УИД 36RS0020-01-2019-001745-33
Дело № 2-84/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лиски
Воронежская область 17 января 2020 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Ладыкиной Л.А.,
при секретаре судебного заседания Бабешко Л.Ю.,
с участием представителя истца Есиной Г.В. адвоката Никитиной А.С.,
представителя ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности Калининой И.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Есиной Г.В. к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначению досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Есина Г.В. обратилась в Лискинский районный суд с иском к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании незаконным решения ответчика об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого медицинского стажа, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, назначению досрочной страховой пенсии по старости (л.д.6-8).
Согласно исковому заявлению истец 22.07.2019 обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением ответчика от 08.10.2019 ей в этом было отказано по причине отсутствия у него требуемого специального стажа. По мнению ответчика, специальный стаж истца составляет 15 лет 9 месяцев 16 дней. При этом ответчик, на её взгляд, незаконно не зачел в специальный стаж следующие периоды: с 02.10.2009 по 25.10.2009, с 22.11.2009 по 28.03.2013, с 30.04.2013 по 02.12.2016, с 13.12.2016 по 08.04.2018, с 15.05.2018 по 21.07.2019 - в должности медсестры гинекологического кабинета в ООО «Санаторий им. Цюрупы», мотивируя это тем, что ООО «Санаторий им. Цюрупы» многопрофильный, а Разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрен санаторий (курорт) для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата. Кроме того, незаконно не зачел периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 26.10.2009 по 31.10.2009, с 29.03.2013 по 29.04.2013, с 09.04.2018 по 14.05.2018. С решением ответчика она не согласна, поскольку одним из профилей медицинского учреждения, где она трудится, является лечение больных с нарушениями опорно – двигательного аппарата – травматология и ортопедия, что нашло свое отражение в лицензиях, Уставе учреждения, кроме того, значительную часть контингента санатория в спорные периоды составляли больные с болезнями опорно-двигательного аппарата (костно-мышечной системы и соединительной ткани). В силу должностных обязанностей медицинские работники обязаны по мере необходимости проходить повышение квалификации. На время прохождения повышения квалификации за истцом сохранялась средняя заработная плата и производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации, по его мнению, подлежат включению в специальный стаж. Просит признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в его специальный стаж вышеуказанные периоды и обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по старости с 22.07.2019 и взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 7300 руб., из которых 300 руб. государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд с иском, 7000 руб. оплата услуг адвоката за оказание юридической помощи (л.д.6-8).
В судебное заседание истец Есина Г.В., надлежащим образом извещенная о дне и времени слушания дела, не явилась, от неё поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие с участием её представителя адвоката Никитиной А.С., исковые требования она поддерживает, просит взыскать с ответчика судебные расходы по оплате юридической помощи в размере 16000 руб. (л.д. 134).
Представителя истца Есиной Г.В. адвокат Никитина А.С. в судебном заседании поддержала заявленными исковые требования и требования о взыскании судебных расходов, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности Калинина И.Ю. в судебном заседании полагала оспариваемое решение законным, поскольку на момент обращения истца за назначением пенсии по п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у неё отсутствовал необходимый специальный трудовой стаж продолжительностью 25 лет. Поддержала представленное письменное возражение по существу исковых требований, согласно которому при расчете специального стажа с учетом положений ч. 3 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», периоды работы истца с 02.10.2009 по 25.10.2009, с 22.11.2009 по 28.03.2013, с 30.04.2013 по 02.12.2016, с 13.12.2016 по 08.04.2018, с 15.05.2018 по 21.07.2019 - в должности медсестры гинекологического кабинета в ООО «Санаторий им. Цюрупы», не подлежат зачету в специальный стаж, так как право на пенсию имеют медицинские работники, работающие в санаториях для лечения больных с нарушениями опорно – двигательного аппарата, а ООО «Санаторий имени Цюрупы» является многопрофильным. Кроме этого, в судебном заседании представитель ответчика Калинина И.Ю. указала на то, что спорные периоды не подлежат зачету еще и по той причине, что ООО «Санаторий имени Цюрупы» не является «учреждением», а представляет собой коммерческую корпоративную организацию, деятельность которой направлена на получение прибыли. Кроме того, в представленных работодателем истца в Пенсионный фонд РФ сведениях о страховых взносах не указан код льготной профессии в ИЛС застрахованного лица Есиной Г.В. Поскольку не подлежат зачету в специальный стаж спорные периоды работы истца в ООО «Санаторий имени Цюрупы», не подлежат зачету и курсы повышения квалификации, приходящиеся на данные периоды работы. Просила в удовлетворении иска отказать. Требования истца о взыскании судебных расходов на оплату юридических услуг полагает чрезмерно завышенными, не отвечающими критериям разумности. Просила суд снизить их до разумных пределов, приняв во внимание, что сумма расходов на оплату услуг по составлению иска не соразмерна фактическому объему оказанных услуг, с учетом небольшой степени сложности данного гражданского дела, по которому имеется сложившая судебная практика, не требуется большого количества судебных заседаний и представления доказательств.
Выслушав доводы представителя истца, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, суд считает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Согласно трудовой книжке № № истец Есина Г.В. осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в различных учреждениях здравоохранения: с 15.03.1993 по 16.03.2006 в должности фельдшера в Средне-Икорецкого медпункта Лискинского ТМО, который с 14.11.1997 переименован в процедурный кабинет, с 17.03.2006 по 01.10.2009 в должности медицинской сестры процедурной в поликлинике Средне-Икорецкой участковой больницы, с 02.10.2009 по настоящее время в должности медсестры гинекологического кабинета ООО «Санаторий имени Цюрупы» (л.д. 13-17).
Согласно решению Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) № от 08.10.2019 истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине не выработки специального стажа. При этом истцу в бесспорном порядке зачтено ряд периодов работы, в сумме составляющих 15 лет 09 месяцев 16 дней. Отказано во включении в специальный стаж ряда периодов, в том числе периодов работы истца с 02.10.2009 по 25.10.2009, с 22.11.2009 по 28.03.2013, с 30.04.2013 по 02.12.2016, с 13.12.2016 по 08.04.2018, с 15.05.2018 по 21.07.2019 - в должности медсестры гинекологического кабинета в ООО «Санаторий им. Цюрупы», периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 26.10.2009 по 31.10.2009, с 29.03.2013 по 29.04.2013, с 09.04.2018 по 14.05.2018 (л.д.10-12).
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на социальное обеспечение, в том числе в виде государственных пенсий по возрасту и в иных установленных законом случаях.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. от 06.03.2019) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 данного Федерального закона (в ред. от 06.03.2019) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 30 указанного Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 30 Закона 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Аналогичные положения содержались в п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшем до 01 января 2015 года.
Данное положение закона конкретизируется в постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «"О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в сельской местности не менее 25 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 1 ноября 1999 г. был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должность медицинской сестры палатной.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 1 ноября 1999 г. изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в том числе медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а именно после 1 ноября 1999 г., не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Из представленных в материалы дела учредительных документов ООО «Санаторий имени Цюрупы» и лицензий и приложений к ним от 14 июля 2005 года, от 18 июня 2010 года, от 10 марта 2015 года, от 23.12.2016 следует, что данный санаторий за весь период трудовой деятельности Есиной Г.В. имел такой профиль (медицинскую специализацию) «при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении организуются и выполняются работы (услуги) по: кардиологии, мануальной терапии, неврологии, педиатрии, профпатологии, психотерапии, пульмонологии, рефлексотерапии, терапии, травматологии и ортопедии, урологии, эндокринологии и т.д.» (л.д.75-106).
Так, из п.3.2 Устава ООО «Санаторий имени Цюрупы» в редакции от 15 декабря 2009 года, 27 мая 2015 года, 17 мая 2018 года следует, что основными направлениями деятельности санатория являются организация оздоровления и лечения детей в возрасте от 4 до 14 лет с родителями, подростков и взрослых с заболеваниями терапевтического профиля (патологии сердечно – сосудистой и нервной системы, опорно – двигательного аппарата), мочеполовой системы и др. (л.д.22-68).
Из представленных представителем истца годовых отчетов санатория по составу выбывших больных и результатам их лечения за период с 2009 по 2018 годы число больных с болезнями костно – мышечной системы и соединительной ткани составляло значительное число от общего количества пациентов. Так, например в 2012 году из общего числа 10466 больных на долю пациентов с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани приходилось 2740 человек, в 2015 году эти цифры составляли соответственно 10172 и 2774 человек. Однако, самое большее число больных в 2012 г. и 2015 г. составляли больные с болезнями системы кровообращения – 4005 и 4145 соответственно (л.д.118-132).
Согласно п. 2.1 Должностной инструкции медицинской сестры гинекологического кабинета ООО «Санаторий имени Цюрупы» в её функции входит обеспечение проведения гинекологических процедур и выполнения профилактических, лечебных, реабилитационных мероприятий, назначаемых врачом всему контингенту санатория независимо от профиля (л.д.18-21).
Таким образом, проанализированные выше представленные истцом доказательства: уставы, лицензии, статистические годовые отчеты, не свидетельствуют о наличии у ООО «Санаторий имени Цюрупы» строго определенного профиля, а говорят о том, что данный санаторий имеет общетерапевтическую направленность и не имеет таких профилей деятельности, как перечисленных в п. 21 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Кроме того, в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 не указано такое наименование учреждения, осуществляющего медицинскую деятельность как общество с ограниченной ответственностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно ч. 1 ст. 66 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
В пункте 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Согласно статье 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.09.2014) общества с ограниченной ответственностью отнесены к коммерческим корпоративным организациям.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Согласно уставам ООО «Санаторий имени Цюрупы» в редакции от 15 декабря 2009 года, 27 мая 2015 года, 17 мая 2018 года основной целью его деятельности является получение прибыли для достижения целей, предусмотренных уставами участника Общества и Общества, а также к числу основных видов деятельности относятся оказания платных медицинско-оздоровительных услуг, продажа путевок и курсовок, осуществление иной предпринимательской деятельности, оказание посреднических, консультационных и представительских услуг, оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами и т.п., в связи с чем в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации названная организация является коммерческой и, следовательно, не может быть отнесена к учреждению.
Кроме того, в сведениях, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Есиной Г.В., представляемых работодателем в Пенсионный фонд РФ, содержащихся в материалах пенсионного дела, обозренного в судебном заседании, отсутствует указание кода льготной профессии.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что периоды работы истца с 02.10.2009 по 25.10.2009, с 22.11.2009 по 28.03.2013, с 30.04.2013 по 02.12.2016, с 13.12.2016 по 08.04.2018, с 15.05.2018 по 21.07.2019 - в должности медсестры гинекологического кабинета в ООО «Санаторий им. Цюрупы», не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Исходя из вышеизложенного, отсутствуют основания для включения в специальный стаж курсов повышения квалификации: с 26.10.2009 по 31.10.2009, с 29.03.2013 по 29.04.2013, с 09.04.2018 по 14.05.2018, приходящихся на спорный период работы истца в ООО «Санаторий им. Цюрупы».
Согласно материалам дела, специальный стаж истца на дату обращения к ответчику составил 15 лет 9 месяцев 16 дней.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется, поскольку истцу правомерно было отказано ответчиком в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием достаточного стажа лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Есиной Г.В. к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначению досрочной страховой пенсии по старости – отказать.
Копию решения направить сторонам не позднее пяти дней после составления решения суда.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Лискинский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Ладыкина
Мотивированное решение изготовлено 22.01.2020.
УИД 36RS0020-01-2019-001745-33
Дело № 2-84/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лиски
Воронежская область 17 января 2020 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Ладыкиной Л.А.,
при секретаре судебного заседания Бабешко Л.Ю.,
с участием представителя истца Есиной Г.В. адвоката Никитиной А.С.,
представителя ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности Калининой И.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Есиной Г.В. к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначению досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Есина Г.В. обратилась в Лискинский районный суд с иском к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании незаконным решения ответчика об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого медицинского стажа, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, назначению досрочной страховой пенсии по старости (л.д.6-8).
Согласно исковому заявлению истец 22.07.2019 обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением ответчика от 08.10.2019 ей в этом было отказано по причине отсутствия у него требуемого специального стажа. По мнению ответчика, специальный стаж истца составляет 15 лет 9 месяцев 16 дней. При этом ответчик, на её взгляд, незаконно не зачел в специальный стаж следующие периоды: с 02.10.2009 по 25.10.2009, с 22.11.2009 по 28.03.2013, с 30.04.2013 по 02.12.2016, с 13.12.2016 по 08.04.2018, с 15.05.2018 по 21.07.2019 - в должности медсестры гинекологического кабинета в ООО «Санаторий им. Цюрупы», мотивируя это тем, что ООО «Санаторий им. Цюрупы» многопрофильный, а Разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрен санаторий (курорт) для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата. Кроме того, незаконно не зачел периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 26.10.2009 по 31.10.2009, с 29.03.2013 по 29.04.2013, с 09.04.2018 по 14.05.2018. С решением ответчика она не согласна, поскольку одним из профилей медицинского учреждения, где она трудится, является лечение больных с нарушениями опорно – двигательного аппарата – травматология и ортопедия, что нашло свое отражение в лицензиях, Уставе учреждения, кроме того, значительную часть контингента санатория в спорные периоды составляли больные с болезнями опорно-двигательного аппарата (костно-мышечной системы и соединительной ткани). В силу должностных обязанностей медицинские работники обязаны по мере необходимости проходить повышение квалификации. На время прохождения повышения квалификации за истцом сохранялась средняя заработная плата и производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации, по его мнению, подлежат включению в специальный стаж. Просит признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в его специальный стаж вышеуказанные периоды и обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по старости с 22.07.2019 и взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 7300 руб., из которых 300 руб. государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд с иском, 7000 руб. оплата услуг адвоката за оказание юридической помощи (л.д.6-8).
В судебное заседание истец Есина Г.В., надлежащим образом извещенная о дне и времени слушания дела, не явилась, от неё поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие с участием её представителя адвоката Никитиной А.С., исковые требования она поддерживает, просит взыскать с ответчика судебные расходы по оплате юридической помощи в размере 16000 руб. (л.д. 134).
Представителя истца Есиной Г.В. адвокат Никитина А.С. в судебном заседании поддержала заявленными исковые требования и требования о взыскании судебных расходов, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности Калинина И.Ю. в судебном заседании полагала оспариваемое решение законным, поскольку на момент обращения истца за назначением пенсии по п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у неё отсутствовал необходимый специальный трудовой стаж продолжительностью 25 лет. Поддержала представленное письменное возражение по существу исковых требований, согласно которому при расчете специального стажа с учетом положений ч. 3 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», периоды работы истца с 02.10.2009 по 25.10.2009, с 22.11.2009 по 28.03.2013, с 30.04.2013 по 02.12.2016, с 13.12.2016 по 08.04.2018, с 15.05.2018 по 21.07.2019 - в должности медсестры гинекологического кабинета в ООО «Санаторий им. Цюрупы», не подлежат зачету в специальный стаж, так как право на пенсию имеют медицинские работники, работающие в санаториях для лечения больных с нарушениями опорно – двигательного аппарата, а ООО «Санаторий имени Цюрупы» является многопрофильным. Кроме этого, в судебном заседании представитель ответчика Калинина И.Ю. указала на то, что спорные периоды не подлежат зачету еще и по той причине, что ООО «Санаторий имени Цюрупы» не является «учреждением», а представляет собой коммерческую корпоративную организацию, деятельность которой направлена на получение прибыли. Кроме того, в представленных работодателем истца в Пенсионный фонд РФ сведениях о страховых взносах не указан код льготной профессии в ИЛС застрахованного лица Есиной Г.В. Поскольку не подлежат зачету в специальный стаж спорные периоды работы истца в ООО «Санаторий имени Цюрупы», не подлежат зачету и курсы повышения квалификации, приходящиеся на данные периоды работы. Просила в удовлетворении иска отказать. Требования истца о взыскании судебных расходов на оплату юридических услуг полагает чрезмерно завышенными, не отвечающими критериям разумности. Просила суд снизить их до разумных пределов, приняв во внимание, что сумма расходов на оплату услуг по составлению иска не соразмерна фактическому объему оказанных услуг, с учетом небольшой степени сложности данного гражданского дела, по которому имеется сложившая судебная практика, не требуется большого количества судебных заседаний и представления доказательств.
Выслушав доводы представителя истца, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, суд считает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Согласно трудовой книжке № № истец Есина Г.В. осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в различных учреждениях здравоохранения: с 15.03.1993 по 16.03.2006 в должности фельдшера в Средне-Икорецкого медпункта Лискинского ТМО, который с 14.11.1997 переименован в процедурный кабинет, с 17.03.2006 по 01.10.2009 в должности медицинской сестры процедурной в поликлинике Средне-Икорецкой участковой больницы, с 02.10.2009 по настоящее время в должности медсестры гинекологического кабинета ООО «Санаторий имени Цюрупы» (л.д. 13-17).
Согласно решению Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) № от 08.10.2019 истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине не выработки специального стажа. При этом истцу в бесспорном порядке зачтено ряд периодов работы, в сумме составляющих 15 лет 09 месяцев 16 дней. Отказано во включении в специальный стаж ряда периодов, в том числе периодов работы истца с 02.10.2009 по 25.10.2009, с 22.11.2009 по 28.03.2013, с 30.04.2013 по 02.12.2016, с 13.12.2016 по 08.04.2018, с 15.05.2018 по 21.07.2019 - в должности медсестры гинекологического кабинета в ООО «Санаторий им. Цюрупы», периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 26.10.2009 по 31.10.2009, с 29.03.2013 по 29.04.2013, с 09.04.2018 по 14.05.2018 (л.д.10-12).
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на социальное обеспечение, в том числе в виде государственных пенсий по возрасту и в иных установленных законом случаях.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. от 06.03.2019) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 данного Федерального закона (в ред. от 06.03.2019) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 30 указанного Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 30 Закона 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Аналогичные положения содержались в п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшем до 01 января 2015 года.
Данное положение закона конкретизируется в постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «"О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в сельской местности не менее 25 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 1 ноября 1999 г. был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должность медицинской сестры палатной.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 1 ноября 1999 г. изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в том числе медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а именно после 1 ноября 1999 г., не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Из представленных в материалы дела учредительных документов ООО «Санаторий имени Цюрупы» и лицензий и приложений к ним от 14 июля 2005 года, от 18 июня 2010 года, от 10 марта 2015 года, от 23.12.2016 следует, что данный санаторий за весь период трудовой деятельности Есиной Г.В. имел такой профиль (медицинскую специализацию) «при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении организуются и выполняются работы (услуги) по: кардиологии, мануальной терапии, неврологии, педиатрии, профпатологии, психотерапии, пульмонологии, рефлексотерапии, терапии, травматологии и ортопедии, урологии, эндокринологии и т.д.» (л.д.75-106).
Так, из п.3.2 Устава ООО «Санаторий имени Цюрупы» в редакции от 15 декабря 2009 года, 27 мая 2015 года, 17 мая 2018 года следует, что основными направлениями деятельности санатория являются организация оздоровления и лечения детей в возрасте от 4 до 14 лет с родителями, подростков и взрослых с заболеваниями терапевтического профиля (патологии сердечно – сосудистой и нервной системы, опорно – двигательного аппарата), мочеполовой системы и др. (л.д.22-68).
Из представленных представителем истца годовых отчетов санатория по составу выбывших больных и результатам их лечения за период с 2009 по 2018 годы число больных с болезнями костно – мышечной системы и соединительной ткани составляло значительное число от общего количества пациентов. Так, например в 2012 году из общего числа 10466 больных на долю пациентов с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани приходилось 2740 человек, в 2015 году эти цифры составляли соответственно 10172 и 2774 человек. Однако, самое большее число больных в 2012 г. и 2015 г. составляли больные с болезнями системы кровообращения – 4005 и 4145 соответственно (л.д.118-132).
Согласно п. 2.1 Должностной инструкции медицинской сестры гинекологического кабинета ООО «Санаторий имени Цюрупы» в её функции входит обеспечение проведения гинекологических процедур и выполнения профилактических, лечебных, реабилитационных мероприятий, назначаемых врачом всему контингенту санатория независимо от профиля (л.д.18-21).
Таким образом, проанализированные выше представленные истцом доказательства: уставы, лицензии, статистические годовые отчеты, не свидетельствуют о наличии у ООО «Санаторий имени Цюрупы» строго определенного профиля, а говорят о том, что данный санаторий имеет общетерапевтическую направленность и не имеет таких профилей деятельности, как перечисленных в п. 21 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Кроме того, в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 не указано такое наименование учреждения, осуществляющего медицинскую деятельность как общество с ограниченной ответственностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно ч. 1 ст. 66 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
В пункте 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Согласно статье 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.09.2014) общества с ограниченной ответственностью отнесены к коммерческим корпоративным организациям.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Согласно уставам ООО «Санаторий имени Цюрупы» в редакции от 15 декабря 2009 года, 27 мая 2015 года, 17 мая 2018 года основной целью его деятельности является получение прибыли для достижения целей, предусмотренных уставами участника Общества и Общества, а также к числу основных видов деятельности относятся оказания платных медицинско-оздоровительных услуг, продажа путевок и курсовок, осуществление иной предпринимательской деятельности, оказание посреднических, консультационных и представительских услуг, оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами и т.п., в связи с чем в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации названная организация является коммерческой и, следовательно, не может быть отнесена к учреждению.
Кроме того, в сведениях, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Есиной Г.В., представляемых работодателем в Пенсионный фонд РФ, содержащихся в материалах пенсионного дела, обозренного в судебном заседании, отсутствует указание кода льготной профессии.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что периоды работы истца с 02.10.2009 по 25.10.2009, с 22.11.2009 по 28.03.2013, с 30.04.2013 по 02.12.2016, с 13.12.2016 по 08.04.2018, с 15.05.2018 по 21.07.2019 - в должности медсестры гинекологического кабинета в ООО «Санаторий им. Цюрупы», не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Исходя из вышеизложенного, отсутствуют основания для включения в специальный стаж курсов повышения квалификации: с 26.10.2009 по 31.10.2009, с 29.03.2013 по 29.04.2013, с 09.04.2018 по 14.05.2018, приходящихся на спорный период работы истца в ООО «Санаторий им. Цюрупы».
Согласно материалам дела, специальный стаж истца на дату обращения к ответчику составил 15 лет 9 месяцев 16 дней.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется, поскольку истцу правомерно было отказано ответчиком в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием достаточного стажа лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Есиной Г.В. к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначению досрочной страховой пенсии по старости – отказать.
Копию решения направить сторонам не позднее пяти дней после составления решения суда.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Лискинский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Ладыкина
Мотивированное решение изготовлено 22.01.2020.