Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2016 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Клаус Н.В.,
при секретаре Долгополовой С.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Зейского района Олиферова М.В., истца Плохих В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах Плохих В.С. к администрации города Зеи о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зейского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Плохих В.С. с вышеуказанным иском к администрации города Зеи, в обоснование исковых требований указав, что решением Серышевского районного суда Амурской области от <Дата обезличена> Плохих Е.Г. и Плохих С.В. были лишены родительских прав в отношении сына Плохих В.С. Согласно постановления администрации Серышевского района от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Плохих В.С. был определён в детское учреждение. Постановлением главы администрации пгт.Серышево <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Плохих В.С. поставлен на учёт для внеочередного получения жилого помещения. В настоящее время местом жительства Плохих В.С. является город Зея Амурской области. Плохих В.С. обратился с заявлением в администрацию города Зеи о предоставлении ему жилого помещения по договору специализированного найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако во включении в список на предоставление жилого помещения Плохих В.С. было отказано в связи с достижением возраста 25 лет. Просит обязать администрацию города Зеи предоставить Плохих В.С. на территории города Зеи Амурской области жилое помещение по договору специализированного найма, отвечающее санитарным и иным установленным требованиям, площадью не менее 28 кв.м.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Зейского района Олиферов М.В. на удовлетворении исковых требованиях в интересах Плохих В.С. настаивал по основаниям, указанным в иске.
Истец Плохих В.С. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении, также пояснил, что в период его нахождения в Зейском детском доме социальные педагоги учреждения разъясняли ему, что он состоит на учете как сирота в п.Серышево и вправе претендовать на получение жилья по окончанию учебного заведения, однако в какие сроки, куда и в каком порядке необходимо обращаться для реализации данного права ему никто не разъяснял, об этом ему недавно стало известно от сестры, после чего он обратился с соответствующими заявлениями в администрацию п.Серышево и г.Зея. У него в собственности жилья не имеется, местом его жительства является г.Зея, где он проживает по адресу <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит его знакомой, предоставлено ему во временное пользование, членом семьи собственника жилого помещения он не является, в найме жилья также не имеет.
Представитель ответчика – администрации города Зеи в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие. Согласно поступивших в суд ранее возражений на исковое заявление, ответчик с исковыми требованиями не согласен, поскольку Плохих В.С. до достижения им 23 лет в администрацию города с заявлением о предоставлении ему жилья как сироте не обращался, сведения о регистрации Плохих В.С. в г. Зея отсутствуют. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии указанных лиц на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и пределах субвенций, специально предоставляемых из бюджета субъекта РФ. Согласно ст.ст. 1, 5? Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ, министерство социальной защиты населения Амурской области обязано перечислять в установленном для исполнения областного бюджета на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов средства, необходимые для исполнения полномочий, обеспечивать передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий. Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы", в которую включена подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которая предусматривает, что на органы местного самоуправления возложены полномочия на проведение процедур по размещению государственного заказа на приобретение жилых помещений, действия по регистрации права собственности на жилое помещение и предоставление его по договору социального найма указанным лицам. Согласно Порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением администрации города Зеи от 07 ноября 2013 года № 1752, жилые помещения для указанных лиц приобретаются исключительно за счет средств бюджета Амурской области, передаваемых городскому округу в виде субвенций. Выделяемых денежных средств из областного бюджета не достаточно для своевременного обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время необходимо обеспечить 55 детей-сирот. Вместе с тем, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ просит рассмотреть вопрос об установлении срока предоставления жилого помещения по заявленному иску, поскольку для предоставления жилого помещения по договору специализированного найма необходимо провести в соответствии с законодательством ряд конкурсных процедур по приобретению жилых помещений.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – министерства финансов Амурской области, министерства социальной защиты населения Амурской области, администрации пгт Серышево Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, о причине неявки суд не уведомили.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям:
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путём предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путём приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, чётко обозначен федеральным законодательством.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в её статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года № 258-0, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и других), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, её виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его Преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей указанный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (абз. 4 ст. 1).
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01 января 2013 года, в законодательные акты, регулирующие порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесены изменения.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Введенный Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали своё право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 года независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона №15-ФЗ).
Для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом №15-ФЗ, как следует из пункта 9 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ, не имеют правового значения изменявшиеся редакции законодательных актов, закреплявших в разные периоды времени основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При установлении нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории необходимо руководствоваться теми основаниями, которые закреплены в Федеральном законе №159-ФЗ в редакции Федерального закона №15-ФЗ.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 г.) жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. №472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
В судебном заседании установлено, что Плохих В.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами, а именно: свидетельством о рождении Плохих В.С. серии <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданным Отделом ЗАГС по Серышевскому району управления ЗАГС <адрес>, копией решения Серышевского районного суда Амурской области от <Дата обезличена> по иску органа опеки и попечительства <адрес> отдела образования к Плохих Е.Г. и Плохих С.В. о лишении родительских прав в отношении несовершеннолетних детей.
Постановлением главы администрации Серышевского районного муниципального образования от <Дата обезличена> <Номер обезличен> несовершеннолетний Плохих В.С. <Дата обезличена> года рождения, был определён в детское государственное учреждение.
Согласно справке ГАУ Амурской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Зейский детский дом» от <Дата обезличена>, Плохих В.С., <Дата обезличена> года рождения, являлся воспитанником указанного учреждения с 15 августа 2003 года по 30 августа 2010 года.
С 01 сентября 2010 года по 12 сентября 2011 Плохих В.С. обучался на очном отделении в ГПОАУ Амурской области "Благовещенский политехнический колледж", что подтверждается справкой ГПОАУ БПК от <Дата обезличена>.
Как следует из преамбулы, а также из ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы об обязанности предоставить жилое помещение.
Однако Федеральный закон № 15-ФЗ предусмотрел осуществление обязательного, а не заявительного порядка учёта граждан указанной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и закрепил, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст.8 Закона, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Исходя из смысла ст.4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года, если право было уже утрачено к моменту вступления его в силу и не могло быть реализовано, положения названного Закона не могут иметь обратную силу, следовательно, если право на предоставление жилого помещения было утрачено в связи с тем, что лицо достигло 23-летнего возраста и не было учтено в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, нормы Федерального закона № 15-ФЗ в части бессрочного сохранения права до момента обеспечения жилым помещением, применению не подлежат.
Вместе с тем, как следует из Определения Верховного Суда РФ от 18 октября 2011 года № 89-В11-5, достижение лицом из числа детей-сирот 23-летнего возраста не является основанием для лишения его гарантированного права на внеочередное предоставление жилья, если ранее возможность его реализации отсутствовала.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) Верховный Суд РФ дал следующие разъяснения:
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учёта лиц, нуждающихся в обеспечении жильём. Факт такого учёта означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно п.9 ст. 8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 г.) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения содержатся в п.10 ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, в вышеизложенных нормах (п.9 ст. 8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, п.10 ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ) имеется специальная оговорка, направленная на устранение возможных споров по вопросу предоставления жилья лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет. Названная норма гарантирует сохранение права на получение жилья, если по каким-либо причинам лицо, имеющее такое право, не реализовало его.
Как установлено в судебном заседании, Плохих В.С. до достижения им 23 лет был поставлен на учёт нуждающихся в жилом помещении на льготных условиях.
Так, согласно постановления администрации пгт.Серышево от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Плохих В.С. поставлен на учёт для внеочередного получения жилого помещения на территории пгт.Серышево, как оставшийся без попечения родителей. Постановочная очередь <Номер обезличен>.
Из сообщения администрации пгт.Серышево Амурской области от <Дата обезличена> следует, что Плохих В.С., <Дата обезличена> г.р. числится в списках граждан, имеющих право на первоочередное получение жилья при Администрации под номером 138.
Таким образом, Плохих В.С. был поставлен на учёт для внеочередного получения жилого помещения как лицо, относящееся к детям, оставшимся без попечения родителей, до достижения им возраста 23 лет, в связи с чем у него возникло право на обеспечение жилым помещением как лица, относящегося к детям, оставшимся без попечения родителей, которое сохраняется за ним до предоставления ему жилого помещения.
При этом судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец не имеет в собственности каких-либо жилых помещений, какое-либо жилое помещение за Плохих В.С. не закреплялось, и до настоящего времени ему не предоставлено, нанимателем, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма он также не является, доказательств обратного суду не представлено.
На основании изложенного, суд находит установленным факт, что истец до настоящего является нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как лицо, из числа детей оставшихся без попечения родителей.
При этом суд также учитывает, что истец не реализовал свое право на предоставление жилого помещения ранее, до достижения им 23 лет, поскольку не обладал необходимыми сведениями о порядке реализации такого права, в связи с чем, проживая в г. Зея обратился с соответствующим заявлением в администрацию города Зеи лишь в 2015 году, указанные обстоятельства обусловлены отсутствием надлежащего исполнения органами опеки и попечительства своих обязанностей по разъяснению истцу его прав, порядка обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанные обстоятельства по мнению суда не могут являться основанием для отказа в реализации права, предусмотренного законом в целях поддержки определенной категории лиц в социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.
Вместе с тем, как следует из сообщения начальника отдела образования администрации Серышевского района от <Дата обезличена>, имеющегося в материалах дела, поскольку на момент обращения возраст Плохих В.С. более 23 лет, вопрос о предоставлении жилого помещения ему необходимо решать в судебном порядке.
Кроме того, как следует из сообщения администрации г. Зея <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Плохих В.С. было отказано в предоставлении жилого помещения и включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории города Зеи, поскольку он на момент обращения достиг возраста 25 лет. Одновременно из названного сообщения следует, что указанные лица обеспечиваются жилыми помещениями органами местного самоуправления по месту их жительства.
Согласно ч.7 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 г.) по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст.7 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г №38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» (с изменениями и дополнениями), нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. (ч.1). Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч.2). Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения (ч.3). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч.4).
Согласно п.5.5 Положения «О жилищной политике в городе Зея», утвержденного решением Зейского городского Совета народных депутатов от 03 апреля 2013 года №91/30 (с изменениями внесенными решением Зейского городского Совета народных депутатов от 26 марта 2014 г. № 16/22), норма предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается в размере 28 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Суд также учитывает, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч.2 ст.15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по договору найма специализированного жилого помещения.
Из свидетельства о регистрации по месту пребывания <Номер обезличен> следует, что Плохих В.С. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 03 декабря 2015 года по 03 июня 2016 года.
Тот факт, что местом жительства Плохих В.С. является город Зея Амурской области также подтвержден показаниями свидетеля Т., из которых следует, что Плохих В.С. фактически проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> в квартире ее матери, которое предоставлено ему во временное пользование.
Таким образом, Плохих В.С. должно быть предоставлено жилое помещение в городе Зея Амурской области по договору специализированного найма общей площадью не менее 28 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
При этом, доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск о недостаточности денежных средств, выделяемых из областного бюджета для своевременного обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не могут быть положены в основу принимаемого решения по следующим основаниям:
В соответствии с п.2 ст.132 Конституции Российской Федерации, ч.3 ст.49 ЖК РФ, ч.2 ст.15.1, ст.19 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 4, 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» именно органы местного самоуправления, в том числе администрация города Зеи, как орган местного самоуправления городского округа наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства за счёт средств областного бюджета.
В соответствии с требованиями ст.5.1 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления при исполнении полномочий вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в статье 4 настоящего Закона, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счёт средств местных бюджетов, с последующим возмещением расходов за счёт субвенции на реализацию полномочий, установленных частью 1 статьи 4 настоящего Закона. Органы местного самоуправления обязаны исполнять полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области.
При этом право на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очередности или характера бюджетного планирования.
То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счёт средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, а также отсутствие у органа местного самоуправления в жилищном фонде свободного жилья не освобождает ответчика от исполнения обязанности по предоставлению жилья и не может служить основанием для ограничения прав лиц рассматриваемой категории на обеспечение их жильем органами местного самоуправления.
Представитель ответчика просит при вынесении решения установить срок предоставления жилого помещения, ссылаясь на то обстоятельство, что для предоставления жилого помещения по договору специализированного найма необходимо провести в соответствии с законодательством ряд конкурсных процедур по приобретению жилых помещений.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае срок для исполнения решения суда не может быть установлен судом, поскольку отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Зейского района в интересах Плохих В.С. к администрации города Зеи удовлетворить.
Обязать Администрацию города Зеи предоставить Плохих В.С. жилое помещение в городе Зея Амурской области, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 28 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий Н.В.Клаус
Мотивированное решение составлено 12 февраля 2016 года
Судья Н.В.Клаус