Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3181/2015 ~ М-2281/2015 от 17.03.2015

2-3181/27-2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2015 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Зариповой Е.В.,

при секретаре Долгих Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лепехиной Е.Н., Сидоровой Г.А. к ООО «УК Партнер», ТСЖ «Древлянская-24» в защиту прав потребителей,

у с т а н о в и л:

Иск заявлен по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ согласно акту о приемке в коммерческую эксплуатацию прибора учета ОАО «ПКС» был введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета электрической энергии в доме по адресу: <адрес> <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года жильцами дома были получены квитанции по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению за ДД.ММ.ГГГГ года. В данные квитанции включены платежи за установку ОДПУ электрической энергии. ДД.ММ.ГГГГ вх. Лепехина Е.Н. обратилась в ООО «Комплексный расчетный центр города Петрозаводска» с заявлением, где просила разъяснить порядок начисления, платы за установку ОДПУ электроэнергии. ДД.ММ.ГГГГ исх. был получен ответ, где сообщалось, что стоимость ОДПУ электроэнергии составила <данные изъяты>. Начисление проводилось по тарифу <данные изъяты> в 1 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Лепехина Е.Н. обратилась в ОАО «ПКС» с заявлением, где просила разъяснить основания для установки счетчика, а также его стоимости. ДД.ММ.ГГГГ исх. был получен ответ, согласно которому ОАО «ПКС» неоднократно уведомляло организации, управляющие имуществом многоквартирных домов г.Петрозаводска, об исполнении требований Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установки ОДПУ, предлагало принять решение об установке ОДПУ силами собственников помещений, выбрать марку ОДПУ, выбрать организации для разработки проекта, монтажа и обслуживания ОДПУ, согласовать с собственниками стоимость и сроки установки. К письму был приложен акт о приемке в коммерческую эксплуатацию прибора учета. Согласно договору управляющей компанией в многоквартирном доме по адресу: <адрес> <адрес> является ООО «УК Партнер». По мнению истцов, ООО «УК Партнер» в нарушение закона не уведомило жильцов многоквартирного дома о необходимости установки приборов учета, когда от ОАО «ПКС» были получены уведомления о необходимости установки приборов учета, устранилось от решения данного вопроса. Также от проведения данных работ устранился и председатель ТСЖ «Древлянская-24» ФИО 1 ДД.ММ.ГГГГ Лепехина Е.Н. обратилась к председателю ТСЖ «Древлянская-24» ФИО1 с заявлением, где просила разъяснить, почему установка ОДПУ не была согласована с жильцами дома. В личной беседе председатель ТСЖ сказал, что управлением дома не занимается, должность занимает лишь номинально, от решения вопросов устранился. Подобное заявление Лепехиной Е.Н. было написано и в ООО «УК Партнер», с требованием разъяснить по какой причине установка ОДПУ была произведена без согласия с собственниками жилых помещений, а также почему оплата данного прибора учета не была произведена из денежных средств, накопленных по статье «текущий ремонт». ООО «УК Партнер» в своем ответе фактически подтвердило, что в решении вопроса об установки прибора учета не принимало участия, сославшись, что установка ОДПУ - инициатива ОАО «ПКС». Истцы считают, что ответчики не выполнили требование закона, в результате лишили жильцов дома возможности выбора прибора ОДПУ, его стоимости, а также определения и порядка оплаты установки данного прибора учета. Таким образом, истцы считают, что неправомерными действиями (бездействиями) ответчика, им и другим жильцам причинен материальный вред, связанный с необходимостью оплаты работ по установке счетчика. Неправомерными действиями ответчиков истцам причинены морально-нравственные страдания, вызванные чувством, что их обманули и оценивают моральный вред в размере <данные изъяты>. Ссылаясь на п. 7 ст. 12, п. 9 ст. 13, п. 9 ст. 13, п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», просят суд обязать ответчиков произвести оплату прибора ОДПУ в размере <данные изъяты>. из средств, накопленных многоквартирным домом по <адрес> по статье «текущий ремонт»; взыскать с ООО «УК Партнер» в пользу каждого из истцов по <данные изъяты> в счет компенсации морального вреда, взыскать с ответчиков в пользу истцов за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Определением суда от 19 марта 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОАО «ПКС».

Истцы Лепехина Е.Н., Сидорова Г.А., представитель Сидоровой Г.А. - Ивашова В.А., действующая на основании п. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали.

Представитель ООО «УК Партнер» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дело извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ указал, что с заявленными исковыми требованиями не согласен. Пояснил, что по закону собственники должны были до ДД.ММ.ГГГГ установить прибор учета. Указал, что ООО «УК Партнер» управляет домом истцов с ДД.ММ.ГГГГ. Просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель ТСЖ «Древлянская-24» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дело извещен надлежащим образом.

Представитель ОАО «ПКС» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дело извещен надлежащим образом. Представил отзыв на иск, в котором указал, что оснащение многоквартирных домов г. Петрозаводска коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии (далее - ОДПУ), в том числе и дома истцов осуществляется ОАО «ПКС» на основании ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и с внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с данной нормой закона организации, осуществляющие снабжение ресурсами или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям объектов, подлежащих оснащению приборами учета, обязаны в срок до 01 июля 2013 года совершить действия по оснащению ОДПУ многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета в срок, установленный ч. 5 ст. 13 Закона (то есть до 01 июля 2012 года). При этом собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанности по оборудованию многоквартирного дома ОДПУ обязаны оплатить расходы ресурсоснабжающих организаций на установку приборов учета. ОАО «ПКС» неоднократно уведомляло организации, управляющие имуществом многоквартирных домов г. Петрозаводска, в том числе и управляющую МКД истцов организацию, об исполнении требований закона в части установки ОДПУ, предлагало принять решение об установке ОДПУ силами собственников помещений, выбрать марку ОДПУ, выбрать организации для разработки проекта, монтажа и обслуживания ОДПУ, согласовать с собственниками стоимость установки и сроки оплаты. Поскольку лица, осуществляющие управление многоквартирным домом, а также собственники помещений многоквартирного дома не исполнили указанной обязанности, оснащение дома ОДПУ произведено ресурсоснабжающей организацией независимо от воли и за счет средств собственников помещений многоквартирного дома истцов.

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно п. 12 которых собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте «д (1)» пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 11 июля 2011 года) до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В ранее действовавшей редакции закона вышеуказанный срок был установлен до 01 января 2012 года. Таким образом, поскольку размещение общедомового прибора учета является нормативным требованием законодательства, то реализация этого требования не должна ставиться в зависимость от желания собственников помещений.

Дополнение в п. 11 п.п. «и» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, внесенное Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, согласно которому содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В судебном заседании установлено, что истцы являются собственниками квартир, расположенных по адресу: <адрес> <адрес> соответственно.

Многоквартирный жилой <адрес> по <адрес>. в г. Петрозаводске, где проживают истцы, находится в управлении ООО «УК Партнер» на основании заключенного договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ.

До ДД.ММ.ГГГГ договор управления многоквартирным жилым домом по <адрес> в г. Петрозаводске был заключен с ООО УК "Управдом".

В январе 2015 года жильцами дома были получены квитанции по оплате ЖКУ за декабрь 2014 года. В данные квитанции включены платежи за установку ОДПУ электрической энергии.

ДД.ММ.ГГГГ Лепехина Е.Н. обратилась в ООО «Комплексный расчетный центр города Петрозаводска» с заявлением, где просила разъяснить порядок начисления, платы за установку ОДПУ электроэнергии. ДД.ММ.ГГГГ за исх. был получен ответ ООО «Комплексный расчетный центр города Петрозаводска», где сообщалось, что стоимость ОДПУ электроэнергии составила <данные изъяты>. Начисление проводилось по тарифу <данные изъяты> в 1 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ Лепехина Е.Н. обратилась в ОАО «ПКС» с заявлением, где просила разъяснить основания для установки счетчика, а также его стоимости.

ДД.ММ.ГГГГ за исх. был получен ответ, согласно которому ОАО «ПКС» неоднократно уведомляло организации, управляющие имуществом многоквартирных домов г. Петрозаводска, об исполнении требований Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установки ОДПУ.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ПКС» направляло в ООО УП "Управдом", ТСЖ письма с предложением по установке общедомовых приборов учета, в которых было указано, что ОАО «ПКС» предлагает рассмотреть вопрос комплексной установки ОДПУ, в том числе принять решение о сроках установки ОДПУ, выбрать марку ОДПУ, выбрать организации для разработки проекта установки, монтажа, последующего сервисного обслуживания, согласовать с собственниками и нанимателями жилых помещений порядок и сроки оплаты ОДПУ и стоимость их установки.

Поскольку лица, осуществляющие управление указанным многоквартирным домом, а также собственники помещений многоквартирного дома имели достаточный срок для принятия решения об оборудовании многоквартирного дома ОДПУ, однако не исполнили указанной обязанности, оснащение дома ОДПУ произведено ОАО «ПКС».

ДД.ММ.ГГГГ согласно акту о приемке в коммерческую эксплуатацию прибора учета ОАО «ПКС» был введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета электрической энергии в доме по адресу: г. Петрозаводск, <адрес>.

Согласно счетов на оплату за квартиру истцов, выставляемых ООО "КРЦ г.Петрозаводска", в него включены оплата установки прибора ОДПУ.

Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

В силу ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно ч. 9 данной статьи с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых, имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

На основании изложенного, принимая во внимание, то обстоятельство, что собственники жилых помещений в доме № по <адрес>. в г. Петрозаводске, в срок до ДД.ММ.ГГГГ не решили вопрос об установке общедомового прибора учета электрической энергии, энергоснабжающая организация, в данном случае ОАО «ПКС», в соответствии с возложенными на нее действующим законодательством обязанностями после указанной даты, вправе была установить в доме, где проживают истцы, общедомовой прибор учета электрической энергии с выставлением собственникам помещений счетов на его плату.

Таким образом, поскольку нормами действующего законодательство предусмотрено, что бремя на оплату расходов на установку общедомового прибора учета несут собственники помещений, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения иска в части обязания ответчиков произвести оплату прибора ОДПУ в размере <данные изъяты> из средств, накопленных многоквартирным домом по <адрес> по статье «текущий ремонт».

Доводы истцов о том, что ответчики не разъяснили собственникам жилых помещений положения Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не организовали проведение общего собрания, не являются основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку положения указанного Федерального закона носят открытый и общедоступный характер. Кроме того, в силу прямого указания закона, установка общедомого прибора учета энергии, производится за счет собственников помещений многоквартирного дома.

На основании изложенного, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения иска в части обязания ответчиков произвести оплату прибора ОДПУ в размере <данные изъяты> из средств, накопленных многоквартирным домом по Древлянской наб. по статье «текущий ремонт».

Поскольку судом отказано в удовлетворении требований по оплате прибора ОДПУ, то в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда, о взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя также надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.

Судья: Е.В. Зарипова

Мотивированное решение составлено 20 апреля 2015 года.

2-3181/2015 ~ М-2281/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сидорова Галина Андреевна
Лепехина Елена Николаевна
Ответчики
ООО "УК Партнер"
ТСЖ "Древлянкая-24"
Другие
ОАО "ПКС"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Зарипова Е.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
17.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2015Передача материалов судье
19.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.03.2015Предварительное судебное заседание
14.04.2015Судебное заседание
20.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2015Дело оформлено
04.06.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее