Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2015 года г. Зарайск
Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Муштакова В.С.,
при секретаре судебного заседания Шевчук Ю.А.,
с участием истца Логиновой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-410/2015 по иску Логиновой Н.Е. к Министерству социальной защиты населения Московской области в лице Зарайского отдела Министерства социальной защиты населения Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении социальных льгот, обязании выплатить единовременное пособие при рождении второго ребенка, о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка до трех лет,
У С Т А Н О В И Л:
Логинова Н.Е. обратилась в Зарайский городской суд Московской области с исковым заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении социальных льгот, обязании выплатить единовременное пособие при рождении второго ребенка, о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка до трех лет, указав, с учетом принятых судом уточнений, следующее:
Истица, Логинова Н.Е., --- г.р., --- г. родила дочь, Л.С.В., свидетельство о рождении --- № --- от 26.09.2014г. (старший сын – Л.В.В., --- г.р., свидетельство о рождении --- № --- от 13.01.2009 г.).
За период с 09.10.2014г. по 16.04.2015г. Логинова Н.Е. неоднократно обращалась в органы ФМС России с заявлением о регистрации по месту жительства ее новорожденной дочери – Л.С.В.,--- г.р.
--- г. (С. было всего 23 дня от роду) истица обратилась в администрацию сельского поселения --- с заявлением о регистрации по месту жительства своей новорожденной дочери, Л.С.В.
В ответ она получила письмо №581 от 09.10.2014 г.,в котором отказано в регистрации по месту жительства ее новорожденной дочери, в связи с отсутствием жилого строения. 12.07.2014 г. было возбуждено уголовное дело №92116 по факту поджога целого жилого дома, принадлежащего маме истицы – М.Н.И. - расположенного по адресу: (адрес 1).
21.10.2014 г. Логинова Н.Е. обратилась в ОУФМС России по Московской области по Зарайскому муниципальному району с заявлением о регистрации по месту жительства ее новорожденной дочери, Л.С.В., --- г.р.
Был получен ответ №Л-13 от 21.10.2014 г., в котором указано, что регистрация граждан РФ осуществляется после вселения в жилое помещение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №713. Также дается определение места жительства, и указано, что проведенной проверкой установлено, что жилой дом отсутствует. В связи с этим мне отказано в регистрации по месту жительства моей новорожденной дочери, Л.С.В., --- г. р.
13.11.2014 г. через сайт ФМС России в адрес начальника УФМС России по Московской области М.О.А. Логиновой Н.Е. было направлено письменное заявление о регистрации по месту жительства ее новорожденной дочери – Л.С.В., --- г.р.
08.12.2014 г. получено письмо б/н (на эл. почту) от УФМС России по МО. От начальника ООП и РР Ф.И.В. В письме сообщалось, что ребенка необходимо зарегистрировать по другому адресу, а по указанному адресу регистрация фиктивная. Материалы обо всех зарегистрированных там гражданах направлены в прокуратуру для осуществления надзора. Сообщалось также о возможном принудительном снятии с регистрационного учета всех зарегистрированных по данному адресу граждан (о том, что дом уничтожен злоумышленниками в середине апреля 2014 года, нигде не указано).
10.12.2014 г. через сайт ФМС России Логиновой Н.Е. было отправлено письмо на имя начальника ФМС России Ромодановского К.О. с заявлением о регистрации по месту жительства ее новорожденной дочери – Л.С.В., --- г.р.
19.12.2014г. на электронную почту пришло ответное письмо из ФМС России №Мс-3/з-100855 от 19.12.2014 г., в котором говорится, что обращение истицы направлено для рассмотрения в УФМС России по Московской области. О результатах рассмотрения буду проинформирована дополнительно.
22.12.2014 г. истицей получено письмо из УФМС России по Московской области №1/3-Л/438 от 20.12.2014г. (ответ на письмо, отправленное в ФМС России 10.12.2014г., к уведомлению №Мс-3/з- 100855 от 19.12.2014г.), в котором говорится, что регистрация по месту жительства осуществляется по факту вселения в жилое помещение. Также указано, что у семьи истицы фиктивная прописка и что готовятся документы для направления в Зарайскую городскую прокуратуру для подготовки исковых заявлений и направления в городской суд для снятия их с регистрационного учета по месту жительства по данному адресу.
27.02.2015 г. было подано очередное заявление в ОУФМС России по Московской области по Зарайскому муниципальному району о регистрации по месту жительства новорожденной дочери истицы – Л.С.В., --- г.р.
27.03.2015г. получено отказное письмо из ОУФМС России по Московской области, но Зарайскому муниципальному району №3/л-1 от 03.03.2015г.
19.03.2015 г. через сайт ФМС России было отправлено повторное обращение о регистрации ее новорожденной дочери – Л.С.В., --- г.р. на имя Ромодановского К.О. с указанием того, чтобы обращение истицы было направлено лично Ромодановскому К.О. в связи с тем, что г-жа М.В.В. «спустила» обращение Логиновой Н.Е. «вниз» и оставила без контроля.
04.04.2015г. из ФМС России истицей получено письмо №МС-3/16367 от 27.03.2015г., в котором было разрешено зарегистрировать по месту жительства ее новорожденную дочь – Л.С.В.., --- г.р. по адресу: (адрес 1).
16.04.2015г. дочь Логиновой Н.Е. – Л.С.В., --г.р. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: (адрес 1) (после того, как начальник ОУФМС России по Московской области по Зарайскому муниципальному району – Л.Н.Ю. - получила соответствующее распоряжение).
В соответствии с п.1 ст.6 Закона Московской области №1/2006-03 от 12 января 2006 г. «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» в редакции Законов Московской области от 30.12.2014 г. №206/2014-03, принятым Постановлением Московской областной думы от 21.12.2005г. №5/163-11 («Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим "величину прожиточного минимума", установленную в Московской области на душу населения, если ребенок, на которого назначается пособие, зарегистрирован по месту жительства в Московской области»).
В соответствии с п.1 ст.11 Закона Московской области №1/2006-03 от 12 января 2006г. «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» единовременное пособие при рождении ребенка (детей) назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (детей).
---- г. (возраст С. 5 мес. 10 дн.) Логинова Н.Е. обратилась в Зарайское отделение социальной защиты населения по Московской области с заявлением о назначении единовременного пособия на второго ребенка – Л.С.В., --- г.р.
02.03.2015 г. истицей было получено Решение об отказе в выплате единовременного пособия по уходу за вторым ребенком №25 от 02.03.2015г., в котором говорится, что ей отказано в выплате единовременного пособия в связи с отсутствием у ее дочери – Л.С.В.. --- г.р. регистрации по месту жительства в Московской области.
В соответствии с п.1ст.7 Закона Московской области №1/2006-03 от 12 января 2006г. «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» в редакции Законов Московской области от 30.12.2014 г. №206/2014-03, принятым Постановлением Московской областной думы от 21.12.2005 г. №5/163-П («Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области»).
В соответствии с п.2 ст.11 Закона Московской области №1/2006-03 от 12 января 2006г. «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» ежемесячное пособие на ребенка (детей) назначается с месяца рождения ребенка, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка. При обращении за ежемесячным пособием на ребенка по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка, пособие назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении пособия со всеми необходимыми документами.
--- г. (возраст С. 5 мес. 10 дней) Логинова Н.Е. обратилась в Зарайское отделение социальной защиты населения по Московской области с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка до 3-х лет – Л.С.В. (как одинокая мама).
02.03.2015 г. истицей был получено решение об отказе в выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 3-х лет №565 от 02.03.2015г., в котором говорится, что ей отказано в выплате ежемесячного пособия в связи с отсутствием у ее дочери — Л.С.В., --- г.р. - регистрации по месту жительства в Московской области.
16.04.2015г. после того, как новорожденная дочь Логиновой Н.Е. – Л.С.В. --- г.р. - была зарегистрирована по месту жительства по адресу: (адрес 1), она повторно обратилась в Зарайское отделение социальной защиты населения по Московской области с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка до 3-х лет – Л.С.В. (как одинокая мама).
В результате истице было назначено ежемесячное пособие на ребенка до 3-х лет (одинокая мама) с 01.04.2015 г.
Таким образом, осталось невыплаченным ежемесячное пособие на ребенка до 3-х лет в размере ---рублей и единовременное пособие при рождении второго ребенка в размере --- руб.
На основании изложенного с учетом принятых судом уточнений, истица просит суд: - признать незаконным решение Зарайского управления социальной защиты населения №25 от 02 марта 2015 года об отказе Логиновой Н.Е. в установлении меры социальной поддержки «Единовременное пособие при рождении ребенка» по категории семьи при рождении второго ребенка;
- признать незаконным решение Зарайского управления социальной защиты населения № 565 от 02 марта 2015 года об отказе Логиновой Н.Е. в установлении меры социальной поддержки «Ежемесячное пособие на ребенка» по категории дети из неполных семей, из семей одиноких матерей;
- обязать Зарайское управление социальной защиты населения выплатить Логиновой Н. Е. единовременное пособие при рождении второго ребенка Л.С.В., --- года рождения, в размере --- (---) рублей.
- обязать Зарайское управление социальной защиты населения выплатить Логиновой Н. Е. ежемесячное пособие на ребенка до трех лет Л.С.В., --- года рождения, в размере --- (---) рублей --- копейки.
В судебном заседании истица Логинова Н.Е. поддержала уточненные исковые требования, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Московской области в лице Зарайского отдела социальной защиты населения Московской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, письменно просили рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Суд считает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст.167 ГПК РФ без участия представителя истца, надлежащим образом уведомленного о дате и месте слушания дела, без ущерба для судебного разбирательства.
Суд, исследовав и юридически оценив представленные по делу доказательства, приходит к следующему:
Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подпункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие при рождении ребенка, являются видами государственных пособий гражданам, имеющим детей, которые выплачиваются, в том числе, и гражданам Российской Федерации, проживающим на территории России (статьи 1, 3 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
Согласно ст. ст. 6, 7 Закона Московской области 1/2006-ОЗ от 12.01.2006 г. "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если ребенок, на которого назначается пособие, зарегистрирован по месту жительства в Московской области.
Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.
Статья 20.9. указанного закона предусматривает право на ежемесячную денежную выплату семье со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения в случае рождения третьего ребенка или последующих детей, имеющих место жительства в Московской области, которую может получать один из родителей, имеющий место жительства в Московской области.
Как установлено судом, Логинова Н.Е. является матерью несовершеннолетней Л. С.В., --- года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении --- № --- от 26.09.2014 г. (л.д.13).
27.02.2015 г. Логинова Н.Е. обратилась в Зарайское отделение социальной защиты населения по Московской области с заявлением о назначении единовременного пособия на второго ребенка – Л.С.В.,--- г.р. (л.д.33,34)
02.03.2015 г. истицей было получено Решение об отказе в выплате единовременного пособия по уходу за вторым ребенком №25 от 02.03.2015г., в котором говорится, что ей отказано в выплате единовременного пособия в связи с отсутствием у ее дочери — Л.С.В., --- г.р. регистрации по месту жительства в Московской области (л.д.35).
Истица считает, что данный отказ Зарайского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области незаконным в связи с тем, что на момент подачи заявления о назначении дополнительной единовременной выплаты семьям на рождение первого, второго, третьего и последующих детей от 27.02.2015 г., а также заявления о назначении ежемесячного пособия на ребенка от 27.02.2015 г., истица вела переписку с органами УФМС по вопросу регистрации ее несовершеннолетней дочери Л.С.В., ---- г.р.
09.10.2014 г. истица обратилась к Главе сельского поселения --- Зарайского района Московской области Ш.С.В. с заявлением о регистрации ее несовершеннолетней дочери Л.С.В. по адресу: (адрес 1) (л.д.16).
09.10.2014 г. Глава сельского поселения --- Зарайского района Московской области Ш.С.В. сообщил Логиновой Н.Е., что отказывает в регистрации несовершеннолетней дочери истицы в связи с тем, что дом по указанному адресу отсутствует (л.д.17).
Как следует из материалов гражданского дела, а также объяснений Логиновой Н.Е., 12.07.2014 г. СО ОМВД России по Зарайскому району было возбуждено уголовное дело №92116 по факту поджога дома, расположенного по адресу: (адрес 1), имевший место в период времени с 21.04.2014 г. по 23.04.2014 г. (л.д.15).
С аналогичным заявлением Логинова Н.Е. 21.10.2014 г. обратилась к начальнику ОУФМС России по Московской области по Зарайскому муниципальному району Л.Н.Ю. (л.д.18).
21.10.2014 г. Логинова Н.Е. получала сообщение, в котором Врио начальника ОУФМС России по Московской области по Зарайскому муниципальному району К.О.В., указала, что поскольку жилой дом по адресу: (адрес 1) отсутствует, то заявление о регистрации несовершеннолетней Л.С.В. не представляется возможным (л.д.19).
Последующее заявление начальнику УФМС России по Московской области М.О.А. от 13.11.2014 г. о регистрации несовершеннолетней Л.С.В. по адресу: (адрес 1), также осталось без удовлетворения (л.д.21,22).
12.12.2014 г. истица Логинова Н.Е. направила заявление на имя руководителя ФМС России Ромодановскому К.О., в котором указала, что в связи с тем, что отказ в регистрации ее новорожденной дочери УФМС России по
Московской области считает неправомерным, так как он нарушает права ее несовершеннолетних детей.
Логиновой Н.Е. было отказано в регистрации новорожденного ребенка в Администрации --- сельского поселения, в ОУФМС России по МО по Зарайскому муниципальному району, в УФМС России по МО.
Отсутствие регистрации по месту жительства ребенка уже повлекло за собой отказ в получении детского питания в молочной кухне до достижения ребенком 2-х лет, детского пособия на обоих несовершеннолетних детей; а в дальнейшем - оформление в детский сад, школу, в государственные развивающие кружки и спортивные секции, медицинское обслуживание, ипотека, и прочие федеральные и социальные блага и льготы.
По данному адресу находился жилой дом, собственником которого является мама истицы с 2001г., М.Н.И..
По этому адресу постоянно зарегистрирована семья Логиновой Н.Е.:
Мать – М.Н.И. (собственник дома и земельного участка)
Брат – Л.Л.Е., с 2006г.
Сын – Л.В.В. ( --- лет) с 2009г.
Другого жилья они не имеют. Проживают в Москве у дальних родственников, так как все работают в Москве. В доме жили в летнее время года, по выходным дням и во время отпуска.
С 2008г. в доме проводился капитальный ремонт. Он еще не был закончен.
Последние два года дом был законсервирован (в связи с затрудненными материальными обстоятельствами и состоянием здоровья). В нем никто не проживал.
Планировалось в связи с рождением второго ребенка использовать материнский капитал на строительство второго этажа.
В апреле 2014г. дом был уничтожен (похищен, с последующим поджогом) злоумышленниками. Ведется следствие.
В --- 2014г. у Логиновой Н.Е. родилась дочь.
09.10.2014г. она обратилась в --- сельский совет с заявлением о регистрации ее новорожденной дочери по месту ее постоянной регистрации как мамы. В регистрации дочери Логиновой Н.Е. было отказано по причине отсутствия дома. Главой ---администрации ей было сказано, что регистрация новорожденного ребенка является злым умыслом с ее стороны.
21.10.2014г. Логинова Н.Е. обратилась в ОУФМС России по МО по Зарайскому муниципальному району с заявлением о регистрации ее новорожденной дочери по месту ее постоянной регистрации. В регистрации дочери было отказано по причине отсутствия дома (сначала ОУФМС осуществляет вселение в жилое помещение, а потом регистрирует). Начальником УФМС России по МО по Зарайскому муниципальному району устно истице было сказано, что их дом по указанному адресу является «Резиновым» и регистрация всех членов семьи «Фиктивная», а также, что с прокуратурой все договорено. В связи с чем, 14.11.2014г. истицей были отправлены в адрес начальника ОУФМС заявления о разъяснении ей правовых актов, на основании которых ей было отказано в регистрации новорожденного ребенка, а также запрос от имени ее мамы, М. Н.И. в адрес Л.Н.Ю. о предоставлении данных о всех зарегистрированных (постоянно и временно) жильцах со дня его приобретения. Ответ НЕ получен.
14.11.2014г. Логинова Н.Е. обратилась в УФМС России по МО с заявлением о регистрации новорожденной дочери по месту ее постоянной регистрации. В регистрации дочери было отказано и сообщено, что ее регистрация по месту жительства по указанному мною адресу, где зарегистрирована вся ее семья, собственником которого является мама истицы, является фиктивной, а также что материалы регистрации граждан, зарегистрированных по указанному адресу, могут быть направлены в Зарайскую прокуратуру МО для принятия мер в порядке надзора.
Также в ответе УФМС России по МО сказано, что ст.7 Закона РФ от 25.06.1993г. №5242-1, предусмотрено снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета в случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина РФ по месту жительства - на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
В связи с чем, Логинова Н.Е. предполагает, что она, ее малолетний сын, мама и брат могут быть сняты с регистрационного учета. Только потому, что они зарегистрированы постоянно в их собственном доме, а проживают в Москве, а также, потому что сам дом был уничтожен злоумышленниками. Другого жилья предоставлено не было, куда она могла бы перепрописать свою семью. В настоящее время Логинова Н.Е. собирает документы для постановки в очередь как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного просила руководителя ФМС России Ромодановского К.О. разобраться в сложившейся ситуации и оказать ей содействие в интересах двух малолетних детей (л.д.29-31).
27.03.2015 г. Логинова Н.Е. получила ответ от начальника ФМС России Аксенова А.А., в которой указывает, что обращение, в котором Логинова Н.Е. сообщаете о сложившейся ситуации, связанной с утратой жилого помещения по независящим от нее причинам, и просит о содействии в регистрации по месту жительства несовершеннолетней Л.С.В., --- г.р., по адресу: (адрес 1), где она значится зарегистрированной по месту жительства, рассмотрено.
Согласно понятию, данному в статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г: № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - это фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Вместе с тем, с учетом сложившейся ситуации, в целях обеспечения соблюдения Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, и защиты конституционных прав ребенка, исходя из норм статьи 20 Гражданского и статьи 65 Семейного кодексов Российской Федерации, требовании разумности и гуманности, полагаем возможным, в порядке исключения, зарегистрировать несовершеннолетнего ребенка по месту жительства истицы.
В этой связи Логиновой Н.Е. рекомендовали обратиться в приемные дни в территориальное подразделение У ФМС России по Московской области для оформления регистрации по месту жительства Вашей дочери по вышеуказанному адресу. Соответствующее поручение в УФМС России по Московской области направлено (л.д.32).
28.04.2015г. Логиновой Н.Е. от Зарайского управления социальной защиты населения было направлено уведомление об установлении меры социальной поддержки «Ежемесячного пособия на ребенка», в котором указано, что по результатам рассмотрения представленных документов и на основании Закона Московской области от 12.01.2006 г. №1/2006-ФЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» и Постановления Правительства Московской области от 14.08.2012 г. №989/30 «Об утверждении порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области» вынесено решение от 28.04.2015 г. №1108 об установлении меры социальной поддержки «Ежемесячное пособие на ребенка» с 01.04.2015 г. по 30.09.2015г. в размере --- рублей (л.д.39).
В судебном заседании истица Логинова Н.Е. пояснила, что за назначением ей пособия по уходу за ребенком до 3-х лет она обратилась своевременно, до того, как ее дочь достигла возраста шести месяцев. Но, поскольку по независящим от нее причинам, она смогла зарегистрировать свою несовершеннолетнюю дочь Л.С.В., --- г.р., только 16.04.2015г., то считает решение об отказе в выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 3-х лет, незаконным и просит суд его отменить. Также истица просит обязать Зарайский отдел социальной защиты населения Московской области выплатить ей единовременное пособие при рождении второго ребенка Л.С.В., --- г.р., а в размере --- рублей; выплатить ежемесячное пособие на ребенка до 3-х лет в размере --- рубля из расчета --- руб. в месяц с 17.09.2014г. по 31.12.2014г. и из расчета --- руб. в месяц с 01.01.2015 г. по 31.03.2015 г.).
При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Логиновой Н.Е. подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства свидетельствуют о том, что несовершеннолетняя Л.С.В., --- г.р., так же как и ее мать Логинова Н.Е. имеет местожительство на территории Московской области.
Из анализа положений статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", ст. 20 ГК РФ следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Также судом установлено, что на момент подачи Логиновой Н.Е. заявления о назначении ежемесячного пособия на ребенка несовершеннолетняя Л.С.В. проживала на территории Московской области. В данном случае регистрации по месту жительства не имеет ввиду отсутствия у родителей жилого помещения.
Проанализировав положения ст. 1 Закона Московской области 1/2006-ОЗ от 12.01.2006 г., суд пришел к выводу, что отсутствие у Л.С.В., 17.09.2014 года рождения, регистрации по месту жительства в Московской области, не должно препятствовать в получении пособия в связи с ее рождением, поскольку, действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N, от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 2 июня 2011 года N 11-П; Определения от 13 июля 2000 года N, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и др.).
В то же время суд, признавая за истцом право на получение ежемесячного пособия на Л.С.В. с даты обращения с заявлением об его назначении, учитывает, что, в силу ч. 2 ст. 11 Закона Московской области 1/2006-ОЗ от 12.01.2006 г. ежемесячное пособие на ребенка (детей) назначается с месяца рождения ребенка, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка.
Материалами дела подтверждено, что истица Логинова Н.Е. обратилась с заявлением в Зарайское отделение социальной защиты населения по Московской области о назначении ежемесячного пособия на ребенка до 3-х лет до того, как прошло шесть месяцев с месяца рождения ребенка. На момент подачи заявления Логиновой С.В. было пять месяцев и 10 дней.
Учитывая, что обращение имело место в течение шести месяцев, право на получение данного пособия возникло с 27.02.2015 года.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Истицей оплачена государственная пошлина в размере --- рублей, которая подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Логиновой Н.Е. о признании незаконным отказа в предоставлении социальных льгот, обязании выплатить единовременное пособие при рождении второго ребенка, о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка до трех лет, удовлетворить.
Признать незаконным решение Зарайского управления социальной защиты населения № 25 от 02 марта 2015 года об отказе Логиновой Н.Е. в установлении меры социальной поддержки «Единовременное пособие при рождении ребенка» по категории семьи при рождении второго ребенка.
Признать незаконным решение Зарайского управления социальной защиты населения № 565 от 02 марта 2015 года об отказе Логиновой Н.Е. в установлении меры социальной поддержки «Ежемесячное пособие на ребенка» по категории дети из неполных семей, из семей одиноких матерей.
Обязать Зарайское управление социальной защиты населения выплатить Логиновой Н.Е. единовременное пособие при рождении второго ребенка Л.С.В., --- года рождения, в размере --- (---) рублей.
Обязать Зарайское управление социальной защиты населения выплатить Логиновой Н.Е. ежемесячное пособие на ребенка до трех лет Л.С.В., --- года рождения, в размере --- (---) рублей --- копейки.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Московской области в лице Зарайского отдела Министерства социальной защиты населения Московской области в пользу Логиновой Н.Е. расходы по оплате государственной пошлины в размере --- (----) рублей --- копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решением суда в окончательной форме изготовлено 24 июля 2015 года.
Судья В.С. Муштаков