Дело № 2-867/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Суд <адрес> имени <адрес> в составе председательствующего судьи Гончарука М.А.,
при секретаре ФИО4,
с участием:
истца ФИО3
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени <адрес> о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ
ФИО3 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени <адрес> (далее УПФ РФ в районе имени Лазо) с иском о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указывал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в средней школе <адрес> в должности старшего пионервожатого; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионервожатого, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего воспитателя в Вяземской школе-интернате № для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон). ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена досрочная пенсия по старости, которую он получал с 08.04.2015.
ДД.ММ.ГГГГ им было получено решение УПФ РФ в районе имени Лазо № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты пенсии, из которого следует, что при проверки выплатного дела было выявлено недостаточное исчисление специального стажа.
Со ссылками на нормы пенсионного законодательства и правовые позиции Конституционного суда РФ указывает, что с решением пенсионного фонда он не согласен, поскольку ответчиком неправомерно исключены из его трудового стажа, указанные им периоды работы в должностях пионервожатого и старшего воспитателя в образовательных учреждениях, которые подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Просит признать незаконным решение УПФ РФ в районе имени Лазо № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты пенсии.
В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Дополнил, что с 1993 года он по настоящее время работает в должности педагога дополнительного образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр <адрес>».
Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Просила в иске ФИО3 отказать, поддержала доводы, изложенные в отзыве к исковому заявлению от 07.09.2015.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 названного Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Судом установлено, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона. Решением УПФР по району имени Лазо от ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена трудовая пенсия по старости. Данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались.
Решением УПФР по району имени Лазо от ДД.ММ.ГГГГ № истцу прекращена выплата пенсии. При этом указано, что назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона было осуществлено неправомерно в связи с отсутствием у истца специального стажа педагогической работы требуемой продолжительности.
Прекращая выплату пенсии ФИО3 ответчик исходил из того, что на момент его обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии, должности, в которых работал истец в спорные периоды, не позволили ему набрать необходимый стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст.ст. 18, 19 и ст. 55 (ч. 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Пенсионное законодательство на территории РФ применяется с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № 2-П, согласно которой нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
С учетом данной правовой позиции Верховным Судом РФ в п. 14 Постановления Пленума № от ДД.ММ.ГГГГ "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Материалами дела подтверждается, что ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности старшего пионервожатого в Шереметьевской средней школе (в последующем переименованной в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> муниципального района <адрес>).
Далее в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности старшего пионервожатого в Вяземской школе – интернате № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в последующем переименованном в краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 7 вида № 12).
После чего, с ДД.ММ.ГГГГ до обращения к ответчику – ДД.ММ.ГГГГ продолжил осуществлять педагогическую деятельность в должности методиста по туристическо-краеведческой работе в районном Доме пионеров и школьников, который ДД.ММ.ГГГГ реорганизован в муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский юношеский центр». При этом, занимаемая им должность с ДД.ММ.ГГГГ переименована – педагог дополнительного образования.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными указанным Постановлением Правительства РФ № 781, не предусмотрено включение в специальный стаж работникам просвещения периода их работы в должности старших пионервожатых.
Не предусмотрено включение такого периода в специальный стаж и ранее действовавшими Списком № от ДД.ММ.ГГГГ и Списком № от 22.09.1999, введенным в действие с 01.11.1999.
Вместе с тем, Списком № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена должность педагога дополнительного образования учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения).
Данная должность также засчитывалась в льготный стаж при условии работы в учреждении дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) и была предусмотрена Списком № от 22.09.1999.
При этом, согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" правила, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 01.11.1999. Установлено, что работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления, засчитывается в выслугу за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2000. Периоды работы в этих должностях и учреждениях начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № 463, и (или) пунктами 1-14 раздела "Наименование учреждений" и пунктом 1 "Наименование должностей" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления, и одновременно с учетом выполнения работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях и учреждениях, предусмотренных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления.
Из чего следует, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности педагога дополнительного образования в муниципальном общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей «Детский юношеский центр», предусмотренной вышеназванными Списками в общеобразовательном учреждении, название которое включено в раздел "Наименование учреждений». За истцом сохранено право по его желанию применить правила, утвержденные пунктом 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 01.11.1999.
В связи с чем, ФИО3 подлежит зачету период его работы в данной должности равный 23 годам 03 месяцам 13 дням (с ДД.ММ.ГГГГ до 08.04.2015).
Подлежат включению в специальный стаж истцу и периоды его трудоустройства в должности старшего пионервожатого.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период трудоустройства истца на должность пионервожатого, являлись Закон ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № 1397, которым предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются работа в школах и школах-интернатах в качестве штатных пионервожатых.
Так, Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утратило силу 01.10.1993).
Согласно п.п. 2 и 4 вышеуказанного Положения, утвержденного Постановлением Совмина ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Учитывая, что истец в оспариваемые периоды с ДД.ММ.ГГГГ по 07.05.1977, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности старшего пионервожатого, то есть в должности связанной с обучением и воспитанием детей в детских общеобразовательных учреждениях (школе и школе – интернате), которая в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством засчитывалась в льготный стаж, он приобрел право на включение этого периода в педагогический стаж, дающий ему право на пенсию по выслуге лет. В силу ст. 55 Конституции РФ он не может этого права быть лишен.
Таким образом, истец имеет право на зачет указанных периодов работы в специальный стаж. На момент рассмотрения вопроса о наличии у него права на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполняющими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию ранее, поэтому периоды работы старшим пионервожатым подлежат включению в специальный стаж истца.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Специальный стаж истца в должности старшего пионервожатого равен 3 годам 4 месяцам 21 дню за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по 07.05.1977, с ДД.ММ.ГГГГ по 14.07.1983.
Как установлено в судебном заседании, на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию (16 лет 08 месяцев).
Кроме того, истец согласно материалам гражданского дела в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 года 9 месяцев 20 дней проходил службу в Вооруженных Силах ФИО2.
Доводы ответчика, что период службы в рядах Советской Армии истца документально не подтверждены, а также что у него отсутствует необходимый стаж, для включения этого периода в общий пенсионный стаж судом отвергаются.
Согласно военного билета НВ № в указанный период ФИО3 призывался и проходил службу в Вооруженных Силах ФИО2.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения ФИО3 военной службы, являлись Закон ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № 1397. Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил ФИО2 засчитывалась в стаж работы по специальности. В силу пункта 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения ФИО3 в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию (что установлено судом), период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: а) выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах; б) работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях
Согласно Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных силах ФИО2, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, являющегося приложением к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ № (с учетом дополнений и изменений, внесенных Приказом Госкомитета ФИО2 по народному образованию от ДД.ММ.ГГГГ № 400) учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений время работы в должности: время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности: секретаря, заведующего, заместителя заведующего отделом, сектором, архивом, инструктора, лектора, пропагандиста крайкома, обкома, горкома, райкома КПСС или ВЛКСМ, заведующего парткабинетом, кабинетом политпросвещения или партийной организации предприятия, учреждения или организации, научного работника партийного архива и др., а также освобожденного выборного работника первичной партийной или комсомольской организации, получавшего заработную плату за счет бюджета партийных или комсомольских органов; в должности заведующего библиотекой горкома или райкома партии в период с 1952 по 1956 г.; время освобожденной партийной работы в партийно-политических органах Советской Армии, МВД - МООП при условии, если лица, выполнявшие эту работу, в указанный период времени не состояли в кадрах Советской Армии и МВД - МООП и, следовательно, эта работа осуществлялась ими в порядке трудовых отношений на общих основаниях с рабочими и служащими.
Из трудовой книжки ФИО3 усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в Вяземском райкоме КПСС сначала инструктором райкома, затем заведующим отдела пропаганды и аналитики, заведующим парткабинета райкома КПСС.
Спорный период работы ФИО3 в Вяземском райкоме КПСС в различных должностях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 год 1 месяц подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Таким образом, общий стаж педагогической работы ФИО3 на момент обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии составлял более 25 требуемых лет.
Решение УПФ РФ в районе имени Лазо № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты пенсии ФИО3 суд признает незаконным и нарушающим право истца на социальную поддержку в виде пенсионных выплат, на которую он вправе рассчитывать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты пенсии ФИО3 признать незаконным.
Признать за ФИО3 право на досрочное назначение пенсии по старости со дня его первоначального обращения с заявлением о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени <адрес> в пользу ФИО3 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через суд района имени Лазо в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.А. Гончарук