Дело №2-336/19

                                                                                                                       39RS0007-01-2019-000310-05

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Багратионовск                                                                        06 ноября 2019 г.

    Багратионовский районный суд Калининградской области в составе судьи Жогло С.В.,

при секретаре Вердян Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу к Ахмедову М.М. и Бергману М.В. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке и встречному иску Бергмана М.В. к Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу и Ахмедову М.М. о признании недействительными координат характерных точек границ земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент) обратился в суд с иском, с учетом внесенных в него изменений, к Ахмедову М.М. и Козлову М.В. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, имеющий кадастровый , относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – прочие земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес> и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о данном земельном участке.

В обоснование исковых требований Департамент указал, что Ахмедову М.М. и Козлову М.В. на праве общей долевой собственности (по 1/2 доле в праве у каждого) принадлежит земельный участок площадью 1653268 кв.м, имеющий кадастровый , относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – прочие земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес> Границы данного земельного участка сформированы с частичным их наложением на земельный участок, имеющий кадастровый , относящийся к категории земель лесного фонда, сведения о границах которого внесены в государственный лесной реестр, расположенный в кварталах и Новоселовского участкового лесничества Багратионовского лесничества, находящийся в федеральной собственности. Ссылаясь на нарушение таковым формированием границ спорного земельного участка прав Российской Федерации как собственника указанного земельного участка лесного фонда, Департамент обратился с настоящим иском в суд (том <данные изъяты>).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация перемены фамилии Козлова М.В. на фамилию Бергман (том <данные изъяты>).

Ответчик Бергман М.В. обратился в суд со встречным иском к Департаменту и Ахмедову М.М. о признании недействительными координат характерных точек границ земельного участка, имеющего кадастровый .

В обоснование встречных исковых требований Бергман М.В. указал, что удовлетворение данных исковых требований будет являться достаточным основанием для восстановления нарушенных прав Российской Федерации как собственника земельного участка, имеющего кадастровый , в связи с наложением на него границ земельного участка, имеющего кадастровый (том <данные изъяты>).

В судебном заседании представитель Департамента Шаровская Н.Н. первоначальные исковые требования поддержала, встречные исковые требования Бергмана М.В. не признала и дала объяснения, аналогичные содержанию первоначального искового заявления.

Ахмедов М.М. и Бергман М.В., извещенные о времени и месте рассмотрения дела (том <данные изъяты>), в судебное заседание не явились, доверив представлять свои интересы представителям соответственно Китаеву Д.Н. и адвокату Сапрыкину Э.А. (том <данные изъяты>).

Представитель Бергмана М.В. – адвокат Сапрыкин Э.А. встречные исковые требования своего доверителя поддержал, первоначальные исковые требования Департамента не признал, сославшись на доводы встречного иска.

Представитель ответчика Ахмедова М.М. – Китаев Д.Н., извещенный о времени и месте рассмотрения дела (том <данные изъяты>), в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела (том <данные изъяты>), судебное заседание, состоявшееся 06.11.2019 г., не явился.

В предварительном судебном заседании представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Стельмащук Н.Б. с исковыми требованиями Департамента согласилась, сославшись на доводы, аналогичные доводам искового заявления Департамента.

Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в лице филиала по Калининградской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела (том <данные изъяты>), в судебное заседание не явились, при этом от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в лице филиала по Калининградской области, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (том <данные изъяты>).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, а также материалы гражданского дела № 2-596/2017 по иску Калининградского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленному в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ЗАО «Борьба», Костюку О.Л., Ахмедову М.М., Козлову М.В., Ахмедовой А.И. о признании недействительными договоров дарения и купли-продажи земельного участка и признании недействительными результатов межевания земельного участка, суд приходит к следующему.

Земельный участок площадью 1653268 кв.м, имеющий кадастровый , относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – прочие земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Ахмедову М.М. и Бергману М.В., ранее имевшему фамилию Козлов (по 1/2 доле в праве у каждого), что подтверждается произведенной за ними государственной регистрацией данного права (том <данные изъяты>).

Право общей долевой собственности на данный земельный участок (по 1/2 доле в праве) Ахмедов М.М. и Бергман М.В. приобрели на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ними и Костюком О.Л. (том <данные изъяты>).

В дальнейшем на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Ахмедов М.М. произвел отчуждение 1/2 доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок в собственность Ахмедовой А.И.

На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Ахмедовой А.И. и Ахмедовым М.М., Ахмедов М.М. вновь приобрел право собственности на указанную 1/2 долю в праве общей долевой собственности на спорный земельный участок (том <данные изъяты>).

Сведения о данном земельном участке, в том числе сведения об установлении местоположения его границ, были внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (том <данные изъяты>).

Данный земельный участок, имеющий кадастровый , был образован в результате раздела по заказу ЗАО «Борьба» земельного участка, имеющего кадастровый , что подтверждается документами, содержащимися в кадастровом деле в отношении спорного земельного участка (том №<данные изъяты>).

При этом судом установлено, что указанный земельный участок, имеющий кадастровый , сформирован с частичным наложением его границ на земельный участок, имеющий кадастровый (единое землепользование), относящийся к категории земель лесного фонда (в его частях, расположенных в кварталах (выделы 3 - 8) и (выдел 1) Новоселовского участкового лесничества Багратионовского лесничества), находящийся в федеральной собственности, сведения о котором были внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (том <данные изъяты>).

Данное обстоятельство подтверждается заключением кадастрового инженера, основанным на выполненной им схеме расположения указанных земельных участков (том <данные изъяты>).

В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 г. №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Согласно пункту 5.20(3) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 736, от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19.06.2015 г. №199 Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу уполномочен на осуществление от имени Российской Федерации защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений (том <данные изъяты>).

Департамент в обоснование исковых требований указал, что наложением границ земельного участка, имеющего кадастровый , принадлежащего на праве собственности Ахмедову М.М. и Бергману М.В., на земельный участок, имеющий кадастровый , относящийся к категории земель лесного фонда, а также государственной регистрацией права собственности Ахмедова М.М. и Бергмана М.В. на земельный участок, имеющий кадастровый , нарушаются права и законные интересы Российской Федерации.

Ссылаясь на данные обстоятельства, Департамент заявил исковые требования о признании отсутствующим права собственности Ахмедова М.М. и Бергмана М.В. на земельный участок, имеющий кадастровый , и исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи (сведений) о данном земельном участке.

Обращаясь в суд со встречным иском ответчик Бергман М.В. полагал, что достаточным основанием для восстановления нарушенных прав Российской Федерации как собственника земельного участка, имеющего кадастровый , в связи с наложением на него границ земельного участка, имеющего кадастровый , будет являться решение суда о признании недействительными координат характерных точек границ земельного участка, имеющего кадастровый .

Оценивая указанные доводы сторон, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Согласно статье 17 Земельного кодекса РФ, в федеральной собственности находятся, в частности земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 1 Лесного фонда РФ, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду (пункт 2); использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов (пункт 3); обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах (пункт 4); сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения (пункт 5).

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 09.01.1998 г. №1-П, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Таким образом, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными земельными участками может осуществляться только их собственником – Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.

Доводы представителя Бергмана М.В. о необоснованности исковых требований Департамента, со ссылкой в том числе на то обстоятельство, что на момент внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельном участке, имеющем кадастровый , в реестре отсутствовали сведения о местоположении границ земельного участка лесного фонда, имеющего кадастровый , суд находит необоснованными, в связи со следующим.

В соответствии со статьей 94 ранее действовавшего Земельного кодекса РСФСР (утвержденного постановлением Верховного Совета РСФСР от 25.04.1991 г. №1103-1) землями лесного фонда считались земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.

Согласно статье 2 действовавших ранее Основ лесного законодательства Российской Федерации (утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 06.03.1993 г. №4613-1), все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образовывали лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входили лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).

Аналогичное положение предусмотрено и пунктом 1 статьи 101 действующего в настоящее время Земельного кодекса РФ, согласно которому к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Пунктом 2 статьи 101 Земельного кодекса РФ установлено, что порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23 Лесного кодекса РФ на землях лесного фонда создаются лесничества, являющиеся основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Частью 1 статьи 67 и частью 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ установлено, что на землях лесного фонда проводится лесоустройство, включающее в себя, в частности проектирование лесничеств, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов.

    Согласно статье 68.1 Лесного кодекса РФ, в целях установления предусмотренных статьей 23 данного кодекса основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов осуществляется проектирование лесничеств, при котором осуществляется установление их границ.

В соответствии со статьей 70.1 Лесного кодекса РФ, регулирующей порядок проектирования лесных участков, в проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (часть 2); местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (часть 3); проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств (часть 5).

Согласно Порядку ведения государственного лесного реестра, утвержденному приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.05.2011 г. №194, действовавшему до 14.04.2019 г., государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках (пункт 1); в разделе «Леса и лесные ресурсы» содержится документированная информация, в частности о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о лесных участках (пункт 4); ведение реестра осуществляется в отношении лесничеств и лесопарков. Ведение реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в границах территорий этих субъектов Российской Федерации (пункт 8).

В целом аналогичные положения содержит и вступивший в силу 15.04.2019 г. Порядок ведения государственного лесного реестра, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 г. № 10.

В соответствии с частью 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ в государственном лесном реестре содержится, в частности документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о лесных участках и об их границах.

Частью 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии с частью 2 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (утратившей силу с 01.01.2015 г.) план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 04.12.2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет суду прийти к выводу о том, что и при отсутствии государственного кадастрового учета земель лесного фонда, земельный участок признается находящимся в составе земель лесного фонда по материалам лесоустройства.

Документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, о лесных участках и об их границах, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ).

При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 г. №496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что одними из доказательств, подтверждающих отнесение земельного участка к землям лесного фонда, являются сведения из государственного лесного реестра и материалы лесоустройства, в том числе лесоустроительные планшеты, планы лесных насаждений, карты-схемы лесничества.

Согласно выпискам из государственного лесного реестра о лесных кварталах и лесотаксационных выделах, земли, расположенные в кварталах (выделы 3 - 8) и (выдел 1) Новоселовского участкового лесничества Багратионовского лесничества, отнесены к категории земель лесного фонда, с целевым назначением – защитные леса (том <данные изъяты>).

В подтверждение исковых требований, кроме данных выписок, Департаментом суду представлены заключение кадастрового инженера, основанное на выполненной им схеме расположения земельных участков, подтверждающее факт частичного наложения границ земельного участка, принадлежащего Ахмедову М.М. и Бергману М.В., на земли лесного фонда, расположенные в кварталах (выделы 3 - 8) и (выдел 1) Новоселовского участкового лесничества Багратионовского лесничества (том , л.д.120-121), а также материалы лесоустройства - лесоустроительные планшеты, содержащие сведения о землях, расположенных в кварталах и Новоселовского участкового лесничества Багратионовского лесничества (том <данные изъяты>) и таксационные описания (том <данные изъяты>), которые в силу приведенных выше положений закона являются допустимыми доказательствами и подлежат оценке в совокупности с иными представленными по делу доказательствами.

О формировании земельного участка, имеющего кадастровый , на землях лесного фонда также свидетельствует акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностными лицами Управления Россельхознадзора по Калининградской области, из которого следует, что 100 % площади данного земельного участка занято лесом, по целевому (сельскохозяйственному) назначению данный земельный участок не используется (том <данные изъяты>).

Данное обстоятельство дает достаточные основания полагать, что при приобретении Ахмедовым М.М. и Бергманом М.В. спорного земельного участка для них было очевидно его нахождение на землях лесного фонда.

Кроме того, на основании приказа начальника Калининградского управления лесами от ДД.ММ.ГГГГ от АО «Борьба», по заказу которого был образован в результате раздела земельный участок, имеющий кадастровый , были приняты в состав государственного лесного фонда лесные участки площадью 745 га (том <данные изъяты>).

Таким образом, на основании исследованных доказательств судом установлен факт частичного наложения границ земельного участка, принадлежащего Ахмедову М.М. и Бергману М.В., на земельный участок, относящийся к категории земель лесного фонда, расположенный в кварталах (выделы 3 - 8) и (выдел 1) Новоселовского участкового лесничества Багратионовского лесничества.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.07.2001 г. №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», действовавшего до 01.07.2006 г., включение земельных участков в состав земель лесного фонда являлось основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.12.2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, указанный выше земельный участок, расположенный в кварталах (выделы 3 - 8) и (выдел 1) Новоселовского участкового лесничества Багратионовского лесничества, как отнесенный к землям лесного фонда, находится в федеральной собственности, правомочия собственника в отношении него осуществляет Российская Федерация, в лице уполномоченных органов.

Из установленных судом обстоятельств, изложенных выше, следует, что фактически право собственности на один и тот же земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией, как собственником земельного участка лесного фонда, а также за Ахмедовым М.М. и Бергманом М.В., чем, указывает Департамент в обоснование исковых требований, нарушены права Российской Федерации, которые могут быть восстановлены только посредством исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке, имеющем кадастровый , право собственности на который зарегистрировано за Ахмедовым М.М. и Бергманом М.В.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в Едином государственном реестре недвижимости нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество), оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.

Из данных разъяснений правоприменительной практики следует, что иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим законодательством (иски о признании права, о применении последствий недействительности сделки, об истребовании имущества из чужого незаконного владения и т.д.).

Иск о признании права отсутствующим является разновидностью негаторного иска и может быть удовлетворен судом в случае, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, и при этом у истца отсутствует необходимость в восстановлении фактического владения вещью.

Таким образом, возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество.

Поскольку избираемый способ защиты должен приводить к восстановлению права собственника, иск о признании права собственности отсутствующим не может быть заявлен невладеющим собственником, так как удовлетворение такого иска не приведет к восстановлению владния.

Владение земельными участками соответствующим публичным образованием предполагается.

Специфика владения земельными участками публично-правовым образованием состоит в том, что в отличие от иных лиц публично-правовому образованию нет необходимости доказывать факт обладания, исключающий возможность владения иных лиц, а достаточно доказать факт наличия свободного доступа на земельный участок.

При применении способа защиты в виде признания отсутствующим права собственности на земельный участок, находящийся в государственной собственности, следует учитывать особенности владения земельными участками публичными собственниками.

В рассматриваемом случае владение не следует отождествлять с фактическим пребываем на земельном участке (в его границах) органов (служб) соответствующего публичного образования. Являясь лицом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в федерально    й собственности, Российская Федерация, в лице уполномоченных органов, тем самым опосредованно владеет земельными участками, находящимися в ее собственности и распоряжении. При отсутствии иного непосредственного владельца владение Российской Федерации остается единственным подлежащим защите. В таком случае подлежит защите законный интерес Российской Федерации в погашении в Едином государственном реестре недвижимости не имеющей под собой законных оснований записи о государственной регистрации права иного лица.

При изложенных обстоятельствах требования истца носят негаторный характер, поскольку публичное образование не утратило владение спорным земельным участком. Негаторный характер требований Департамента позволяет воспользоваться данным способом защиты, который направлен на исключение из Единого государственного реестра недвижимости нарушающей законные интересы Российской Федерации записи о государственной регистрации права собственности иных лиц.

Таким образом, учитывая, что право собственности Ахмедова М.М. и Бергмана М.В. зарегистрировано на земельный участок, имеющий кадастровый , фактически расположенный на земельном участке, имеющем кадастровый , относящемся к категории земель лесного фонда, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, то есть регистрация права собственности Ахмедова М.М. и Бергмана М.В. произведена фактически на находящийся в федеральной собственности земельный участок лесного фонда, чем нарушены права Российской Федерации как собственника земель лесного фонда, суд приходит к выводу о том, что в целях восстановления нарушенных прав Российской Федерации право собственности Ахмедова М.М. и Бергмана М.В. на земельный участок, имеющий кадастровый , подлежит признанию отсутствующим.

    В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 53 данного постановления Пленума Верховного Суда РФ, ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ государственный регистратор обязан внести запись в Единый государственный реестр недвижимости на основании судебного акта независимо от его участия в деле.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости записи (всех сведений) о земельном участке, имеющем кадастровый , относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – прочие земли сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: <адрес> в том числе о его характеристиках и зарегистрированных правах на него.

Учитывая изложенное, суд находит исковые требования Департамента обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Вопреки доводам встречного иска Бергмана М.В., оснований для применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона от 29.07.2017 г. №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» не имеется в связи со следующим.

Данное решение суда мотивировано тем, что спорный земельный участок, имеющий кадастровый , располагается на землях лесного фонда, ограниченных в обороте, не подлежащих предоставлению в частную собственность.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 г. №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

При этом в силу пункта 3 части 6 статьи 14 данного Федерального закона положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

В определении Конституционного Суда РФ от 21.09.2017 г. № 1795-О указано, что Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» был принят для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков.

При разрешении настоящего спора судом установлено, что для Бергмана М.В. было очевидным приобретение им в собственность спорного земельного участка, расположенного на землях лесного фонда, что следует также из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленного должностными лицами Управления Россельхознадзора по Калининградской области, из которого следует, что 100 % площади данного земельного участка занято лесом, по целевому (сельскохозяйственному) назначению данный земельный участок не используется.

Приобретение же Бергманом М.В. данного земельного участка, расположенного на землях, ограниченных в обороте, в частную собственность свидетельствует о недобросовестном его поведении, в связи с чем, согласно вышеуказанному определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О, к возникшим правоотношениям положения части 5 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» и части 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» применению не подлежат.

Представителем ответчика по первоначальному иску Бергману М.В. было сделано заявление о применении к исковым требованиям Департамента исковой давности, со ссылкой на истечение ко дню подачи Департаментом настоящего иска в суд 3-летнего срока исковой давности.

Заявление представителя ответчика Бергману М.В. о применении к исковым требованиям Департамента исковой давности суд находит не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

    Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Исковые требования Департамента, носящие негаторный характер, направлены на защиту прав Российской Федерации как собственника земельного участка лесного фонда, имеющего кадастровый , нарушенных регистрацией права собственности ответчиков на земельный участок, расположенный на землях лесного фонда.

В соответствии со статьей 208 Гражданского кодекса РФ исковая давность не распространяется на требования собственника об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Таким образом, на исковые требования Департамента, направленные на защиту права собственности Российской Федерации, исковая давность не распространяется, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявления представителя Бергмана М.В. о применении к исковым требованиям Департамента исковой давности.

Оснований для удовлетворения встречного иска Бергмана М.В. о признании недействительными координат характерных точек границ земельного участка, имеющего кадастровый , суд не находит в связи со следующим.

Из приведенных в обоснование встречных исковых требований Бергмана М.В. доводов следует, что они заявлены в целях исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, имеющего кадастровый , и сохранения при этом за ним права общей долевой собственности на данный земельный участок.

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодеком РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.

Согласно пунктам 3 и 9 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведения об описании местоположения и площади земельного участка отнесены к основным сведениям об объекте недвижимости.

В силу статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8); площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (часть 9).

В соответствии с подпунктами 6 и 7 пункта 21 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 16.12.2015 г. № 943, в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются в качестве основных сведений о земельном участке описание местоположения земельного участка и его площадь.

Согласно подпункту 1 пункта 23 данного Порядка, при описании местоположения земельного участка указывается список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы (границы контура) земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат).

Из приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что сведения об описании местоположения земельного участка (с указанием координат характерных точек его границ) позволяют определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, а потому вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в качестве основных сведений об объекте недвижимости.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о характерных точках границ земельного участка, то есть сведений о его местоположении, будет означать прекращение существования земельного участка как объекта недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, что должно повлечь за собой исключение всех сведений о данном земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости, в том числе сведений о зарегистрированных правах на него.

Таким образом, вопреки доводам, приведенным в обоснование встречных исковых требований, удовлетворение данных исковых требований не может повлечь за собой сохранение зарегистрированного права общей долевой собственности на спорный земельный участок за Бергманом М.В.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Из смысла данной нормы закона следует, что предъявление любого иска в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца.

Поскольку избранный Бергманом М.В. способ защиты прав, на нарушение которых он сослался в обоснование встречных исковых требований, не может обеспечить восстановление данных прав, о чем изложено выше, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения встречных исковых требований Бергмана М.В.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального

кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░ ░.░. (░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░.░.) ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08.11.2019 ░.

                          ░░░░░                 ░░░░░░░                 ░░░░░ ░.░.

░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░

                             ░░░░░░░░░ ░░░░                     ______________ ░░░░░ ░.░.

2-336/2019 ~ М-194/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу
Ответчики
Козлов Михаил Владиславович
Ахмедов Михаил Мурадович
Бергман Михаил Владиславович
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области
Федеральной государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Калининградской области
Китаев Дмитрий николаевич
Сапрыкин Эдуард Анатольевич
Упраавление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области
Суд
Багратионовский районный суд Калининградской области
Судья
Жогло Сергей Викторович
Дело на сайте суда
bagrationovsky--kln.sudrf.ru
02.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2019Передача материалов судье
05.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.05.2019Предварительное судебное заседание
31.05.2019Предварительное судебное заседание
24.06.2019Предварительное судебное заседание
23.07.2019Предварительное судебное заседание
09.08.2019Предварительное судебное заседание
16.09.2019Предварительное судебное заседание
04.10.2019Предварительное судебное заседание
18.10.2019Судебное заседание
06.11.2019Судебное заседание
08.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.04.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
14.05.2020Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее