Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-21392/2015 от 04.09.2015

Судья Карпенко О.Н. дело N 33-21392/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 сентября 2015 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Цехомской Е.В., Морозовой Н.А.,

по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,

при секретаре Рысине А.Ю.,

с участием прокурора Немыкиной Н.В.,

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ермакова Алексея Юрьевича на решение Анапского городского суда от 24 августа 2015 г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Дереновский С.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии Анапская (далее по тексту ТИК Анапская).

В обоснование требований указано, что решением от 24 июля 2015 г. N 18/81 ТИК Анапская незаконно, при отсутствии необходимых для регистрации документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства, зарегистрировала Ермакова А.В. кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа. Заявитель полагает оспариваемое решение незаконным и подлежащим отмене как нарушающее его права и законные интересы кандидата в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа по тому же избирательному округу.

Решением Анапского городского суда от 24 августа 2015 г. заявление Дереновского С.И. удовлетворено частично. Суд признал незаконным и отменил решение территориальной избирательной комиссии Анапская от 24 июля 2015 г. N 18/81 «О регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа третьего созыва Ермакова Алексея Викторовича». В удовлетворении требований заявителя об обращении решения к немедленному исполнению судом отказано.

В апелляционной жалобе Ермаков А.В. выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя территориальной избирательной комиссии Анапская на основании доверенности Соснову Е.В., полагавшую решение законным и обоснованным, заключение прокурора Немыкиной Н.В. о законности и обоснованности судебного акта, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.

Из материалов дела следует, что решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 18 июня 2015 г. N 559 «О назначении выборов депутатов Совета муниципального образования город-курорт Анапа третьего созыва», опубликованным в газете «Анапское Черноморье» 20 июня 2015 г. N 74 (13563), назначены выборы депутатов Совета муниципального образования город-курорт Анапа.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон N 67-ФЗ) указанным Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме - это установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В силу статьи 11 Федерального закона N 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, указанный Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Согласно подпункту «в» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.

Условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию права граждан избирать глав муниципальных образований и депутатов представительных органов самоуправления в Краснодарском крае устанавливаются Законом Краснодарского края от 26 декабря 2005 г. N 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» (далее по тексту Закон Краснодарского края N 966-КЗ).

Из материалов дела следует, что заявитель является зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа по Первомайскому сельскому избирательному округу N 23 (решение ТИК Анапская от 30 июля 2015 г. N 23/114).

Кандидатом по тому же округу зарегистрирован Ермаков А.В., выдвинутый Анапским местным отделением Регионального отделения Краснодарского края политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» (решение ТИК Анапская от 24 июля 2015 г. N 18/81 «О регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа третьего созыва Ермакова Алексея Викторовича»).

Как видно из материалов дела, Ермаков А.В. уведомил территориальную избирательную комиссию Анапская о своем выдвижении кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа путем представления соответствующих документов, о чем ему 13 июля 2015 г. в 14 часов 27 минут выдано подтверждение.

Для своей регистрации Ермаков А.В. 16 июля 2015 г. в 16 часов 31 минуту, в частности, представил первый финансовый отчет в составе:

учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата на 3 листах с датой подписания 16 июля 2015 г.;

первого финансового отчета о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата на 3 листах с датой подписания 16 июля 2015 г.;

банковской справки об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета на 1 листе с указанием остатка средств на счете на 16 июля 2015 г.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и частью 1.1 статьи 23 Закона Краснодарского края N 966-КЗ не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с частями 2 и 4 статьи 19 Закона Краснодарского края N 966-КЗ, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Не могут быть внесены уточнения и дополнения в документ, не представленный в соответствующую избирательную комиссию в установленные частью 1 статьи 21 Закона Краснодарского края N 966-КЗ сроки для представления документов о выдвижении и на регистрацию, которая рассматривает вопрос о регистрации кандидата.

Из материалов дела следует, что после представления 16 июля 2015 г. первого финансового отчета кандидат Ермаков А.В., воспользовавшись предоставленным ему частью 1.1 статьи 23 Закона Краснодарского края N 966-КЗ правом, заявлением от 22 июля 2015 г., принятым ТИК Анапская (входящий N 324 от 22 июля 2015 г.), произвел замену ранее представленных документов, в том числе заменил:

учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата на 3 листах, подписанный 16 июля 2015 г., на учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, подписанный 22 июля 2015 г., на 3 листах;

первый финансовый отчет о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата на 3 листах, подписанный 16 июля 2015 г., на первый финансовый отчет о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата, подписанный 22 июля 2015 г., на 3 листах.

23 июля 2015 г. кандидат Ермаков А.В. также в соответствии с частью 1.1 статьи 23 Закона Краснодарского края N 966-КЗ обратился с заявлением в ТИК Анапская о замене ранее представленного учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, заменив учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата на 3 листах, подписанный 22 июля 2015 г., на учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, подписанный 23 июля 2015 г. на 3 листах.

Как указано в Разъяснениях по некоторым вопросам порядка применения части 11 статьи 23, пунктов 31 и 32 части 2 статьи 74, пунктов 21 и 22 части 1, пунктов 8 и 9 части 2 статьи 90 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», утвержденных постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 28 сентября 2009 г. N 94/915 (в редакции постановлений от 29 октября 2010 г. N 131/1215; 23 августа 2011 г. N 3/35-5; 14 февраля 2012 г. N 28/302-5; 15 августа 2013 г. N 99/1086-5), при замене документа, в отношении которого кандидат был извещен о несоблюдении требований Закона Краснодарского края к его оформлению либо самостоятельно выявил данное обстоятельство, вновь представляемый документ может быть датирован как числом, указанным на заменяемом документе, так и датой реального составления нового документа. Порядок и срок замены документа определен абзацем вторым части 11 статьи 23 Закона Краснодарского края N 966-КЗ, который предусматривает представление кандидатом в избирательную комиссию заявления о замене и нового документа, без возврата кандидату ранее представленного документа. Такой порядок гарантирует возможность установления хронологии действий кандидата и избирательной комиссии. Ответственность за представление документов о выдвижении и для регистрации, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата, избирательное объединение».

Из изложенного следует, что при замене документов кандидат как участник избирательного процесса, на которого возложены обязанности по соблюдения законодательства при представлении документов для регистрации в избирательную комиссию, организующую выборы, самостоятельно принимает решение о том, как датировать документы, представляемые им в порядке замены ранее представленных документов, а также о составе заменяемых и содержании заменяющих документов. Этому праву корреспондирует обязанность избирательной комиссии принять документы в порядке замены и рассмотреть их в установленные законодательством сроки.

Как правомерно указал суд, на момент принятия оспариваемого заявителем решения ТИК Анапская обязана была принять во внимание документы, представленные Ермаковым А.В. в порядке замены ранее представленных документов, оформленных с нарушением закона, а не документы, представленные им до замены.

Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения ТИК Анапская кандидатом Ермаковым А.В. в избирательную комиссию были представлены в качестве первого финансового отчета следующие документы, подлежавшие рассмотрению и оценки при принятии решения о регистрации Ермакова А.В.:

учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, подписанный 23 июля 2015 г., на 3 листах;

первый финансовый отчет о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата, подписанный 22 июля 2015 г., на 3 листах.

банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета на 1 листе с указанием остатка средств на счете на 16 июля 2015 г.

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона Краснодарского края N 966-КЗ кандидат, зарегистрированный кандидат (за исключением кандидатов, которые в соответствии с частью 2 статьи 41 настоящего Закона избирательный фонд не создавали или его создали без открытия специального избирательного счета), обязаны представить в территориальную избирательную комиссию, принимающую решение о регистрации либо отказе в регистрации кандидата, два финансовых отчета о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда, со следующей периодичностью: первый финансовый отчет - одновременно со сдачей в организующую выборы избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на три дня предшествует дате сдачи отчета. Представляемые в избирательную комиссию первый и итоговый финансовые отчеты подписываются соответственно лично кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 73 Закона Краснодарского края N 966-КЗ для своей регистрации кандидат обязан единовременно представить в избирательную комиссию первый финансовый отчет кандидата. Первый финансовый отчет считается представленным, если представлены все следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета кандидатом.

Нормой пункта 5 части 1 статьи 73 Закона Краснодарского края N 966-КЗ определено, что первый финансовый отчет считается представленным, если представлены все следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата (форма N 1), первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата (форма N 2), банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета кандидатом.

Согласно части 3.2 Порядка и форм учета и отчетности о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, при проведении муниципальных выборов в Краснодарском крае, утвержденного постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 11 марта 2009 г. N 76/720 дата, указываемая в качестве даты составления (подписания) форм N 1 и N 2 (после подписи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам), должна соответствовать дате банковской справки об остатке средств фонда. Таким образом, если в тексте банковской справки указывается остаток средств фонда на иную дату, чем дату выдачи самой справки, то кандидат самостоятельно должен потребовать в банке выдачи ему справки, соответствующей требованиям Закона Краснодарского края N 966-КЗ и вышеуказанного Порядка.

При таких обстоятельствах следует признать состоятельным вывод суда о том, что указанные требования кандидатом Ермаковым А.В. не выполнены, первый финансовый отчет в составе документов, предусмотренных Законом, им не представлен.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 74 Закона Краснодарского края N 966-КЗ отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Установленные судом нарушения избирательного законодательства, допущенные Ермаковым А.В. при сдаче документов для регистрации, существовали на момент принятия оспариваемого решения ТИК Анапская, что обязывало избирательную комиссию отказать кандидату Ермакову А.В. в регистрации, однако территориальная избирательная комиссия Анапская данной обязанности не выполнила, чем нарушила права заявителя как другого кандидата, зарегистрированного по тому же округу, поскольку согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона «Федерального закона N 67-ФЗ граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях, а пункт 1 статьи 38 того же закона предусматривает, что все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных законом. Также ТИК Анапская ненадлежащим образом исполнила возложенные на нее обязанности по проверке соблюдения кандидатом требований статей 19, 22 Закона Краснодарского края N 966-КЗ.

Судом правомерно отклонены доводы Ермакова А.В. о том, что он не был в установленный срок извещен о допущенных нарушениях, поскольку такие нарушения организующая выборы комиссия не выявила, что повлекло принятие решения о регистрации кандидата. Однако это не исключает право суда по заявлению зарегистрированного кандидата по тому же округу проверить законность принятого решения и, при установлении факта его незаконности, принять решение об отмене такого решения.

Согласно части 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, и обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Анапского городского суда от 24 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ермакова Алексея Юрьевича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи краевого суда:

33-21392/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дереновский С.И.
Другие
Ермаков А.В.
Территориальная избирательная комиссия Анапская
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Цехомская Елена Викторовна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
08.09.2015Судебное заседание
09.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2015Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее