Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ13 марта 2012 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Рысьевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верейкиной Л.Я. к Бахталиной Л.С. и Верейкину В.С. о включении имущества в наследственную массу,
У С Т А Н О В И Л:
Верейкина Л.Я. обратилась в суд с названными исковыми требованиями к Бахталиной Л.С. и Верейкину В.С. по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ года умер ее муж - С.. На ул. <адрес> располагается гараж, который был оформлен на имя супруга. Она является наследником по Закону на оставшееся после смерти мужа имущество. При обращении в Кемскую нотариальную контору для оформления свидетельства о принятии наследства, выяснилось, что необходимо решение суда о включении гаража в наследственную массу. Просит включить в наследственную массу гараж, расположенный <адрес> принадлежащий по праву собственности умершему С.
В судебном заседании истец Верейкина Л.Я. исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что ее муж построил гараж в конце 80-х годов. Все документы оформлялись на мужа, ему выдали разрешение на строительство и документы на земельный участок. В мэрии взяли документы, чтобы платить за земельный участок, но никто не сказал и муж не знал, что гараж нужно зарегистрировать в собственность. С момента постройки гаража и до смерти мужа, муж пользовался гаражом, держал в нем свой автомобиль. Их совместные с С. дети - ответчики по делу, отказались от вступления в наследство после смерти мужа в ее пользу.
Ответчик Бахталина Л.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что гараж строил ее отец - С. и всегда держал в нем машину. Почему он не оформил гараж в собственность, она не знает. Она отказалась от получения наследства после смерти отца в пользу матери - Верейкиной Л.Я.
Ответчик Верейкин В.С. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что гараж построил вместе с отцом - С., когда в 1987 году пришел из армии. Место под строительство гаража было выделено отцу. Вместе с отцом в <данные изъяты> получал разрешение на подключение электроэнергии к гаражу. С момента постройки гаража отец оплачивал электроэнергию, налог на земельный участок под гараж, пользовался гаражом до самой смерти - держал в нем машину. Отец не оформил гараж в собственность, так как никто об этом ему не говорил, он об этом не знал.
Третье лицо - нотариус Кемского нотариального округа Васильева Т.А. в судебное заседание не явилась, будучи должным образом извещена о времени и месте судебного заседания, однако от нее поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие 3-его лица.
Заслушав истца, ответчиков, изучив материалы дела, а также материалы наследственного дела №, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о смерти серии I - ГИ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <адрес> Управления ЗАГС Республики Карелия Российской Федерации (запись акта о смерти №) (л.д. <данные изъяты>).
В соответствии с выпиской из решения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельных участков под строительство» <данные изъяты> городского Совета народных депутатов (л.д. <данные изъяты>) С. было разрешено строительство гаража. ДД.ММ.ГГГГ С. было получено разрешение на отпуск мощности в АО «<данные изъяты>» для гаража (л.д. <данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ был составлен Акт № технического осмотра перед вводом в эксплуатацию электроустановок гаража, владельцем которого указан С. (л.д. <данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, где владельцем частного гаража указан С. (л.д. <данные изъяты>). В соответствии с выпиской из постановления администрации <данные изъяты> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков в аренду под построенными гаражами» (л.д. <данные изъяты>) С. предоставлен в аренду земельный участок размером <данные изъяты> кв. метров под построенным гаражом в кирпичном исполнении сроком на 11 месяцев. Как следует из договора № аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>), который был заключен администрацией <данные изъяты> муниципального района в лице главы администрации Р. и С., земельный участок размером <данные изъяты> кв. метров под построенным гаражом предоставлен С. сроком на 11 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 2.2 договора предусмотрено продление договора.
Спорный гараж был введен в эксплуатацию в 1987 году, что подтверждается Кадастровым паспортом на гараж инвентарный №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный <адрес> (л.д. <данные изъяты>) и техническим паспортом на указанный гараж (л.д. <данные изъяты>). С. при жизни вносил арендную плату за земельный участок под гаражом, что подтверждается копиями квитанций об оплате (л.д. <данные изъяты>), а также оплачивал электроэнергию, потребляемую электроустановками гаража, что подтверждается квитанциями об оплате (л.д<данные изъяты>).
Право собственности на указанный гараж за С. не зарегистрировано, что подтверждается Техническим паспортом на гараж (л.д. <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ С. умер, не зарегистрировав при жизни право собственности на гараж в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, в связи с чем его жена, как наследник по закону, не имеет возможности вступить в права наследования.
Истец Верейкина Л.Я., в соответствии со ст. 1142 Гражданского кодекса РФ является наследником по закону первой очереди на вышеуказанный гараж, так как приходится супругой умершему С., что подтверждается свидетельством о браке серии II-ЦЮ №, выданным ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, о чем в книге записей актов гражданского состояния произведена запись за № (л.д. <данные изъяты>).
Ответчики Бахталина Л.С. и Верейкин В.С. также являются наследниками по закону первой очереди на вышеуказанный гараж, так как приходятся дочерью и сыном умершему С., что подтверждается: свидетельством о рождении В. серии I-ГИ №, выданным Р/б ЗАГС <адрес>, актовая запись о рождении №, свидетельством о рождении Верейкина В.С. серии I-ГИ №, выданным отделом ЗАГС <адрес> Управления ЗАГС Республики Карелия, актовая запись о рождении №, в которых указано, что родителями В. и Верейкина В.С. являются С. и Верейкина Л.Я., а также свидетельством о заключении брака В. и Б. серии I-ГИ №, из которого следует, что В. присвоена фамилия Бахталина. Копии перечисленных документов содержатся в наследственном деле №, открытом после смерти С.
Согласно материалам наследственного дела № наследниками на имущество С., оставшееся после его смерти, являются: жена - Верейкина Л.Я., дочь - Бахталина Л.С. и сын - Верейкин В.С.. 22 и 29 декабря 2011 года, соответственно, от Бахталиной Л.С. и Верейкина В.С. нотариусу Кемского нотариального округа Республики Карелия поступили заявления об отказе от причитающейся им доли на наследство после смерти их отца - С. в пользу его жены - Верейкиной Л.Я.
В соответствии со статьей 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Согласно ч. 1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Частью 2 ст. 218 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
Исходя из положений ст. 219 ГК РФ право собственности на здание, сооружение и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Однако сам по себе факт отсутствия регистрации права собственности, не может послужить причиной отказа в исковых требованиях.
При таких обстоятельствах, на основании изложенного и ст., ст. 218, 219 ГК РФ, суд удовлетворяет иск и включает спорный гараж в наследственное имущество, открывшееся после смерти С., умершего ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в судебном заседании было установлено, что гараж инвентарный номер №, расположенный на <адрес> был построен С. на основании разрешения <данные изъяты> городского Совета народных депутатов, при жизни С. владел, пользовался и распоряжался гаражом, однако не зарегистрировал свое право собственности на гараж, так как умер, что подтверждается показаниями истца, ответчиков, а также изученными в судебном заседании и приведенными выше документами. Суд при принятии решения также учитывает, что ответчики - дети супругов Верейкиных, являющиеся наследниками по закону первой очереди, возражений по иску не имеют, на наследство после смерти отца не претендуют и отказались от причитающейся им доли наследства в пользу своей матери - истца Верейкиной Л.Я.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Верейкиной Л.Я. к Бахталиной Л.С. и Верейкину В.С. - удовлетворить.
Включить в наследственную массу после смерти ДД.ММ.ГГГГ С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> - гараж, инвентарный №, общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенный на улице <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательном виде.
Судья В.С. Гордевич
Решение в окончательном виде вынесено 14 марта 2012 года.