Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2496/2019 ~ М-2456/2019 от 17.10.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2019 года г.Самара

Красноглинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Дурновой Н.Г.

с участием помощника прокурора Коростелева И.В.

при секретаре Филипповой Я.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-2496\19 по административному иску Прокурора Красноглинского района г. Самары к администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара о признании незаконным бездействий и обязании рассмотреть заключения.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красноглинского района г. Самары обратился с иском к администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара в обоснование своих требований указав следующее:

Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства, регулирующего вопросы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Установлено, что в администрацию Красноглинского внутригородского района г. Самары для рассмотрения на межведомственной комиссии поступили заключения государственной жилищной инспекции Самарской области по следующим адресам: <адрес>; <адрес> <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> по признанию пригодности (непригодности) помещений для дальнейшего проживания, жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Заключения государственного жилищного органа рассмотрены на заседаниях межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его авариным и подлежащим сносу или реконструкции по Красноглинскому внутригородскому району г.о. Самара. Членами комиссии приняты решения о предложении собственникам жилых помещений представить пакеты документов, предусмотренных пунктом 45 Положения.

До настоящего времени заключения органа государственного жилищного надзора по существу межведомственной комиссией не рассмотрены, решения, предусмотренные п.п. 46, 47 Положения, не приняты.

Вместе с тем жилищная инспекция в ходе обследования вышеуказанных домов выявила факты, свидетельствующие о существенной опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях домов, состояние несущих и ограждающих конструкций которых не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатации дома.

В результате бездействия ответчика нарушаются права граждан на безопасные условия проживания, создается угроза причинения вреда здоровью граждан и принадлежащему им имуществу.

В нарушение требований закона на заседаниях межведомственной комиссии вопросы о признании помещений, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции по существу не разрешены.

В результате бездействия межведомственной комиссии по оценки и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Красноглинскому внутригородскому району г.о. Самара, нарушаются права граждан на безопасные условия проживания, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также принадлежащему им имуществу.

Истец просит признать бездействие администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самары, выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении заключений государственной жилищной инспекции по Самарской области от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, непроведении оценки соответствия многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> <адрес>, квартал <адрес>, а также не принятии решений в соответствии с п.п. 46, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, незаконным.

Обязать администрацию Красноглинского внутригородского района г.о.Самара в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заключения государственной жилищной инспекции по Самарской области от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, провести оценку соответствия многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, в порядке, установленном п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, и вынести решения в соответствии с п.п. 46, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержал в полном объёме.

Представитель административного ответчика в лице представителя Хлопковой О.Е. исковые требования не признала, просила отказать, представлен отзыв на иск.

В судебное заседание заинтересованное лицо межведомственная комиссия для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признанное его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Красноглинскому внутригородскому району г.о.Самаране явились представители третьих лиц, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст. 277 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как видно из имеющихся материалов дела в администрацию Красноглинского внутригородского района г. Самары для рассмотрения на межведомственной комиссии поступили заключения государственной жилищной инспекции Самарской области по следующим адресам: <адрес> по признанию пригодности (непригодности) помещений для дальнейшего проживания, жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Рассмотрев указанный пакет документов, межведомственная комиссия провела заседания в ходе которых собственникам многоквартирных домов было предложено предоставить документы, указанные в пункте 45 Положения.

До настоящего времени заключения органа государственного жилищного надзора по существу межведомственной комиссией не рассмотрены по существу, решения, предусмотренные п.п. 46, 47 Положения, не приняты.

Из имеющихся материалов дела видно, что жилищная инспекция в ходе обследования вышеуказанных домов выявила факты, свидетельствующие о существенной опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях домов, состояние несущих и ограждающих конструкций которых не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатации дома.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Из анализа положений пунктов 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 8, 9 части 1 статьи 14, части 4 статьи 15, части 1, 2, пункта 2 части 5, пункта 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493, пунктов 1, 2, 7, 42, 44 - 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, следует, что жилищная инспекция обладает полномочиями по обследованию и экспертизе жилых помещений, а также по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением.

В свою очередь, на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом

Из п. 7 Положения следует, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений непригодными для проживания.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Самарской области от 06.07.2015 № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара создают в установленном порядке межведомственную комиссию для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Постановлением администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара от 11.02.2019 № 51 создана межведомственная комиссия для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признанное его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Красноглинскому внутригородскому району г.о. Самара и утверждено соответствующее Положение межведомственной комиссии Красноглинского района г. Самары.

В соответствии с п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренное пунктом 42 Положения, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

-       о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

-       о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных впроцессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для
проживания;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Жилищная инспекция в ходе обследования спорного дома выявила факты, свидетельствующие о существующей опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях дома, состояние несущих и ограждающих конструкций которого не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию дома.

По результатам обследования инспекция составила заключения от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> которые направила в администрацию для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия соответствующего решения.

Ограничившись решением о предложении собственникам жилых помещений представить пакет документов, предусмотренных пунктом 45 Положения, межведомственная комиссия вопрос о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по существу не разрешила.

Изложенное решение межведомственной комиссии не является тем решением, которое в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения заключения жилищной инспекции. Фактически межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа и вынесла формальное решение об истребовании документов.

Непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей.

Кроме того, в межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, поэтому комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.

В результате бездействия ответчика нарушаются права граждан на безопасные условия проживания, создается угроза причинения вреда здоровью граждан и принадлежащему им имуществу.

Согласно выводам, изложенным в определении Верховного суда РФ от 01.06.2017 № 1-КГ17-4, межведомственная комиссия обязана рассмотреть заключения жилищной инспекции, провести оценку соответствия многоквартирных домов, помещений в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решения в соответствии с п.п. 46 или 47 Положения. При этом, абз. 3 п. 46 Положения не применим, поскольку в указанных случаях межведомственной комиссией рассматривались заключения органа государственного надзора.

В нарушение требований закона на заседаниях межведомственной комиссии вопросы о признании помещений, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции по существу не разрешены. Изложенные в протоколах заседания межведомственной комиссии решения по названным вопросам не являются решениями, которые применяются в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Фактически межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заключений надзорного органа и вынесла формальные решения об истребовании документов.

В результате бездействия межведомственной комиссии по оценки и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Красноглинскому внутригородскому району г.о. Самара, нарушаются права граждан на безопасные условия проживания, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также принадлежащему им имуществу.

Доводы ответчика о том, что комиссией заключения инспекции были рассмотрены и приняты решения в связи с чем бездействие ответчика отсутствует судом оцениваются критически.

Так, пункт 45(1) Положения позволяет предложить собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения. Однако данное предложение не может являться итоговым решением межведомственной комиссии.

При рассмотрении дела суд полагает, что сроки исковой давности не истекли, поскольку нарушения федерального законодательства установлены прокуратурой района 15.07.2019 в ходе исполнения поручения прокуратуры области и опросе консультанта сектора по ЖКХ отдела по ЖКХ и благоустройства администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Кузиной Н.С.

Указанное обстоятельство подтверждается поручением Прокуратуры Самарской области от 07.06.19г. поступившим в Прокуратуру Красноглинского района г. Самары 25.06.19г.

По выявленным фактам в адрес главы администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара 17.07.2019 внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено, однако мер к устранению нарушений федерального законодательства не принято.

Принимая во внимание данные обстоятельства,    суд    считает, что требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд признав заявление обоснованным принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушение прав свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

руководствуясь ст. ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Красноглинского района г. Самары - удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самары, выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении заключений государственной жилищной инспекции по Самарской области от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, непроведении оценки соответствия многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, а также в не принятии решений в соответствии с п.п. 46, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, незаконным.

Обязать администрацию Красноглинского внутригородского района г.о.Самара в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заключения государственной жилищной инспекции по Самарской области от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, провести оценку соответствия многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, в порядке, установленном п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, и вынести решения в соответствии с п.п. 46, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Красноглинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме

Срок изготовления мотивированного решения 15.11.19г.

Судья Дурнова Н.Г.

2а-2496/2019 ~ М-2456/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Красноглинского районва г. Самары
Ответчики
Администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самара
Другие
Межведомтсвенная комиссия для оценки и обследования помещений
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Дурнова Н. Г.
Дело на странице суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
17.10.2019Регистрация административного искового заявления
18.10.2019Передача материалов судье
21.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
21.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2019Судебное заседание
12.11.2019Судебное заседание
15.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее