Решение по делу № 2-44/2020 (2-405/2019;) ~ М-364/2019 от 17.12.2019

Дело № 2-44/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 января 2020 года

Красносельский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Богачевой Е.Б.,

при секретаре Поленовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красносельского района Костромской области к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности по организации подъезда к населенному пункту,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красносельского района Костромской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности по организации подъезда к населенному пункту д.Александрово Красносельского района путем проведения межевых и кадастровых работ по определению границ земельного участка с категорией земли «земли транспорта», назначением «автомобильная дорога общего пользования» и последующей регистрации права законного владения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования прокурор Красносельского района Костромской области мотивировал тем, что прокуратурой Красносельского района Костромской области на основании коллективного обращения жителей д. Александрово Красносельского муниципального района Костромской области, поступившего на рассмотрение ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка исполнения администрацией Красносельского муниципального района Костромской области возложенных на нее полномочий при решении вопросов местного значения, в части организации транспортного обслуживания жителей д. Александрово Красносельского муниципального района. В соответствии с действующим законодательством осуществление ремонта и содержание подъездов к населенным пунктам, находящимся в границах района, в виде автомобильных дорог общего пользования относится к полномочиям администрации Красносельского муниципального района Костромской области. Ранее, прокуратурой района на основании коллективного обращения жителей д.Александрово Красносельского района Костромской области в мае-июне ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Красносельского муниципального района, в части доводов заявителей, связанных с отсутствием подъездного пути в д.Александрово. В ходе проверки установлено, что автомобильная дорога сообщением «<данные изъяты>» Красносельского муниципального района Костромской области проходит по земельным участкам категории «земли сельскохозяйственного назначения», используемым СПК «Гридино» на основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). При этом автомобильная дорога сообщением «<данные изъяты>» в реестре муниципального имущества Красносельского муниципального района Костромской области отсутствует, в перечне автомобильных дорог, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования Красносельский муниципальный район Костромской области, утвержденного постановлением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня автомобильных дорог, являющихся муниципальной собственностью муниципального    образования Красносельский муниципальный район Костромской области» не числится.

При обследовании указанной автомобильной дороги установлено, что в нарушение требований федерального законодательства, а также пп. 3.1.1.-3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Госстандарта РФ № 221 от 11.10.1993, покрытие проезжей части автомобильной дороги имеет просадки, заполненные водой, выбоины, превышающие предельно-допустимые нормативы, не обеспечивает беспрепятственный доступ жителей д. Александрово аварийно-спасательных, медицинских транспортных средств при возникновении чрезвычайных ситуаций. В целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Красносельского района в адрес главы администрации Красносельского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.

По результатам рассмотрения представления требования прокурора не исполнены по причине ограниченности бюджета районной администрации и нецелесообразности проведения ремонтных работ ввиду отсутствия постоянно проживающих жителей и лишь временно пребывающих граждан в летний период.

В ходе проверки установлено, что администрацией Красносельского муниципального района Костромской области в нарушение п.5, п.6, п.7 п. 12 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ до настоящего времени не приняты меры к организации подъезда к населенному пункту д. Александрово Красносельского района Костромской области путем проведения межевых и кадастровых работ по определению границ земельного участка с категорией земли «земли транспорта», назначением «автомобильная дорога общего пользования» и последующей регистрации права законного владения.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ других путей проезда к жилым домам д. Александрово нет и в случае возникновения чрезвычайной ситуации населенный пункт окажется недоступным для подъезда бригад скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб и автомобилей правоохранительных органов района, что ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного количества граждан, приводит к нарушению их прав на надлежащее транспортное обеспечение и доступность.

Отсутствие в бюджете администрации муниципального района денежных средств не освобождает ответчика от принятия необходимых мер для осуществления полномочий по организации подъезда к населенному пункту д. Александрово.

Согласно справке администрации Гридинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства в д. Александрово зарегистрировано 1 лицо, имеется 15 домовладений.

Вместе с тем, к населению муниципального образования, обеспечивать жизнедеятельность которого призваны органы местного самоуправления, относятся лица, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, имеющие соответствующую регистрацию.

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, высказанной в Определениях от 06.11.1998 № 151-0 и от 27.05.2004 № 180-О, именно постоянное или преимущественное проживание гражданина на территории муниципального образования предполагает его причастность как члена муниципального сообщества к вопросам местного значения.

Таким образом, при наличии граждан, постоянно проживающих и зарегистрированных по месту жительства в д. Александрово, органы местного самоуправления не могут быть освобождены от обязанности обеспечивать их жизнедеятельность, как бы ни мала была их численность.

В связи с вышеизложенным прокурор Красносельского района в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ и обратился с исковым заявлением в суд.

Впоследствии прокурор Красносельского района Костромской области уточнил исковые требования и просит обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области организовать подъезд к населенному пункту д.Александрово Красносельского района Костромской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части требования не поддержал.

В судебном заседании помощник прокурора Красносельского района Костромской области Шишова О.М. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что до настоящего времени подъезд к д.Александрово Красносельского района Костромской области не сделан. Срок для исполнения решения считают разумным.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности Николаева Н.В. уточненные исковые требования признала полностью и добровольно, оформив его в письменном виде, и пояснила, что обустройство подъездов к населенным пунктам и обслуживание межпоселенских дорог входит в их компетенцию. Не отрицает, что дорога до д. Александрово фактически отсутствует, никакой дороги до этого населенного пункта на балансе администрации нет. Произвольно накатанная жителями деревни дорога не отвечает никаким требованиям. Согласна с тем, что им необходимо организовать проезд в д. Александрово в соответствии с действующим законодательством. Они примут все меры к тому, чтобы изыскать земли для обустройства проезда в этот населенный пункт, проведут межевание и поставят дорогу на баланс района. В последствии уже будет иметь возможность изыскивать средства для приведения этой дороги в порядок. Срок, установленный прокурором считают соразмерным.

В судебное заседание третье лицо по делу – администрация Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области своего представителя не направили, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, представили в суд заявление, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В судебное заседание третье лицо по делу – СПК «Гридино» своего представителя не направили, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, представили в суд заявление, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии с п.5, 6, 7, 12, 18 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) к вопросам местного значения муниципального района относятся:

-дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

-участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

-создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района;

-создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава Красносельского муниципального района Костромской области, утвержденного решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. решений Собрания депутатов Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ) указано, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 50 ч. 1 п. 1 Федерального закона №131-Ф3 в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

В соответствии с п.1, п.6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности), автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу ч.10 ст.6 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Согласно ч.1 ст. 13 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в т.ч. осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ч.3 ст. 15 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст. 17 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Таким образом, осуществление ремонта и содержание подъездов к населенным пунктам, находящимся в границах района, в виде автомобильных дорог общего пользования относится к полномочиям администрации Красносельского муниципального района.

В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Красносельского района Костромской области на основании коллективного обращения жителей д. Александрово Красносельского района Костромской области в мае-июне ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Красносельского муниципального района, в части доводов заявителей, связанных с отсутствием подъездного пути в д. Александрово Красносельского района Костромской области (л.д.<данные изъяты>).

В ходе проверки установлено, что автомобильная дорога сообщением «<данные изъяты>» Красносельского муниципального района Костромской области проходит по земельным участкам категории «земли сельскохозяйственного назначения», используемым СПК «Гридино» на основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

При этом автомобильная дорога сообщением «<данные изъяты>» в реестре муниципального имущества Красносельского муниципального района Костромской области отсутствует, в перечне автомобильных дорог, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования Красносельский муниципальный района Костромской области, утвержденного постановлением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 07.12.2012 №199 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования Красносельский муниципальный район Костромской области» не числится.

При обследовании указанной автомобильной дороги установлено, что в нарушение требований федерального законодательства, а также пп. 3.1.1.-3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Госстандарта РФ № 221 от 11.10.1993, покрытие проезжей части автомобильной дороги имеет просадки, заполненные водой выбоины, превышающие предельно-допустимые нормативы, не обеспечивает беспрепятственный доступ жителей д.Александрово аварийно-спасательных, медицинских транспортных средств при возникновении чрезвычайных ситуаций.

В целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Красносельского района в адрес главы администрации Красносельского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения (л.д).

Из письма администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ за исх. следует, что представление прокурора Красносельского района рассмотрено на совещании при первом заместителе Главы администрации Красносельского муниципального района В.Л.Н. Однако требования не могут быть исполнены по причине ограниченности бюджета районной администрации, поскольку затраты, связанные с приведением автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТ составляют не менее <данные изъяты> рублей за 1 км. Кроме того, в д.Александрово отсутствуют местные жители, проживают дачники, которые приезжают в указанный населенный пункт в летний период (л.д.).

Из материалов дела также следует, что на основании коллективного обращения жителей д.Александрово Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Красносельского района Костромской области вновь проведена проверка, в ходе которой установлено, что администрацией Красносельского муниципального района Костромской области в нарушение п.5, п.6, п.7 п. 12 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ до настоящего времени не приняты меры к организации подъезда к населенному пункту д. Александрово Красносельского района Костромской области путем проведения межевых и кадастровых работ по определению границ земельного участка с категорией земли «земли транспорта», назначением «автомобильная дорога общего пользования» и последующей регистрации права законного владения.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ других путей проезда к жилым домам д. Александрово не имеется.

Согласно справке администрации Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства в д.Александрово по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован 1 житель (л.д.)

Также из материалов дела следует, что в д.Александрово имеется 15 домовладений, которые используются собственниками как дачи.

Вместе с тем, к населению муниципального образования, обеспечивать жизнедеятельность которого призваны органы местного самоуправления, относятся лица, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, имеющие соответствующую регистрацию. В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, высказанной в Определениях от 06.11.1998 № 151-0 и от 27.05.2004 № 180-О, именно постоянное или преимущественное проживание гражданина на территории муниципального образования предполагает его причастность как члена муниципального сообщества к вопросам местного значения.

Таким образом, при наличии граждан, постоянно проживающих и зарегистрированных по месту жительства в д. Александрово, органы местного самоуправления, по мнению суда, не могут быть освобождены от обязанности обеспечивать их жизнедеятельность, как бы ни мала была их численность.

Кроме того, в случае возникновения чрезвычайной ситуации населенный пункт окажется недоступным для подъезда бригад скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб и автомобилей правоохранительных органов района, что ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного количества граждан, приводит к нарушению их прав на надлежащее транспортное обеспечение и доступность.

Отсутствие в бюджете администрации Красносельского муниципального района Костромской области денежных средств, не может являться основанием для освобождения ее от принятия необходимых мер для осуществления полномочий по организации подъезда к населенному пункту д.Александрово Красносельского района Костромской области.

При таких обстоятельствах требования прокурора Красносельского района Костромской области подлежат удовлетворению.

Кроме того ответчик иск признал полностью и добровольно, данное признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы третьих лиц, поэтому подлежит принятию судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Красносельского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности по организации подъезда к населенному пункту, удовлетворить.

Обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области организовать подъезд к населенному пункту д.Александрово Красносельского района Костромской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано или опротестовано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.

Судья: Е.Б. Богачева.

Мотивированное решение изготовлено 23 января 2020 года.

Судья:

2-44/2020 (2-405/2019;) ~ М-364/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Красносельского района КО
прокурор Красносельского района КО
Ответчики
администрация Красносельского района КО
Другие
администрация Гридинского с/поселения
СПК "Гридино"
Суд
Красносельский районный суд Костромской области
Судья
Богачева Елена Борисовна
Дело на странице суда
krasnoselsky--kst.sudrf.ru
17.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2019Передача материалов судье
18.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2020Судебное заседание
23.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2020Дело оформлено
27.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее