УИД 03RS0003-01-2020-004160-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-3195/2020
21 сентября 2020 г. г. Уфа
Советский районный суд г. Уфа Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Ф.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Насыровой А.Р.,
с участием истца Шаймухаметова Р.М., его представителя адвоката Кебедовой Г.Ф.,
представителя ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Минтруда России Турпак Н.Н.
представителя ответчика Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан Бабичева Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаймухаметова Рабиса Мухаматхановича к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республики Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, обязании установить степень утраты профессиональной трудоспособности, обязании произвести перерасчет страховых выплат,
УСТАНОВИЛ:
Шаймухаметов Р.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республики Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России) о признании незаконным решения об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, обязании установить степень утраты профессиональной трудоспособности, обязании произвести перерасчет страховых выплат.
В обоснование иска указано, что истец Шаймухаметов Р.М. 01.12.1972 при исполнении трудовых обязанностей на заводе «Гидравлика» получил увечье, ввиду чего произошла ампутация правой руки на уровне нижней трети предплечья. Данные повреждения квалифицированы как тяжкий вред здоровью. Вследствие причинения вреда здоровью истец стал инвалидом ... группы, по заключению ВТЭК установлена утрата профессиональной трудоспособности в размере ...%. < дата > при прохождении СМЭ РБ истцу было установлено только ...% нетрудоспособности. Бюро СМЭ решение мотивировало тем, что истец получил новую профессию, утроился на работу. < дата > при прохождении СМЭ РБ и прохождения последнего переосвидетельствования истцу было установлено ...% утраты профессиональной трудоспособности бессрочно. С размером утраты профтрудоспособности не согласен. Считает, что степень утраты профессиональной трудоспособности должна определяться из способности выполнять работу по прежней специальности. В силу состояния здоровья выполнять прежнюю работу не может, соответственно процент утраты профессиональной трудоспособности составляет ...%. Расчет страховых выплат также был произведен неверно, должен быть произведен перерасчет.
Решение Бюро СМЭ от < дата > об установлении ему ...% профессиональной нетрудоспособности не соответствуют требованиям закона, основано на неверной оценке имеющихся у истца профессиональных способностей и профессионально значимых качеств, которые, при вышеуказанных обстоятельствах, не позволяли ему продолжать ни в том же, ни в меньшем объеме выполнение профессиональной деятельности, предшествовавшей произошедшему с ним несчастному случаю на производстве.
В связи с тем, что истец не мог выполнять работу по своей прежней профессии на момент принятия оспариваемого решения, то установление ему степени утраты профессиональной трудоспособности в размере ...% является неправомерным и нарушает право истца на возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей по трудовому договору.
Истец с учетом уточнения исковых требований просит признать несоответствующими закону решение Бюро СМЭ от < дата >. об установлении ...% утраты профессиональной трудоспособности, обязать ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России установить ...% утраты профессиональной трудоспособности за период с < дата > по < дата >, обязать Государственное учреждение региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан – произвести перерасчет страховых выплат за период с < дата > по < дата >, исходя из ...% утраты профессиональной трудоспособности.
В судебном заседании истец Шаймухаметов Р.М., его представитель адвокат Кебедова Г.Ф. исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить. Суду пояснили, что необходимо оценивать утрату профессиональной трудоспособности по профессии, когда была получена травма. Истцу пришлось искать другую работу, переобучался, не может сам выполнять работу, нуждается в помощи близких. Истец с рождения правша, после травмы необходимо все делать левой рукой, появились боли в спине.
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России Турпак Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении, поддержала доводы, изложенные в возражении на исковое заявление (л.д.49-54).
Представитель ответчика ГУ – РО ФСС РФ по РБ Бабичев Р.Р. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска, указав, что если наступят обстоятельства, влекущие перерасчет суммы ежемесячной страховой выплаты, в связи с изменением степени утраты профессиональной трудоспособности, перерасчет ежемесячных страховых выплат будет произведен с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, определение степени утраты профессиональной трудоспособности (пункт 5 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы; порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством РФ.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно п. 12 Правил, на основе полученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего определяется степень утраты его профессиональной трудоспособности, исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.
На основании п. 14 Правил в случае если у пострадавшего наступила полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности 100 процентов.
На основании п. 15 Правил в случае, если пострадавший вследствие выраженного нарушения функций организма может выполнять работу лишь в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90 процентов.
На основании п. 16 Правил в случае, если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60 процентов.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 N 789 Постановлением Минтруда РФ от 18.07.2001 N 56 утверждены Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно п. 1 которых степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве с учетом имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных, специально созданных производственных или иных условиях; выражается в процентах и устанавливается в пределах от 10 до 100%.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года № 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).
В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года № 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (далее – Положение о лицензировании медицинской деятельности), настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».
Медико-социальная экспертиза входит в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым определено, что лицензированию подлежит в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
Пункт 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 2 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Как следует из материалов дела и установлено судом, травма на производстве – ... произошла < дата > в период работы Шаймухаметова Р.М. учеником наладчика штамповочного цеха Чекмагушевского механического завода, при стаже работы ... месяц.
Шаймухаметову Р.М. < дата > установлена ... группа инвалидности бессрочно с причиной инвалидности «трудовое увечье».
Шаймухаметову Р.М. согласно выписки из акта освидетельствования по ВТЭК справка ... < дата > установлена степень утраты профессиональной трудоспособности ...% с < дата > бессрочно, ...% с < дата > по < дата >, ...% с < дата > по < дата >.
В последующем обращался < дата >, степень утраты профессиональной трудоспособности не изменена, не обжаловал, < дата > - < дата > – обжаловал ПРП, < дата > с заявлением на повышение степени утраты профессиональной трудоспособности – степень утраты профессиональной трудоспособности не изменена, не обжаловал. С < дата > по < дата > г.г. обращался ежегодно для разработки ПРП.
< дата > Шаймухаметов Р.М. освидетельствован в Бюро № ... – филиале «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России с целью определения степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах), разработки программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, установлено ...% утраты профессиональной трудоспособности и дополнительные виды помощи бессрочно, о чем составлен протокол №... от < дата >, диагноз: последствия производственной травмы от < дата > г., в виде .... ....
< дата > Шаймухаметов Р.М. в порядке обжалования решения Бюро № ... – филиале «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России освидетельствован экспертным составом №... ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России с целью определения степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах), разработки программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, установлено ...% утраты профессиональной трудоспособности, оснований для повышения % утраты профессиональной трудоспособности нет, о чем составлен протокол №... от < дата >.
< дата > Шаймухаметов Р.М. в порядке обжалования решения экспертного состава №... ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России освидетельствован экспертным составом №... ФКУ ФБ МСЭ Минтруда России (г.Москва) с целью определения степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах), разработки программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, установлено ...% утраты профессиональной трудоспособности. Правовых оснований для увеличения степени утраты профессиональной трудоспособности не имеется, что подтверждается выпиской из протокола №... от < дата >.
Определением суда от < дата > назначена судебная медико-социальная экспертиза в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» Минтруда России.
Из заключения экспертов ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» Минтруда России от < дата > следует, что на основании ретроспективного анализа представленных медико-экспертных и иных документов, действующего законодательства установлено: степень УПТ Шаймухаметова Р.М., < дата >.р., пострадавшего вследствие несчастного случая на производстве от < дата >, с < дата > по настоящее время, в том числе на момент освидетельствования с < дата > по < дата > года, составляет: с < дата > по < дата > – ...%; с < дата > по < дата > – ...%; с < дата > по < дата > – ...% бессрочно; с < дата > – ...% - бессрочно. Причинно-следственная связь между утратой трудоспособности и травмой, полученной Шаймухаметовым Р.М. на производстве < дата > имеется.
Судебное медико-социальное экспертное заключение является мотивированным, имеет практическую основу и у суда не имеется оснований не доверять выводам экспертов, будучи предупрежденных об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, заключение экспертов ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» Минтруда России от < дата > является достаточным и допустимым доказательством отсутствия оснований для признания несоответствующими закону решения Бюро СМЭ от < дата > об установлении Шаймухаметову Р.М. ...% утраты профессиональной трудоспособности, для установления Шаймухаметову Р.М. ...% утраты профессиональной трудоспособности за период с < дата > по < дата >.
В связи с чем не подлежат и удовлетворению требования истца об обязании Государственное учреждение региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан – произвести перерасчет страховых выплат за период с < дата > по < дата >, исходя из 60% утраты профессиональной трудоспособности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Шаймухаметова Рабиса Мухаматхановича к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республики Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения от < дата > об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, обязании установить ... % утраты профессиональной трудоспособности, обязании произвести перерасчет страховых выплат – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Уфа Республики Башкортостан.
Судья Ф.Ф. Фархутдинова
Мотивированное решение составлено 28.09.2020.