РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2019 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе судьи Ковригиной Н.Н.,
с участием помощника прокурора Центрального района г. Тольятти Скоровой Ю.С.,
при секретаре Муфтахутдиновой М.Ю.,
при участии представителя административного истца Гоголева Д.В., действующего на основании доверенности,
административного ответчика Лапицкого С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-3396/2019 по административному исковому заявлению ГУ МВД России по <адрес> к Лапицкому С.А. о продлении содержания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан,
установил:
ГУ МВД России по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением о продлении срока содержания в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> (адрес дислокации: <адрес>) в отношении Лапицкого С.А., указав, что Лапицкий С.А., являющийся лицом без гражданства въехал на территории Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ году, проживал на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ осужден Сызранским городским судом <адрес> за совершение преступлений, предусмотренных п. «в» ч.2 ст. 158, п. «а» ч.3 ст. 158, ч.2 ст. 159, ч.1 ст. 161 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы. Отбывал наказание в исправительной колонии № ГУФСИН России по <адрес>. На основании ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» Министерством юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение №-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства Лапицкого С.А. ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> вынесено решение о депортации Лапицкого С.А. за пределы Российской Федерации. Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лапицкий С.А. был помещен в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> на срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ направлены запросы в Генеральное Консульство Республики <данные изъяты> для оформления свидетельства о возвращении на родину. ДД.ММ.ГГГГ из Консульства Республики <данные изъяты> получен ответ согласно которому в оформлении свидетельства о возвращении на родину отказано ввиду отсутствия сведений о постановке, снятии с регистрационного учета, документировании национальным паспортом и удостоверением личности Лапицкого С.А. На основании решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лапицкому С.А. продлен срок содержания в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец просил продлить срок содержания лица без гражданства Лапицкого С.А. в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца требование поддержал, указав, что в соответствии со ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принимая во внимание, что решение о депортации не исполнено и не отменено, в отношении административного ответчика ГУ МВД России по <адрес> проводится процедура установления личности, начатая ДД.ММ.ГГГГ и не завершенная к настоящему моменту, просит продлить срок содержания Лапицкого С.А. в специальном учреждении для временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> (место дислокации в <адрес>, <адрес>) на срок до ДД.ММ.ГГГГ, который необходим для оформления документов на выезд.
Административный ответчик Лапицкий С.А. в судебном заседании иск не признал, возражал против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что он не является гражданином Республики Казахстан, родственников в <данные изъяты> не имеет.
Выслушав пояснения сторон, участвующих в деле, заключение прокурора возражавшего против удовлетворения административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.5 названного Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
В силу п.9 ст.31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Согласно ст. 32.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Передача иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или прием Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи.
Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении.
В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность.
В соответствии с положениями статьи 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Судом установлено, что Лапицкий С.А. ДД.ММ.ГГГГ осужден Сызранским городским судом <адрес> за совершение преступлений, предусмотренных п. «в» ч.2 ст. 158, п. «а» ч.3 ст. 158, ч.2 ст. 159, ч.1 ст. 161 УК РФ, в отношении него вынесен приговор с назначением наказания в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы. Лапицкий С.А. отбывал наказание в исправительной колонии № ГУФСИН России по <адрес>.
На основании ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» Министерством юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение №-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства Лапицкого С.А.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> вынесено решение о депортации Лапицкого С.А. за пределы Российской Федерации.
Решение Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания Лапицкого С.А. в Российской Федерации и решение о его депортации из Российской Федерации в установленном порядке не обжалованы.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лапицкий С.А. был помещен в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ направлены запросы в посольство Республики <данные изъяты> для оформления свидетельства о возвращении на родину.
ДД.ММ.ГГГГ из Консульства Республики <данные изъяты> получен ответ согласно которому в оформлении свидетельства о возвращении на родину отказано ввиду отсутствия сведений о постановке, снятии с регистрационного учета, документировании национальным паспортом и удостоверением личности Лапицкого С.А.
ДД.ММ.ГГГГ решением Центрального районного суда <адрес> Лапицкому С.А. продлен срок содержания в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений представителя административного истца явствует, что ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> начата процедура установления личности, к настоящему времени данная процедура не завершена, однако надлежащих документов подтверждающих проведение необходимых действий в рамках данной процедуры суду не представлено, срок составления заключение об установлении личности Лапицкого С.А. истекает ДД.ММ.ГГГГг.
Исходя из положений ст. ст. 3, 8, 9 Всеобщей декларации прав человека от ДД.ММ.ГГГГ и пункта «а» ч. 1 статьи 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами стран, в которой они проживают и статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от ДД.ММ.ГГГГ, право человека на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена возможность лишения свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Европейский Суд по правам человека в постановлениях неоднократно указывал на то, что любое лишение свободы будет оправданным только до тех пор, пока рассматривается вопрос о депортации или экстрадиции. Если такие действия не осуществляются с должной тщательностью, содержание под стражей перестает быть дозволительным. Национальные власти обязаны рассмотреть вопрос о том, является ли выдворение реальной перспективой, является ли помещение иностранного гражданина в Центр временного содержания реальной перспективой и оправданным, или продолжает оставаться таковым.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1830-О указывал, что пункт 9 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», действующий в настоящий момент в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 232-ФЗ, предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с подпунктом «f» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Применение мер в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина и не может расцениваться как мера наказания.
Сведений о принятии уполномоченным органом в период содержания Лапицкого С.А. в специальном учреждении каких-либо эффективных мер, направленных на его депортацию за пределы Российской Федерации не представлено. Как следует из материалов дела, в период содержания Лапицкого С.А. в специальном учреждении ГУ МВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. направлялись запросы в Посольство Республики <данные изъяты> в Российской Федерации об оформлении сертификата о возвращении на родину. ДД.ММ.ГГГГ. получен ответ из Консульства Республики <данные изъяты>, согласно которому в оформлении свидетельства о возвращении на родину отказано, ввиду отсутствия сведений о постановке, снятии с регистрационного учета, документировании национальным паспортом и удостоверением личности Лапицкого С.А. Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., срок содержания Лапицкого С.А. в центре временного содержания иностранных граждан продлен на время проведения процедуры установления личности административного ответчика, в соответствии с п. 13 ст. 10.1 Федерального закона № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представителем административного истца представлена копия сопроводительного письма о направлении документов для организации работы по оформлению заключения об установлении личности и правового статуса Лапицкого С.А., однако доказательств начала указанной процедуры либо совершения ГУ МВД России по <адрес> всех необходимых действий по исполнению указанной процедуры в материалы дела не представлено, несмотря на то, что срок содержания административного ответчика в специальном учреждении уже продлялся решением суда.
Сведений о принятии уполномоченным органом каких-либо действенных мер, свидетельствующих о достаточности и эффективности действий уполномоченного органа до настоящего времени не представлено, также отсутствуют какие-либо данные, позволяющие определить, когда Лапицкий С.А. будет фактически депортирован за пределы Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что срок содержания административного ответчика в центре временного содержания составляет около четырех месяцев, судом уже предоставлялся истцу срок для оформления заключения об установлении личности и правого статуса ответчика и с учетом того, что утрачена реальная возможность для получения такого свидетельства, а сведений о наличии перспективы получения необходимых документов для исполнения решения о депортации административным истцом суду не представлено, как не представлено и данных, указывающих на то, что ответчик может скрываться и уклоняться от исполнения решения о депортации, что свидетельствует о нецелесообразности очередного продления срока содержания Лапицкого С.А. в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266-269 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ГУ МВД России по <адрес> о продлении срока содержания лица без гражданства Лапицкого С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти дней.
Решение изготовлено в окончательной форме 18 июня 2019 года.
Судья: