РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2012 года Центральный районный суд г. Тольятти, в составе:
председательствующего Сметаниной О.Н.
с участием прокурора Фаниной О.М.,
при секретаре Васильевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Центрального района г.о. Тольятти, действующего в интересах Воробьева Р.А. к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Центрального района г.о. Тольятти обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Воробьеву Р.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма на состав семьи один человек, по тем основаниям, что Воробьев Р.А. является лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Воробьева Р.А. ФИО3 лишена родительских прав, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Закрепленного жилья Воробьев Р.А. не имеет, до совершеннолетия проживал в приемной семье. ДД.ММ.ГГГГ принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.о. Тольятти Фанина О.М. иск поддержала. Суду пояснила, что Воробьев Р.А. должен быть обеспечен квартирой по договору социального найма. В связи с этим просила обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить Воробьеву Р.А. вне очереди жилое помещение.
Истец Воробьев Р.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что в силу прямого указания закона (пп.2.п.2 с.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») Воробьеву Р.А. жилое помещение может быть предоставлено только по наступлению его очереди. Кроме того, считает, что полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан обладает Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в пределах, перечисленных из областного бюджета финансовых средств и материальных ресурсов. В удовлетворении иска просила отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.
Судом установлено, что Воробьев Руслан Александрович родился ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о рождении.
Мать Воробьева Р.А. - ФИО3 лишена родительских прав, что подтверждается решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В родительских правах ФИО3 не восстановлена. Отец в записи акта о рождении Воробьева Р.А. указан по заявлению матери, что подтверждается справкой о рождении №.
На основании распоряжения главы Ставропольского р-на Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ Воробев Р.А. передан в приемную семью ФИО7 Из распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы муниципального р-на Ставропольский видно, что срок действия договора № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче Воробьева Р.А. в приемную семью ФИО7 прекратился в связи с достижением ребенком совершеннолетия.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Воробьев Р.А. обучается с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в ГБОУ СПО Тольяттинском социально-экономическом колледже, находится на государственном обеспечении.
Из ксерокопии паспорта ФИО9 и выписки из поквартирной карточки видно, что он зарегистрирован по адресу: <адрес>, занимает одно койко-место в общежитии. Таким образом, Воробьев Р.А. закрепленного жилья не имеет.
Распоряжением и.о.заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Воробьев Р.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи один человек.
Представитель ответчика не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение Воробьеву Р.А. должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории.
Суд не может согласиться с доводами представителя мэрии г.о. Тольятти, так как они не имеют под собой правового обоснования, поскольку право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2 ст.57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч.2 ст.57 ЖК РФ право Воробьева Р.А. на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет в качестве нуждающихся. Суд также не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что в случае предоставления истцу жилого помещения будут нарушены права других внеочердников, поскольку его право не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц. Кроме того, лица, имеющие право на внеочередное получение жилья также вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.
Обеспечение жилой площади производится органом исполнительной власти по месту жительства ребенка (абз.2 а.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей»).
В соответствии со ст. 37 п.8 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.
В связи с этим не могут быть приняты судом во внимание доводы представителя ответчика о том, что мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций, а поскольку денежные средства не перечислены, следовательно, жилое помещение истцу должно быть предоставлено Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как в соответствии с Жилищным законодательством РФ именно на органы местного самоуправления возложены обязанности по предоставлению жилья малоимущим гражданам по договорам социального найма, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях. При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению Воробьева Р.А. жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.
Доводы представителя ответчика о том, что поскольку Воробьев Р.А. в настоящее время обучается, то его право на предоставление жилого помещения в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей» возникает только после окончания его пребывания в учреждении профессионального образования, суд не принимает во внимание, так как согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В развитие названных конституционных положений ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
В соответствии со ст.14 Закона Самарской области «О жилище» жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются заявителям и членам их семей, состоящим на учете, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев.
При указанных обстоятельствах суд считает необходимым обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить истцу жилое помещение на состав семьи один человек
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Воробьеву ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства не ниже установленных социальных норм на состав семьи один человек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский облсуд через Центральный райсуд г.Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись Сметанина О.Н.
Копия верна
Судья:
Секретарь: