Дело № 2 - 1896/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2017 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сиваевой О.А.,
с участием прокурора Зубкова О.В.,
при секретаре судебного заседания Сильвоник С.А.,
с участием представителя ответчика Павлика Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свободненского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к администрации Дмитриевского сельсовета о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Свободненского района Амурской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в Свободненский городской суд Амурской области с иском к администрации Дмитриевского сельсовета о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов на территории сельского населенного пункта Усть-Пёра Свободненского района Амурской области.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец уточнил заявленные исковые требования.
В иске и в уточнениях к иску в обоснование заявленных требований прокурор Свободненского района Амурской области указал, что прокуратурой Свободненского района Амурской области -- проведена проверка по факту образования несанкционированных свалок отходов на территории сельского населенного пункта Усть-Пёра Свободненского района Амурской области, входящего в состав муниципального образования Дмитриевский сельсовет.
В результате проведенной проверки в селе Усть-Пера Свободненского района Амурской области выявлены факты несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора: с левой стороны по направлению движения из г.Свободного в -- по автодороге -- в овраге, за огородами домов №-- по --; куча золы в районе в районе -- -- --; --, в овраге (старые венки, бытовой мусор).
Указанные выше территории не оборудованы в качестве объектов размещения отходов, а также площадок для временного складирования отходов, в связи с чем свалки являются несанкционированными. Лиц, причастных к организации несанкционированных свалок, не уставлено.
В связи с тем, что правообладатели указанных территорий отсутствуют, ответственность за их содержание возлагается на органы местного самоуправления, а именно на администрацию Дмитриевского сельсовета.
По результатам данной проверки и.о.прокурора района -- в адрес главы администрации Дмитриевского сельсовета внесено представление об гранении нарушений федерального законодательства.
Из ответов администрации сельсовета от --, --, на данное представление следует, что для уборки мусора с левой стороны автодороги, гущей к селу Усть-Пёра, -- подана заявка в ООО «Спецавтотех», после заключения муниципального контракта бытовой мусор будет убран в полном объеме, однако контракт не был заключен, вследствие чего -- подана заявка на уборку мусора в ООО «Русский лес», до настоящего времени сведения о ликвидации указанной свалки в прокуратуру района не поступили.
В отношении других несанкционированных свалок в ответах администрация Дмитриевского сельсовета указано, что в связи с отсутствием выделенных денежных средств на цели уборки мусора в бюджете поселения на 2017 год, по причине их расходования в течение текущего года, депутатами Дмитриевского сельского Совета народных депутатов принято решение запланировать расходы на выполнение работ по уборке остальных свалок бытовых отходов в селе Усть-Пёра при формировании бюджета поселения на 2018 год.
Таким образом, по состоянию на -- указанные нарушения закона администрацией Дмитриевского сельсовета не устранены в полном объеме, не исполнены полномочия по организации ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов на территории населенного пункта Усть-Пёра Свободненского района Амурской области.
На основании ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 18 ч. 1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Амурской области от 03.10.2014 №413-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» (далее - Закон Амурской области №413-03), к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Положениями пункта 1 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
При этом из содержания Закона Амурской области от 10.05.2016 № 679-03 «О разграничении полномочий органов государственной власти Амурской области в сфере обращения с отходами производства и потребления» не следует, что органы государственной власти области уполномочены осуществлять очистку территории муниципальных образований от отходов. Соответственно, решение данных вопросов отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Следовательно, ликвидация несанкционированных свалок отходов, которые расположены на территории, находящейся в ведении муниципального образования, относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Реализация полномочий в области обращения с отходами напрямую влияет на соблюдение прав граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Названное право гарантировано выполнением, в том числе установленной статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязанности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4.1. Федерального закона «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно Приказу Росприроднадзора от 18.07.2014 №445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», чрезвычайно опасными отходами являются ртутные и люминесцентные ламы, утратившие потребительские свойства. Умеренно опасными отходами являются остатки автомобильных и дизельных масел, утративших потребительские свойства, остатки трансмиссионных масел, потерявших потребительские свойства. Малоопасными отходами являются покрышки отработанные, покрышки с тканевым кордом отработанные, покрышки с металлическим кордом отработанные, отходы битума, асфальта в твердой форме, отходы рубероида, мусор строительный от разборки зданий.Согласно пункту п. 4.2. СанПиН 2.17.1322-03 «Гигиенические требования размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», отходы производства и потребления размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Размещение отходов на территориях, не отведенных для этих целей, т.е. на несанкционированных свалках, представляет серьезную эпидемиологическую опасность и может повлечь возникновение различных, в том числе и инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных, которые являются разносчиками этих болезней, загрязнение почвы, подземных и грунтовых вод и атмосферного воздуха.
В силу ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Наличие несанкционированных свалок отходов рассматривается Роспотребнадзором в качестве обстоятельства, создающего угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, распространению различных заболеваний (клещевой боррелиоз, клещевой вирусный энцефалит, иных природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний), что отражено в постановлениях Главного государственного санитарного врача РФ от -- --, -- --, -- --.
Таким образом, факт образования несанкционированных свалок отходов нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, может привести к ее опасному загрязнению и создать реальную угрозу здоровью населения.
Допущенные администрацией Дмитриевского сельсовета нарушения законодательства об отходах также затрагивает интересы Российской Федерации, которая установила определенные требования к недопущению причинения ущерба окружающей среде, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В качестве одного из принципов государственной политики в области обращения с отходами Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» называет охрану здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды (абз. 2 ч. 1 ст. 3). В данном случае восстановление благоприятного состояния окружающей среды будет обеспечено путем сбора и транспортирования отходов в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в данной статье способами, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Уточнив требования, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, просит суд:
возложить на администрацию Дмитриевского сельсовета обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории населённого пункта Усть-Пёра, входящего в состав муниципального образования Дмитриевский сельсовет, а именно:
- с левой стороны по направлению движения из -- в -- по автодороге --
- в овраге, за огородами домов №-- по --;
- кучи золы в районе --, напротив кочегарки, вблизи сельского дома культуры в --
- за --
В судебном заседании помощник прокурора Зубкова О.В. на уточнённых исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – Дмитриевского сельсовета Павлик Н.П. в судебном заседании требования истца признал в полном объёме. Последствия признания иска, предусмотренные ч. 2 и ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, представителю ответчика разъяснены и понятны, о чём представил соответствующее заявление.
Выслушав, мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В судебном заседании представитель ответчика Павлик Н.П. требования истца признал. Признание иска представителем ответчика выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, волеизъявление истца свободно. Последствия признания иска, предусмотренные ч.2, ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, представителю ответчика разъяснены и понятны.
Учитывая, предусмотренное ст. 39 ГПК РФ право ответчика признать иск, исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу, что признание ответчиками иска не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, в связи с чем, подлежит принятию судом.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором Свободненского района, в интересах неопределенного круга лиц, требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Свободненского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к администрации Дмитриевского сельсовета о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов удовлетворить.
Возложить на администрацию Дмитриевского сельсовета обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории населённого пункта -- --, входящего в состав муниципального образования Дмитриевский сельсовет, а именно:
- с левой стороны по направлению движения из -- в -- по автодороге «Подъезд к --
- в овраге, за огородами домов №-- по --;
- кучи золы в районе --
- за кладбищем --, в овраге.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Свободненского
городского суда Амурской области О.А. Сиваева
В окончательной форме решение принято 23 ноября 2017 года.