Петрозаводский городской суд №5-505/2018-8
(г.Петрозаводск, ул.Красная, 33)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
20 июля 2018 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна при секретаре Кожухаревой Ю.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в отношении
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Родильный дом им.Гуткина К.А.» (далее – ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.», Учреждение), <данные изъяты>
установил:
ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» 30 мая 2018 года в период времени с 14 час. 30 мин. до 15 час. 45 мин. по адресу: г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.15 (родильный дом), и 31 мая 2018 года в период времени с 14 час. 30 мин. до 15 час. 00 мин. по адресу: г.Петрозаводск, ул.Луначарского, д.2 (гинекологический стационар), при осуществлении медицинской деятельности, в нарушение требований ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 6.9, 6.10, 6.15 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», допустило ненадлежащую эксплуатацию вентиляционных систем, несоответствие кратности воздухообмена.
Так, по адресу: г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.15 (родильный дом) 30.05.2018г. установлено и 05.06.2018г. экспертным заключением подтверждено, что:
- в нарушение п.6.10 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 в операционном зале № 1 кратность воздухообмена по притоку составила 4 раз/час, по вытяжке - 11.5 раз/час, при гигиеническом нормативе по притоку не менее 10 раз/час, по вытяжке не менее 8 раз/час; в родильном зале № 1 кратность воздухообмена по притоку составила 1.8 раз/час, по вытяжке - 0.8 раз/час, при гигиеническом нормативе по притоку не менее 10 раз/час, по вытяжке не менее 8 раз/час; в детской палате ИТАР кратность воздухообмена по притоку составила 3.96 раз/час, по вытяжке - 0.55 раз/час, при гигиеническом нормативе по притоку не менее 10 раз/час, по вытяжке не менее 8 раз/час; в восстановительной палате (взрослой) кратность воздухообмена по притоку составила 0.36 раз/час, по вытяжке - 3.5 раз/час, при гигиеническом нормативе по притоку не менее 10 раз/час, по вытяжке не менее 8 раз/час; на посту № 1 (детский ИТАР) кратность воздухообмена по притоку составила 3.7 раз/час, по вытяжке - 1.1 раз/час, при гигиеническом нормативе по притоку не менее 10 раз/час, по вытяжке не менее 8 раз/час;
- в нарушение п.6.9 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 в операционном зале и восстановительной палате (взрослая) вытяжка преобладает над притоком (11.5 раз/час к 4 раз/час и 3.5 раз/час к 0.36 раз/час соответственно), что создает условия для перетекания воздуха в них из помещений с более низким классам чистоты: в случае с операционной - из моечной, где осуществляется разбор и мытье использованного инструментария, и части коридора, куда выходит послеоперационная бригада, выносится использованное послеоперационное белье, послеоперационные медицинские отходы; в случае с восстановительной палатой, где находятся пациентки после операции, - из общебольничного коридора;
- в нарушение п.6.15 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 в помещениях инфекционного профиля вытяжка преобладает над притоком.
По адресу: г.Петрозаводск, ул.Луначарского, д.2 (гинекологический стационар) 31.05.2018г. установлено и 05.06.2018г. экспертным заключением подтверждено, что в нарушение п.6.10 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 кратность воздухообмена в операционной по притоку составляет 1.7 раз/час, по вытяжке - 1.6 раз/час, при гигиеническом нормативе по притоку не менее 10 раз/час, по вытяжке не менее 8 раз/час, что не исключает возможности поступления в операционную воздуха непосредственно из общебольничного коридора, так как пациенты в операционную проходят через дверь непосредственно из коридора (шлюз отсутствует).
Законный представитель ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» Воликовская Е.Ю. в судебном заседании вину Учреждения во вменяемом правонарушении признала, пояснила, что вентиляционная система действительно не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10, проведение ремонтных работ вентиляционной системы в гинекологическом стационаре в г.Петрозаводске на ул.Луначарского, д.2 нецелесообразно в связи с тем, что данное здание принадлежит к объектам исторического наследия, при проведении работ возможно разрушение опорных конструкций здания, в акушерском стационаре, расположенном в г.Петрозаводске на ул.Кирова, д.15, произведено обследование и выявлены причины неправильной работы вентиляционной системы, работа вентиляционной системы в операционной №1 восстановлена, в восстановительной палате кратность воздухообмена нарушена, производится процедура закупки запчастей для ремонта, ремонт вентиляционной системы возможно произвести в течении 1 месяца.
Защитник ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» Тучина Е.А. указала на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» по ст.6.4 КоАП РФ, проведении проверки с нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Егоренко А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал доказанным вменяемое правонарушение, просил привлечь Учреждение к административной ответственности и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 30 суток в части работы восстановительной палаты родительного дома по адресу: г.Петрозаводск, пр.Кирова, д.15, а также операционной гинекологического стационара по адресу г.Петрозаводск, ул.Луначарского, д.2.
Специалист фио1 в судебном заседании подтвердила несоответствие показателей кратности воздухообмена нормам СанПиН 2.1.3.2630-10.
Врач-эпидемиолог фио2 в судебном заседании пояснила, что несоблюдение требований к эксплуатации вентиляционных систем, поддержание кратности воздухообмена в соответствии с требованиями санитарного законодательства является одним из условий способствующих распространению инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, ненадлежащая эксплуатация вентиляционных систем в родильном доме и в гинекологическом стационаре, несоответствие кратности воздухообмена требованиям СанПиН, создают условия для возникновения и распространения среди пациентов инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, что создает угрозу их здоровью.
Статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закон) санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии со статьей 3 Закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст.39 Закона).
Пунктом 6.9 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» предусмотрено, что проектирование и эксплуатация вентиляционных систем должны исключать перетекание воздушных масс из "грязных" помещений в "чистые".
Согласно п.6.10 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 кратность воздухообмена определяется исходя из расчетов обеспечения заданной чистоты, температуры и относительной влажности воздуха. Скорость движения воздуха в палатах и лечебно-диагностических кабинетах принимается от 0,1 до 0,2 м/сек. В помещениях классов чистоты А и Б относительная влажность не должна превышать 60%.
Температура и организация воздухообмена в помещениях принимается в соответствии с приложением 3.
В соответствии с требованиями, установленными в строке 1 приложения 3 СанПиН 2.1.3.2630-10 для операционных, послеоперационных палат, реанимационных залов (палат), в том числе для ожоговых больных, палат интенсивной терапии, родовых рекомендуемый воздухообмен в 1 час не менее 10 раз/час по притоку, не менее 8 раз/час по вытяжке.
Пунктом 6.15 СанПиН 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что в асептических помещениях приток должен преобладать над вытяжкой. В помещениях инфекционного профиля вытяжка преобладает над притоком.
Правильная эксплуатация вентиляционных систем, поддержание кратности воздухообмена в соответствии с требованиями санитарного законодательства обеспечивает исключение перетекания воздушным масс из грязных помещений в чистые и поддержание заданной чистоты воздуха в помещении. Несоблюдение этих требований является одним из условий способствующих распространению инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что на основании распоряжения врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия №329 от 06.04.2018г. в отношении ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» проведена внеплановая выездная проверка по адресам осуществления Учреждением медицинской деятельности, в том числе по адресам: г.Петрозаводск, пр.Кирова, д.15 (родильный дом), ул.Луначарского, д.2 (гинекологический стационар) с целью проверки исполнения ранее выданного предписания №576/357-П от 13.11.2017г. в рамках осуществления надзора за исполнением обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
14.05.2018г. Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, и проведено административное расследование, в рамках которого осуществлен осмотр помещений родительного дома по адресу: г.Петрозаводск, пр.Кирова, д.15, и гинекологического стационара по адресу: г.Петрозаводск, ул.Луначарского, д.2, а также проведены санитарно-эпидемиологические экспертизы соответствия кратности воздухообмена в помещениях указанных учреждений требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемых к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
В ходе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и территорий родительного дома по адресу: г.Петрозаводск, пр.Кирова, д.15, проведенного 30.05.2018г. в период времени с 14 час. 30 мин. до 15 час. 45 мин., и гинекологического стационара по адресу: г.Петрозаводск, ул.Луначарского, д.2, проведенного 31.05.2018г. в период времени с 14 час. 30 мин. до 15 час. 00 мин., были проведены измерения эффективности воздухообмена помещений медицинской организации.
Согласно экспертным заключениям №№ 964-г/1 и № 965-г/1 от 05 июня 2018 года установлены вышеуказанные нарушения требований п.п. 6.9, 6.10, 6.15 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», связанных с эксплуатацией вентиляционных систем, поддержанием кратности воздухообмена и соотношения притока и вытяжки воздушных потоков в помещениях медицинской организации.
Указанные обстоятельства и вина ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» в совершении административного правонарушения, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 08.06.2018г., который существенных недостатков не имеет и соответствует требованиям ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протоколами осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и территорий от 30.05.2018г. и 31.05.2018г., протоколами инструментальных исследований физических факторов на объекте №№ 337ф и №338ф от 31.05.2018г., экспертными заключениями №№ 964-г/1 и № 965-г/1 от 05.06.2018г., выпиской из ЕГЮЛ в отношении ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.», иными материалами дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оснований невозможности исполнения вышеуказанных требований суду не представлено.
Таким образом, ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» имело возможность для соблюдения требований санитарных правил, но им не были приняты все необходимые для этого меры.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности вины ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по ст.6.4 КоАП РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений.
Доводы защитника о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» по ст.6.4 КоАП РФ, проведения проверки с нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются несостоятельными на основании следующего.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
14.05.2018г. Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, и проведено административное расследование, в рамках которого производилась санитарно-эпидемиологическая экспертиза кратности воздухообмена в помещениях ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.», расположенных на ул.Кирова, д.15 и ул.Луначарского, д.2.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужили достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, выявленные должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, при рассмотрении материалов внеплановой проверки, проведенной в отношении ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.», на основании распоряжения от 06.04.2018 №329.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, помимо прочих, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также путем применения мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу статьи 11 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В соответствии со статьей 50 Закона должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право получать от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; проводить санитарно-эпидемиологические расследования; беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также составлять протокол о нарушении санитарного законодательства. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Приведенные выше положения Федерального закона дают основания полагать, что при получении сведений о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства органы госсанэпиднадзора обязаны принять все меры к проведению мероприятий, необходимых для выявления причин нарушения.
При этом, суд не усматривает противоречий указанных положений с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно ст.10 которого предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан. Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Существенных процессуальных нарушений при составлении протокола не допущено.
Оснований полагать малозначительность допущенных нарушений с учетом их грубого характера, учитывая, таким образом, характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности, роль правонарушителя, судья не находит.
При назначении административного наказания юридическому лицу, учитываю характер совершенного им административного правонарушения, то обстоятельство, что правонарушение посягает на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, смягчающие ответственность обстоятельства – признание вины, принятие мер к устранению выявленных нарушений, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, а также учитывая, что иной вид наказания не обеспечит достижения целей административного наказания, поскольку ненадлежащая эксплуатация вентиляционных систем в родильном доме и в гинекологическом стационаре, несоответствие кратности воздухообмена требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10, создают условия для возникновения и распространения среди пациентов инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, что создает угрозу их жизни и здоровью, полагаю необходимым назначить ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а именно с учетом положений ст.3.12, ч.2 ст.29.10 КоАП РФ полагаю необходимым запретить осуществление деятельности восстановительной палаты родительного дома по адресу: г.Петрозаводск, пр.Кирова, д.15, а также операционной гинекологического стационара по адресу: г.Петрозаводск, ул.Луначарского, д.2, на срок 30 суток.
Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Родильный дом им.Гуткина К.А.» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности, а именно: запретить осуществление деятельности восстановительной палаты родительного дома по адресу: г.Петрозаводск, пр.Кирова, д.15, а также операционной гинекологического стационара по адресу: г.Петрозаводск, ул.Луначарского, д.2, на срок 30 суток.
Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления деятельности.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья И.А.Сааринен