Дело № 2а-2255/2019
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
р.п. Зубова Поляна 26 ноября 2019 г.
Судья Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия Заренкова Л.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Мордовия к Похилько И.В. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2014 г. и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Мордовия (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Мордовия) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Похилько И.В. задолженности по уплате транспортного налога за 2014 г. и пени.
Требования мотивированы тем, что Похилько И.В. является собственником автомобиля марки «ЛЕКСУС RX 300» мощностью 201 лошадиная сила, государственный регистрационный номер №. В 2014 г. за указанное транспортное средство ему исчислен транспортный налог в сумме 15 075 руб. Уплата данного налога в установленные законном сроки им не производилась, в связи с чем, на неуплаченную сумму налога начислена пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки платежа в общей сумме 2 832 руб. 82 коп. На основании статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 124, 125, 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Мордовия просит взыскать с Похилько И.В. задолженность по уплате транспортного налога за 2014 г. в сумме 15 075 руб. и пени в сумме 2832 руб. 82 коп. Одновременно административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
Административный ответчик Похилько И.В., возражая против иска, представил суду письменное возражение, в которых указал о пропуске налоговым органом срока для предъявления в суд заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.
Определением суда от 26 ноября 2019 г. определено возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Согласно статье 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Исходя из смысла статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федедерации).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты принятия определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела усматривается, что административному ответчику Похилько И.В. принадлежит транспортное средство – автомобиль марки «ЛЕКСУС RX 300» мощностью 201 лошадиная сила, государственный регистрационный номер №.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 27 ноября 2002 г. № 52-кз «О транспортном налоге» Межрайонной ИФНС № 10 по Ставропольскому краю за указанное транспортное средство Похилько И.В. исчислен транспортный налог за 2014 г. в сумме 15 075 руб., исходя из следующего расчёта: налоговая база (201 л.с.) * налоговая ставка (75 руб.) * коэффициент (количество месяцев владения 12/12) = 15 075 руб.
Уплата транспортного налога налогоплательщиком в установленные сроки не производилась, в связи с чем, ему начислена пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки платежа в общей сумме 2832 руб. 82 коп.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд.
03 июня 2016 г. мировым судьей судебного участка № 2 Зубово-Полянского района Республики Мордовия вынесен судебный приказ о взыскании с Похилько И.В. задолженности по транспортному налогу за 2014 г. в сумме 15 075 руб. и пени в сумме 2832 руб. 82 коп.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Зубово-Полянского района Республики Мордовия от 15 июня 2016 г. указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника Похилько И.В.
Поскольку определение об отмене судебного приказа вынесено мировым судьей 15 июня 2016 г., то срок для обращения в суд в исковом порядке истекал 15 декабря 2016 г., однако налоговый орган обратился в суд лишь 29 октября 2019 г, то есть с пропуском шестимесячного срока для обращения в суд в исковом порядке, установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 г. № 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Е. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления ввиду того, что данные о налоговых обязательствах в отношении Похилько И.В. были переданы Межрайонной ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю Республике Мордовия после истечения срока, установленного для взыскания задолженности в судебном порядке.
Вместе с тем, указанные доводы не свидетельствует об уважительности пропуска срока для обращения в суд с административным иском.
Суд считает, что у налогового органа имелось достаточно времени с даты получения копии определения мирового судьи об отмене судебного приказа для оформления административного искового заявления в установленный законом срок. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока.
Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении административного иска Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Мордовия к Похилько И.В. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2014 г. и пени, в связи с пропуском установленного срока для обращения в суд.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Мордовия к Похилько И.В. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2014 г. и пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Судья Зубово-Полянского
районного суда Республики Мордовия Л.Н. Заренкова