Дело № 2-957/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Хасавюрт 29 декабря 2014г.
Хасавюртовский районный суд РД в составе:
председательствующего судьи Хамавова Р.Ш.
при секретаре Хадисовой Ж.Н.,
с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД в г. Хасавюрт Абукарова У.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. и представителя администрации МО «село Моксоб» Хасавюртовского района РД главы администрации Алиева А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Хасавюрте дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в г. Хасавюрт в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «село Моксоб» Хасавюртовского района РД о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям по устранению нарушений законодательства об охране источников питьевого водоснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в г. Хасавюрт (далее ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Хасавюрт) обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «село Моксоб» Хасавюртовского района РД о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям по устранению нарушений законодательства об охране источников питьевого водоснабжения по тем основаниям, что Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан провел проверку исполнения законодательства по эксплуатации систем водоснабжения и обеспечения населения питьевой водой на территории муниципального образования «село Моксоб» Хасавюртовского района РД. Проверкой выявлены следующие нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при охране и использовании источников питьевого водоснабжения на указанной территории, а именно: территории, где размещены артскважины, не забетонированы и не благоустроены; нет согласованной программы производственного контроля и договора на проведение лабораторных исследований, лабораторные исследования качества подаваемой населению питьевой воды не проводятся; не ведется учет аварий и утечек водопроводной сети; не проводится плановая ревизия и профилактическая дезинфекция водопроводной сети; нет санитарно-эпидемиологического заключения на зоны санитарной охраны водных объектов. Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. В соответствии со ст.18 Федерального закона от 30.09.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее-водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Согласно ст.19 ФЗ N 52-ФЗ от 30 марта 1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношениях, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. В соответствии с ст.25 Федерального закона Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" производственный контроль качества питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 26.09.2001г., установлено, что санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях (пункт 1.4). На основании вышеуказанного было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. об устранении нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства. Несмотря на ранее выявленные ими нарушения, администрацией МО «село Моксоб» Хасавюртовского района РД требования вышеуказанных нормативно-правовых актов по организации санитарно-эпидемиологического законодательства по охране источников питьевого водоснабжения не выполняются в полном объеме и по настоящее время. Так, в соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления поселения подпунктами 1, 2 и 3 п. 1 ст. 14, подпунктом 3 п. 1 и п. 2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и подпунктами 1, 2 и 3 п.1 ст.13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» предоставлены соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; создание муниципальных предприятий и учреждений, размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых для поселения вопросов и т.д. В силу ч.4 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 16.09.2003г. №131-Ф3 к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения. В соответствии со ст.46 ГПК РФ Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц. По указанным основаниям он просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «село Моксоб» Хасавюртовского района РД по охране источников питьевого водоснабжения, обязать ответчика в двухмесячный срок с момента вступления в силу решения суда провести капитальный ремонт водоочистных сооружений и привести его в соответствие с санитарными нормами, организовать производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с требованиями п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 ««Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Представитель истца Абукаров У.А., действующий на основании доверенности со всеми правами, в судебном заседании поддержал доводы и требования, изложенные в исковом заявлении в полном объеме.
Представитель ответчика – глава администрации МО «село Моксоб» Хасавюртовского района Алиев А.О., действующий на основании прав по должности, в судебном заседании иск не признал, ссылаясь при этом на отсутствие финансовых средств для устранения указанных в исковом заявлении недостатков. Проведение капитального ремонта водоочистных сооружений данного населенного пункта и приведение его в соответствие с санитарными нормами, а также организация производственного контроля качества питьевой воды в соответствии с требованиями закона требуют больших финансовых затрат, которых у администрации не имеется. Именно это является причиной указанных нарушений.
Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст.11 и 19 ФЗ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствие с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ Правительство РФ Постановлением от 23 мая 2006 года N307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил установлено, что холодное водоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединительной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
С целью создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой, как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации Госстроем России утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (Приказ от 30 декабря 1999г. N 168).
Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.
В соответствии с пунктом 2.10.1 ПТЭ водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных пунктов установлены санитарными правилами (СанПиН 2.1.4.1074-01) «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача от 26 сентября 2001г. N 24.
Согласно п.4.1, 4.8 указанных правил, за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям.
Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролируют качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети (п.4.2).
Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды (п.4.7).
В силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Устав муниципального образования «село Моксоб» Хасавюртовского района Республики Дагестан дублирует указанное положение Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в п. 4 ч. 1 ст. 6 закрепляет, что к вопросам местного значения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Несоблюдение ответчиком требований СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 26 сентября 2001г. за N 24, при подаче населению питьевой воды, подтверждается делом об административном правонарушении № в отношении главы МО «село Моксоб» Хасавюртовского района РД Алиева А.О., в частности актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ года, в результате которой установлено, что в период проведения плановой проверки 16.07.2014г. в 10час.00мин. в МО «село Моксоб» Хасавюртовского района РД на балансе находится одна артскважина. На артскважине не проводится плановая дезинфекция разводящей водопроводной сети и сети после ликвидации утечек. Устье артскважины не забетонировано в радиусе 2м. Не ведется журнал регистрации утечек на водопроводных сетях. Нет рабочей программы производственного контроля за качеством питьевой воды. Не заключен договор с аккредитованной лабораторией на проведение исследований воды в рамках производственного лабораторного контроля. Выявленные нарушения являются нарушением требований СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества», Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В связи с этим было вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ года. В этот же день был оформлен протокол об административном правонарушении за № по ст. 6.5 КоАП РФ в отношении главы МО «село Моксоб» Хасавюртовского района РД Алиева А.О., по результатам рассмотрения которого, последний был признан виновным в допущении нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, в частности за не проведение производственного контроля, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 руб. Указанное постановление исполнено, назначенный штраф уплачен.
Согласно дела об административном правонарушении № в отношении главы МО «село Моксоб» Хасавюртовского района РД Алиева А.О. осуществлена проверка выполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ., подтверждением чему является акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ. об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.1 КоАП РФ. За указанное нарушение в отношении главы МО «село Моксоб» Хасавюртовского района РД приняты меры административного воздействия – постановлением мирового судьи судебного участка №128 Хасавюртовского района РД от ДД.ММ.ГГГГ. Алиев А.О. привлечен к административной ответственности по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 1000 руб. Данное постановление исполнено, назначенный штраф уплачен.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ Роспотребнадзор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствие со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Представителем ответчика не представлено суду доказательств надлежащего исполнения им санитарно-эпидемиологических требований при подаче питьевой воды населению. Отсутствие физических, технических и финансовых средств не освобождает ответчика от обязанности надлежащим образом выполнять возложенные на него законом обязанности по обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Кроме того, в силу статей 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Несоблюдение установленных законодательством требований может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вплоть до распространения опасных заболеваний, когда жизнь и здоровье граждан будут поставлены под угрозу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.
Суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей установить срок в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД в г. Хасавюрт в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «село Моксоб» Хасавюртовского района о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям по устранению нарушений законодательства об охране источников питьевого водоснабжения удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации муниципального образования «село Моксоб» Хасавюртовского района РД по охране источников питьевого водоснабжения.
Обязать администрацию муниципального образования «село Моксоб» Хасавюртовского района РД в двухмесячный срок с момента вступления в силу решения суда провести капитальный ремонт водоочистных сооружений и привести его в соответствие с санитарными нормами.
Обязать администрацию муниципального образования «село Моксоб» Хасавюртовского района РД организовать производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с требованиями п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 26 сентября 2001г. за N 24.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня его оглашения путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд РД.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий подпись Р.Ш.Хамавов