Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-266/2018 ~ М-247/2018 от 18.03.2018

Дело <номер>а-266/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Благовещенск          18 марта 2018 года

Благовещенский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Слепичева К.А.,

при секретаре Шиховой О.А.,

при прокуроре Суворове Е.А.,

с участием административного истца – Кретовой Е.В., представителя заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Благовещенского района Амурской области – Сычевой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кретовой Евгении Витальевны к участковой избирательной комиссии избирательного участка <номер>, образованной на территории Чигиринского сельсовета <адрес>, об оспаривании решения об отклонении заявления о включении в список избирателей,

У С Т А Н О В И Л :

Кретова Е.В. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в участковую избирательную комиссию избирательного участка <номер> с заявлением о включении ее в список избирателей, однако получила отказ в связи с тем, что адрес указанный в ее паспорте не включен в границы избирательного участка <номер>. Считает данное решение незаконным и ограничивающим ее права. В <адрес> она зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, выданном в установленном порядке, данный порядок ей был разъяснен при обращении в УИК ДД.ММ.ГГГГ, как возможность реализации ее конституционных прав.

На основании изложенного, просит суд признать решение УИК ИУ <номер> от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

В судебном заседании административный истец Кретова Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что первоначально с данным заявлением она пыталась обратиться в УИК ДД.ММ.ГГГГ в первой половине дня, но комиссия в это время не работала, повторно она обратилась устно ДД.ММ.ГГГГ, но ей пояснили, что срок для такого обращения пропущен и что для реализации своего права ей необходимо обратиться в суд в день голосования, при этом никакого письменного отказа не выдали. В связи с чем, в целях получения документального подтверждения нарушения своего права, она ДД.ММ.ГГГГ обратилась с соответствующим заявлением в УИК, где получила решение, являющееся предметом оспаривания. Конкретные правовые нормы, положенные в основание своих требований, назвать не может, ссылаясь на отсутствие юридических знаний. Доказательств невозможности обращения с заявлением о включении в списки избирателей в течение предшествующих дню выборов 45 дней суду представить не может, указывая, что отложила решение данного вопроса на последнюю неделю, но не смогла реализовать задуманное по причине болезни детей, доказательства данного факта суду не представила.

Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии <адрес> – Сычева О.Н. указала, что принятое участковой избирательной комиссией решение является законным и обоснованным. Дополнительно суду пояснила, что в целях обеспечения реализации прав граждан ТИК осуществляла прием соответствующих заявлений до 23 часов ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, то есть не ранее чем за 5 дней и не позднее 14 часов дня предшествующего дню голосования, включение в списки избирателей осуществлялось только на основании специального заявления, маркированного защитной маркой, получение которого возможно было только по месту регистрации. Вплоть до ДД.ММ.ГГГГ ТИК осуществляла прием и обработку реестров граждан, подлежащих включению и исключению из списков избирателей на основании поданных ими заявлений. С учетом территориальной отдаленности места жительства административного истца, что препятствовало ей в получении специального бланка заявления в период с 13 по ДД.ММ.ГГГГ, полагала возможным удовлетворить ее требования, так как для них важен голос каждого избирателя.

Прокурор Суворов Е.А. полагал необходимым отказать в удовлетворении административного иска Кретовой Е.В., поскольку административным истцом нарушен установленный п. 4.1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №19-ФЗ
«О выборах Президента Российской Федерации» пресекательный срок для подачи заявления о включении в списки избирателей, при этом доказательств уважительности таких причин и не возможности реализовать данной право иным перечисленным в законе способом, в том числе с использованием Единого портала государственных услуг, не требующим оставления дома больных детей, суду не представлено.

Председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка <номер> <адрес> – Кулик О.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, сославшись на невозможность оставления комиссии до завершения голосования.

В соответствии со ст. 243 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что решением участковой избирательной комиссии избирательного участка <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, отклонено заявление Кретовой Е.В. о включении ее в список избирателей, в связи с тем, что адрес ее места жительства, указанный в паспорте, не включен в границы избирательного участка.

Согласно свидетельству <номер> от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации по месту пребывания, Кретова Е.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Местом ее жительства является <адрес>.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №19-ФЗ
«О выборах Президента Российской Федерации» (далее – Закон №19-ФЗ), голосование избирателей на выборах Президента Российской Федерации проводится на избирательных участках, образованных в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Уточнение перечня избирательных участков и их границ в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», осуществляется не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Закона №19-ФЗ, участковая избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации: информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; уточняет, а в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6 статьи 26 настоящего Федерального закона, составляет и уточняет список избирателей, проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений. Списки избирательных участков с указанием их номеров и границ (если избирательный участок образован на части территории населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если избирательный участок образован на территориях нескольких населенных пунктов), мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Информация об избирательных участках, образованных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, должна быть опубликована (обнародована) не позднее чем через два дня после их образования. При опубликовании (обнародовании) указанных в настоящем пункте сведений об избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, текст публикуемого материала согласовывается с командиром соответствующей воинской части.

Согласно пунктам 1, 2 ст. 26 Закона №19-ФЗ, списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 11 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают. В случае проведения досрочного голосования в соответствии с пунктом 2 статьи 70 настоящего Федерального закона список избирателей по соответствующему избирательному участку составляется территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования. При выявлении территориальной избирательной комиссией (территориальными избирательными комиссиями) факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на разных избирательных участках указанная комиссия (указанные комиссии) до передачи списков избирателей в участковые избирательные комиссии проводит (проводят) работу по устранению ошибок или неточностей в списках.

Согласно п. 1 ст. 27 Закона №19-ФЗ, в списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Закона №19-ФЗ, основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.

В силу п. 4.1 Закона №19-ФЗ, избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения (далее в настоящем пункте - заявление) в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее в настоящем пункте - порядок). Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком. Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок, в том числе может быть предусмотрено использование в целях указанной защиты специального знака (марки), при этом порядок должен содержать требование об учете специальных знаков (марок), в том числе при их передаче избирательными комиссиями. Избиратель, подавший заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства. Избиратель, подавший заявление, может быть включен в список избирателей по месту своего нахождения только на одном избирательном участке. Избиратель, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке по месту своего нахождения. В случае включения избирателя в список избирателей по месту жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей по месту нахождения. Информация о подаче заявления избирателем, в том числе об избирательном участке, на котором избиратель, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых избирательных комиссий, в том числе с использованием ГАС «Выборы». Информация о числе избирателей, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку размещается в сети «Интернет» в соответствии с порядком.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона №19-ФЗ, список избирателей представляется участковой избирательной комиссией избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения за 10 дней до дня голосования, а в предусмотренных пунктами 3 - 5 статьи 26 настоящего Федерального закона случаях составления списка избирателей позднее этого срока - непосредственно после составления списка избирателей.

В соответствии с пунктами 3, 9 ст. 28 Закона №19-ФЗ, решение участковой избирательной комиссии об отклонении заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателей, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих факт нахождения места жительства (при отсутствии места жительства - факт нахождения места пребывания) избирателя на территории данного избирательного участка.

Согласно п. 2.1 Порядка подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации, утвержденного постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, заявление может быть подано избирателями в пункты приема заявлений (далее - ППЗ), а именно: в любую территориальную избирательную комиссию (далее - ТИК) за исключением ТИК, сформированных для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий (далее - УИК), сформированных на избирательных участках, которые образованы на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях и за пределами территории Российской Федерации, - не ранее чем за 45 и не позднее чем за пять дней до дня голосования (понедельник); в любую УИК на территории Российской Федерации, за исключением УИК, сформированных на избирательных участках, которые образованы в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, - не ранее чем за 20 и не позднее чем за пять дней до дня голосования (понедельник); в любую УИК, сформированную на избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, - со дня, следующего за днем формирования УИК, и не позднее чем за 10 дней до дня голосования; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) (при наличии соглашения между избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации и уполномоченным МФЦ) - не ранее чем за 45 и не позднее чем за пять дней до дня голосования (понедельник); в электронном виде через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - ЕПГУ) - не ранее чем за 45 дней до дня голосования и не позднее 24 часов по московскому времени за пять дней до дня голосования (понедельник). Заявление о включении в список избирателей на избирательном участке, образованном в больнице или месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, может быть подано избирателем, который будет находиться в день голосования на этом избирательном участке, только в УИК, сформированную на том же участке, не ранее чем за 20 и не позднее чем за пять дней до дня голосования (понедельник).

Пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что на конкретном избирательном участке, участке референдума в список включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, место жительства которых, а в предусмотренных законом случаях место временного пребывания которых находится на территории этого участка, либо имеющие открепительное удостоверение (пункты 2 и 4 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ). Случаи, при которых избиратель, участник референдума, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума по месту их пребывания (фактического нахождения), перечислены в пункте 17 статьи 17 названного Федерального закона. К местам временного пребывания согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ относятся, в частности, больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии с п. 17 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если законом в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона не предусмотрено включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения, избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Если законом в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона предусмотрено включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения, избиратели, участники референдума, которые будут находиться в день голосования в больницах или местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Информация о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания передается, в том числе с использованием ГАС «Выборы», в участковую комиссию избирательного участка, участка референдума, где данный избиратель, участник референдума включен в список избирателей, участников референдума по месту его жительства. Участковая комиссия в соответствующей строке списка избирателей, участников референдума делает отметку: «Включен в список избирателей (участников референдума) на избирательном участке (участке референдума) №» с указанием номера избирательного участка, участка референдума и при необходимости наименования субъекта Российской Федерации. Законом может быть предусмотрено, что избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту своего жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума, образованных или определенных решением вышестоящей комиссии для проведения голосования этих избирателей, участников референдума, по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что включение избирателя в список избирателей по месту своего нахождения обусловлено процедурой установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке по месту своего жительства, в целях исключения случаев включения его в список избирателей более чем на одном избирательном участке. Поскольку в день голосования силы членов избирательных комиссий и ресурсы ГАС «Выборы» направлены непосредственно на проведение выборов, законом установлен пресекательный срок для обращения граждан с заявлением о включении в список избирателей на избирательном участке, который определен не позднее 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования, в целях недопущения дестабилизации их работы.

Обращаясь в день проведения в 15 часов 55 минут в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении в список избирателей, административный истец действовал заведомо недобросовестно, так как такое обращение не позволяет соблюсти вышеуказанную процедуру проверки. В ходе судебного заседания у суда также отсутствует возможность проверки не включения административного истца в список избирателей более чем на одном избирательном участке, кроме того, при осуществлении данной процедуры суд не должен подменять собой уполномоченные органы.

Частью 3 статьи 15 Конституции РФ закреплено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с пунктом 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с тем, что административным истцом пропущен установленный пунктом 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», п. 17 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» пресекательный срок для обращения с заявлением о включении в список избирателей на избирательном участке, который определен не позднее 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования, в целях обеспечения проверки избирательной комиссией факта не включения административного истца в список избирателей более чем на одном избирательном участке, при этом оснований отнесения Кретовой Е.В., имеющей регистрацию по месту жительства в Российской Федерации, к иной категории лиц, для которой возможна подача такого заявления не позднее чем в день голосования, судом не установлено, доказательств невозможности реализации такого права в период с 31 января по ДД.ММ.ГГГГ иным перечисленным в законе способом, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», административным истцом суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

2а-266/2018 ~ М-247/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кретова Евгения Витальевна
Ответчики
Участковая избирательная комиссия избирательного участка № 28
Другие
Прокуратура Благовещенского района
Территориальная избирательная комиссия Благовещенского района
Суд
Благовещенский районный суд Амурской области
Судья
Слепичев Константин Анатольевич
Дело на сайте суда
blag-rs--amr.sudrf.ru
18.03.2018Регистрация административного искового заявления
18.03.2018Передача материалов судье
18.03.2018Решение вопроса о принятии к производству
18.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2018Судебное заседание
18.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее