Дело № 21-747/2018
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
14 декабря 2018 года г. Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Дудкина Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу и.о. заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель – и.о. начальника отдела государственного земельного надзора и контроля в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО1 на решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 августа 2018 года, вынесенное по жалобе защитника ФИО2, действующей в интересах Заборского С.В. , на постановление от 20 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Заборского Сергея Вениаминовича, -
установил:
Постановлением исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель – исполняющего обязанности начальника отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО1 от 20 апреля 2018 года Заборский С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Заборского С.В. – ФИО2 подала жалобу в Гагаринский районный суд города Севастополя.
Решением судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 августа 2018 года постановление исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель – исполняющего обязанности начальника отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО1 от 20 апреля 2018 года, о привлечении Заборского С.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменено. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Заборского С.В. прекращено на основании пункта 3 части 1статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление должностного лица.
Не согласившись с указанным судебным актом, и.о. заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель – и.о. начальника отдела государственного земельного надзора и контроля в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО1 подал жалобу в Севастопольский городской суд, в которой просит решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 августа 2018 года отменить, оставив в силе постановление о привлечении Заборского С.В. к административной ответственности.
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. ст. 30.2, 30.3 КоАП РФ, в установленные сроки и уполномоченным лицом.
В судебном заседании представитель административного органа доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить.
Защитник привлекаемого лица просила в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав защитника привлекаемого лица, изучив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, оценив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель, их почвенного слоя. Объективная сторона состава административного правонарушения будет заключаться в совершении действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, сознательного изменения его целевого назначения.
Из материалов дела усматривается, что основанием для привлечения Заборского С.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ послужило использование им земельного участка кадастровый номер № площадью 1000 кв.м, по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)» не по целевому назначению - для размещения двухэтажного здания, обладающего признаками многоквартирности - жилого дома для размещения двухэтажного объекта блокированной застройки, обладающего признаками многоквартирности жилого дома (гостиницы).
При этом, административный орган пришел к такому выводу, исходя из результатов фактического обследования объекта, признав доказанным факт использования Заборским С.В. вышеуказанного земельного участка не по целевому назначению, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Судья нижестоящего суда, отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, исходил из недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление должностного лица.
С таким выводом следует согласиться.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации одной из обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, является обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из приведенных выше положений следует, что целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участок может использоваться им только в соответствии с установленным назначением.
В соответствии с положениями ст. 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ст. 5, ст. 6, ст. 7 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, определенным документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу указанного Федерального конституционного закона. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного способа использования.
В силу п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Указанные обстоятельства, а также нормы материального права, как законодательства Украины, так и Российской Федерации должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении не учел и не применил к спорным правоотношениям.
Так, согласно государственному акту на право собственности на земельный участок, серии ЯЕ №, выданному Заборскому С.В. 13 сентября 2007 года, земельный участок имеет вид разрешенного использования для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок). Законодательством Украины, действующим на момент начала использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в частности ст. 19, ст. 39, ст. 40 и ст. 42 Земельного кодекса Украины, определена обязанность использовать предоставленный земельный участок по его основному целевому назначению и с учетом вида использования земельного участка, установленного правоустанавливающими документами и документацией по землеустройству. Изменение вида использования земельного участка требовало внесение соответствующих изменений в землеустроительную документацию. Вид разрешенного использования «блокированная жилая застройка» законодательством Украины не был предусмотрен. Строительство осуществлялось до 18.03.2014 года.
Вместе с тем, должностным лицом, при вынесении обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, указанные нормы законодательства и обстоятельства дела во внимание не были приняты, при том, что Заборский С.В. стал собственником спорного земельного участка, на котором в настоящее время находится капитальный объект, завершенный строительством, на основании договора купли-продажи земельного участка в 2007 г.
Из материалов дела следует, что жилой дом №, расположенный <адрес> в границах землепользования ОК «ЖСТИЗ «Восточный-1» в г. Севастополе, является жилым домом, состоящим из жилых блоков жилого дома блокированной застройки, общей площадью 822,80 кв.м, находящихся в двухэтажном жилом доме, состоящем из семи блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Из положений п.2 ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилым домом является индивидуально-определенное здание, состоящее из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
По определению ч.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Согласно кодексу строительства городов и СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» домом блокированной застройки является здание, высотой до трех этажей. Такое здание состоит из несколько частей, разделенных общей стеной без прохода, обладающего следующими признаками: присутствие как минимум одной смежной стены в таких квартирах; отсутствие общих входов, чердаков, коммуникационных шахт и инженерных сетей; наличие абсолютно индивидуальных для каждой квартиры систем вентиляции, отопления и коммуникационных веток; наличие беспрепятственного выхода на улицу для каждой отдельной квартиры.
Кроме этого, вид разрешенного использования «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)» согласно постановлению Правительства Севастополя от 28.03.2016 г. № 228-ПП «Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя» приравнен к виду разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) по Приказу Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее - Классификатор).
Для указанной категории земли предусмотрено размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение гаражей и подсобных сооружений. Однако, исходя из вышеприведенных фактов, построенный объект капитального строительства является жилым домом блокированной застройки, соответственно характерным видом разрешенного использования для рассматриваемого Объекта должен быть вид разрешенного использования земельного участка «Блокированная жилая застройка» (код 2.3 Классификатора), для которого предусмотрено размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (жилой дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей, имеющих общую стену с соседним домом, при общем количестве совмещенных домов не более десяти); разведение декоративных и плодовых деревьев, овощей и ягодных культур, размещение гаражей и иных вспомогательных сооружений. Как усматривается из определений виды разрешенного использования (код 2.1 и код 2.3) имеют общую структуру и назначение.
Из материалов дела об административном правонарушении следует и установлено судьей, что должностным лицом Севреестра с достоверностью не установлено, что на указанном земельном участке расположен объект капитального строительства, который имеет признаки блокированного жилого дома.
Следует согласиться с судьей нижестоящего суда, верно указавшего, что административный орган неправомерно исходил из понятия «индивидуальный жилой дом», содержащегося в абз. 4 п. 3 раздела II Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 года №-ПП, поскольку к спорным правоотношениям подлежало применение законодательство, действующее на момент начала использования земельного участка и возведения жилого дома.
Таким образом доводы жалобы своего подтверждения не нашли, правильность выводов судьи не опровергают и не влекут отмену состоявшегося решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 августа 2018 года, вынесенное по жалобе защитника ФИО2, действующей в интересах Заборского С.В. , на постановление от 20 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Заборского С.В. , - оставить без изменения, жалобу и.о. заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель – и.о. начальника отдела государственного земельного надзора и контроля в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО1- без удовлетворения.
Судья Дудкина Т.Н.