Решение по делу № 2-1471/2012 ~ М-1180/2012 от 29.05.2012

Дело № 2-1471/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. Амурск. 23 июля 2012 г.

Амурский городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего, судьи КРЕМЛЕВА В.В.

при секретаре ГОРДЕЕВОЙ Е.А.

с участим

истца ЕМЕЛЬЯНОВА А.И.,

его представителя АКСЕНОВА К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску ЕМЕЛЬЯНОВА А. И. к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

ЕМЕЛЬЯНОВ А.И., являясь собственником квартиры <данные изъяты>, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что ответчик незаконно выставляет ему счета на оплату электроэнергии, расходуемой на общедомовые нужды.

Просительная часть искового заявления сформулирована следующим образом:

«ПРОШУ:

1.                           Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Емельянову А. И., произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с октября 2011 г. по апрель 2012 г. по <адрес>.

2.                           Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Емельянову А. И.. Из суммы перерасчета в размере <данные изъяты>. – <данные изъяты>. исключить из начислений за период с октября 2011 г. по апрель 2012 г. и зачесть в счет будущих платежей за электроэнергию по <адрес> в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии, а <данные изъяты> исключить из начислений за период с октября 2011 г. по апрель 2012 г.

3.                           Признать незаконным установку ОДПУ (общедомового счетчика) по <адрес>.

4.                           Запретить ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» впредь до принятия собственниками помещений в доме <адрес> решения о выборе непосредственной формы управлении домом, начислять и указывать в квитанциях предъявляемых Емельянову А. И. по <адрес> плату за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление».

В судебном заседании истец и его представитель АКСЕНОВ К.А. на иске настаивали по вышеуказанным основаниям. Истец в суде пояснил, что является собственником вышеуказанной квартиры. Вносит плату за потребленную электроэнергию согласно выставленным ему ответчиком квитанциям. Договор на энергоснабжение ни с ответчиком, ни с третьим лицом не заключал. В доме 6 подъездов. Ни ответчик, ни управляющая компания с предложением об установке счетчика к нему не обращались. К другим собственникам помещений тоже не обращались. Один раз по его просьбе присутствовал при снятии показаний с этого прибора, видел журнал, куда вносятся эти показания. Однако конкретная дата снятия показаний не установлена. Не доверяет показаниям этого счетчика, поскольку полагает, что возможны несанкционированные подключения.

Представитель ОАО «ДЭК» СОКОЛОВА Я.Н., не оспаривая факт начисления истцу в течение указанного им периода платы за электроэнергию с включением в её общий размер начислений за общедомовое потребление (общедомовые нужды) в указанном истцом размере, с заявленными исковыми требованиями не согласилась в полном объеме по основаниям, указанным в письменном отзыве, согласно которому ОАО «ДЭК» является гарантирующим поставщиком электроэнергии и осуществляет её поставку на основании публичных договоров. Обязанность по заключению договоров энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) возложена на управляющую компанию. Между Управляющей компанией и ОАО «ДЭК» заключен договор энергоснабжения, по условиям которого Управляющая компания делегировала ОАО «ДЭК» право начислять и взимать плату за энергоснабжение непосредственно с потребителей. В этой связи ОАО «ДГК» выставлял гражданам платежные документы с начислением платы, в том числе за электроэнергию на общедомовые нужды. При этом использовались показания общедомового прибора учета (ОДПУ), установленного в доме, где проживает истец. Приобретение данного ОДПУ производилось за счет средств гарантирующего поставщика и в отношении собственников и нанимателей данного дома носило безвозмездный характер. Бремя расходов и содержания ОДПУ собственники дома, где проживает истец, не несут, права и интересы жильцов этого дома не нарушены.

К тому же, коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в МКД (п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307). Исходя из определения ОДПУ, его статус определяется не принадлежностью к общему имуществу собственников помещений дома, а целью его использования.

Кроме того, заявление истцом исковых требований в отношении будущего периода, ОАО «ДЭК» считает, незаконным, поскольку с учетом положений ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» с 01.07.2012 г. согласие собственников жилых домов на установку ОДПУ силами ресурсоснабжающей организации не требуется.

Начиная с 01.07.2012 г. многоквартирные дома должны быть оснащены ОДПУ в обязательном порядке. В связи с чем, признание судом незаконной установки ОДПУ в доме, где проживает истец, затрагивает интересы иных граждан, кроме истца, проживающих в данном доме. Повторная установка ОДПУ потребует возмещения расходов на его установку всеми собственниками жилого дома в принудительном, а не обязательном порядке.

ОАО «ДЭК» считает установку ОДПУ в доме, где проживает истец, законной, и не нарушающей прав граждан, проживающих в данном доме. В связи с чем требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средства также незаконно.

Представитель ООО УК «Наш дом» в суд не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Представила письменный отзыв (л.д. 17-19), в котором против удовлетворения иска возражала по следующим основаниям.

Истец является собственником жилого помещения многоквартирного дома, расположенного по <адрес>.

Целью договора управления указанным домом (л.д. 22-23) является эффективное управление многоквартирным домом, направленное на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания в нем собственников (и нанимателей), надлежащее содержание общего имущества дома, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.

В соответствии с п. 2.1.2 договора управления МКД, заключенного между Собственником жилого помещения и ООО УК «Наш дом», управляющая компания обязана заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг собственникам помещений.

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая компания) по заданию другой стороны (собственников МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.

Из анализа данной правовой нормы следует, что собственники помещений в МКД, выбрав способ управления домом, обязаны в силу закона передать весь комплекс полномочий по управлению домом.

Согласно ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» производимые, передаваемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно п. 5, ст. 13 данного ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в срок до 01.07.2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии собственников жилых домов и собственников помещений в МКД возлагаются установить общедомовой прибор учета электроэнергии.

Установка общедомового (коллективного) прибора учета электрической энергии в доме, где проживает истец, производилась силами и за счет средств энергоснабжающей организацией (ОАО «ДЭК») и в отношении собственников и нанимателей данного МКД носило безвозмездный характер.

Договор, регулирующий условия установки коллективного прибора учета используемого энергетического ресурса, должен заключатся с лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, т.е. управляющей организацией. Управляющая компания действует от имени и во благо собственников жилых помещений МКД.

ООО УК «Наш дом» ДД.ММ.ГГГГ заключило с ОАО «ДЭК» договор энергоснабжения , подписало Акт ввода в эксплуатацию (обследовании) измерительного комплекса расчетного учета электроэнергии и акт разграничения балансовой ответственности сторон, регулирующих установку общедомового прибора учета. На основании п. 1.1 Договора Управляющая компания передает Амурскому отделению ОАО «ДЭК» функции на предоставление коммунальной услуги «электроснабжение» гражданам – потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги – электроснабжение, организовывать начисление и получение платы за потребленную электрическую энергию от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании управляющей компании по договору управления МКД.

Энергоснабжение является коммунальной услугой. Начисление размера платы за потребленную энергию производится в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. ПП РФ № 307 от 23.05.2006 г.). Согласно абз.2 п. 7 Правил собственники (наниматели) помещений в МКД вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в МКД. Согласно п. 23 данных правил, при оборудовании МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного, горячего водоснабжения; газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пунктом 3 приложения № 2 к настоящим Правилам (формула 9).

Из разъяснений министерства регионального развития РФ (письмо от 18 июня 2007г. № 11356-ЮТ/07) следует, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение»

Безвозмездная установка общедомового прибора учета электрической энергии в многоквартирных домах ведет к освобождению граждан-потребителей от расходов по выполнению возложенной на них законом обязанности, что соответствует их интересам. С учетом данного обстоятельства формальное нарушение процедуры согласования с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах установки общедомового прибора учета электроэнергии не свидетельствует о нарушении их прав.

Заслушав истца и его представителя, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, оценив полученные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец действительно является собственником вышеуказанной квартиры (л.д. 7).

Как следует из пояснений представителя истца, письменных отзывов представителей ответчика и третьего лица, вышеуказанный дом является многоквартирным и управляется ООО УК «Наш дом».

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УК «Наш дом» и ОАО «ДЭК» был заключен договор энергоснабжения , согласно которому (пункт 1.1) ОАО «ДЭК» обязалось осуществлять продажу обществу с ограниченной ответственностью УК «Наш дом» электрической энергии и мощности через сетевую организацию, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией для целей оказания потребителям ООО УК «Наш дом» (собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилых домов согласно приложению.

Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что оплата покупателем электроэнергии, поставленной в жилые дома для целей, указанных в п. 1.1. Договора производится на условиях, предусмотренных указанным договором.

Из пункта 1.3 договора следует, что ООО УК «Наш дом» поручило ОАО «ДЭК» производить снятие показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии, получать плату за потребленную электрическую энергию от покупателей, определять размер платы за предоставленную коммунальную услугу для каждого потребителя в порядке и на условиях, определенных «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, осуществлять формирование, печать и доставку счетов-квитанций потребителям от своего имени.

В течение указанного истцом времени в счетах на оплату электрической энергии ответчиком дополнительно к требованиям об оплате электроэнергии, потребленной в квартире, выставлялись требования об оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома за вышеуказанный период, что подтверждается представленными счетами-квитанциями. Указанная истцом в исковом заявлении сумма действительно внесена им ответчику, что ответной стороной не оспаривалось.

Ответчик ОАО «ДЭК» с иском не согласен и обосновывает правомерность выставления истцу счетов на оплату ОДН от имени ОАО «ДЭК» заключенным с ООО УК «Наш дом» Договором электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ООО УК «Наш дом» передало полномочия ОАО «ДЭК» по начислению и сбору платы за электроэнергию, потребленную жильцами вышеуказанного обслуживаемого многоквартирного дома, в том числе электроэнергию, затраченную на общедомовые нужды.

Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч.ч. 2 и 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение.

Частью 7 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В редакции Федерального закона от 04.06.2011 года №123-ФЗ часть 7 ст. 155 ЖК РФ изложена в следующей редакции: собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 указанной статьи.

Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23.05.2006 года № 307 утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые в соответствии с п.п. 1 и 2 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,

"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения;

"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

"управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;

"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;

"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;

"внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;

В соответствии с п. 37 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем, не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

В данном случае

- ОАО «ДЭК» является ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, коммунального ресурса - электрической энергии,

- управляющая компания ООО «УК «Наш дом» является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома,

- истец является потребителем этой услуги.

Исходя из вышеприведенных положений жилищного законодательства, в плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДН), которую истец обязана вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а ООО «УК «Наш дом», в свою очередь, обязано рассчитываться с ОАО «ДЭК» за потребленную многоквартирным домом электроэнергию.

ОАО «ДЭК» по смыслу вышеуказанных правовых норм не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, где располагается принадлежащая истцу квартира, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям соответствующей коммунальной услуги.

Расчет размера платы за коммунальные услуги (в данном случае платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды) является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8№7-ЮТ/07).

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).

Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307).

Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю.

При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530).

Эта обязанность предусмотрена пунктом 89 названных Правил, а также подпунктом «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей:

- оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения;

- использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);

- для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

При этом пункт 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики предусматривает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Законность положений указанного пункта Правил подтверждена решением Верховного Суда РФ от 6.10.2008 г. № ГКПИ08-1704.

Однако с учетом содержания пункта 89 указанных Правил право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение оплаты за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Оплату же остальной электроэнергии, – использованной на общедомовые нужды и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая организация вправе получить только с управляющей организации.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату соответствующей услуги, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества поставленной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. А управляющая организация в ситуации, имеющей место в данном случае, фактически самоустраняется от выполнения обязанностей, возложенных на неё вышеуказанными нормативно-правовыми актами.

В то же время, в силу требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», именно третье лицо (управляющая организация) как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, в данном случае обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме,

Таким образом, действия ОАО «ДЭК» по выставлению истцу напрямую счетов на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, являются незаконными, выставленные истцу и оплаченные им начисления в счёт оплаты электроэнергии на ОДН в требуемом истцом размере подлежат возврату истцу путём зачёта в счёт будущих платежей за электроэнергию, потреблённую в квартире..

Заключенный между ответчиками вышеуказанный договор энергоснабжения, как противоречащий закону в силу ст.ст. 166-168 ГК РФ является ничтожной сделкой в части условия, касающегося передачи управляющей компанией энергоснабжающей организации полномочий по начислению жильцам многоквартирного дома (в данном случае истцу) платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, и выставлению счетов в указанной части непосредственно ресурсоснабжающей организацией (ОАО «ДЭК»).

Поскольку судом установлено, что исходя из вышеуказанных, установленных судом на данный момент обстоятельств, ответчику (ОАО «ДЭК») не предоставлено право производить непосредственно с жильцами вышеуказанного многоквартирного дома (а следовательно и с истцом) расчет за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды в указанном доме за указанный истцом период, подлежат удовлетворению требования истца о

- признании незаконными действий ОАО «ДЭК» по начислению истцу и взиманию с него платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома в указанный истцом период,

- наложении запрета ОАО «ДЭК» на начисление истцу, и взимание непосредственно с него платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома.

Иные доводы, содержащиеся в возражениях ответчиков на иск, не могут быть приняты судом во внимание как основание к отказу в удовлетворении законных и обоснованных требований истца за счёт ОАО «ДЭК», поскольку сводятся к неверному толкованию подлежащих применению в данном деле правовых норм, даваемому без учёта их места в системе действующего правового регулирования существующих правоотношений участвующих в деле лиц.

Поскольку,

- как это следует из предоставленных истцом квитанций, по выставленным ему ОАО «ДЭК» счетам за электроэнергию за октябрь 2011 г. - апрель 2012 г. истцом фактически внесены указанному ответчику в счёт оплаты за электроэнергию, израсходованную на ОДН МКД, <данные изъяты> руб.,

- исходя из вышеуказанных установленных судом обстоятельств, ответчиком ОАО «ДЭК» указанные средства получены непосредственно с истца незаконно,

указанная сумма, таким образом, подлежит возврату истцу путём зачёта в счёт будущих причитающихся с истца платежей за электроэнергию.

Поскольку ответчик незаконно начислял и выставлял к оплате счета на потребленную энергию на общедомовые нужды, требование истца об исключении из начислений суммы задолженности в размере <данные изъяты> руб. за период с октября 2011 г. по апрель 2012 г. подлежит удовлетворению.

Требование истца о признании установки ОДПУ по <адрес> суд находит подлежащим оставлению без удовлетворения, исходя из следующего.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующий ОДПУ используется и иными лицами, в связи с чем удовлетворение требования о признании установки указанного прибора незаконной безусловно повлечёт нарушение прав иных, не участвующих в деле лиц.

Согласно действующему законодательству, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные объемы электроэнергии, исходя из показаний прибора учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Общий объем потребленной электроэнергии, определенный, исходя из показаний коллективных приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Постановления Правительства от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета – пропорционально их показаниям. Согласно пункту 22 Постановления № 307, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Таким образом, сама по себе установка ОДПУ для учета потребляемой электроэнергии не противоречит закону. Доказательств же нарушения технических норм и правил при установке счетчика истцом не представлено, и в исковом заявлении на эти обстоятельства истец не ссылается.

Отказывая истцу в удовлетворении указанного требования, суд исходит из того, что удовлетворение данного требования нарушило бы права и законные интересы других собственников помещений указанного многоквартирного дома. Признание установки ОДПУ незаконной повлечет демонтаж данного счетчика и повторную установку аналогичного. Как следует из отзывов ответчиков, приобретение ОДПУ производилось за счёт ОАО «ДЭК», а его установка осуществлялась силами сетевой компании. Требование возместить расходы по стоимости счетчика и стоимости его установки к собственникам помещений не предъявлялось, т.е. счетчик был установлен безвозмездно, доказательств иного истцом суду не представлено. Повторная установка ОДПУ потребует возмещения расходов на его стоимость и установку всеми собственниками помещений данного дома в принудительном, а не добровольном порядке.

Указанный прибор учёта используется не только для расчётов ответчика с истцом и другими потребителями, но и с поставщиком (производителем) электроэнергии.

Также суд учитывает, что в соответствие с Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» с 01.07.2012 г. установка ОДПУ является обязанностью собственников помещений, а не правом, и такие счетчики должны быть установлены независимо от волеизъявления собственников помещений.

С учетом того, что до 1 июля 2012 года собственники жилых помещений обязаны организовать установку общедомовых приборов учета электроэнергии, а после указанной даты будет иметь место принудительный порядок установки счетчиков с возмещением затрат на установку счетчиков с собственников жилых помещений, признание установки счетчика незаконной может негативно повлиять на права иных собственников, которые могут понести дополнительные расходы, связанные с принудительным порядком установки счетчика.

Таким образом, удовлетворение требования о признании незаконной установки прибора учёта в данном случае приведёт к неоправданному и несоразмерному нарушению баланса интересов истца и иных лиц.

Поскольку истцом при обращении в суд государственная пошлина не уплачивалась, указанная государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в пользу местного бюджета в размерах, установленных подпунктами 1 и 3 пункта 1 ст. 333.19 НК РФ.

По изложенному и руководствуясь ст.ст. 194-199, 214 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования ЕМЕЛЬЯНОВА А. И. удовлетворить частично.

Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды ЕМЕЛЬЯНОВУ А. И., произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с октября 2011 г. по апрель 2012 г. по <адрес>.

Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы, начисленной ЕМЕЛЬЯНОВУ А. И. за электрическую энергию за период с октября 2011 г. по апрель 2012 г. на 700,27 руб. Из суммы перерасчета в размере <данные изъяты>. – <данные изъяты>. исключить из начислений за период с октября 2011 г. по апрель 2012 г. и зачесть в счет будущих платежей за электроэнергию по <адрес> в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии, а <данные изъяты>. исключить из начислений за период с октября 2011 г. по апрель 2012 г.

Запретить ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» начислять и указывать в квитанциях предъявляемых ЕМЕЛЬЯНОВУ А. И. по <адрес> плату за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление».

В удовлетворении требования о признании незаконной установки ОДПУ (общедомового счетчика) по <адрес> ЕМЕЛЬЯНОВУ А. И. отказать.

Взыскать с ОАО «Дальневосточная энерге­тическая компания» в бюджет Амурского муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Копии решения в мотивированной форме направить лицам, участвующим в деле.

Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения в мотивированной форме окончательно 30.07.2012 г.

С у д ь я

2-1471/2012 ~ М-1180/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Емельянов Анатолий Иванович
Ответчики
ОАО "Дальневосточная энергетическая компания"
Другие
ООО "УО "Наш дом"
Суд
Амурский городской суд Хабаровского края
Судья
Кремлев Владислав Владимирович
Дело на странице суда
amursky--hbr.sudrf.ru
29.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2012Передача материалов судье
09.06.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2012Судебное заседание
28.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.09.2012Дело оформлено
14.05.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее