Дело № 2-1262/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 23 мая 2018 года
Березниковский городской суд Пермского края
в составе судьи С.А.Мардановой
при секретаре А.И.Мишариной,
с участием истца М.Г.Налимова, представителя истца А.В.Чесноковой, действующей по доверенности,
третьего лица Налимовой Г.Н.,
представителя ответчика С.А.Ворошковой, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Налимова М.Г. к управлению имущественных и земельных отношений администрации города Березники о признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
у с т а н о в и л:
Истец Налимов М.Г. обратился в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Березники (УИЗО г.Березники) о признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В обоснование иска указано, что истец зарегистрирован и проживает в двухкомнатной квартире общей площадью ..... кв.м., расположенной по адресу: ...... В указанном жилом помещении также зарегистрированы и фактически проживают Налимова Г.Н., Налимова Т.М., несовершеннолетняя Н.С. Брак между истцом и Налимовой Г.Н. прекращен ..... на основании решения мирового судьи судебного участка №48 Березниковского городского округа Пермского края. После расторжения брака истец и Налимова Г.Н., Налимова Т.М., несовершеннолетняя Н.С. проживают в отдельных комнатах, совместного хозяйства не ведут, членами одной семьи не являются. Согласно справке ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России серии ..... № от ..... Налимову М.Г. установлена вторая группа инвалидности в связи с наличием заболевания, которое включено в перечень заболеваний, установленный Правительством Российской Федерации, предоставляющей право на дополнительную жилую площадь. Просит признать Налимова М.Г. нуждающимся в жилом помещении, обязать Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Березники Пермского края поставить Налимова М.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В судебном заседании истец Налимов М.Г. на исковых требованиях настаивал в полном объеме, обосновал доводами, изложенными в иске.
Представитель истца Чеснокова А.В., действующая на основании доверенности, в ходе судебного заседания исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Управления имущественных и земельных отношений Администрации г.Березники, третьего лица администрации г. Березники – Ворошкова С.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании выразила несогласие с иском. Полагает, что со стороны ответчика не допущено нарушений жилищных прав истца. Указала, что истец является собственником ..... доли в квартире, расположенной по адресу: ..... на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ...... Истец, являясь инвалидом 2 группы, имеет право на дополнительную площадь в виде отдельной комнаты и внеочередное получение жилого помещения, однако как такового отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со стороны ответчика не было, так как истцом не были представлены подтверждающие документы, а именно документа, подтверждающего совместное проживание в квартире нескольких семей. Просит в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо Налимова Г.Н. в ходе судебного заседания исковые требования поддержала, пояснила, что истец, страдая психическим заболеванием, представляет для нее угрозу жизни и здоровью, так как бывает неуправляем, вспыльчив, агрессивен. Членами одной семьи они давно уже не являются, однако вынуждены проживать в одной квартире. У них отдельные комнаты, общего хозяйства они не ведут, общего бюджета не имеют. Пояснила, что в настоящее время из-за болезни отца дочь Налимова Т.М. вынуждена была выехать на иное место жительства.
Третье лицо Налимова Т.М. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом в судебное заседание не явилась, возражений по иску и его мотивам не представила, об отложении дела слушанием не просила.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Истец Налимов М.Г. имеет статус инвалида 2 группы с детства бессрочно (л.д.9).
Налимов М.Г. зарегистрирован и проживает в жилом помещении – двухкомнатной квартире, площадью ..... кв.м, расположенной по ....., совместно с истцом в указанном жилом помещении также зарегистрированы и проживают Налимова Г.Н., Налимова Т.М., несовершеннолетняя Н.С. (л.д. 16). Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Налимову М.Г., Налимовой Г.Н., Налимовой Т.М. на праве собственности по ..... доли в праве общей долевой собственности на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ....., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ..... от ......
Иных жилых помещений в собственности либо на праве пользования истец не имеет.
Согласно выписке из протокола ВК № от ..... Налимов М.Г. страдает психическим заболеванием, которое относиться в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 378 от 16 июня 2006 года к Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире (л.д.17).
Кроме того, заболевание, которым страдает ФИО6, относится к Перечню заболеваний, дающих право инвалидам на дополнительную жилую площадь, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 817 от 21 декабря 2004 года.
Письмом № от ..... Налимову М.Г. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с не предоставлением истцом документов, подтверждающих совместное проживание в квартире по адресу: ..... нескольких семей (л.д.5-6).
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях вне зависимости от их имущественного положения. При этом, предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличие же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (частью 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом, Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Налимов М.Г. действительно страдает заболеванием, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 378 от 16 июня 2006 года.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, для реализации права Налимова М.Г. на внеочередное предоставление жилого помещения с учетом его права на дополнительную жилую площадь необходимо соблюдение общих требований действующего жилищного законодательства, в том числе необходимо признание его малоимущим.
Истец Налимов М.Г. в установленном законом порядке малоимущим не признавался. Само по себе наличие у Налимова М.Г. заболевания, входящего в Перечень заболеваний, дающих право на внеочередное обеспечение жильем по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не является основанием для удовлетворения требования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Налимова М.Г. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Налимова М.Г. о признании нуждающимся в жилом помещении, возложении на Управление имущественных и земельных отношений администрации города Березники обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (.....).
Судья подпись С.А.Марданова
Копия верна, судья