Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-9/2021 (2а-2608/2020;) ~ М-2436/2020 от 28.07.2020

63RS0039-01-2020-003058-54

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 февраля 2021 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-9/2021 по административному исковому заявлению Воробьевой Нины Ивановны к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,

установил:

Воробьева Н.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В обоснование заявления указано, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером :1557, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 335 кв.м. В процессе межевания площадь земельного участка составила 571 кв.м, что на 236 кв.м больше чем в собственности истца, в связи с чем она обратилась к ответчику с заявлением о перераспределении земельных участков. Распоряжением №РД-562 от 23.04.2020 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано со ссылкой на то, что образуемый земельный участок находится в границах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны водозабора, установленных постановлением Правительства Самарской области от 26.07.2012 №304, а также на возможность образовать самостоятельный земельный участок.

Полагая причины отказа необоснованными, административный истец просит признать распоряжение №РД-562 от 23.04.2020 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным, обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Скотников Д.В. требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Грошев Я.Д. возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 25-33).

Заинтересованные лица Нижне-Волжское БВУ (Отдел водных ресурсов по Самарской области), ООО «Самарские коммунальные системы», Ельчанинова Л.С. в судебное заседание не явились, представителей не направили, причины неявки не сообщили, о слушании дела надлежаще извещены, в связи с чем на основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером :1557, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 335 кв.м, с разрешенным использованием: под ИЖС (л.д. 9-11).

Административный истец обратилась в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером :1557 и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 236 кв.м в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 571 кв.м (л.д. 12-13).

Распоряжением №РД-562 от 23.04.2020 Департамент градостроительства г.о.Самара отказал в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании подп.11 п.9 ст.39.29, пп.3 п.16 ст.11.10, п. 6 ст. 11.9, пп. 9 п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ по следующим причинам: 1) образуемый земельный участок находится в границах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны водозабора, установленных постановлением Правительства Самарской области от 26.06.2012 №304; 2) согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также топографическим материалам Департамента возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена (л.д. 14-15).

Подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ предусматривает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ. Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, что закреплено пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ.

Как указано в пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничены в обороте (подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Федеральный закон в отношении земельных участков, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не принят. Следовательно, такие земельные участки не подлежат передаче в частную собственность.

В силу абзаца второго пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Постановлением Правительства Самарской области от 26.06.2012 N 304 установлены границы и режим зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции N 1 муниципального предприятия г. Самары "Самараводоканал" (г. Самара, ул. Советской Армии, 298). Границы второго и третьего поясов совпадают и проведены по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 километра и от уреза воды - на расстояние 750 метров.

Согласно сведениями, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок находится в границах второго и третьего пояса санитарно-защитной зоны источников водоснабжения, утв. Постановлением Правительства Самарской области от 26.06.2012 N 304, что подтверждается выпиской из ИСОГД г.о. Самара, представленной по запросу суда (л.д. 64-65).

Из заключения кадастрового инженера Бандуриной Е.Н. от 28.08.2020, подготовленного по заказу истца, следует, что согласно информации Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей вреди и природопользования Самарской области от 21.04.2020 образуемый земельный участок площадью 571 кв.м расположен вне зон санитарной охраны водозаборов. Расстояние от земельного участка до насосно-фильтровальной станции №1 муниципального предприятия г. Самары "Самараводоканал" составляет более 3 км (л.д. 81-83, 91).

В целях устранения возникших противоречий по ходатайству представителя административного истца назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено ООО «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ».

Из заключения эксперта №2020/572 следует, что образуемый земельный участок площадью 571 кв.м по адресу: <адрес> расположен вне зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции №1 муниципального предприятия г. Самары "Самараводоканал" (г. Самара, ул. Советской Армии, 298) (л.д. 131-169).

Выводы эксперта представителем Департамента в судебном заседании не оспаривались, более того, они подтверждены представителем ООО «Самарские коммунальные системы», из письменных пояснений которого следует, что образуемый участок в границы второго и третьего поясов зоны санитарной охраны водозабора НФС-1 не попадает (л.д. 177).

Таким образом, отказ в перераспределении земельных участков по мотиву разработки схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований, является незаконным.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Доводы административного ответчика о возможности образования самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, не подтверждаются материалами дела.

Одним из требований к образуемым земельным участкам является обеспечение доступа к землям общего пользования. Так, пунктом 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что отсутствие доступа к образуемому или изменяемому земельному участку является основанием для приостановления государственного кадастрового учета.

Также в силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 (в редакции Решения Думы городского округа Самара от 29.12.2020 N 45), в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в которой согласно выписке из ИСОГД г.о.Самара расположен испрашиваемый земельный участок, предельный минимальный размер земельного участка для ИЖС составляет 300 кв.м.

Из схемы расположения земельного участка и плана границ земельного участка следует, что испрашиваемый земельный участок только с одной стороны в точках 3-7-8-9 граничит с земельным участком с кадастровым номером :1557, с других сторон земельными участками, поставленными на кадастровый учет, не ограничен (л.д. 12, 163).

Таким образом, имеется потенциальная возможность увеличения площади испрашиваемого земельного участка до минимального размера 300 кв.м.

Вместе с тем, из заключения эксперта №2020/572 следует, что северная межа испрашиваемого земельного участка площадью 236 кв.м по точкам 1-2-3 ограничена крутым склоном и красной линией мест общего пользования (дорогой). По точкам 3-7-8-9 перераспределяемый земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером :1557. С других сторон по меже перераспределяемого земельного участка находятся ограждения соседних участков, которые фактически используются собственниками смежных земельных участков с кадастровыми номерами :677, :1777, :1556 в огороженных ими границах. Проход на перераспределяемый земельный участок площадью 236 кв.м осуществляется через участок с кадастровым номером :1557, находящийся в собственности Воробьевой Н.И. Иной способ прохода на перераспределяемый земельный участок со стороны земель общего пользования невозможен. Это вызвано тем, что со стороны проезжей части дороги по границе по точкам 1-2 участка уклон составляет 20 градусов. Проезд со стороны границы земельного участка в точках 1-2-3 невозможен из-за крутизны склона. Со стороны точек 22-1 границы перераспределяемого земельного участка и земельного участка с кадастровым номером :677 проезд невозможен из-за уклона со стороны территории общего пользования, который составляет 19 градусов. Кроме того проезду мешают высотные деревья и ограждения участка с кадастровым номером :677. В связи с изложенным экспертом сделан вывод о невозможности образования самостоятельного земельного участка (л.д. 131-169).

Выводы эксперта согласуются с заключением кадастрового инженера от 28.08.2020, из которого следует, что в точках 9-22-1-2-3 земельный участок площадью 236 кв.м обусловлен наличием земель, государственная собственность на которые не разграничена, увеличение данного земельного участка не представляется возможным в связи с тем, что от данных точек существует значительный перепад высот, не позволяющий использовать участок большей площадью рационально. Доступ к землям общего пользования для данного земельного участка осуществляется через земельный участок с кадастровым номером :1557, иной доступ к землям общего пользования отсутствует (л.д.81-83).

Таким образом, возможность образования на рассматриваемой территории самостоятельного земельного участка площадью не менее 300 кв.м с доступом к территории общего пользования отсутствует. Убедительных доказательств, подтверждающих обратное, административным ответчиком не представлено.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не соответствует закону, нарушает права и законные интересы административного истца, создает препятствия к их реализации, что является основанием для признания распоряжения незаконным.

Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса, и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков. С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока возложенная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Воробьевой Нины Ивановны к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 23.04.2020 №РД-562 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу заново рассмотреть заявление Воробьевой Нины Ивановны о перераспределении земельных участков.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                    (подпись)            А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 26.02.2021.

2а-9/2021 (2а-2608/2020;) ~ М-2436/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воробьева Н.И.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о.Самара
Другие
Скотников Дмитрий Владимирович
ООО «Самарские коммунальные системы»
Нижне-Волжское Бассейновое управление Отдел водных ресурсов по Самарской области
Ельчанинова Л.С.
Бреславец Н.В.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
28.07.2020Регистрация административного искового заявления
28.07.2020Передача материалов судье
30.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.08.2020Предварительное судебное заседание
31.08.2020Судебное заседание
14.09.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
25.09.2020Судебное заседание
07.10.2020Судебное заседание
18.12.2020Производство по делу возобновлено
29.12.2020Судебное заседание
28.01.2021Судебное заседание
11.02.2021Судебное заседание
26.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее