УИД 19RS0005-01-2020-000261-95
дело № 5-47/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Белый Яр 05 июня 2020 года
Судья Алтайского районного суда Республики Хакасия Белоногова Н.Г.,
при секретаре Хардиковой В.В.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» (ОГРН 1131901005510, ИНН 1901116203), юридический адрес: Республика Хакасия, Алтайский район, Аршановский сельсовет, территория Разреза Майрыхский, строение 1, о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Енисейским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р/к, проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» (далее Общество).
Проведение внеплановой проверки согласовано с Прокуратурой Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ.
Должностным лицом Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении Общества ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № АВЗНТ-028-055-20 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № АВЗНТ-028-055-20 Общество на площадке углепозгрузочного пункта по адресу: <адрес> для сухого обогащения угля использует две установки по сортировке сыпучих материалов (сепараторы сухого обогащения) китайского производства FGX-48А, заводской номер SZ 201901126, заводской номер SZСК-18-04, каждая из которых оснащена двумя стационарными источниками выброса в атмосферу – трубами с установленными дымососами, при анализе проб промышленных выброс из которых установлено наличие запыленности в пробах воздуха. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ от ДД.ММ.ГГГГ установлены нормативы выбросов загрязняющих веществ для одной трубы установки FGX-48А. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Общество осуществляло выброс загрязняющих веществ из трех организованных стационарных источников выбросов в атмосферу в отсутствие установленных нормативов для организованных стационарных источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс, что является нарушением требований ст. 12, ч.ч. 8, 9 ст. 15, ст. 16, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч. 1 ст. 1.1. ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В судебное заседание представитель административного органа, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, в телефонограмме просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель Общества Малыхин Д.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование приводит доводы о том, что протоколы отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ и протокол анализа проб от ДД.ММ.ГГГГ являются недопустимыми доказательствами по делу, поскольку ДД.ММ.ГГГГ отбор проб воздуха специалистами <данные изъяты> проводился при температуре – 3,2 С с использованием ротаметра аппаратов ингаляционного наркоза модель 679, который согласно руководству по его использованию, предназначен для измерения расхода газов при температуре окружающего воздуха от 10 до 35 С. Считает, что в действиях Общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, поскольку превышение нормативов запыленности, установленных разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ, не допущено.
Суд, выслушав представителя Общества, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с требованиями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ и установлена вступившим в силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В статье 26.1 КоАП РФ определено, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее по тексту - Федеральный закон № 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество, либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника; передвижной источник - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса. Источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.
Согласно статье 14 Федерального закона № 96-ФЗ вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов, либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
В соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029, объекты, осуществление хозяйственную и (или) иную деятельность по добыче угля, включая добычу и обогащение каменного угля, антрацита и бурого угля (лигнита) относятся к объектам I категории.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
По смыслу данной нормы административная ответственность наступает в случае, когда на выброс вредных веществ в атмосферный воздух требуется получить специальное разрешение, однако, такое разрешение отсутствует. При этом установлению подлежит то, какие вредные вещества выбрасываются в воздух при эксплуатации стационарных источников выбросов вредных веществ, сведения об их количестве и (или) концентрации, а также нормативы содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факт их превышения.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ специалистами Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора на основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя от ДД.ММ.ГГГГ №-р/к «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица» проведено обследование территории на предмет соблюдения природоохранных требований, о чем составлен акт №, из которого следует, что в результате проведенного осмотра территории объектов Общества по адресу: <адрес> установлено наличие двух установок по сортировке сыпучих материалов FGX-48А, оборудованные источниками выброса в атмосферу – трубами с установленными дымососами, из которых на момент осмотра осуществлялся выброс.
24 и 29 января, ДД.ММ.ГГГГ специалистами Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора с участием специалистов <данные изъяты> лабораторного анализа и технических измерений по Енисейскому региону произведены отборы проб промышленных выбросов от установок по сортировке сыпучих материалов FGX-48А, о чем составлены протоколы отбора проб № от ДД.ММ.ГГГГ, № РХ 1г-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № РХ 3-г-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № РХ 4г-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно протоколам анализа № РХ 1/1г-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ, № РХ 3г-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ, № РХ 4г-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ Отдела лабораторного анализа и технических измерений по <адрес> в отобранных пробах выявлена запыленность газопылевых потоков в пробах от ДД.ММ.ГГГГ – 3,70,5 г/с (результаты анализа получены с отклонением от требований по эксплуатации ротаметра), в пробах от ДД.ММ.ГГГГ – 0,470,06 г/с, в пробах от ДД.ММ.ГГГГ – 0,2130,027 г/с.
Довод представителя Общества о том, что протоколы отбора проб № от ДД.ММ.ГГГГ, № РХ 1г-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ и протокол анализа № РХ 1/1г-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ являются недопустимыми доказательствами по делу, суд находит заслуживающим внимания.
Как следует из протокола отбора проб № РХ 1г-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ, при отборе специалистами <данные изъяты> проб воздуха на установке по сортировке сыпучих материалов (FGX-48А) применялся Ротаметр аппаратов ингаляционного наркоза Ротаметр <данные изъяты>.
Согласно руководству по эксплуатации Ротаметра аппаратов ингаляционного наркоза Ротаметра <данные изъяты> он предназначен для измерения расходов газов в аппаратах ингаляционного наркоза и других изделиях при температуре окружающего воздуха от 10 до 35 С.
Из протокола анализа № РХ 1/1г-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отбор проб ДД.ММ.ГГГГ проводился при температуре - 3,20,2С.
При таких обстоятельствах результаты анализа проб воздуха, полученных в помощью прибора, эксплуатация которого при указанной температуре не предусмотрена, вызывают сомнение в их достоверности, а потому протоколы отбора проб № от ДД.ММ.ГГГГ, № РХ 1г-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ и протокол анализа № РХ 1/1г-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть использованы в качестве доказательств по данному делу.
По результатам выездной проверки должностными лицами Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки № АВЗНТ-028-, из которого следует, что Общество на площадке углепогрузочного пункта по адресу: <адрес>, 7,5 км северо-восточнее <адрес> использует две установки по сортировке сыпучих материалов FGX-48А, с заводскими номерами <данные изъяты>, введенные в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, каждая из которых оборудована двумя стационарными организованными источниками выброса в атмосферу - трубами с установленными дымососами. Полученным ДД.ММ.ГГГГ Обществом разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установлены нормативы для одной установки FGX-48А, тогда как Общество осуществляет выброс загрязняющих веществ из трех организованных стационарных источников выбросов в атмосферу (труб) установок по сортировке сыпучих материалов FGX-48А в отсутствие установленных нормативов для организованных стационарных источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс.
Согласно п. 1, п. 1.1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Минприроды России от 25 июля 2011 года № 650, разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, устанавливаются по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения в соответствии с его ОКАТО с обобщением в целом по хозяйствующему субъекту) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому надзору.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) определяет понятие «загрязняющее вещество» - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы.
Согласно статье 12 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> Обществу выдано разрешение № на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен перечень и количество вредных веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух, на промплощадке, расположенной по адресу: <адрес>
В приложениях к указанному разрешению установлены нормативы выбросов как отдельно по каждому источнику загрязнения так и в целом по производственной территории, в том числе и нормативы по выбросам вредного (загрязняющего) вещества - пыль неорганическая: ниже 20% двуокиси кремния на 2020 год предусмотрены для стационарных источников: двух установок FGX-12А по 0,3128 г/с для каждой и установки FGX-48А - 1,2488 г/с, в целом по территории этот норматив установлен – 339,720 г/с.
Доказательств того, что указанные нормативы при осуществлении выбросов в атмосферный воздух Обществом превышены, материалы дела не содержат.
Согласно актам ввода в эксплуатацию №№, 108 установки FGX-48А по сортировке сыпучих материалов заводские номера SZCK-18-04, SZ 20190126 введены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с экспликацией оборудования FGX-48А указанная установка оборудована двумя воздуховодами очищенного воздуха системы аспирации.
Согласно п. 42, 45 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 07 августа 2018 года № 352 в случае ввода в эксплуатацию источника загрязнения атмосферного воздуха осуществляется корректировка данных инвентаризации выбросов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду не позднее одного года со дня ввода в эксплуатацию.
Установленный указанным порядком срок для проведения инвентаризации стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха Обществом на момент проведения проверки нарушен не был.
Таким образом, представленные административным органом материалы не позволяют сделать однозначный вывод о нарушении Обществом требований ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ, поскольку доказательств, достоверно свидетельствующих о выбросе Обществом вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, суду не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу положений ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуется в пользу этого лица, что соответствует положению части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судья, с учетом принципа презумпции невиновности, установленного ст. 1.5 КоАП РФ, приходит к выводу о наличии неустранимых сомнений в виновности Общества в совершении административного правонарушения, в связи с чем приходит к выводу о прекращении производства по делу на основании, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 29.10-29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░. 24.5 ░░░░ ░░ - ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.21 ░░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░