Дело № 2-17/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2015 года пос. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., при секретаре Нестеровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фотеевой Д. Г. к Администрации Пряжинского городского поселения о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет,
у с т а н о в и л:
Истица обратилась в суд с иском к Администрации Пряжинского городского поселения по следующим основаниям. Истица проживает в квартире, принадлежащей ее дочери на праве собственности по адресу: <адрес> Квартира, в которой проживает истица непригодна для проживания, так как поражена черной плесенью изнутри и снаружи. Грибок появился с 1995 года и сохраняется по настоящее время, никакие средства борьбы с грибком не помогают. Истица является вдовой участника Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы и полагает, что она имеет право на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 09.01.2010 года. Однако, Администрация Пряжинского городского поселения в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказала. На основании изложенного истица просит обязать Администрацию Пряжинского городского поселения поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилье.
В судебном заседании истица поддержала свои требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также на основании выводов судебной строительной технической экспертизы, выполненной ООО «Инжтехстрой».
Представитель ответчика Администрации Пряжинского городского поселения Гарнин В.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что истице было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся, поскольку уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на Фотееву Д.Г. превышает учетную норму площади жилого помещения, составляющая на территории Пряжинского муниципального района 14 кв.м. на одного человека. Вопрос о непригодности жилья истца Администрацией не рассматривался, поскольку дом, в котором она проживает, является многоквартирным, благоустроенным жильем.
Представитель третьего лица – Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Фотеева Д. Г. в соответствии с удостоверением имеет право на льготы и преимущества, установленные жен погибших военнослужащих, что ответчиком не оспаривалось.
Истица проживает в <адрес> принадлежащем на праве собственности П.Н.Н. что подтверждается сведениями из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ По утверждению истицы, квартира, в которой она проживает, непригодная для проживания в связи с имеющейся на стенах плесени, что негативно отражается на состоянии ее здоровья.
Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (п. 4 ч. 1 ст. 21).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
В Республике Карелия предоставление гражданам меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Законом Республики Карелия от 28.07.2010 г. № 1414 ЗРК «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия». Пунктом 5 ч. 1 ст. 1 названного Закона предусмотрено, что в соответствии с федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти Республики Карелия, переданным Российской Федерацией, относится обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, если указанные граждане относятся к одной из следующих категорий, в том числе члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 13 сентября 2011 г. N 241-П «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О Ветеранах» и «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации» утвержден Порядок предоставления ветеранам, членов семей погибших (умерших) ветеранов, мер поддержки по обеспечению жильем. Согласно ч. 2 указанного Порядка предоставления мер социальной поддержки обеспечение жильем граждан, относящихся к указанной в части 1 (члены семей погибши (умерших) участников Великой Отечественной войны) Закона Республики Карелия от 28 июля 2010 года N 1414-ЗРК "Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия" (далее - Закон) категории, осуществляется по их выбору в следующих формах:
1) предоставление жилого помещения по договору социального найма в рамках строительства жилья;
2) путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - единовременная денежная выплата).
Таким образом, одним из условий возникновения у граждан, относящихся к категории членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, в соответствии с указанным законом «О ветеранах» права на обеспечения указанной мерой социальной поддержки, является постановка их на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий).
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Из письменных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ Фотеева Д.Г. обратилась в Администрацию Пряжинского городского поселения с заявлением о постановке ее на учет для получения жилой площади, как вдове участника Великой Отечественной войны.
Распоряжением Администрации Пряжинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Фотеевой Д.Г. было отказано в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Определением Пряжинского районного суда РК от 25.12.2014 года в ходе рассмотрения данного дела по ходатайству истца была назначена судебная строительная техническая экспертиза. Согласно заключения судебной строительной технической экспертизы ООО «Инжтехстрой» при обследовании <адрес> установлено, что жилое помещение по адресу: РК, <адрес> без проведения капитального ремонта не пригодно для проживания на основании п.33 части III «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в связи с выявленными вредными факторами среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровье граждан вследствие ухудшения эксплуатационных характеристик строительных конструкций и поражения плесенью в процессе эксплуатации несущих и ограждающих конструкций квартиры. В настоящее время проживание Фотеевой Д.Г. в указанном жилом помещении с учетом состояния здоровья и возраста не возможно. Со времени строительства дома прошел 31 год. Проведенное обследование показало, что для устранения дефектов отдельных конструкций и элементов жилого помещения и дома в целом требуется проведение выборочного ремонта который бы устранил дефекты фундаментов наружных стен и крыши дома и другие причины появления плесени на ограждающих конструкциях квартиры.
Указанное заключение ответчиком не оспорено, доказательств, опровергающих выводы экспертов о непригодности для проживания спорного жилого помещения, в порядке ст. 56 ГПК РФ суду не представлено. Возражения ответчика о том, что жилой дом в котором проживает истец является многоквартирным и благоустроенным не опровергают выводы эксперта о непригодности жилого помещения в котором проживает истец для проживания.
Кроме того, судом учитывается, что Фотеева Д.Г., являясь вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и нетрудоспособным пенсионером, каких-либо преднамеренных действий по ухудшению своих жилищных условий не совершала, в собственности жилого помещения не имела и в настоящее время не имеет. Бездействие собственников многоквартирного дома по принятию ими решения о необходимости проведения капитального ремонта дома не являются надлежащим поводом и основанием для отказа в признании истца нуждающейся в жилом помещении, и не могут препятствовать реализации ее права на жилище в рамках предоставления государственных мер социальной поддержки ветеранам войны и членам их семей.
Согласно ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. Одним из оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ является утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
На основании представленных стороной истца доказательств, суд приходит к выводу о том, что жилое помещение по адресу: <адрес> является непригодным для проживания, а Фотеева Д.Г. является нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, Распоряжение Администрации Пряжинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Фотеевой Д.Г. в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, является незаконным. Фотеева Д.Г. подлежит принятию Администрацией Пряжинского городского поселения на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Истцом при рассмотрении дела были понесены расходы по оплате судебной строительно-технической экспертизы в ООО «Инжтехстрой» в размере <данные изъяты> что подтверждается чеком на оплату, Учитывая удовлетворение исковых требований Фотеевой Д.Г. в полном объеме, в силу ст. 98 ГПК РФ с Администрации Пряжинского городского поселения в пользу истца подлежат взысканию в счет возмещения расходы по оплате экспертизы в размере <данные изъяты> и расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию Пряжинского городского поселения принять Фотееву Д. Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Администрации Пряжинского городского поселения в пользу Фотеевой Д. Г. судебные расходы за проведение строительной технической экспертизы в сумме <данные изъяты>., расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Михеева
Мотивированное решение изготовлено: 25.02.2015 г.