Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2504/2013 ~ М-2436/2013 от 07.11.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2013 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,

при секретаре Ежовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фуражкова Н.М. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости» об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения и признании незаконным приказа о приостановлении выплаты пособия по безработице,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ Фуражков Н.М. принят на регистрационный учет безработных граждан по месту постоянного жительства Государственным казенным учреждением службы занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости» (далее - ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ»).

Приказом ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» от ДД.ММ.ГГГГ Фуражкову Н.М. назначено пособие по безработице продолжительностью выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» от ДД.ММ.ГГГГ выплата пособия по безработице продлена Фуражкову Н.М. до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Приказом ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» от ДД.ММ.ГГГГ выплата пособия по безработице Фуражкову Н.М. приостановлена на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.

07.11.2013 Фуражков Н.М. обратилась в суд с иском к ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» о признании факта нахождения на лечении в ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ <...> по путевке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уважительной причиной неявки ДД.ММ.ГГГГ на регистрацию в качестве безработного и признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О приостановке выплаты пособия по безработице» незаконным.

В обоснование своих требований Фуражков Н.М. указал, что в назначенный день ДД.ММ.ГГГГ не явился на перерегистрацию в ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» по причине нахождения на санаторно-курортном лечении, которое назначено истцу в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Отказ от путевки на санаторно-курортное лечение повлек бы для истца ухудшение состояния здоровья.

Представитель ответчика - инспектор юридического отдела ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» Погодина В.В. иск Фуражкова Н.М. в части требований об оспаривании приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О приостановке выплаты пособия по безработице» не признала полностью и пояснила, что Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.01.2013 № 10н был впервые утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения. Ранее учреждения занятости населения самостоятельно оценивали уважительность причин неявки безработных граждан для перерегистрации, что исключало необходимость судебного разбирательства.

Указанный Перечень документов является закрытым и не предусматривает санаторно-курортные путевки либо иные документы, подтверждающие прохождение санаторно-курортного лечения.

Представитель ответчика не возражает против установления судом факта наличия уважительной причины неявки Фуражкова Н.М. ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» ввиду выезда из места постоянного проживания в связи с санаторно-курортным лечением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав объяснения сторон и исследовав письменные доказательства, суд находит иск Фуражкова Н.М. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок гражданского судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в том числе, по делам по заявлениям об оспаривании действий и решений органов государственной власти и их должностных лиц, регулируется главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (статья 254 Кодекса).

    В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по правилам, предусмотренным главой 25 Кодекса, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий (пункт 5).

Следует иметь в виду, что правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд, например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса, или подача искового заявления (пункт 9).

На государственные учреждения как организации, осуществляющие социально-культурные или иные функции некоммерческого характера Российской Федерации, возложено исполнение государственных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования.

Правовое положение таких государственных учреждений не может рассматриваться в отрыве от публичных функций создавшего их публичного образования, поскольку иное означает неправомерное ограничение прав граждан, гарантированных статьями 30, 33 и 45 Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 № 19-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Согласно статье 6 Закона Свердловской области от 25.03.2013 № 23-ОЗ «О содействии занятости населения в Свердловской области» государственные учреждения службы занятости населения Свердловской области создаются в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере содействия занятости, в том числе полномочий по:

1) регистрации граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрации безработных граждан;

2) проведению специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда);

3) формированию и ведению регистров получателей государственных услуг в сфере содействия занятости.

Государственные учреждения службы занятости населения Свердловской области оказывают в соответствии с законодательством о занятости населения государственные услуги в сфере содействия занятости, в соответствии с государственными заданиями, доводимыми до них в порядке, установленном законодательством Свердловской области.

Государственные учреждения службы занятости населения Свердловской области создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также законодательством Свердловской области об управлении государственной собственностью Свердловской области.

В соответствии с Уставом, утвержденным приказом Департамента по труду и занятости населения Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ , ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» является государственной некоммерческой организацией, образованной для осуществления полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ.

Центр занятости находится в ведении Департамента по труду и занятости населения Свердловской области. Учредителем Центра является Свердловская область.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемый приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О приостановке выплаты пособия по безработице» издан ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» при осуществлении им переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий в области содействия занятости населения и заявление Фуражкова Н.М. в данной части требований подлежит рассмотрению и разрешению судом по правилам главы 25 Кодекса, независимо от избранной заявителем исковой формы обращения в суд.

Согласно статьям 264, 265 Кодекса суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

При этом суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, в порядке особого производства, если:

согласно закону такие факты порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан, организаций);

установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду;

заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение;

действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления.

Как установлено в судебном заседании, между сторонами отсутствует спор о праве, подведомственный суду и подлежащий рассмотрению и разрешению в порядке искового судопроизводства, а возникшая правовая неопределенность вызвана различным толкованием норм действующего законодательства о занятости населения.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 31, пункт 8).

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Решение о приостановке выплаты пособия по безработице принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Правила приостановки выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 35).

В соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891, государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2 раз в месяц) для подбора им подходящей работы.

Безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки.

Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункты 12-14).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.01.2013 № 10н утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан:

1. Листок нетрудоспособности.

2. Документы, подтверждающие период прохождения медицинского освидетельствования при призыве на военную службу, военных сборов или участия в мероприятиях, связанных с подготовкой к военной службе.

3. Документы, подтверждающие период участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя.

4. Документы, подтверждающие вызов в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика или понятого.

5. Документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления и чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств (пожар, наводнение, ураган, землетрясение), препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения.

6. Документы, подтверждающие факты противоправных действий третьих лиц, препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения.

7. Документы, подтверждающие смерть близких родственников (свидетельство о смерти и документы, подтверждающие родство).

8. Документы, подтверждающие выезд из места постоянного проживания в связи с обучением в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очно-заочной и заочной формам обучения.

9. Решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.

В отличие от уважительных причин неявки, приведенный Перечень документов, которые могут быть предъявлены безработными гражданами в государственные учреждения службы занятости населения в подтверждение наличия уважительных причин неявки, является закрытым, расширительному толкованию не подлежит и не содержит поименованные Фуражковым Н.М. документы, подтверждающие прохождение санаторно-курортного лечения, в том числе санаторно-курортные путевки.

Названный в пункте 9 Перечня и подлежащий установлению решением суда юридический факт «наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения», применительно к его правовым последствиям, предусмотренным статьей 35 Закона от 19.04.1991 № 1032-1, - приостановление выплаты пособия по безработице в случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, а также с учетом состава бесспорных юридических фактов, перечисленных в пунктах 1-8 Перечня (абстрактной модели), представляет собой жизненные обстоятельства в форме действий, событий, состояний, возникающих независимо от воли безработного гражданина и исключающих либо не исключающих, но препятствующих, его явке в государственное учреждение службы занятости населения.

Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» определены виды обеспечения по страхованию, в перечень которых входит, в частности, оплата расходов на медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного.

В отношении граждан, получивших повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания и признанных в установленном порядке инвалидами, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы принимается решение о конкретных видах, формах, объемах мероприятий по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации (в состав которых входит и санаторно-курортное лечение) и сроках их исполнения. Данное решение подтверждается в соответствующей программе реабилитации (Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.02.2006 № 780-АЛ «О предоставлении гражданам санаторно-курортного лечения»).

Оплата расходов на медицинскую реабилитацию застрахованного лица в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, осуществляется в соответствии со сроками и периодичностью санаторно-курортного лечения, рекомендованными застрахованному лицу в программе реабилитации пострадавшего, но не чаще 1 раза в год, на основании государственных контрактов (договоров), заключаемых страховщиком с указанными организациями, отобранными в порядке, указанном в пункте 30 настоящего Положения.

Оплате страховщиком подлежат санаторно-курортные услуги, оказываемые организациями, расположенными на территории Российской Федерации. Отбор указанных организаций осуществляется страховщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (пункты 30, 31 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 № 286).

Из представленных истцом документов следует, что по результатам освидетельствования в бюро МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ Фуражкову Н.М. установлен диагноз: <...> и разработана Программа пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой Фуражков Н.М. признан нуждающимся в дополнительных видах помощи, включая санаторно-курортное лечение в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Фуражков Н.М. проходил санаторно-курортное лечение в ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ <...> <адрес>, на основании путевки , с выездом из места постоянного проживания в <адрес>, что также подтверждается справкой центра реабилитации.

Принимая во внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ застрахованные лица не наделены правом выбора организаций, оказывающих санаторно-курортные услуги, и периодов медицинской реабилитации, реализация Фуражковым Н.М. в спорный период права на санаторно-курортное лечение, в котором он нуждается по состоянию здоровья, подлежит признанию судом уважительной причиной неявки ДД.ММ.ГГГГ в государственное учреждение службы занятости населения для перерегистрации.

Данный юридический факт в достаточной мере подтверждается исследованными доказательствами и не вызывает сомнений у суда.

Установление данного юридического факта необходимо заявителю для возобновления выплаты и получения пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <...> рублей <...> копейки.

В остальной части требования Фуражкова Н.М. об оспаривании приказа о приостановке выплаты пособия по безработице в исковом заявлении не мотивированы и основаны на неправильном применении истцом тех же норм законодательства о занятости населения.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

    нарушены права и свободы гражданина;

    созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

    на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Кодекса).

Согласно статьям 2, 7 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», статье 258 Кодекса, установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

    Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к последствиям, указанным в статье 255 Кодекса.

При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий, бездействия (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

Оспариваемый приказ от ДД.ММ.ГГГГ издан ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» в пределах своей компетенции и с соблюдением порядка, установленного статьи 35 Закона от ДД.ММ.ГГГГ , исходя из фактов неявки истца на перерегистрацию и отсутствия у Фуражкова Н.М. документов, перечисленных в Перечне от 15.01.2013, включая решение суда.

Кроме того, непосредственное включение в Перечень от 15.01.2013 судебного решения как документа для возобновления выплат, свидетельствует об отсутствии правовой необходимости в отдельном оспаривании решения органа службы занятости о приостановке выплаты пособия по безработице.

В соответствии с частью 4 статьи 258 Кодекса суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При распределении понесенных истцом судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей суд учитывает необоснованность исковых требований об оспаривании приказа, подлежащих рассмотрению и разрешению судом по правилам публично-правового спора (глава 25 Кодекса), и установленный законом особый порядок рассмотрения дел об установлении юридических фактов, в котором положения статьи 98 Кодекса о распределении судебных расходов не применяются ввиду отсутствия сторон.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 258, 268 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Иск Фуражкова Н.М. удовлетворить частично.

Установить факт наличия уважительной причины неявки Фуражкова Н.М. в государственное учреждение службы занятости населения ДД.ММ.ГГГГ ввиду выезда из места постоянного проживания в связи с прохождением санаторно-курортного лечения в ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации <...> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В иске Фуражкову Н.М. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости» о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О приостановке выплаты пособия по безработице» отказать полностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

      Судья                                                      А.А.Соловьев

2-2504/2013 ~ М-2436/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Фуражков Николай Михайлович
Ответчики
ГКУ "Нижнетагильский центр занятости"
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Соловьев А.А.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
07.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2013Передача материалов судье
08.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.11.2013Предварительное судебное заседание
11.12.2013Судебное заседание
11.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее