Дело №2-248/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Киреева С.А., при секретаре Кашиной Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании <ДД.ММ.ГГГГ> в городе Фурманове Ивановской области гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области к Горышиной С.В. о взыскании неосновательно приобретенных денежных средств,
у с т а н о в и л:
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области обратилось в суд с исками к Горышиной С.В. о взыскании неосновательно приобретенных ею денежных средств в сумме 57600 рублей и в сумме 58800 рублей, а так же взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 1928 рублей и 1964 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что согласно п.2 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 г. №343 ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории РФ лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. Компенсационная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
<ДД.ММ.ГГГГ> ответчик обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении компенсации неработающему по уходу за престарелой А. и престарелым С.., с приложением необходимых документов. Компенсационные выплаты за уход были назначены с <ДД.ММ.ГГГГ>.
Согласно п.9 Правил осуществление компенсационной выплаты прекращается, в том числе при выполнении нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы и др.
Согласно п.10 Правил, лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
В целях контроля за выплатой Федеральной социальной доплаты к пенсии <ДД.ММ.ГГГГ> специалистами Управления ПФР была запрошена выписка из лицевого счета застрахованного лица Горышиной С.В.., из которой стало известно, что ответчик с <ДД.ММ.ГГГГ> осуществляла оплачиваемую трудовую деятельность.
Осуществление компенсационных выплат было прекращено с <ДД.ММ.ГГГГ> в связи с выполнением лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы. В связи с тем, что компенсационная выплата ответчику была выплачена за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> полностью – получились переплаты в сумме 57600 рублей и 58800 рублей.
А. и С. получили пенсионные выплаты (пенсия, компенсационная выплата) в полном объеме за спорный период. Таким образом, получение Горышиной С.В. за период с <ДД.ММ.ГГГГ>. по <ДД.ММ.ГГГГ> неположенных сумм компенсационных выплат представляет собой неосновательное обогащение и должно быть возвращено в УПФР в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области. Горышиной С.В. было направлено письмо от <ДД.ММ.ГГГГ> исх. <№> с просьбой явиться в УПФР для решения вопроса переплаты компенсационной выплаты. Однако переплата до настоящего времени не возвращена.
Протокольным определением Фурмановского городского суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> гражданские дела <№> и <№> соединены в одно производство под общим номером 2-248/2018.
В судебном заседании:
Представитель истца – Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области Белянчиков А.С.. (по доверенности) исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что Горышина С.В. предоставила в пенсионный фонд документы, в том числе трудовую книжку с последней записью об увольнении.
Ответчик Горышина С.В. иск не признала, пояснив, что денег она не получала. С бабушкой и дедушкой живет раздельно. Бывает у них раз в пятилетку. От них никаких денег не получала. На период написания заявления на компенсационные выплаты она работала. Срок исковой давности три года, а истец с иском обратился через 4 года.
В письменных возражениях на иск ответчик Горышина С.В. указала на то, что компенсационные выплаты не получала. Не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности.
Третье лицо Соколов С.П.., будучи уведомленный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, своих возражений на иск не предоставил.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
<ДД.ММ.ГГГГ> Горышина С.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области с заявлениями о назначении компенсации неработающему по уходу за престарелыми А. и С. (л.д.5-6).
Горышина С.В. при обращении к истцу и подаче заявления <ДД.ММ.ГГГГ> была предупреждена о том, что выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы, влечет за собой прекращение осуществления компенсационной выплаты, он обязан сообщить в УПФ РФ (гу) в Фурмановском муниципальном районе в 5-дневный срок.
Решениями Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области на основании Указа Президента РФ от 26.12.2006 года N1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» Горышина С.В. назначены ежемесячные компенсации в размере по 1200 рублей к пенсиям, назначенным нетрудоспособным А. и С. на период осуществления ухода (л.д. 5,46).
Изданные в соответствии с названным Указом Президента РФ, Правила «Осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 г. №343 предусматривают компенсационные выплаты исключительно для неработающих трудоспособных граждан, способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющими вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия).
В соответствии с п.10 указанных Правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Таким образом, из содержания вышеприведенных норм следует, что компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, именно на него возложена обязанность уведомить пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица, Горышина С.В. с <ДД.ММ.ГГГГ> осуществляет оплачиваемую трудовую деятельность (л.д.10-19, 51-60).
Об осуществлении трудовой деятельности ответчик Горышина С.В. в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе не сообщила.
В протоколе Управления Пенсионного фонда РФ (гу) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области «О выявлении излишне выплаченных гражданину сумм» от <ДД.ММ.ГГГГ> указано, что ответчику по выплатному делу <№> производилась ежемесячная компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособным в размере 1200 рублей с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>, в связи с чем образовалась переплата ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным гражданином, то есть, неосновательное обогащение ответчика в сумме 57600 рублей (л.д.21-22).
В протоколе Управления Пенсионного фонда РФ (гу) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области «О выявлении излишне выплаченных гражданину сумм» от <ДД.ММ.ГГГГ> указано, что ответчику по выплатному делу <№> производилась ежемесячная компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособным в размере 1200 рублей с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>, в связи с чем образовалась переплата ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным гражданином, то есть, неосновательное обогащение ответчика в сумме 58800 рублей (л.д.62-63).
<ДД.ММ.ГГГГ> Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе были приняты решения о прекращении Горышиной С.В.., осуществления компенсационных выплат по уходу за А. и С.., с <ДД.ММ.ГГГГ>, в соответствии с п.п. «д» п.9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат, в связи с трудоустройством лица, осуществляющего уход, на работу (л.д. 20,61).
В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 данного кодекса.
В силу ч.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, иные денежные суммы, предоставленные в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Из системного толкования положений, установленных п.9 и п.10 Правил, следует, что основанием для прекращения осуществления ежемесячной компенсационной выплаты являются обстоятельства, возникшие после установления такой выплаты.
Горышина С.В. с заявлениями о прекращении выплат к истцу не обращалась, сведения о том, что она осуществляет трудовую деятельность с <ДД.ММ.ГГГГ> в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе не сообщила ни при обращении с заявлениями о назначении компенсации неработающему по уходу за престарелыми А. и С.., ни в последствии при получении назначенных ей компенсационных выплат.
Судом установлено, что Горышина С.В. с даты назначения компенсационных выплат, уход за А. и С. не осуществляла.
Таким образом, правовых оснований для выплаты компенсаций Горышиной С.В. в период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> не имелось.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что факт недобросовестного поведения ответчика нашел свое подтверждение, поскольку имея обязательство перед пенсионным органом сообщить обо всех изменениях, влекущих прекращение компенсационных выплат, его не уведомил об осуществлении им трудовой деятельности.
Проанализировав положения ст. 1102, 1109 ГК РФ, п. 9, 10 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", суд приходит к выводу о том, что указанная в иске переплата подлежит взысканию с ответчика, поскольку не относится к числу выплат, не подлежащих возврату в качестве неосновательного обогащения, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ
Доводы ответчика о том, что сотрудник пенсионного фонда при принятии ее заявления знал о ее трудоустройстве, в данном случае не состоятельны.
Суд не признает состоятельными и доводы Горышиной С.В. о пропуске истцом срока исковой давности по предъявленному к нему требованию.
В соответствии со ст.ст.1, 3 Федерального закона РФ от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Пенсионный фонд осуществляет организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета только в целях реализации пенсионных прав граждан, обработка этой информации осуществляется органами Пенсионного фонда исключительно в целях реализации пенсионного законодательства, для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов.
Других целей ведения персонифицированного учета органами Пенсионного фонда, в том числе, по проведению проверок обоснованности получения пенсий, социальных доплат законодатель не предусмотрел, как и не установил периодичность указанных проверок.
Таким образом, отсутствуют основания полагать, что истец должен был знать о том, что у получателя компенсационных выплат Горышиной С.В. отсутствовали основания для ее получения уже с даты обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении ей компенсаций неработающему по уходу за престарелыми А. и С.
Наличие информационной базы персонифицированного учета в органах Пенсионного фонда не предполагает целью проведение проверок обоснованности получения назначенных выплат.
Кроме того, именно с целью выявления обстоятельств, влекущих прекращение выплаты, законодатель возлагает на получателя компенсационной выплаты обязанность безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о наступлении таких обстоятельств. Однако ответчик такое обязательство не выполнил.
Установив, что Горышина С.В. в нарушение Правил«Осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» не сообщила пенсионному органу о своем трудоустройстве, истец компенсационные выплаты прекратил.
Таким образом, УПФ РФ (ГУ) в Фурмановском муниципальном районе узнало о нарушении своего права <ДД.ММ.ГГГГ>
В соответствии со ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Таким образом, истец обратился в суд с исками к Горышиной С.В. о взыскании суммы излишне выплаченной компенсационной выплаты <ДД.ММ.ГГГГ>) до истечения срока исковой давности.
Доводы ответчика Горышиной С.В. о пропуске истцом срока исковой давности не состоятельны.
При таких обстоятельствах заявление ответчика Горышиной С.В. о применении срока исковой давности нельзя признать законным, поэтому оно не подлежит удовлетворению.
То обстоятельство, что Горышина С.В. не получала от А.. и С. компенсационные выплаты, не имеет правового значения, поскольку затрагивает правоотношения, сложившиеся между А.. и С.., которые не являются предметом рассмотрения настоящего дела.
С учетом изложенного, суд удовлетворяет иск Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области при подаче исковых заявлений в суд уплачены государственные пошлины в размере 1928 рублей (л.д.28) и 1964 (л.д.69).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области удовлетворить.
Взыскать в пользу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области с Горышиной С.В., неосновательно приобретенные ею денежные средства в размере 116400 (сто шестнадцать тысяч четыреста) рублей.
Взыскать в пользу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области с Горышиной С.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 3892 (три тысячи восемьсот девяносто два) рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Фурмановский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено <ДД.ММ.ГГГГ>.