Решение по делу № 2-917/2012 ~ М-1213/2012 от 16.10.2012

Дело № 2-917/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Краснокамск 19 октября 2012года

Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шабуниной К.С.

при секретаре Белослудцевой Л.А.

с участием прокурора Павловича А.В,

заявителя Зимина С.В.,

представителя заявителя Суриковой О.С. (по устному ходатайству)

представителя территориальной избирательной комиссии Краснокамского муниципального района Пермского края Залогина В. П. (по доверенности)

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда Пермского края гражданское дело по заявлению Зимина С. В. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Краснокамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом,

установил:

    Зимин обратился с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Краснокамского муниципального района Пермского края (далее- ТИК) от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы Краснокамского муниципального района в порядке самовыдвижения, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ он сдал все подписные листы в ТИК для проведения проверки, ДД.ММ.ГГГГ ТИК отказала ему в регистрации по тем основаниям, что в подписных листах имеются <данные изъяты> недостоверных подписей, т.е. <данные изъяты> от общего числа подписей. При проведении проверки подписей установлено, что лицо, проводившее сбор подписей- ФИО1, пропустил последнюю цифру номера своего паспорта. Он считает это технической ошибкой, исправление которой не внесет изменения сведений о лице, осуществившем сбор подписей, не препятствует однозначному восприятию этих сведений. Не влечет за собой исправлений, следовательно, не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными или неполными, так как все данные ФИО1 подтверждены УФМС. Подписи ФИО1 внесены собственноручно, все данные указаны. Проверка подлинности подписей избирателей ТИК носила формальный характер, и дублировала функции УФМС, что выходит за рамки полномочий ТИК.

    Заявитель в судебном заседании настаивал на доводах заявления, пояснил, что ФИО1 допущена техническая ошибка в подписных листах, что не мешает идентифицировать личность сборщика подписей, поэтому подписи избирателей являются действительными. Он присутствовал при проведении проверки подписей. Копии итогового протокола проверки и ведомости он получил ДД.ММ.ГГГГ, в день рассмотрения заявления о регистрации, копию решения ТИК от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации он получил ДД.ММ.ГГГГ.

    Представитель заявителя доводы заявления поддержала.

    Представитель ТИК возражал против удовлетворения заявления, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой ТИК проведена проверка отобранных путем случайной выборки подписей избирателей на подписных листах в поддержку выдвижения кандидата. Было выявлено на подписных листах №, в том числе указание не в полном объеме сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей- неполный номер паспорта – указание пятизначного номера вместо 6-значного,последняя цифра паспорта в подписных листах не указана.Неправильность сведений подтверждена справкой УФМС по <адрес>. Недействительными было признано более подписей, в связи с чем в силу пп.7 п.8 ст.33 Закона Пермского края ПК ТИК приняла решение об отказе заявителю в регистрации кандидатом. Копию итогового протокола проверки и ведомости заявитель действительно получил ДД.ММ.ГГГГ и написал заявление о согласии рассматривать вопрос о регистрации ДД.ММ.ГГГГ, права заявителя не нарушены.

Согласно заключению прокурора, заявление подлежит удовлетворению в части отмены решения ТИК об отказе в регистрации, поскольку ТИК существенно нарушила права кандидата, в нарушение требований Закона не выдав копию итогового протокола и ведомости за дня до рассмотрения вопроса о регистрации, что не дало возможность кандидату подготовить свою позицию к рассмотрению вопроса о регистрации. ТИК приняла решение при отсутствии заключения УФМС о паспортных данных лица, осуществлявшего сбор подписей. Указанные сведения о сборщике подписей должны быть признаны недействительными, поскольку неправильно указан номер паспорта, оценка ТИК этих сведений как неполных является неправильной. Допущенные процессуальные нарушения являются существенными и влекут отмену обжалуемого решения.

    Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению в полном объеме.

     По правилам подпункта "д" пункта 24 статьи 38 федерального закона от 12.02.2006 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием к отказу в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Аналогичные правила закреплены и в п.7 ст.33 Закона Пермского края от 13.03.2008г. № 208-ПК "О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае".

Согласно ч.2 ст.30 Закона Пермского края от 13.03.2008 N 208-ПК "О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае" количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, составляет 0.5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с ч.8 ст.12 настоящего Закона, но не может составлять менее 10 подписей.

В силу ч.6 ст.30 Закона Пермского края от 13.03.2008 N 208-ПК подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к Федеральному закону №67-ФЗ.

Статья 37 Федерального закона N 67-ФЗ регламентирует отношения по сбору подписей в поддержку выдвижения кандидатов.

В пункте 11 названной статьи установлены сведения, которые должны быть указаны в подписном листе: фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, подпись избирателя и дата ее внесения.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, который собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 12 этой же статьи).

    Аналогичные правовые предписания предусмотрены ч.6 ст.30 Закона Пермского края от 13.03.2008 N 208-ПК.

В соответствии с ч.З ст.32 Закона Пермского края от 13.03.2008 N 208-ПК комиссия в срок, не превышающий десяти дней, проверяет соответствие порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, а также достоверность сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата.

Часть 4 ст. 32 названного Закона №208-ПК предусматривает, что комиссия может провести полную или выборочную проверку подлинности подписей избирателей. При выборочной проверке проверяется не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия), которая проводится членами комиссии сразу после окончания приема подписных листов. При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица.

Федеральным законом от 23 июля 2011 г. N 259-ФЗ в статью 37 Федерального закона N 67-ФЗ внесены изменения, согласно которым в отличие от ранее действовавших положений субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать форму подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ признаются недействительными подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом (подпункт "г"); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности (подпункт "з").

В соответствии с ч.7 ст.32 данного Закона №208-ПК по результатам проверки подписных листов подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и(или) недействительной. Положениями п. 8 ч.7 ст.32 данного Закона №208-ПК недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в том числе сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Согласно п.3 раздела «Описание бланка паспорта гражданина Российской Федерации» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828
"Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", нумерация бланка паспорта состоит из 3 групп цифр. Первые 2 группы, состоящие из 4 цифр, обозначают серию бланка паспорта, третья группа, состоящая из 6 цифр, обозначает номер бланка паспорта.

Согласно Решению Земского Собрания Краснокамского муниципального района Пермского края № 61 от 29.08.2012 выборы главы Краснокамского муниципального района Пермского края назначены на ДД.ММ.ГГГГ.

Кандидат Зимин С.В. выдвинут в порядке самовыдвижения, ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы района ( л.д.6-8)

Согласно решению ТИК от ДД.ММ.ГГГГ , количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата на должность главы района, составляет превышение указанного количества допускается не более процентов (не более чем на

Решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ на основании ч.4 ст. 21 Закона №208-ПК утвержден порядок проведения случайной выборки подписных листов для проверки подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы, согласно которому объем случайной выборки подписей для проверки установлен штук (не менее процентов от необходимого для регистрации количества подписей).

Согласно протоколу, случайная выборка подписей проведена ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

Согласно ведомости проверки подписных листов и итоговому протоколу проверки, проверка проводилась ДД.ММ.ГГГГ, для проверки представлено подписей на листах в одной папке, отобрано для проверки подписей, общее количество недействительных подписей составило , то есть (более допустимого процента для регистрации количества подписей, то есть более от числа отобранных для проверки).

Основанием для признания подписей недостоверными или недействительными в подписных листах послужило неверное указание года рождения и неверное указание номера дома избирателя соответственно, что заявителем не оспаривается.

Основанием для признания недействительными всех подписей избирателей в подписных листах , явилось то, что сборщик подписей, заверивший указанные подписные листы, не полностью указал номер своего паспорта (указал первые цифр, не указав последнюю цифру). Эти нарушения ТИК оценила как неполные сведения о сборщике подписей, влекущие признание подписей избирателей указанных подписных листов недействительными.

Копия ведомости и итогового протокола проверки вручена заявителю ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ Зимину С.В. отказано в регистрации кандидатом на должность главы района по тем основаниям, что количества действительных подписей недостаточно для регистрации кандидата ( п.п7 ч.8 ст.33 Закона №28-ПК).

Из анализа приведенных выше норм законодательства следует, что необходимость указания в подписных листах номера паспорта сборщиков подписей, заверивших подписные листы, является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.Указанным выше Постановлением Правительства РФ предусмотрено, что номер паспорта является шестизначным, в связи с чем ТИК при принятии решения не требовалось какого –либо специального заключения федеральной миграционной службы, чтобы установить неполноту паспортных данных сборщика подписей. Кроме того, указанное обстоятельство подтверждается справкой УФМС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, полученной в период рассмотрения дела в суде, согласно которой номер паспорта Старцева В.В. -, а в указанных выше подписных листах сборщик подписей указал номер своего паспорта , не дописав последнюю цифру номера паспорта. Суд принимает указанное доказательство исходя из положений ч.9 ст.32 Закона №208-ПК, предусматривающего право суда повторной проверки подписных листов после принятия ТИК решения по вопросу регистрации кандидата.

На обязательность указания всех реквизитов, перечисленных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, обращено внимание Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 Постановления от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Поскольку сборщик подписей указал при оформлении подписного листа информацию о себе в меньшем объеме, чем это предусмотрено действующим законодательством, указанное нарушение влечет признание всех подписей избирателей в соответствующем подписном листе недействительными. При этом, исходя из положений п.8 ч.7 ст.32 Закона №208-ПК, оценка ТИК нарушений, допущенных сборщиком подписей (неполнота либо не соответствие действительности) не влияет на последствия проверки подписей избирателей, поскольку указанное нарушение в том и другом случае влечет признание подписей избирателей недействительными. Кроме того, заключение эксперта требуется лишь для проверки достоверности подписи избирателя (то есть выполнения ее именно указанным лицом), а не для проверки других сведений -ч.7 ст. 32 Закона №208-ПК.

Согласно ч.9 ст. 32 Закона №208-ПК по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, в котором указывается количество необходимых для регистрации, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и(или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 7 части 8 статьи 33 настоящего Закона, кандидат вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и(или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и(или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с частью 4 статьи 74 настоящего Закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Положениями как Федерального закона № 67-ФЗ, так и Закона №208-ПК не предусмотрено каких- либо последствий не соблюдения срока вручения кандидату копии протокола, при этом у кандидата отсутствует право внесения каких- либо уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей при выявлении неточности либо неполноты (ч.3 ст. 33 Закона № 208-ПК). Заявитель присутствовал при проверке подписей, что им не оспаривается. В связи с этим несоблюдение организационного срока, предусмотренного ч.9 ст. 32 Закона №208-ПК, не влияющего в данном случае на принятие ТИК решения о регистрации кандидата по существу, суд не считает существенным нарушением, влекущим отмену оспариваемого решения ТИК.

    Согласно подпункту 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ признаются недействительными подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом (подпункт "г"); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме (подпункт "з").

Следовательно, указанные подписи, представленные в соответствующих подписных листах в поддержку кандидата, являются недействительными, то есть отсутствует одно из условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, необходимое для регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией.

Согласно подпункту "д" пункта 24 приведенной нормы основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Поскольку количество недействительных подписей в поддержку заявителя превышает 10 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, ТИК правомерно не зарегистрировала заявителя кандидатом на должность главы района.

Доводы заявления суд считает не состоятельными, поэтому оснований для удовлетворения заявления суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 194-195, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления Зимина С. В. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Краснокамского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Краснокамского муниципального района, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом на должность главы Краснокамского муниципального района отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение пяти дней.

Судья: подпись Шабунина К.С.

Копия верна. Судья-                              Шабунина К.С.                

2-917/2012 ~ М-1213/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор г. Краснокамска Кучукбаев Р.С.
Зимин Станислав Владимирович
Другие
Территориальная избирательная комиссия Краснокамского муниципального района
Суд
Краснокамский городской суд Пермского края
Судья
Шабунина Кристина Станиславовна
Дело на странице суда
krasnokam--perm.sudrf.ru
16.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2012Передача материалов судье
16.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2012Судебное заседание
22.10.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2012Дело оформлено
05.04.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее