Дело № 2-228/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2014 года г.Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,
с участием помощника прокурора Сковородинского района ФИО3,
при секретаре Гунькиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сковородинского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей пгт. Ерофей Павлович Сковородинского района Амурской области к Администрации рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович, МУП «Коммунальные сети» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сковородинского района обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц – жителей пгт.Ерофей Павлович Сковородинского района Амурской области к Администрации рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Сковородинского района в рамках проведения мониторинга соблюдения норм действующего федерального законодательства на поднадзорной территории проведена проверка исполнения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологических требований.
Проведенной проверкой установлено, что на территории п.г.т. (рабочего поселка) Ерофей Павлович, на земельном участке, в районах жилых домов №, расположенного по Адресу: <адрес>, п.г.т. (рабочий поселок) Ерофей Павлович, в скученном состоянии складируются бытовые и пищевые отходы. В указанном месте не существует специально оборудованной площадки с установленными контейнерами. Указанные обстоятельства привели к захламлению прилегающей территории твердыми бытовыми отходами. Скопление и складирование бытовых отходов на указанном участке местности продолжается на протяжении длительное промежутка времени.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона № 7 – ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды».
Как следует из положения ч.1 ст.2 ФЗ № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выборное должностное лицо местного самоуправления осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п.18 ч.1 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч.1 ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ч.5 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещать отходы на территории городских и других поселений, лесопарковых зон. В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», территорий муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сборов отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 – ФЗ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникшие в сфере обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст.13 Закона Амурской области от 18.12.2013 № 271 – ОЗ «Об отходах производства и потребления в Амурской области» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическим, санитарными и иными требованиями. Кроме того размещение ТБО на несанкционированных свалках запрещено. Также запрещается засорение отходами территорий населенных пунктов, а также сжигание ТБО на их территории.
В соответствии с п.1.2.СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной отчистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление и надежное обезвреживание бытовых отходов (хозяйственно бытовых, в том числе пищевых отходов, уличного мусора, скапливающегося на территории населенного пункта).
В соответствии с п.8.2.4. СанПиН 2.1.2645-10 контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожнятся ежедневно. Исходя из п.8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Проверкой установлено, что земельный участок для сбора твердых отходов в районе жилых домов №, расположенных по адресу: <адрес>, п.г.т. (рабочий поселок) Ерофей Павлович, не оборудован в соответствии с п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2645-10.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
Изложенное свидетельствует о том, что администрацией п.г.т. (рабочего поселка) Ерофей Павлович не предпринято необходимых мер по оборудованию данных земельных участков в соответствии с п. 8.ю2.5. СанПиН2.1.2645-10, что влечет за собой нарушение экологических и санитарно – эпидемиологических требований, а также прав жителей п.г.т. (рабочего поселка) Ерофей Павлович на благоприятные условия проживания.
Круг лиц, права которых нарушены в данном случае, является неопределенным ввиду того, что количество жителей поселения – изменяющая величина, которую невозможно индивидуализировать.
В связи с чем, просит суд обязать администрацию п.г.т. (рабочего поселка) Ерофей Павлович оборудовать специальные площадки с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченные бордюром и зеленными насаждениями (кустарниками) по периметру, и имеющих подъездной путь для автотранспорта и установить на указанных площадках контейнеры, в 3-месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Сковородинского района ФИО3 уточнил исковые требования, просит суд обязать администрацию п.г.т. (рабочего поселка) Ерофей Павлович оборудовать на отведенном земельном участке, в районе жилых домов №, расположенных по адресу: <адрес>, п.г.т. (рабочий поселок) Ерофей Павлович, специализированную площадку с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченную бордюром и зеленными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющую подъездной путь для автотранспорта и установить на указанной площадке контейнеры, в 3 – месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Сковородинского районного суда от 28 апреля 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП «Коммунальные сети».
Ответчики - Администрация рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович Сковородинского района Амурской области, Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные сети», должным образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, в суд своего представителя не направили; в представленных суду ходатайствах просят рассмотреть гражданское дело по существу в их отсутствие.
Суд, руководствуясь положениями ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение данного дела в отсутствие ответчиков.
Согласно представленным Администрацией рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович Сковородинского района Амурской области возражениям от 25 апреля 2014 года, следует, что согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального Закона от. 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного знамения поселения относится организация сбора и вывоза Твердых бытовых отходов.
Администрацией рабочего посёлка Ерофей Павлович создано муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные сети», к уставным целям деятельности которого относится, в том числе, сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов.
01.06.2009 года администрацией рабочего посёлка заключен с предприятием договор на исполнение муниципального заказа на услуги по техническому обслуживанию и санитарному содержанию муниципального жилищного фонда.
Согласно п.1.2. настоящего договора Исполнитель в лице МУП «Коммунальные сети» обязуется осуществлять вывоз твёрдых бытовых отходов.
Согласно п.110 Правил благоустройства территорий муниципального образования рабочий посёлок (посёлок городского типа) Ерофей Павлович, утвержденных постановлением администрации рабочего посёлка от 08.07.2012 года № 84, за внешний вид контейнерных площадок и подъездов к ним, исправность мусоросборников, выгребных ям, освещение во дворах несут ответственность балансодержатели, физические лица или организации, обслуживающие жилищный фонд.
Администрация рабочего посёлка считает, что они являются ненадлежащим ответчиком для выполнения требований прокурора Сковородинского района об оборудовании специальных площадок для сбора ТБО в пгт.Ерофей Павлович в районе жилых домов <адрес>
Согласно отзыву МУП «Коммунальные сети» следует, что МУП «Коммунальные сети» не согласно с исковыми требованиями по следующим основаниям.
МУП «Коммунальные сети» является организацией, обслуживающей жилищный фонд, расположенный на территории рабочего поселка (пгт) Ерофей Павлович. К одному из уставных видов деятельности предприятия относится сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06. 0.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06,1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу пунктов 11, 24, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа..
Учитывая, что земельный участок, в районе жилых домов №, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Ерофей Павлович относится к территории поселения рабочего поселка (пгт.) Ерофей Павлович, и возложение обязанности сбора и вывоза бытовых отходов, образуемых от жилых домов №, расположенных по адресу: <адрес>, пгт. Ерофей Павлович относится к территории поселения рабочего поселка (пгт.) Ерофей Павлович, путем выделения и оборудования специальных площадок для размещения контейнеров, определения числа устанавливаемых мусоросборников лежит на органе местного самоуправления – администрации рабочего поселка (пгт.) Ерофей Павлович Сковородинского района.
Просит суд в иске прокурора к МУП «Коммунальные сети» отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что прокуратурой Сковородинского района 21 марта 2014 года проведена проверка в рамках мониторинга соблюдения норм действующего федерального законодательства в сфере санитарно-эпидемиологических требований. Согласно акту проверки от 21 марта 2014 года установлено, что на территории п.г.т. (рабочего поселка) Ерофей Павлович, на земельном участке, в районах жилых домов №, расположенных по адресу: <адрес>, п.г.т. (рабочий поселок) Ерофей Павлович, в скученном состоянии складируются бытовые и пищевые отходы. В указанном месте не существует специально оборудованной площадки с установленными контейнерами. Указанные обстоятельства привели к захламлению прилегающей территории твердыми бытовыми отходами. Скопление и складирование бытовых отходов на указанном участке местности продолжается на протяжении длительное промежутка времени.
Факты образования несанкционированной свалки подтверждены фототаблицей.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ч.1 ст.51 названного Федерального закона, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют прав на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч.2 ст.2 вышеуказанного закона, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со статьей 22 названного Федерального закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление и надлежащее обезвреживание бытовых отходов (хозяйственно бытовых, в том числе пищевых отходов, уличного мусора, скапливающегося на территории населенного пункта).
Согласно п. 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест").
Пунктом 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Согласно п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Согласно п. 8.2.5 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года N 64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Также в судебном заседании установлено, что на территории п.г.т. (рабочего поселка) Ерофей Павлович, на земельном участке, в районах жилых домов №, расположенного по адресу: <адрес>, п.г.т. (рабочий поселок) Ерофей Павлович, места для организации сбора и временного хранения бытовых отходов – специальные площадки для размещения контейнеров, не организованы.
В данном случае контейнерные площадки расположены на территории муниципального образования п.г.т. (рабочего поселка) Ерофей Павлович на несформированных земельных участках, то есть, на муниципальных земельных участках, а, следовательно, решение вопроса об оборудовании контейнерных площадок относится к вопросам местного значения п.г.т. (рабочего поселка) Ерофей Павлович и полномочиям поселковой администрации. Следовательно, контейнерные площадки к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах не относятся и обязанность по оборудованию контейнерных площадок не лежит на МУП «Коммунальные сети», с которой заключен договор на исполнение муниципального заказа на услуги по техническому обслуживанию и санитарному содержанию муниципального жилищного фонда на территории Муниципального образования рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович, администрацией рабочего посёлка. Доказательств обратному суду не представлено.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим спорные правоотношения, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципальных образований, и органы местного самоуправления обязаны решать эти вопросы местного значения в пределах предоставленных им полномочий. При этом очевидно, что выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированной организации и прочее) не освобождает органы местного самоуправления от ответственности за неисполнение этих обязанностей.
К тому же, в силу положений статьи 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, на основе которого должна осуществляться деятельность органов местного самоуправления.
Поэтому в случае неисполнения обязанности по оборудованию контейнерных площадок для сбора мусора на соответствующий орган местного самоуправления может быть возложена обязанность оборудования контейнерных площадок, а исполнение этой обязанности может быть осуществлено третьими лицами.
Соответственно, Администрация рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович Сковородинского района Амурской области, обладающая на территории муниципального образования рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович полномочиями по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и не принимающая меры по оборудованию контейнерных площадок, является надлежащим ответчиком.
Факт нахождения несанкционированных свалок на территории муниципального образования рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович Сковородинского района Амурской области подтверждается материалами дела и ответчиками не оспаривается.
На основании изложенного, Администрация рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович Сковородинского района Амурской области, как орган местного самоуправления, обязана принимать меры по охране окружающей среды на территории муниципального образования, в том числе, по недопущению образования несанкционированных свалок, так как ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей Администрацией рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович Сковородинского района Амурской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов приводит к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования и создает угрозу причинения вреда окружающей среде, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц – жителей пгт.Ерофей Павлович Сковородинского района Амурской области.
В связи с чем, доводы ответчика – Администрации пгт.Ерофей Павлович, о том, что оборудование специальной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченной бордюром и зелеными насаждениями по периметру и имеющему подъездной путь для автотранспорта и установку на указанную площадку контейнеров необходимо возложить на организацию, обслуживающую жилищный фонд – многоквартирных домов – МУП «Коммунальные сети», судом признаются несостоятельными.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая время, необходимое на вступление решения суда в законную силу и его исполнение, суд считает необходимым установить срок для устранения допущенных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу и возложить на Администрацию рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович Сковородинского района Амурской области обязанность оборудовать на отведенном земельном участке, в районе жилых домов №, расположенных по адресу: <адрес>, п.г.т. (рабочий поселок) Ерофей Павлович, специальную площадку с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченную бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющую подъездной путь для автотранспорта в 3-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Данные сроки являются разумными и достаточными для исполнения решения суда.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Сковородинского района требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сковородинского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей пгт. Ерофей Павлович Сковородинского района Амурской области к Администрации рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович, МУП «Коммунальные сети» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений санитарно-эпидемиологического удовлетворить.
Обязать Администрацию рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович Сковородинского района Амурской области оборудовать специальную площадку с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченную бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющую подъездной путь для автотранспорта и установить на указанную площадку контейнеры в районе жилых домов №, расположенных по адресу: <адрес>, п.г.т. (рабочий поселок) Ерофей Павлович в 3-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований к МУП «Коммунальные сети» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Е.Ю. Сушко