РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2016 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,
при секретаре Гуровской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по заявлению Лысенко А. Н. о признании незаконным бездействия Администрации г.о.Самара,
Установил:
Лысенко А.А. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что в целях оформления прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 380 кв.м., он ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением № о предоставлении в собственность данного земельного участка занимаемого индивидуальным жилым домом с приусадебным участком. На испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий ему жилой дом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес>. Пакет документов, поданный с заявлением о выкупе, содержал весь перечень документов необходимых для выкупа земельного участка в соответствии со ст.36 3К РФ и Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара».
На момент его обращения с заявлением о выкупе земельного участка действовала ст. 36 ЗК РФ, в соответствии с положениями которой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 8 ст. 36 ЗК РФ Министерство имущественных отношений <адрес> (далее - Министерство) должно было в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителю и направить заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка, а в соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ Министерство в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, должно было подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Однако данные нормы земельного законодательства были нарушены Министерством, как и Администрацией г.о.Самара.
С ДД.ММ.ГГГГ в Земельный кодекс РФ были внесены существенные изменения. В силу п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Считает, что им выполнены все требования законодательства, в Министерство представлен полный пакет документов для выкупа земельного участка, который впоследствии передан в Администрацию г.о.Самара. Причина затягивания сроков Администрацией г.о.Самара не обоснована.
До настоящего времени в нарушение требований положения п.5 ст.39.17 ЗК РФ уполномоченный орган не принял какого-либо решения по его заявлению. Просит признать незаконным бездействие Администрации г.о.Самара, выразившееся в непредставлении ему в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 380 кв.м., обязать Администрацию г.о.Самара в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем направления в его адрес проекта договора купли-продажи указанного земельного участка, занимаемого жилым домом, за выкуп по цене, равной 5% от кадастровой стоимости земельного участка, с предложением о его заключении.
В судебное заседание административный истец и его представитель по доверенности Сузанская Е.В. не явились, просили дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Администрации г.о. Самара по доверенности Горюнов В.И. в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что все материалы по рассмотрению заявления истца находятся в Департаменте управления имуществом г.о. Самара, в функции которого входит подготовка проекта решения Главы Администрации г.о. Самара. В Администрацию г.о. Самара до настоящего времени указанный проект не поступал. Администрация г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности Грицюк А.В. против удовлетворения иска возражал, указывая, что Департаментом ведется работа по заявлению истца о предоставлении земельного участка, направлены запросы о предоставлении необходимой для принятия решения информации, также заявитель проинформирован о неполноте представленного им комплекта документов.
Министерство имущественных отношений <адрес> представителя в судебное заседание не направило, причины неявки не сообщило, извещалось правильно и своевременно, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просило.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.1 ст.28, ст.29 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Пунктом 2 ст.5.<адрес> «О земле» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет уполномоченный <адрес> исполнительный орган государственной власти <адрес>. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, согласно которому граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка в Министерство имущественных отношений <адрес>.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Лысенко А.Н. обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 380 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком.
Материалами дела подтверждено, что истец является собственником жилого дома площадью 347,20 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, до ДД.ММ.ГГГГ был определен ст.34 ЗК РФ. В соответствии с названной нормой, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, заявления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании этого заявления либо на основании обращения уполномоченного исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
На день обращения истца по вопросу предоставления земельного участка указанным выше уполномоченным органом являлось Министерство имущественных отношений <адрес>.
Правила первичного рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении в собственность земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории г.о. Самара, были описаны в п.2.3, 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством. В соответствии с ними, Министерство проводит проверку представленных заявителем документов на соответствие требованиям к их укомплектованности и оформлению, установленным действующим законодательством, а также на наличие противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах.
Несоблюдение установленных требований является основанием для принятия министерством решения об отказе в приеме документов и возвращении заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю. Решение об отказе в приеме документов и возвращении заявления принимается министерством в течение 14 рабочих дней с момента поступления документов и направляется заявителю по адресу, указанному в заявлении.
Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением № к названному Порядку.
В целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение <адрес> осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном п.3.3 Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание на это должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется в случае, если в соответствии с действующим законодательством ее утверждения не требуется.
Из приведенных норм следует, что в течение 14 рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка Министерство имущественных отношений <адрес> обязано либо принять решение об отказе в приеме документов и возвращении заявления либо принять заявлении и начать по нему работу.
В последнем случае в течение 14 рабочих дней со дня принятия заявления Министерство имущественных отношений <адрес> принять решение об отказе в предоставлении земельного участка либо направить в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. В случае утверждения органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, Министерство имущественных отношений <адрес> продолжает работу по заявлению о предоставлении земельного участка.
Распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №.
Из представленных суду документов следует, что Министерство имущественных отношений <адрес> начало работу по заявлению Лысенко А.Н., о чем свидетельствует принятие заявления. Министерством направлялись межведомственные запросы. Кроме того, в связи с обращением истца с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за выкуп к нему предъявлялись Министерством претензии с требованием оплаты неосновательного обогащения в связи с использованием им испрашиваемого земельного участка, оплата по которым истцом была произведена.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №.
Таким образом, в соответствии с существовавшей процедурой предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, Министерство имущественных отношений <адрес> было обязано в соответствии с п.5 ст.34 ЗК РФ в двухнедельный срок со дня получения кадастрового паспорта земельного участка, принять решение либо о предоставлении земельного участка в собственность истца либо об отказе в его предоставлении и направить истцу копию принятого решения. В случае положительного решения в течение 1 недели со дня его принятия между Министерством имущественных отношений <адрес> и истцом должен был быть заключен договор купли-продажи этого земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение представителя истца Министерство сообщило ему о том, что по заявлению Лысенко А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ подготовлен проект решения, который в соответствии с утвержденным регламентом проходит процедуру согласования в Министерстве.
Однако соответствующее решение не было принято ни в установленный законом срок, ни позднее, вплоть до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ были введены в действие изменения в ЗК РФ, установившие иной порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также в <адрес> «О земле», в соответствии с которыми исполнительные органы государственной власти <адрес> утратили полномочия по распоряжению расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения). Полномочия по распоряжению этими земельными участками, в силу п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», перешли к органам местного самоуправления г.о. Самара.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ все материалы по рассмотрению заявления Лысенко А.Н. о предоставлении земельного участка были переданы Министерством имущественных отношений <адрес> Администрации г.о.Самара.
В соответствии с п.3 ст.34 ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (которым были внесены изменения в порядок предоставления земельных участков, вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ), в случае, если до дня вступления в силу названного органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст.34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу названного закона), но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Администрация г.о. Самара была обязана выполнить по заявлению Лысенко А.Н. требования, установленные п.5 ст.34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), т.е. в двухнедельный срок, до ДД.ММ.ГГГГ, принять решение либо о предоставлении земельного участка в собственность истца либо об отказе в его предоставлении и направить истцу копию принятого решения. В случае положительного решения в течение 1 недели со дня его принятия между Администрацией г.о. Самара и истцом должен был быть заключен договор купли-продажи этого земельного участка.
Административный ответчик указанного решения не принял и указанных действий не совершил.
Судом установлено, что административный ответчик передал полученные материалы с заявлением истца в Департамент имущественных отношений г.о. Самара для подготовки проекта решения.
Из представленных суду материалов следует, что вместо подготовки проекта распорядительного акта о предоставлении истца земельного участка или об отказе в его предоставлении Департамент управления имуществом г.о. Самара приступил к осуществлению повторных проверочных мероприятий в форме направления межведомственных запросов, составления акта осмотра земельного участка, истребования от истца дополнительных документов, предоставление которых подлежащими применению нормами закона не требовалось.
Совершение перечисленных действий, не требуемых от органов местного самоуправления положениями закона, привело к нарушению сроков принятия решения по обращению истца.
Закон не определяет, какой именно орган местного самоуправления и в каком порядке должен принимать решение о предоставлении или отказе в предоставлении земельного участка. Данный вопрос отнесен к ведению муниципального образования. Поэтому Администрация г.о. Самара была вправе установить такой порядок разрешения вопроса о предоставлении земельного участка, при котором подготовку проекта решения осуществляет Департамент управления имуществом г.о. Самара, а само решение принимается Администрацией г.о. Самара. Однако поскольку окончательное решение вопроса ответчик оставил за собой, именно он несет ответственность за соблюдение установленного законом срока принятия решения, тем более, что материалы по обращению истца были переданы ДД.ММ.ГГГГ именно ответчику, а не Департаменту управления имуществом г.о. Самара. Следовательно, ответчик был обязан обеспечить принятие решения по заявлению истца не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что в настоящее время материалы с проектом решения Департаментом управления имуществом г.о. Самара в Администрацию г.о. Самара для принятия решения не возвращены.
Ответчиком в установленный срок не было принято решение по обращению истца. Таким образом, со стороны ответчика имеет место противоправное и нарушающее права Лысенко А.Н. бездействие, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка или отказе в его предоставлении.
На наличие каких-либо обстоятельств, препятствовавших принятию решения, административный ответчик не ссылался, более того, не заявил вообще никаких возражений против требований истца.
Разрешая требование о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, суд обязывает устранить допущенное нарушение прав истца посредством принятия решения по его обращению. Суд не наделен полномочиями предопределять содержание решения, которое должно быть принято ответчиком, однако изложенная в судебном решении правовая позиция является обязательной для ответчика при принятии решения.
Согласно п.8 ст.226 КАС РФ, при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, наделенного властными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
В просительной части искового заявления ставится вопрос об обязании ответчика устранить допущенное нарушение прав истца путем направления в его адрес проекта договора купли-продажи земельного участка. В удовлетворении заявления в данной части следует отказать, поскольку проект договора купли-продажи должен быть направлен только в случае принятия положительного решения (о предоставлении земельного участка). Вместе с тем, суд находит необходимым указать ответчику, что в случае принятия решения о предоставлении земельного участка договор купли-продажи земельного участка должен быть заключен в течение 1 недели со дня принятия решения, соответственно, ответчик в этом случае обязан направить истцу проект такого договора в срок, обеспечивающий подписание договора обеими сторонами в течение указанного выше интервала времени.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Принимая во внимание, что законом был изначально установлен 14-дневный срок для принятия решения по обращению истца, суд считает, что установление ответчику такого срока для исполнения решения суда и сообщения об этом в суд является правомерным.
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление Лысенко А. Н. удовлетворить частично.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Лысенко А. Н. бездействие Администрации г.о. Самара, выразившееся в непринятии решения по заявлению Лысенко А. Н. о предоставлении земельного участка.
Обязать Администрацию г.о. Самара в течение 14 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Лысенко А. Н., приняв решение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность за плату и направив Лысенко А. Н. копию принятого решения, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29.01.2016 года.
Судья (подпись) Э.Н.Грищенко
Копия верна:
Судья
Секретарь