Дело №2-1318/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Саяногорск 11 июля 2016 года
Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Емельянова А.А.,
при секретаре Потайчук Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернова А. В. к Федеральному государственному казенному учреждению «3 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда,
УСТАНОВИЛ:
Чернов А.В. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «3 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия» (далее также - ФГКУ «3 отряд ФПС по Республике Хакасия») о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда.
Требования мотивировал тем, что проходит службу в ФГКУ «3 отряд ФПС по Республике Хакасия» в должности начальника караула 8 пожарной части с ДАТА, имеет специальное звание капитан внутренней службы. ДАТА он обратился к работодателю за разъяснением того, когда будет проведена специальная оценка условий труда рабочих мест лиц, участвующих в тушении пожаров 8 пожарной части ФГКУ «3 отряд ФПС по Республике Хакасия». В ответе от ДАТА разъяснено, что ДАТА в ГУ МЧС России по Республике Хакасия подана заявке на выделение денежных средств на проведение данной оценки в ДАТА, по поступлению финансирования специальная оценка условий труда рабочих мест будет проведена. Однако до настоящего времени эта оценка не проведена, чем нарушаются его трудовые права.
Определением судьи от ДАТА к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, Государственная инспекция труда в Республике Хакасия.
Истец Чернов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие; ранее исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФГКУ «3 отряд ФПС по Республике Хакасия» Дорофеева Ю.А. в судебном заседании иск не признала, против его удовлетворения возражала, дав пояснения и поддержав доводы представленных начальником отряда ФИО1 и представителем отряда ФИО2 письменных возражений, из которых следует несогласие с исковыми требованиями по мотивам их необоснованности ввиду того, что особенности определения условий труда (службы) сотрудников ФПС регулируются законодательством о службе в ФПС. Федеральным законом «О службе в федеральной противопожарной службе» предусмотрено льготное исчисление стажа, сокращённое рабочее время и дополнительный отпуск сотрудникам, проходящим службу во вредных и (или) опасных условиях на должностях в ФПС, - по перечню должностей, утверждаемому Правительством РФ; в соответствии с Планом-графиком разработки нормативных правовых актов по реализации данного Федерального закона, утверждённым ДАТА заместителем министра МЧС России, проект постановления Правительства РФ об утверждении данного Перечня должен быть подготовлен в течение 6 месяцев после принятия указанного Федерального закона. Поскольку перечень должностей сотрудников ФПС, проходящих службу во вредных и (или) опасных условиях, устанавливается Правительством РФ, отсутствует необходимость и целесообразность проведения организациями федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности (МЧС России) мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на сотрудника, в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать. Также представитель ответчика Дорофеева Ю.А. пояснила, что 8 пожарная часть ФГКУ «3 отряд ФПС по Республике Хакасия», в которой проходит службу истец, создана в ДАТА (точную дату не назвала), с момента её создания до настоящего времени специальная оценка условий труда в ней не проводилась из-за отсутствия финансовых средств, плановая периодичность такой оценки - один раз в 5 лет.
Министр труда и социального развития Республики Хакасия Карамашева Н. представила письменный отзыв, согласно которому ввиду того, что до настоящего времени особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров, не утверждены, до их установления уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти специальная оценка условий труда проводится в общем порядке в соответствии с Трудовым кодексом РФ на основании Методики и Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждённых Приказом Министерства труда и социального развития РФ от 24.01.2014 №33н. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.
Государственная инспекция труда в Республике Хакасия о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, своего представителя в суд не направила, письменных возражений не представила.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Трудовым законодательством работнику гарантировано право на безопасные условия труда и охрану труда, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (ст. 37 Конституции РФ, ч. 1 ст. 21 ТК РФ, ст. 5 ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 №426-ФЗ) и обязанность работодателя эти условия обеспечить (ч. 2 ст. 22, ст. 212 ТК РФ).
В соответствии со ст. 212 ТК РФ, ст. 8 ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда.
Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных и муниципальных служащих регулируется нормами трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, предусмотренными специальными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ч. 7 ст. 11 ТК РФ, ч. 4 ст. 3 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Таким образом, в части, не урегулированной нормами специального закона или иного нормативно-правового акта, применению подлежат нормы трудового законодательства.
Истец Чернов А.В. с ДАТА состоит в должности начальника караула 8 пожарной части ФГКУ «3 отряд ФПС по Республике Хакасия» (объектовая), имеет специальное звание - капитан внутренней службы, следовательно, правоотношения, связанные с прохождением им службы в федеральной противопожарной службе, а также определением его правового положения (статуса) как сотрудника ФПС, регулируются Федеральным законом от 23.05.2016 №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данный закон предусматривает льготное исчисление стажа (ч. 3 ст. 38), сокращённое служебное время (ч. 4 ст. 54) и дополнительный отпуск (ч. 3 ст. 59) сотрудникам, проходящим службу во вредных и (или) опасных условиях на должностях в ФПС.
Перечни должностей таких сотрудников утверждаются Правительством РФ и федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
До настоящего времени указанные перечни в установленном законом порядке не приняты и не утверждены, что ответчиком не оспаривается.
Между тем ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы…» не содержит понятия, порядка и особенностей проведения специальной оценки условий труда.
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 14.04.2014 №290 рабочие места работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, включены в Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей. Однако такие особенности до настоящего времени уполномоченным органом не установлены.
В силу ч. 2 ст.2 ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы…» в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в ч. 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в ФПС, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
Таким образом, поскольку нормами специального закона, регламентирующего правоотношения, связанные с прохождением истцом службы в федеральной противопожарной службе, вопросы оценки условий труда не урегулированы, предусмотренный этим законом подзаконный правовой акт Правительства РФ не принят, применению к спорному правоотношению подлежат нормы трудового законодательства.
В соответствии с ч. 5 ст. 27 ФЗ «О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, до установления уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти особенностей проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах специальная оценка условий труда проводится в общем порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 8 ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.
Восьмая пожарная часть ФГКУ «3 отряд ФПС по Республике Хакасия», в которой проходит службу истец, создана в 2011году (точную дату ответчик не сообщил), с момента её создания до настоящего времени специальная оценка условий труда в ней не проводилась, что следует из пояснений представителя ответчика.
Поскольку ответчиком, которому судом предлагалось представить сведения о последней оценке условий труда рабочего места истца, основаниях и сроках её проведения, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств того, что она проводилась в установленном законом порядке и с момента её проведения не прошло 5 лет, не представлено, суд с учётом обстоятельств дела, в том числе места прохождения службы истцом, характера его трудовой функции и занимаемой должности, руководствуясь ч. 1 ст. 68 ГПК РФ, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Рассматривая в соответствии со ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроке, необходимом для устранения указанных нарушений и проведения специальной оценки условий труда истца, суд учитывает характер и объём работ, материальное положение ответчика и установленную законом процедуру и считает возможным установить ответчику срок - 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Поскольку истец при подаче иска был освобождён от уплаты государственной пошлины, суд в соответствии со ст. 103 ГПК РФ считает необходимым взыскать с ответчика, не освобождённого от её уплаты, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <> (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «3 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «3 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «3 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░ 2016 ░░░░.