Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-306/2013 ~ М-225/2013 от 16.05.2013

Гражданское дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

29 августа 2013 г.                                     с. Шалинское

Манский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,

при секретаре Мамоля К.В.,

с участие представителей истца Комитета по управлению муниципальным имущество Манского района Красноярского края Резникова С.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Чехловой А.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

ответчиков Петрова Д.В., действующего от своего имени и как законный представитель несовершеннолетней ФИО4, ФИО16     Ж.А., действующей от своего имени и как законный представитель ФИО3,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края Боровцовой О.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя прокуратуры - помощника прокурора Манского района Красноярского края Петровой О.С.,

представителя органа опеки и попечительства Управления образования Администрации Манского района Красноярского края ФИО13, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Манского района Красноярского края к Петрову Дмитрию Владимировичу, ФИО1, ФИО3, ФИО4 об истребовании имущества из чужого незаконного владения и снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Манского района Красноярского края (далее - КУМИ Манского района) обратился в суд с иском к Петрову Д.В., ФИО1, ФИО3, ФИО4 об истребовании имущества из чужого незаконного владения.

Исковые требования аргументированы тем, что в муниципальной собственности Манского района Красноярского края находится трехкомнатная квартира общей площадью 59,5 кв.м., в том числе жилой 34,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенная по адресу: <адрес>. Жилое помещение принадлежит Манскому району на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ, однако в сентябре 2011 г. КУМИ Манского района стало известно то, что Администрация Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края (далее - Шалинский сельсовет) передало указанное жилье по договору коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ на правах владении и пользования Петрову Д.В. сроком на 4 года. Исходя из п. 1.3 указанного Договора совместно с Петровым Д.В. в жилое помещение вселены ФИО1, ФИО3, ФИО4 Проживание в спорной квартире указанных лиц усматривается из финансово-лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ Шалинский сельсовет на момент заключения указанного договора спорной квартирой, как на праве собственности, так и на любом другом праве не владел. В силу п. 2.1. положения «О Комитете по управлению муниципальным имуществом Манского района», утвержденным постановлением Администрации Манского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положений структурных подразделений Администрации Манского района Красноярского края» (далее - Положение о КУМИ Манского района), предметом деятельности КУМИ Манского района является управление и распоряжение муниципальной собственностью Манского района. КУМИ Манского района, как следует из п. 3.1. Положения о КУМИ Манского района, от имени района осуществляет права собственника в отношении муниципальной собственности, и, исходя из п. 4.2.8. указанного Положения, в пределах своей компетенции вправе выступать в качестве истца в суде.

КУМИ Манского района по данной квартире никаких договорных отношений с Петровым Д.В., ФИО1, ФИО3, ФИО4 не имеет, а соответственно они занимают и пользуются спорным жилым помещением незаконно. Дверь заперта, ключи от квартиры находятся у ответчиков. Письмо, направленное за подписью главы Администрации Манского района Красноярского края (далее - Администрация Манского района) с требованием освободить занимаемое жилое помещение и передать ключи специалисту КУМИ Манского района, Петров Д.В. оставил без удовлетворения, просил дать ему возможность проживать в данной квартире до ДД.ММ.ГГГГ и после указанной даты обязался освободить указанное помещение, однако на момент подачи иска ответчики продолжают проживать в спорной квартире, ключи специалисту КУМИ Манского района не переданы.

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. 301 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), КУМИ Манского района просит суд обязать Петрова Дмитрия Владимировича, ФИО2, ФИО3, ФИО4 освободить занимаемую ими квартиру, расположенную по адресу: 663510, Россия, <адрес>, и возвратить указанную квартиру КУМИ Манского района в натуре.

КУМИ Манского района в ходе судебного разбирательства уточнил заявленные требования, и в поданном заявлении указал на то, что спорная квартира находится в фактическом владении у семьи Петрова Д.В. Иск же предъявлен к фактическим владельцам, а не к Шалинскому сельсовету, у которого квартира лишь числится в реестре муниципальной собственности.. Доказательством принадлежности спорной квартиры КУМИ Манского района является выписка из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а факты включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, либо его нахождения на балансе лица, как считает КУМИ Манского района, сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения. Позиция Шалинского сельсовета о том, что они распорядились спорной квартирой на законных основаниях, является несостоятельной, так как администрация муниципального образования внесла спорную квартиру в реестр муниципальной собственности на основании акта приема передачи формы ОС-1А от ДД.ММ.ГГГГ и не зарегистрировала за собой право муниципальной собственности, а также не оспорило право муниципальной собственности Манского района Красноярского края в суде. Акт приема-передачи составлен с нарушением Постановления Госкомстата РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету основных средств», при этом основанием для составления акта послужило решение Манского районного Совета депутатов Красноярского края Р от ДД.ММ.ГГГГ Жилое помещений в перечне передаваемых квартир в указанном Решении отсутствует, нет в нем подписи лица, сдавшего объект недвижимости, печати передаваемой организации. Жилое помещение должно было передаваться не по акту формы ОС-1А, а по форме ОС-1 «акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)».

Исходя из того, что ответчики владеют и пользуются спорной квартирой и вселены на основании договора, а договор коммерческого найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заключен не с истцом, КУМИ Манского района, дополнительно ссылаясь на положения ст. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», просит суд:

- обязать Петрова Дмитрия Владимировича, ФИО2, ФИО3, ФИО4 освободить занимаемую ими квартиру, расположенную по адресу: 663510, Россия, <адрес>, и возвратить указанную квартиру КУМИ Манского района в натуре;

- снять с регистрационного учета Петрова Дмитрия Владимировича, ФИО2, ФИО3, ФИО4 из занимаемого ими жилого помещения, расположенного по адресу: 663510, Россия, <адрес>.

Ответчики Петров Д.В. и ФИО1, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3. ФИО4, с заявленными исковыми требованиями не согласились, подали на них возражения, в которых указывается на то, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»», ст. ст. 14, 15, 50 подп. 3, п. 1 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, органы местного самоуправления муниципального района обязаны безвозмездно передать в муниципальную собственность поселения имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, а потому все жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности района должны быть переданы в муниципальную собственность сельсовета, в том числе спорная квартира. ДД.ММ.ГГГГ Манским районным Советом депутатов Красноярского края принято решение Р «О передаче недвижимого имущества», а Шалинским сельсоветом решением от ДД.ММ.ГГГГ Р принял объекты недвижимого имущества в муниципальную собственность, согласно приложению , в котором в строке 119 значится жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Документация по передаче жилого фонда обрабатывалась совместно КУМИ Манского района (руководитель Войнова О.В.) и Шалинским сельсоветом (глава ФИО8), после чего ими был составлен правоустанавливающий документ - акт о приеме-передаче здания (сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ установленной формы, согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Жилое помещение при таких обстоятельствах было передано из муниципальной собственности Манского района в муниципальную собственность Шалинского сельсовета на основании решения, акта о приеме-передаче, оно состоит в реестре муниципальной собственности Шалинского сельсовета. Администрацией Манского района в рамках разбирательства о принадлежности жилого помещения на запрос прокуратуры Манского района Красноярского края дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому спорное жилое помещение отнесено к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда Манского района, однако данные утверждения противоречат требования Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которым не допускается отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду, если жилые помещения заняты, по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования. Петров Д.В. и члены его семьи вселены в спорную квартиры на законном основании по договору коммерческого найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Имеющийся между муниципальным образованием «Манский район» и муниципальным образованием «Шалинский сельсовет» спор относительно принадлежности спорной квартиры до настоящего времени не разрешен, однако у Администрации Манского района не имеется оснований для оспаривания права муниципальной собственности Шалинского сельсовета, в связи с решением Шалинского сельского Совета депутатов Манского района Красноярского края Р от ДД.ММ.ГГГГ, которым спорная квартира не исключена из решения Шалинского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Р «О принятии объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность». Жилое помещение, на которое претендует истец, в перечне специализированного жилого фонда, представленного КУМИ Манского района, не значится. Перечень, копия которого представлена КУМИ Манского района, не содержит реквизитов, в связи с чем не ясно, является ли данный документ приложением Решения Манского районного Совета депутатов Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче недвижимого имущества». Перечь приложения к решению Шалинского сельсовета Р от ДД.ММ.ГГГГ, в свою очередь, содержит дату и номер решения. Жилое помещение, присутствует в указанном перечне под № 119, при этом перечень квартир, передаваемых в собственность Шалинского сельсовета, соответствует перечню к решению от ДД.ММ.ГГГГ , за исключением последней страницы, где имеется указание на спорную квартиру. Петровым Д.В. в Администрацию Манского района направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ об отказе от своих обязательств перед истцом о выселении его (Петрова Д.В.) семьи из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, из-за отсутствия права собственности на вышеуказанное жилье у Администрации Манского района.

Основываясь на изложенном, Петров Д.В. и ФИО1 просят в удовлетворении исковых требований КУМИ Манского района об истребовании имущества из чужого незаконного владения отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Шалинский сельсовет с заявленными исковыми требованиями КУМИ Манского района не согласился, представил на них возражения, в которых указывается на то, что согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»», ст. ст. 14, 15, 50 подп. 3, п. 1 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, органы местного самоуправления муниципального района обязаны безвозмездно передать в муниципальную собственность поселения имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, а потому все жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности района должны быть переданы в муниципальную собственность сельсовета, в том числе спорная квартира. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, передано из муниципальной собственности Манского района в муниципальную собственность Шалинского сельсовета на основании решения, акта приема-передачи и состоит в реестре муниципальной собственности Шалинского сельсовета, который осуществляет права собственника жилого помещения.

Основываясь на изложенном, Шалинский сельсовет просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований КУМИ Манского района к Петрову Д.В., ФИО1, ФИО3, ФИО4

Представители истца Резников С.Г. и Чехлова А.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, указали на то, что согласно абз. 9 п. 11-1 ст. 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется на основании правовых актов субъекта, принимаемым по согласованным приложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, и этот закон действовал на момент включения спорной квартиры в состав муниципального имущества Шалинского сельсовета. Правоустанавливающим документом, на основании которого регистрируется право собственности поселения, является акт субъекта РФ, однако его на сегодняшний день у Шалинского сельсовета не имеется. Перепрофилирование спорного жилого помещения из категории социального найма в специализированный жилой фонд не осуществлялось. Администрация Манского района не могла этого сделать, поскольку Шалинский сельсовет заключал иные договора по предоставлению жилого помещения во владение и пользование другим лицам, а, согласно действующему законодательству, при перепрофилировании жилого помещения оно должно быть свободным от прав третьих лиц. Исковые требования к Шалинскому сельсовету КУМИ Манского района предъявлять не намерен, поскольку указанное третье лицо не являются фактическим владельцем спорной квартиры. Изложенные в судебном заседании доводы третьего лица о пропуске срока исковой давности являются несостоятельными, поскольку сам по себе акт приема-передачи спорного имущества от ДД.ММ.ГГГГ не является сделкой по отчуждению имущества, а соответственно эта сделка ничтожна в силу закона. Позиция представителя Шалинского сельсовета относительно пропуска срока исковой давности является несостоятельной, поскольку истцом заявлен виндикационный иск, а на него сроки исковой давности не распространяются.

Ответчики Петров Д.В. и ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования не признали в полном объеме, по основаниям, изложенным в возражениях на иск, указали на то, что до ДД.ММ.ГГГГ Администрация Манского района должна была определиться с перечнем квартир, которые они передают в Шалинский сельсовет, однако этого не сделала. Изложенные в судебном заседании доводы стороны истца о том, что Администрация Манского района не имела возможности перепрофилировать спорную квартиру в специализированный жилищный фонд являются несостоятельными, поскольку ФИО11, как предыдущий наниматель квартиры, освободил ее в октябре 2009 г., с ними (ответчиками) договор коммерческого найма был заключен лишь в феврале 2010 г., а потому квартира около четырех месяцев была свободна от прав третьих лиц. Администрация Манского района, а равно КУМИ Манского района, на протяжении четырех месяцев не отслеживали судьбу квартиры, кто ею владеет, ее статус, тем самым допускали возможность предоставления Шалинским сельсоветом права владения спорной квартирой другими лицам.

Представить третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Шалинского сельсовета ФИО12 с заявленными исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск, указала на то, что квартира является собственностью Шалинского сельсовета, включена в него на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ , подписанного руководителем КУМИ Манского района Войновой О.В. Право владения и пользования, которое есть у ответчиков, взаимосвязано с правом на спорную квартиру Шалинского сельсовета, а это право третьего лица обусловлено положениями ч. 3 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которым в собственности муниципальных районов не могут находиться объекты жилищного фонда. КУМИ Манского района к тому же пропущен срок исковой давности о признании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, как сделки по отчуждению спорной квартиры, ничтожной.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Манского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в зал судебного заседания не явился, об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного разбирательства на другую дату в адрес суда не направил, в связи с чем его неявка признается неуважительной.

Представитель органа опеки и попечительства Управления образования Администрации Манского района Красноярского края ФИО13 по существу заявленных требований заключения не дала, оставила вопрос о разрешении исковых требований на усмотрение суда, указала на то, что с одной стороны исковые требования КУМИ Манского района являются законными и обоснованными, а с другой стороны семья Петрова Д.В. и ФИО3 не собираются приватизировать спорную квартиру, просят предоставить возможность проживать в ней до окончания служебного договора Петрова Д.В., их дети обучаются в школе <адрес>.

Представитель прокуратуры Петрова О.С. по итогам исследования материалов дела дала заключение о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, при этом свою позицию со ссылкой на материалы дела и правовые нормы не аргументировала.

Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело при имеющейся явке сторон, в отсутствие неявившихся лиц, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие в судебном заседании.

Исследовав материалы дела, с учетом доводов сторон, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Нормой п. 2 ст. 209 ГК РФ закреплено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Исходя из положений п. 3 ст. 212 ГК РФ, особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

В силу п. 1 ст. 238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

Исходя из положений ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в положениях ч. 6 ч. 1 ст. 14 предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда может находиться в собственности поселений (п. 3 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Нахождение жилищного фонда для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда в собственности муниципальных районов не предусмотрено ст. 50 ЖК РФ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 246-ФЗ).

Исходя из положений пп. 3, 4 ч. 8 ст. 85 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ), органы местного самоуправления: 3) до ДД.ММ.ГГГГ обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов РФ находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с разграничением полномочий, установленным с ДД.ММ.ГГГГ настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, при этом в переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения РФ, субъектов РФ; 4) до ДД.ММ.ГГГГ осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или производят перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на ДД.ММ.ГГГГ, не соответствующего требованиям ст. 50 настоящего Федерального закона и не переданного в соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 85 указанного Федерального закона в федеральную собственность.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» видами имущества. До ДД.ММ.ГГГГ в случае принятия закона субъекта РФ, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе. Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов РФ, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов РФ и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта РФ о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта РФ. Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством РФ. Наличие судебного спора по отдельным объектам имущества не является основанием для приостановления передачи иных объектов имущества (ст. 154 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с изм. и доп., вступающими в силу с ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ).

Имеющееся в материалах дела сведения позволяют суду установить, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной ДД.ММ.ГГГГ Манским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, квартира, расположенная по адресу: Россия, <адрес>, с кадастровым номером общей площадью 59, 5 кв.м., числится в собственности муниципального образования «Манский район» (л.д. 18).

Жилое помещение указано и в Реестре муниципальной собственности Манского района, что подтверждается выпиской от ДД.ММ.ГГГГ, выданной КУМИ Манского района (л.д. 17), однако из договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО11 и КУМИ Манского района, следует, что спорная квартира относится к жилым помещениям, предоставляемым по договорам социального найма. (л.д. 74 - 76).

Правовая природа спорной квартиры, указанная в договоре от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует о том, что данное жилое помещение не могло находиться в муниципальной собственности «Манского района» после ДД.ММ.ГГГГ, в связи с требованиями ст. 50, пп. 3, 4 ч. 8 ст. 85 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», запрещающих нахождение жилищного фонда социального использования в собственности муниципальных районов.

Место нахождение спорной квартиры на территории с. Шалинское Манского р-на Красноярского края, а также ее статус, как жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, свидетельствует о том, что в рамках реализации названных положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» жилое помещение до ДД.ММ.ГГГГ подлежало передаче в собственность Шалинского сельсовета из собственности Манского района.

Позицию представителей КУМИ Манского района в судебном заседании со ссылкой на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», об отсутствии возможности провести перепрофилирование спорной квартиры из социального найма в специализированный найм по причине занятия жилого помещения третьими лицами, суд признает несостоятельной, поскольку, в силу п. 3 указанных Правил запрещается отнесение жилого помещения в специализированный найм, если данное жилое помещение занято по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, однако данное обстоятельство не исключало обязанности КУМИ Манского района передать спорную квартиру в собственность поселения «Шалинский сельсовет» до ДД.ММ.ГГГГ

КУМИ Манского района, как следует из объяснений его представителя Резникова С.Г., после заключения договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в котором истец выступал наймодателем, никаких мер по перепрофилированию жилого помещения в категорию специализированного жилья не принимало, и не могло это сделать в силу п. 3 указанных Правил.

Характер виндикационного иска, указанный в ст. 301 ГК РФ, свидетельствует о том, что нарушенное право собственности со стороны муниципального образования подлежит судебной защите, с учетом ограничений, предусмотренных п. 3 ст.212 ГК РФ, то есть в том случае, когда нахождение истребуемого имущества в собственности муниципального образования допускается законом.

Жилое помещение до ДД.ММ.ГГГГ находилось в пользовании ФИО11, из его владения КУМИ Манского района не истребовалось, при этом проживание ФИО11 в указанной квартире было обусловлено договором социального найма жилого помещения, а соответственно в силу п. 3 ст. 212 ГК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 50, пп. 3, 4 ч. 8 ст. 85 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» до ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира подлежала передаче в собственность Шалинского сельсовета, и такая обязанность возникла у КУМИ Манского района в силу закона.

Договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут с ФИО11 лишь ДД.ММ.ГГГГ, а соответственно никаких оснований для сохранения права собственности на спорную квартиру у КУМИ Манского района после ДД.ММ.ГГГГ не имелось.

Нарушение же КУМИ Манского района, как структурного подразделения Администрации Манского района, порядка отчуждения спорного имущества в сроки, установленные в п. 4 ч. 8 ст. 85 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», не должно ущемлять жилищные и имущественные права иных лиц, в том числе и ответчиков, которые вселены в указанную квартиру с разрешения Шалинского сельсовета на основании договора коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ

Давая оценку спорным правоотношениям, суд учитывает также и то, что, согласно акту приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ , заключенному между руководителем КУМИ Манского района Войновой О.В. (ДД.ММ.ГГГГ) и главой Шалинского сельсовета ФИО8 (ДД.ММ.ГГГГ), квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была передана в собственность Шалинского сельсовета (л.д. 87 - 88). Решением Шалинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Р спорная квартира принята безвозмездно в муниципальную собственность Шалинского сельсовета (л.д. 90 - 95), однако решение Манского районного Совета депутатов Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ Р «О передаче объектов недвижимого имущества» квартира, расположенная по адресу: <адрес> перечень объектов жилищного фонда, предполагаемых к передаче в муниципальную собственность Шалинского сельсовета, не включена (л.д. 37 - 42).

Акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения о том, что основанием для его принятия явилось решение Манского районного Совета депутатов Красноярского края 30-231Р от ДД.ММ.ГГГГ

Решением Шалинского сельского совета депутатов Манского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ , спорная квартира из муниципальной собственности поселения по итогам рассмотрения обращения Администрации Манского района не исключена (л.д. 170).

Изложенные обстоятельства, с учетом положений ст. 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, указывают на наличие спора о праве принадлежности жилого помещения между Шалинским сельсоветом и Администрацией Манского района, в лице КУМИ Манского района, однако исковые требований предъявлены к Петрову Д.В., ФИО1, ФИО3, ФИО4, которые состоят по спорному адресу на регистрационном учете, что подтверждается выпиской от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85)

Право же владения и пользования спорной квартирой указанных граждан производно от прав на спорную квартиру Шалинского сельсовета, вытекающих из требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а потому Петров Д.В., ФИО1, ФИО3 ФИО4 при таких данных не могут являться надлежащими ответчиками по настоящему делу.

КУМИ Манского района в ходе судебного заседания разъяснялась право на привлечение в качестве соответчика Шалинского сельсовета, либо на его привлечение в качестве надлежащего ответчика, однако указанным правом КУМИ Манского района не воспользовалось.

Исследуя материалы дела, суд обращает внимание и на то, что акт приема передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ по своему характеру является сделкой, направленной на отчуждение спорной квартиры.

Акт от ДД.ММ.ГГГГ подписан руководителем КУМИ Манского района Войновой О.В. в отсутствие правового акта субъекта РФ, предусмотренного ст. 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, а также в отсутствие решения Манского районного совета депутатов Красноярского края о передаче спорной квартиры в собственность Шалинского сельсовета, в связи с чем указанный акт является ничтожной сделкой.

Нормой п. 1 ст. 166 ГК РФ предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ).

Исходя из положений ст. 181 ГК РФ, срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года, течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Жилое помещение передано в собственность Шалинского сельсовета по акту приема- передачи ДД.ММ.ГГГГ , и об этом факте было известно КУМИ Манского района, как структурному подразделению Администрации Манского района, а соответственно, как об этом обоснованно указанно представителем Шалинского сельсовета ФИО12, на момент подачи КУМИ Манского района иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения срок давности для признания сделки недействительной в силу ее ничтожности истек.

Исходя из совокупности указанных сведений, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных КУМИ Манского района, к Петрову Д.В., ФИО1, ФИО3, ФИО4

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом Манского района Красноярского края к Петрову Дмитрию Владимировичу, ФИО1, ФИО3, ФИО4 о возложении обязанности освободить занимаемую ими квартиру, расположенную по адресу: 663510, Россия, <адрес>, и возвратить ее в натуре Комитету по управлению муниципальным имуществом Манского района Красноярского края, а также о снятии Петрова Дмитрия Владимировича, ФИО2, ФИО3, ФИО4 с регистрационного учета из занимаемого ими жилого помещения, расположенного по адресу: 663510, Россия, <адрес>, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                                  А.П. Мордвинов

Резолютивная часть решения оглашена 29 августа 2013 г.

Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2013 г.

2-306/2013 ~ М-225/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Манского района
КУМИ Манского района
Ответчики
Шафеева Жанна Александровна
Петров Дмитрий Владимирович
Петрова Дарья Дмитриеевна
Шафеева Алина Александровна
Другие
Манский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Шалинский сельсовет
Суд
Манский районный суд Красноярского края
Судья
Мордвинов Александр Петрович
Дело на странице суда
mansk--krk.sudrf.ru
16.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2013Передача материалов судье
21.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2013Подготовка дела (собеседование)
19.06.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.07.2013Предварительное судебное заседание
30.07.2013Предварительное судебное заседание
30.07.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2013Судебное заседание
29.08.2013Судебное заседание
03.09.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее