Дело № 2-533/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2021 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска, в составе:
судьи Богомолова С.В.,
при секретаре Платовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колгановой Е.А. к Прокуратуре Ульяновской области о признании незаконной и отмене служебной характеристики, возложении обязанности выдать объективную служебную характеристику,
установил:
Колганова Е.А. обратилась в суд с указанным иском к Прокуратуре Ульяновской области.
В обоснование исковых требований указала, что в период с 14.01.2003 по 22.09.2020 она проходила службу в органах прокуратуры Ульяновской области, приказом от 21.08.2020 № 199-л уволена с должности <данные изъяты> в отставку в связи с выходом на пенсию за выслугу лет 22.09.2020.
01.10.2020 ею на основании личного заявления от 22.09.2020 была получена служебная характеристика от 30.09.2020.
Считает, что указанная служебная характеристика является незаконной, необъективной, формальной, изложенные в ней сведения нарушают ее трудовые права.
Она проходила службу в органах прокуратуры Ульяновской области на протяжении 17 лет 8 месяцев.
Однако в служебной характеристике дана лишь негативная оценка ее профессиональной деятельности в должности <данные изъяты> за последние два с половиной года.
Никакого суждения о ее работе в органах прокуратуры в целом за весь период службы работодателем не высказано.
Указание в служебной характеристике о неоднократном привлечении к дисциплинарной ответственности также считает незаконным, поскольку на момент ее выдачи с даты наложения двух из трех дисциплинарных взысканий (приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности от 22.02.2019 и от 04.09.2019) прошло более одного года. Приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности от 17.07.2020 № 413-к в настоящее время оспаривается в судебном порядке.
В служебной характеристике отражены сведения о поощрении правами прокурора области и Генерального прокурора Российской Федерации, однако не содержится информации об их количестве и о том, в связи с какими именно ее профессиональными действиями было принято решение о применении данных поощрений.
Также в характеристике не дана оценка ее профессиональным и личным качествам, таким как квалификация, знание и применение норм материального и процессуального права, умение строить взаимоотношения с коллегами и сотрудниками иных органов правоохранительной системы, соблюдение требований Кодекса этики прокурорского работника.
Не указано о прохождении в период с 09.09.2019 по 27.09.2019 повышения квалификации в <данные изъяты>, по итогам которого сдан экзамен на оценку «отлично».
Действующее законодательство не содержит определения понятия «служебная характеристика» и перечня указываемых в ней сведений.
Вместе с тем полагает, что все изложенные обстоятельства свидетельствуют о ее неполноте и необъективности.
Обращает особое внимание суда на нарушение ее трудовых прав. Кроме того, что работодателем были приняты все возможные меры к ее увольнению, она в связи с выдачей служебной характеристики негативного характера в настоящее время лишена возможности трудоустроиться и работать в сфере юриспруденции, используя свои знания и квалификацию.
Просила признать незаконной и отменить служебную характеристику от 30.09.2020, выданную прокуратурой Ульяновкой области; возложить на ответчика обязанность выдать объективную служебную характеристику.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала, приведя доводы в целом аналогичные изложенным в иске.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали указав, что выданная истице служебная характеристика является объективной, каких-либо нарушений закона при ее оформлении не допущено.
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Сторонам была разъяснена ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).
Гражданским законодательством, в частности ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе, в порядке установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.
Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международных правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
Согласно ч.1 ст.15 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом (ч.1. ст.16 ТК РФ).
Прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя (абз.1 ст.84.1 ТК РФ).
В силу абз.4 ст.84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст.140 названного кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой (ч.4 ст.84.1 ТК РФ).
Согласно абз.1 ст.62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку… в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки…; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Перечень документов (копий документов), перечисленных в данной статье, не является исчерпывающим. Помимо названных работодатель обязан по письменному требованию работника выдать ему и другие документы, если они необходимы ему для реализации тех или иных прав.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что 14.01.2003 Колганова Е.А. была принята на службу в органы прокуратуры Ульяновской области и назначена на должность <данные изъяты>. 11.08.2011 освобождена от занимаемой должности и назначена на должность <данные изъяты>. 31.12.2013 назначена на должность <данные изъяты>, с 27.06.2014 назначена на должность <данные изъяты>, а с 09.06.2017 на должность <данные изъяты>, 22.09.2020 была уволена из органов прокуратуры Ульяновской области в отставку в связи с выходом на пенсию. Данные обстоятельства подтверждаются представленной копией трудовой книжки и документами из личного дела.
Из материалов дела также следует, что в связи с прекращением трудовых отношений, Колганова Е.А. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче ей служебной характеристики.
Впоследствии Колгановой Е.А. была выдана характеристика от 30.09.2020, подписанная Прокурором Ульяновской области, копия которой приобщена к материалам дела.
Из текста характеристики следует, что работодателем в ней отражены периоды и должности, в которых проходила службу истица, отражены сведения об аттестации в мае 2017 года, о присвоении в декабре 2017 года классного чина, о том, что она поощрялась прокурором Ульяновской области, имела поощрение Генерального прокурора Российской Федерации. Также в характеристике указано, что находясь в должности <данные изъяты> она проявила недостаточный уровень профессиональной ответственности за выполнение служебных обязанностей и поручений руководителей, допускала нарушения требований организационно-распорядительных документов, в связи с чем неоднократно привлекалась к дисциплинарной ответственности, а также в отношении нее принималось соответствующее решение об определении размера премии по итогам службы.
Сведения, указанные в характеристике, проверены судом в ходе судебного разбирательства, они соответствуют действительности, подтверждены соответствующими документами из личного дела Колгановой Е.А.
При этом, ни Трудовой кодекс РФ, ни нормативно-правовые акты, регламентирующие прохождение службы в органах прокуратуры, не содержат требований к служебным характеристикам, выдаваемым сотрудникам прокуратуры при увольнении.
В целом же выданная истице характеристика содержит объективные, то есть соответствующие действительности, сведения.
Личное желание истицы, как работника, об указании в характеристике каких-либо иных сведений само по себе не порождает для ответчика, как работодателя, такую обязанность.
В материалы дела не представлены допустимые и относимые доказательства, что выданная истице характеристика является необъективной, противоречит какому-либо закону или иному нормативно-правовому акту, а равно нарушает ее трудовые права либо препятствует реализации гарантированного Конституцией Российской Федерации права на труд.
При этом, довод о недопустимости указания в характеристике сведений о привлечении к дисциплинарной ответственности по фактам привлечения, по которым срок такого привлечения истек, не основан на законе, поскольку законодательный запрет на указание в характеристике таких сведений отсутствует.
Положения Трудового кодекса РФ, регламентирующие сроки снятия дисциплинарных взысканий, не могут быть применены в данной части.
Согласно ч. 1 ст. 194 ТК РФ если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Вместе с тем, выданная истице служебная характеристика не содержит указания на то, что на момент ее выдачи истица считалась подвергнутой дисциплинарным взысканиям, а содержит лишь указание на факт привлечений к дисциплинарной ответственности, что соответствует действительности.
Доводы истицы по сути являются ее личным мнением относительно необходимости указания в служебной характеристике тех или иных сведений, не основанным на законе.
При таком положении, в удовлетворении иска следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска Колгановой Е.А. к Прокуратуре Ульяновской области о признании незаконной и отмене служебной характеристики, возложении обязанности выдать объективную служебную характеристику отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Богомолов.