Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1014/2019 ~ М-99/2019 от 11.01.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2019 года г.о. Тольятти

Центральный районный суд г.о. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего    Сураевой А.В.,

при секретаре    Гарибове Р.Б.о.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1014/2019 по иску Суховой Н.В. к ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Сухова Н.В. обратилась в суд с иском к ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» о защите прав потребителей, в обоснование своих исковых требования указала, что является собственником квартиры по адресу: <адрес>. С января 2017 года происходило регулярное затопление квартиры, в результате некачественного оказания услуг. Согласно актам обследования от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о заливе квартиры истца, составленного ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» установлена причина залива – протечка кровли. В результате залива квартиры истца выявлены следы протечек на потолке и стенах в кузне и жилых комнатах квартиры истца. Согласно экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ АНО «Центр Экспертиз» рыночная стоимость восстановительного ремонта составляет 65 746 рублей. За проведение оценки истцом оплачено 8 500 рублей ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» направлена претензия с требованием возместить стоимость восстановительного ремонта в размере 65 746 рублей, расходы по оплате экспертизы в размере 8 500 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей. Данная претензия осталась без ответа. Просит взыскать с ответчика стоимость возмещения ущерба в размере 65 746 рублей, расходы по оплате оценки причиненного ущерба в размере 8 500 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей, штраф в размере 50% от удовлетворенных требований.

В судебном заседании представитель истца Карпова Е.О., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» Кубарьков М.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснив что ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» является ненадлежащим ответчиком, и ответственность должна быть возложена на ООО «Б-Компани», поскольку ущерб возник в результате некачественного капитального ремонта кровли, просил при удовлетворении требований истца снизить размер расходов по оплате услуг представителя, компенсации морального вреда, а также применить ст.333 ГК РФ к штрафу.

Представитель третьего лица Некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, представили письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому, просят удовлетворить требования истца и взыскать с ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» возмещение ущерба.

Представитель третьего лица ООО «Б-Компани» в судебное заседание не явился, извещены, заявлений или ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие, либо об отложении суду не представлено.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Судом установлено, что Сухова Наталья Викторовна является собственником жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АН от ДД.ММ.ГГГГ и по существу не оспаривается сторонами.

Из пояснений представителя истца следует, что в квартире истца с января 2017 года регулярно происходит затопление, в результате которого имуществу истца (квартира) причинен вред.

Согласно акта ООО «Департамент ЖКХ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: <адрес>, в результате проверки выявлено, что после проведения капитального ремонта кровли по Самарской региональной программе произошло затопление с кровли. В спальне на стенах обои улучшенного качества около окна слева разошлись, в кухне справа на стенах обои улучшенного качества отслоились 0,8 кв.м., на потолке плитка ПВХ, около стояка отопления наблюдается коричневое пятно (с учетом дополнений истца – на стояке отопления в кухне потеки коричневого цвета).

Согласно акта ООО «Департамент ЖКХ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: <адрес>, в результате проверки выявлено, что после проведения капитального ремонта кровли по Самарской региональной программе произошло затопление квартиры. В результате протечки в кухне на потолке плитка ПВХ отслоение 1 плитки, течь по центру, около стояка отопления наблюдается коричневое пятно, в люстре вода, на стене фартук облицован керамической плиткой видны коричневые подтеки, на стенах обои улучшенного качества справа отслоились, в коричневых подтеках 0,8 кв.м., труба стояка отопления в коричневых подтеках. В спальне на стенах обои улучшенного качества слева около окна разошлись (с учетом дополнений истца – на потолочном плинтусе коричневые пятна, плитка отслоилась не в одном месте).

Согласно акта ООО «Департамент ЖКХ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: <адрес>, в результате проверки выявлено, что после проведения капитального ремонта кровли по Самарской региональной программе произошло затопление квартиры. В кухне на потолке плитка ПВХ отслоилась местами, около стояка отопления наблюдается коричневое пятно, на стене фартук облицован керамической плиткой видны коричневые подтеки, на стенах обои улучшенного качества справа отслоились, в коричневых подтеках 0,8 кв.м. В зале на стенах обои улучшенного качества около окна мокрые, отслоились 2,5 кв.м. В спальне на стенах обои улучшенного качества около окна мокрые, отслоились 2,5 кв.м. В спальне на стенах обои улучшенного качества около окна слева в коричневых разводах, частично отслоились 2 кв.м., стояк отопления в коричневых разводах 2 погонных метра (с учетом дополнений истца – во второй спальне стояк отопления и обои в коричневых подтеках).

Согласно акта ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» от ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: <адрес>, в результате проверки выявлено, что после проведения капитального ремонта кровли по Самарской региональной программе произошло затопление квартиры. В спальной комнате на стенах обои улучшенного качества в углу отслоились 0,5 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ истцом заключен договор с АНО «Центр Экспертиз» для оценки ущерба, причиненного в результате затопления квартиры, за оценку истцом оплачено 8 500 рублей.

Согласно отчета АНО «Центр Экспертиз» от ДД.ММ.ГГГГ об определении стоимости ремонтно-восстановительных работ, по приведении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в техническое состояние, предшествующее заливу составляет 65 746 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» направлена претензия с требованием о возмещении материального ущерба в размере 65 746 рублей, расходов по оплате экспертизы в размере 8 500 рублей, приложив акт экспертного исследования, ДД.ММ.ГГГГ ответчик получил указанную претензию, что подтверждается отметкой о вручении и по существу не оспаривается сторонами.

ДД.ММ.ГГГГ в ответе на претензию ответчик ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» предложил истцу предоставить доступ в указанную квартиру, поскольку в представленном истцом отчете установлен ряд существенных нарушений и недостатков по видам работ, их объему и затрат, в связи с чем необходимо провести дополнительную независимую экспертизу.

Суд принимает экспертное заключение ООО «Центр Экспертиз», поскольку по своему содержанию оно является полным и аргументированным, содержит ссылки на применяемые стандарты оценочной деятельности, неясностей и противоречий не содержит. Оснований не доверять представленному заключению не имеется, данные о заинтересованности эксперта в исходе дела отсутствуют, его компетенция в области исследований подтверждена надлежащими документами. Ответчиком не оспорено экспертное заключение по оценке ущерба от затопления, ходатайств о назначении судебной экспертизы стороной ответчика не заявлялось.

В соответствии ст. 154 ЖК РФ, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

В силу ч. 3 ст. 170 ЖК РФ, собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Частью 3 ст. 158 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Согласно ст. 22 Закона Самарской области «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» № 60-ГД от 21.06.2013, собственниками помещений в МКД должен быть утвержден на общем собрании перечень работ по капитальному ремонту. Затем региональный оператор привлекает подрядные организации для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества путем заключения договоров с подрядными организациями, отбираемыми на конкурсной основе посредством проведения торгов.

Материалами дела подтверждается, что 04.09.2015 НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» заключила договор № КР80- 15/15Л4 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, с ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти», в соответствии с которым ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» принял на себя обязанности в течение 70 календарных дней с момента заключения договора выполнить работы по капитальному ремонту крыши домов, в том числе и <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» и ООО «Б-Компани» заключен Договор № Д-1896 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, по условиям которого субподрядчик принял на себя обязательства в течение 70 календарных дней с момента заключения договора выполнить по заданию Генподрядчика работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (далее - НО «ФКР») является третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, по данному делу.

В соответствии с ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Федеральным законом от 25.12.2012 №271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был изменен порядок организации проведения капитального ремонта, а именно: ч.1.ст.167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта РФ принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта РФ: устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности, регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.

Закон Самарской области от 21.06.2013 №60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации регулирует отношения, связанные с проведением в Самарской области капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт прямо предусмотрена нормами ЖК РФ. При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт вне зависимости от того, был заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором. Обязанность уплаты взносов на капитальный ремонт установлена законом как элемент обязанности собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по содержанию общего имущества (ч.1 ст.39, ч.1 ст.158 ЖК РФ).

Согласно ч.1 ст.169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта РФ, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (ч.3 ст.169 ЖК РФ).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утверждена постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 №707 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области».

Закон Самарской области от 21.06.2013 №60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в квартирных домах, расположенных на территории Самарской области» ст. 28 определяет Цели деятельности и функции регионального оператора, а именно:

Региональный оператор создается в целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества, в том числе финансового обеспечения, формирования средств и имуществa для такого ремонта на территории Самарской области.

Функциями регионального оператора являются:

аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в квартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора;

открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета (региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета);

осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора.

Некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (НО «ФКР») создана в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, законом Самарской области от 21.06.2013 №60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 №247 «О создании некоммерческой организации - фонда «Фонд капитального ремонта» как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, действует на основании Устава, утвержденного приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.03.2017 № 79, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.03.2017 № 352.

Согласно части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Региональный оператор осуществляет функцию технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (ч.1ст.180 ЖК РФ).

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ).

Соответственно судом установлено, что НО «ФКР» и ее работники не выполняют работы по капитальному ремонту в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а выполняют, функцию технического заказчика, осуществляя контроль за действиями подрядной организации и качеством выполняемых работ.

ДД.ММ.ГГГГ подписан акт приемки результатов оказания услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Самарской области, каких-либо замечаний от лиц, участвующих к приемке не последовало.

Следовательно доводы ответчика ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» не могут быть приняты судом во внимание о том, что НО «ФКР» является надлежащим ответчиком по настоящему делу.Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» заключило с ООО «Б-Компани» договор №Д-1896, в соответствии с которым ООО «Б-Компани» приняло на себя обязательства по капитальному ремонту общего имущества – кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Работы выполнены в полном объеме.

В соответствии с п.5.1 договора №Д-1896, субподрядчик ООО «Б-Компани» обязался выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим договором и приложениями к нему, и сдать объект Генподрядчику в установленный срок в состоянии, обеспечивающем его эксплуатацию

Пунктом 8.4 договора, регламентирован гарантийный срок эксплуатации – 180 месяцев (150 лет), с даты подписания Акта выполненных работ.

Согласно п.11.3 договора №Д-1896, ущерб, нанесенный третьему лицу в результате выполнения настоящего договора по вине Субподрядчика (ООО «Б-Компани»), компенсируется виновной стороной.

Суд считает, что требования истца в части возмещения ущерба с ответчика ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» подлежат удовлетворению, поскольку данная организация за плату осуществляет услуги и выполняет работы по надлежащему ремонту общего имущества в данном случае многоквартирном <адрес>.

На основании изложенного, и в связи с тем, что НО «ФКР» не является лицом, причинившим вред истцу ФИО2, ответственность по возмещению ущерба, не может быть возложена на НО «ФКР».

Ответчик ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» осуществлял управление домом. Данный факт сторонами не оспаривается.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществ. гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом, заключенному с ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти», управляющая компания в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнить работы по надлежащему содержанию и ремонту (текущему) общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» направляет в адрес собственников квитанцию по оплате за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п.1 ст.14 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет (пункт 2).

Согласно п.1 ст.13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 4).

На основании п.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пункт 11 указанных Правил).

В соответствии с п.42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170, зарегистрированным в Минюсте России 15.10.2003 №5176, утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. Пунктом 2.1.1. названных Правил предусмотрено, что плановые осмотры жилых зданий следует руководить в виде общих осмотров, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство, и частичных, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений, после обильных снегопадов и других явлений стихийного характера, должны производиться внеочередные (внеплановые) осмотры.

Согласно п.4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек – по мере необходимости Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.

Доводы ответчика ООО «Департамент ЖКХ г. Тольяттит» о том, что затопление в квартире истца произошло в результате некачественного ремонта кровли, произведенной субподрядчиком ООО «Б-Компани» не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств о том, что ремонт кровли был произведен некачественно при рассмотрении дела суду не представлено.

Кроме того, данные доводы опровергаются подписанным НО «ФКР», ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти», ООО «Б-Компани» актом приемки результатов оказания услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 11.08.2016, согласно которого замечаний от указанных организаций по качеству работ не поступило.

В связи с чем, с ответчика ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» в пользу истца подлежит взысканию материальный ущерб, причиненный в результате залива квартиры в размере 65 746 рублей.

В силу ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем закона по охране прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Суд считает доказанным факт причинения нравственных страданий истцу со стороны ответчика, поскольку истцу был продан товар ненадлежащего качества. При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из того, что истец не представил доказательств, подтверждающих причинение ему физических или нравственных страданий. Однако, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусматривает компенсацию морального вреда во всех случаях нарушения прав потребителей, в том числе и имущественных. Учитывая требования соразмерности и справедливости, суд считает достаточной компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.

Требования истца Суховой Н.В. о взыскании штрафа на основании Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии с ч.1 ст.330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Таким образом, положения параграфа 2 главы 23 ГК РФ, в том числе и правила ст.333 ГК РФ, распространяются на любые санкции, независимо от их наименования (неустойка, штраф, пеня).

В соответствии с ч.1 ст.333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Согласно п.32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами дел по спорам о защите прав потребителей» в случае, когда продавцом, изготовителем (уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) нарушены сроки устранения недостатков товара или сроки замены товара с недостатками, сроки соразмерного уменьшения покупной цены товара, сроки возмещения расходов на исправление недостатков товара потребителем, сроки возврата уплаченной за товар денежной суммы, сроки возмещения убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, а также не выполнено либо несвоевременно выполнено требование потребителя о предоставлении во временное пользование товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное этими лицами нарушение.

Истец, заявляя требования о взыскании штрафа, что исковые требования истца в установленный законом десятидневный срок со дня получения претензии ответчиком не исполнены, просит взыскать штраф в размере 50% от удовлетворенных требований.

Штраф (ч. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей») как мера гражданско-правовой ответственности не является способом обогащения, а является мерой, направленной на стимулирование своевременного исполнения обязательств, в связи с чем, учитывая изложенное, а также баланс законных интересов обеих сторон по делу, суд считает необходимым применить к размеру взыскиваемого штрафа положения ст. 333 ГК РФ, снизив его до 15 000 рублей.

Согласно ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации №1 от 21 января 2016 года перечень судебных издержек, предусмотренных процессуальными кодексами, не является исчерпывающим. Судебными издержками также признаются расходы, необходимые для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства, если они соответствуют требованиям относимости и допустимости. Таким образом, понесенные истцом расходы по оплате экспертного заключения АНО «Центр Экспертиз» в размере 8 500 рублей следует признать судебными издержками и взыскать с ответчика в пользу истца.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из договора оказания юридических услуг от 17.12.2018 следует, что истец оплатил расходы по оплате услуг представителя в сумме 15 000 рублей. Суд, с учетом принципов разумности и справедливости, учитывая, что дело не связано с большими затратами времени и необходимостью обращения к большому количеству нормативного материала, принимая во внимание степень участия представителя в защите интересов истца, суд считает возможным взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 2 472 рубля 38 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.56, 192-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» в пользу Суховой Н.В. стоимость возмещения ущерба в размере 65 746 рублей, расходы по оценке причиненного ущерба в размере 8 500 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 8 000 рублей, штраф с применением ст.333 ГК РФ в размере 15 000 рублей, а всего взыскать 98 246 рублей.

Взыскать с ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» госпошлину в доход местного бюджета г.о.Тольятти в сумме 2 472 рубля 38 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 02.04.2019.

Председательствующий: А.В. Сураева

2-1014/2019 ~ М-99/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сухова Н.В.
Ответчики
ООО "Департамент ЖКХ г.Тольятти"
Другие
Карпова Е.О.
НО "Региональный оператор Самарской области "Фонт капитального ремонта"
ООО "Б-Компани"
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Сураева А.В.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
07.02.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.03.2019Предварительное судебное заседание
11.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2019Передача материалов судье
15.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2019Подготовка дела (собеседование)
05.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2019Судебное заседание
02.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2020Дело оформлено
01.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее