бывает у неё на даче. Свидетель А,ГЮМ. показала, что с <...> г.. её сын с семьей снимал квартиру в г. Ухте, т.к. своего жилья ни у него, ни у его супруги нет; затем Артеев А.И. с супругой и ребенком стали проживать у А.М.И. (старший сын свидетеля) по адресу: .... осенью 2014г. они зарегистрировались в этом жилом помещении с согласия его собственника – А.М.И.; по просьбе свидетеля Артеев А.И. вместе со своей дочерью Е. снялись с регистрационного учета по адресу: .....

Выслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон). В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми (в ред. Законов РК от 03.04.2006 N 26-РЗ, от 11.03.2008 N 12-РЗ). В числе таких категорий указаны молодые семьи (пп. "и" введен Законом РК от 03.04.2006 N 26-РЗ).

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», введенной Законом Республики Коми от 03.04.2006 N 26-РЗ, на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств (пункт 1 в ред. Закона РК от 11.03.2008 N 12-РЗ).

Согласно подпункта 2 пункта 3 статьи 2 Закона, имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2 в ред. Закона РК от 26.12.2014 N 176-РЗ).

В соответствии с Решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» от 01.03.2006 № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта» составляет 11,0 кв.м на каждого члена семьи.

Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 Закона.

Основания для отказа в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья перечислены в пункте 13 статьи 2 Закона, в том числе, уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья (подпункт 4 в ред. Законов Республики Коми от 11.03.2008 N 12-РЗ, от 23.12.2008 N 150-РЗ, от 13.12.2010 N 143-РЗ).

Как следует из материалов дела, <...> г..Артеева В.Н., <...> г. года рождения, обратилась в уполномоченный орган - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии её (заявителя) и членов её семьи (супруга – Артеева А.И. и несовершеннолетнего ребенка Артееву Е.А., 2010г.р.,) на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья» в соответствии с Законом Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от <...> г. (с последующими изменениями и дополнениями), представив все необходимые документы (расписка в принятии документов от <...> г..).

Уведомлением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от <...> г.. .... Артеевой В.Н. отказано в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «молодая семья». Отказ мотивирован намеренным ухудшением заявителем - Артеевой В.Н. своих жилищных условий с целью приобретения права семьи состоять на учете на получение указанной социальной выплаты (пп. 4 п. 13. ст. 2 Закона Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья»). Вывод о намеренном ухудшении жилищных условий сделан Комитетом, исходя из представленных сведений о том, что заявитель снялась с регистрационного учета по месту жительства: Республика Коми, г. Сосногорск, пгт. Войвож, ул. Октябрьская, д. 26, кв. 1, из жилого помещения общей площадью <...> г..м, и зарегистрировалась по новому месту жительства: ...., в жилом помещении общей площадью <...> г. кв.м, что повлияло на уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи.

Данный отказ явился основанием для обращения Артеевой В.Н. в суд с вышеуказанными требованиями.

Оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и разрешая спор, суд не усматривает в действиях Артеевой В.Н., связанных со снятием её с регистрационного учета по месту жительства в пгт. Войвож из муниципального жилого помещения, и последующей регистрацией по месту жительства в .... в жилом помещении, принадлежащем Артееву М.И. (брату супруга), намерения ухудшить свои жилищные условия с целью постановки семьи на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья».

Так, судом установлено и подтверждается материалами дела, что Артеева В.Н. (до брака - О) и Артеев А.И. состоят в зарегистрированном браке с <...> г. (свидетельство о браке I-ЕА .... от <...> г.. выдано территориальным отделом ЗАГС .... ЗАГС Республики Коми), от брака имеют ребенка – Артееву Е.А., 08.11.2010г.р.

Как следует из представленных суду поквартирных карточек, 11.09.2014г. Артеева В.Н. снялась с регистрационного учета по месту жительства из жилого помещения, расположенного по адресу: ...., пгт. Войвож, ...., общей площадью кв.м, и зарегистрировалась вместе со своим супругом и ребенком по месту жительства: ..... В этом жилом помещении общ.площадью кв.м в г. Ухте и проживает в настоящее время семья заявителя, вместе с ними зарегистрирован собственник данного жилого помещения Артеев М.И.; общее количество зарегистрированных лиц – 4. До регистрации в этом жилом помещении (<...> г..) Артеев А.И. и несовершеннолетняя Артееву Е.А. были зарегистрированы по адресу: .... (по месту жительства матери Артеев А.И. – Артеевой Г.М.).

Согласно имеющемуся в деле акту о пожаре от <...> г.., составленному комиссией , и акту обследования .... от <...> г.., составленному комиссией ООО « », <...> г.. в результате неосторожного обращения с огнем жильцов .... ....а произошло возгорание этой квартиры, в результате пожара пострадали также квартиры №№ в указанном доме; данные квартиры ремонту не подлежат и для дальнейшего проживания непригодны. В настоящее время по адресу: .... никто не зарегистрирован и не проживает. Из объяснений истицы следует, что самого дома №.... сейчас не существует, он снесен; в этом доме она проживала до <...> г.. вместе с родителями, затем выехала в ...., где училась и работает по настоящее время, о чем в дело представлены копия диплома об окончании и копия трудовой книжки истицы, в <...> г.. она зарегистрировала брак с Артеевым А.И. Совместная регистрация супругов по месту жительства в г. Ухте стала возможной только в <...> г.., в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Артееву М.И., с согласия последнего.

По информации Управления Росреестра по Республике Коми и Ухтинского отделения ФНУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по РК жилых помещений в собственности заявителя, её супруга и несовершеннолетней Артеевой Е. не имеется. Нанимателями (членами семьи нанимателя) каких-либо жилых помещений данные лица не являются.

В соответствии со ст. 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (ст. 1 Федерального закона №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

Согласно ст. 31 Семейного кодекса РФ супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, места жительства и пребывания.

Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.

Таким образом, снятие Артеевой В.Н. с регистрационного учета в пгт. Войвож и вселение в квартиру по адресу: ...., регистрация заявителя по месту фактического проживания имели целью реализацию супругами: Артеевой В.Н. и Артеевым А.И. права на совместное проживание, ведение общего хозяйства в связи с заключением брака, воспитание ребенка. Заявитель была снята с регистрационного учета по месту жительства в пгт. Войвож в сентябре 2014г. в связи с регистрацией по месту её фактического проживания в г. Ухте, где она живет и работает с <...> г. года.

На основании изложенного и с учетом вышеприведенных положений подпункта 2 пункта 3 статьи 2 Закона Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», суд полагает, что доводы заявителей по делу являются обоснованными, а позиция Комитета и администрации МОГО «Ухта» – ошибочной; намеренного ухудшения жилищных условий в действиях Артеевой В.Н. не усматривается. Данный вывод суда согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от <...> г.. №.... Доводы Комитета и администрации МОГО «Ухта», приведенные ими в обоснование своей позиции, подлежат отклонению судом как не соответствующие обстоятельствам дела.

Уровень обеспеченности заявителя Артеевой В.Н. и членов её семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи исчисляется, исходя из общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: .... кв.м и количества зарегистрированных в этом помещении лиц (4 чел). Таким образом, уровень обеспеченности составляет на каждого члена семьи 7,26 кв.м, что менее учетной нормы (11 кв.м), установленной решением Совета МОГО «Ухта» от <...> г......

Судом установлено, что обращение Артеевой В.Н. в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с целью постановки на учет на получение вышеуказанных социальных выплат отвечало установленным законом требованиям. По возрастному и иным критериям, определенным в п.6 и п. 7 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» - приложения №3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на <...> г. гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (с последующими изменениями и дополнениями), Артеева В.Н. и её супруг Артеев А.И. подпадают под категорию «молодая семья» и могут являться участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на <...> г. гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (с последующими изменениями и дополнениями). Какие-либо иные основания (кроме намеренного ухудшения жилищных условий) для отказа в принятии Артеевой В.Н. и членов её семьи на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья Комитетом и администрацией МОГО «Ухта» не приведены.

При установленных по делу обстоятельствах и на основе оценки имеющихся доказательств, суд приходит к выводу о том, что семья заявителя отвечает критериям молодой семьи, нуждающейся в жилом помещении в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 ст. 2 Закона РК «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» и пунктом 7 вышеназванных Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению, отказ Комитета (исх. .... от <...> г..) в принятии Артеевой В.Н. и членов её семьи на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья», является незаконным.

Суд обязывает Комитет и администрацию МОГО «Ухта» устранить нарушения путем принятия Артеевой В.Н. и членов её семьи в установленном порядке на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья» с <...> г., исходя из положений пп.1 п. 11 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005г. №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» (в ред. Закона РК от 11.03.2008г. №12-РЗ, от 05.10.2011г. №108-РЗ).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Артеевой В.Н. удовлетворить.

Признать отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (исх. .... от <...> г..) в принятии Артеевой В.Н. и членов её семьи на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» устранить нарушения путем принятия Артеевой В.Н., <...> г. года рождения, и членов её семьи: супруга – Артеева А.И., <...> г. года рождения, и несовершеннолетней Артеевой ФИО19, <...> г. года рождения, в установленном законом порядке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья», с 21 октября 2014 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 03 июня 2015 года.

Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон

2-2314/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Артеева Вера Николаевна
Ответчики
Администрация МОГО "Ухта"
КУМИ администрация МОГО "Ухта"
Другие
Артеев Андрей Иванович
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Аберкон Инга Викторовна
Дело на странице суда
ukhtasud--komi.sudrf.ru
04.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.03.2015Передача материалов судье
12.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2015Судебное заседание
28.05.2015Судебное заседание
03.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2015Дело оформлено
29.05.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее