УИД 10RS0011-01-2021-015688-06
(№ 2а-6612/2021)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 сентября 2021 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретаре Аксеновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бобылева А.К. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Михайловой Р. Г., судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Стефанович Е. И. о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на лицевом счете должника,
установил:
Бобылёв А.К. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (далее – УФССП России по Республике Карелия), судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия Михайловой Р.Г. по тем основаниям, что постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия Михайловой Р.Г. от 15 июля 2020 г. №10013/20/18282 в рамках исполнительного производства №1527/20/10013-ИП, возбужденного 30 января 2020 г. в отношении административного истца на основании исполнительного листа, выданного Петрозаводским городским судом Республики Карелия по делу № о взыскании уголовного штрафа, обращено взыскание на денежные средства в сумме <данные изъяты>., находящиеся на лицевом счете Бобылёва А.К., списание денежных средств с лицевого счета должника производится ежемесячно в размере 70%, что является незаконным и необоснованным, поскольку не может быть наложено взыскание на денежные средства в размере 70% от суммы поступлений, находящихся у должника (административного истца) на лицевом счете поступлений от близких родственников на приобретение материально-бытовых нужд по месту отбывания наказания, а не с заработной платы осужденного, как указано в законодательстве Российской Федерации. На основании изложенного, административный истец просит признать вышеуказанное постановление незаконным и отменить его.
Определением судьи от 9 сентября 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МВД по Республике Карелия, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия.
Определением судьи от 24 сентября 2021 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия Стефанович Е.И.
Административный истец Бобылёв А.К. в судебном заседании не участвовал в связи с отсутствием технической возможности обеспечения видеоконференц-связи, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, суд, с учетом мнения, участвующих при рассмотрении дела лиц, полагает возможным рассмотреть дело без участия административного истца в данном судебном заседании.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия Стефанович Е.И. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В представленном отзыве на административное исковое заявление судебный пристав-исполнитель Михайлова Р.Г. просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заслушав объяснения административного ответчика, исследовав материалы дела, копии материалов исполнительного производства №1527/20/10013-ИП, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Суд учитывает выбранный административным истцом способ защиты нарушенных прав, а поэтому принимает решение исключительно по заявленным требованиям, не усматривая оснований для выхода за пределы предмета административного искового заявления.
Как следует из материалов дела, Бобылёв А.К. осужден вступившим в законную силу приговором Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу № к наказанию в виде лишения свободы на срок <данные изъяты> со штрафом в размере <данные изъяты> руб., с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима; содержится в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия.
ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист серии ФС № по делу № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Бобылёву А.К. наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.
На основании вышеуказанного исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия Михайловой Р.Г. от 30 января 2020 г. в отношении Бобылёва А.К. возбуждено исполнительное производство №1527/20/10013-ИП в пользу взыскателя – МВД по Республике Карелия, установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, - до 5 марта 2020 г. С данным постановлением административный истец был ознакомлен 21 февраля 2020г.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия Михайловой Р.Г. от 20 марта 2020г. №10013/20/7815 в рамках исполнительного производства №1527/20/10013-ИП обращено взыскание на денежные средства должника на сумму <данные изъяты> руб., находящиеся на счете в ПАО Сбербанк.
Из полученного по запросу судебного пристава-исполнителя ответа ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия от 7 апреля 2020 г. следует, что Бобылёв А.К. не трудоустроен, пенсию и пособия не получает, на лицевом счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумм денежных средств составляет <данные изъяты>.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия Михайловой Р.Г. от 15 июля 2020г. №10013/20/18282 в рамках исполнительного производства №1527/20/10013-ИП обращено взыскание на денежные средства в сумме <данные изъяты>., находящиеся на лицевом счете Бобылёва А.К., списание денежных средств с лицевого счета должника постановлено производить ежемесячно в размере 70%, на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия возложена обязанность осуществлять операцию по перечислению списанной с лицевого счета должника Бобылёва А.К. в пределах суммы <данные изъяты>. С данным постановлением административный истец был ознакомлен 26 августа 2020 г., о чем свидетельствует его подпись в соответствующей расписке.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рамках спорного исполнительного производства взыскано <данные изъяты>., на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по исполнительному производству (уголовный штраф) составляет <данные изъяты>.
В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения, в том числе для физических лиц, и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Согласно частям 1 и 2 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Положениями статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
При этом, положениями статьи 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока. Мерой принудительного исполнения является, в частности, обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.
Согласно части 2 статьи 100 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.
В соответствии с частью 3 статьи 98 Федерального закона «Об исполнительном производстве» лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника. Лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.
В силу статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов. Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1 - 3 настоящей статьи, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.
Частью 2 статьи 100 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскание по исполнительным документам допускается в отношении любых доходов граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за исключением видов доходов, перечисленных в статье 101 указанного выше Закона.
Статьей 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено 17 видов доходов, на которые взыскание не может быть обращено, к числу которых не отнесены денежные переводы физических лиц, поступающие на лицевые счета осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Согласно части 5 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные вправе получать переводы денежных средств и за счет средств, находящихся на их лицевых счетах, осуществлять переводы денежных средств близким родственникам.
Учитывая положения вышеуказанных норм права и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем правомерно и в рамках предоставленных полномочий осуществлено обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на лицевом счете должника, что согласуется с вышеуказанными положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на лицевом счете должника, от 15 июля 2020 г. вынесено уполномоченным лицом.
Денежные средства, находящиеся на лицевом счете осужденного, независимо от источника их поступления (оплата труда либо переводы от иных лиц в дар), являются собственностью самого осужденного, его доходами, которыми тот вправе распоряжаться по своему усмотрению, поэтому к ним в полном объеме должны применяться положения как уголовно-исполнительного законодательства, так и законодательства об исполнительном производстве.
При этом федеральным законодателем не предусмотрено какого-либо письменного согласия осужденного на принудительное удержание по постановлениям об обращении взыскания на заработную плату, пенсию и иные доходы должника.
Таким образом, основания для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления от 15 июля 2020 г. отсутствуют.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу указанных выше законоположений установленный законом срок на обжалование может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность обращения в суд. К уважительным причинам пропуска процессуального срока, в частности, могут быть отнесены: обстоятельства, связанные с личностью заявителя, как-то: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. Соответственно, к уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от административных истцов, находящиеся вне их контроля, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях соблюдения установленного порядка.
Процессуальный срок на подачу административного искового заявления (учитывая осведомленность административного истца о его вынесении 26 августа 2020 г., а также удержание денежных средств с лицевого счета 02.09.2020, 05.11.2020, 10.08.2021) административным истцом пропущен значительно, уважительных причин пропуска указанного срока судом не установлено. Возврат первоначально поданного 7 июля 2021 г. аналогичного административного искового заявления (№), нахождение в местах лишения свободы, не могут быть признаны уважительными причинами пропуска срока обращения в суд за защитой нарушенных прав.
В силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая положения вышеуказанных норм права, установленные по делу обстоятельства в совокупности, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме, поскольку совокупность установленных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, отсутствует, а также в связи с истечением установленного срока обращения в суд и отказом судом в восстановлении пропущенного срока.
Руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение суда может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме,
в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья И.А. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено 8 октября 2021 г.