Дело № 2-421/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г. Кемь, РК 24 августа 2015 года
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Столяр К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лежевой И.П. о признании бездействия Государственной жилищной инспекции Республики Карелия незаконным и обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Лежева И.П. обратилась в суд с названным заявлением по тем основаниям, что 29 апреля 2015 года общим собранием собственников помещений многоквартирного <адрес>, принято решение: в целях формирования фонда капитального ремонта способом формирования фонда капитального ремонта выбрать формирование фонда капитального ремонта на специальном счёте; утвердить размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального взноса, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.02.2015 г. № 32-П;
утвердить перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; утвердить сроки проведения капитального ремонта; в качестве владельца специального счёта утвердить управляющую организацию ООО «Наш город»; в качестве кредитной организации, в которой будет открыть специальный счёт, утвердить ОАО «Сбербанк России».
Принятые решения собственников помещений изложены в протоколе № 1 от 29.04.2015г.
01 мая 2015 года протокол общего собрания собственников помещений направлен управляющей организации ООО «Наш город» и администрации Кемского городского поселения.
29 мая 2015, в целях реализации принятого общим собранием собственников помещений <адрес> решения, ООО «Наш город» с ОАО «Сбербанк России» заключён договор № 8628/01843-15/0039 от 29.05.2015 года специального банковского счёта для формирования фонда капитального ремонта.
Управляющей организацией ООО «Наш город» в адрес ГЖИ 01 июня 2015 года направлены документы, подтверждающие открытие спец. счета: уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений, справки банка об открытии спец. счета
10 июня 2015 года ГЖИ в адрес управляющей организации ООО «Наш город» направлено письмо, которым отказано во внесении направленного уведомления о принятом собственниками жилых помещений <адрес> решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в реестр уведомлений, и внесении сведений, об открытом ООО «Наш город» специальном счете в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Считает, что бездействие ГЖИ, выразившееся в неосуществлении действий по внесению направленного уведомления о принятом собственниками жилых помещений <адрес> решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в реестр уведомлений, и о внесении сведений об открытом ООО «Наш город» специальном счете в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, незаконно.
Собственниками помещений в многоквартирном <адрес> в предусмотренном жилищным законодательством Российской Федерации порядке, в установленные законом сроки принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта - специальный счёт. Право на формирование фонда капитального ремонта таким способом собственники помещений реализовали, направив протокол общего собрания в администрацию Кемского поселения и в управляющую организацию для принятия последней действий по открытию специального счета и уведомлению об этом ГЖИ.
Таким образом, полагает, что собственниками помещений в многоквартирном <адрес> требования Жилищного Кодекса РФ о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и реализации принятого решения выполнены в полном, объеме. Цель статьи 170 ЖК РФ - выбор способа формирования фонда капитального ремонта, стало быть, юридически значимым для разрешения вопроса о том, в какой перечень (реестр) подлежит включению многоквартирный дом, является именно определённость в том, на специальный счёт или на счёт регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение производить перечисление взносов на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта.
Несоблюдение управляющей организацией сроков открытия специального счета и направления ГЖИ документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса РФ не должно лишать собственников помещений права на реализацию принятого ими решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома путем перечисления денежных средств на специальный счет.
Изложенная в письме ГЖИ позиция ущемляет права собственников помещений в многоквартирном доме, препятствует реализации принятого ими решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома на специальном счете, необоснованно предписывает формирование указанного фонда, вопреки воли собственников помещений, на счете регионального оператора.
Незаконное уклонение ГЖИ от внесения в реестр уведомлений сведений о принятии собственниками помещений <адрес> решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, и соответствующих сведений в реестр специальных счетов, не соответствует требованиям Жилищного Кодекса РФ, что влечёт признание его незаконными.
Просила: признать бездействие Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, выразившееся в неосуществлении действий, установленных частью 1 статьи 174 Жилищного Кодекса РФ, по внесению в реестр уведомлений сведений о принятом собственниками жилых помещений <адрес> решении о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, и в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, незаконным, как не соответствующие Жилищному кодексу Российской Федерации;
- обязать Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия в течение десяти дней с даты вступления настоящего решения в законную силу внести в реестр уведомлений сведения о принятом собственниками жилых помещений <адрес> решении о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, и сведения об открытом ООО «Наш город» специальном счете в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Определением суда от 30 июня 2015 года в порядке подготовки дела к судебному разбирательству для участия в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена управляющая компания – Общество с ограниченной ответственностью «Наш город».
Заявитель Лежева И.П. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заявителя, допущенная для участия в деле по устному ходатайству заявителя в порядке статей 48-51,53 ГПК РФ Анциферова О.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснив, что в конце марта на дверях подъездов появилось объявление о том, что необходимо определиться с выбором способа формирования фонда кап. ремонта, предложено жильцам обсудить этот вопрос и дальше указано, что в дальнейшем орган местного самоуправления инициирует проведение этого собрания. Однако, орган местного самоуправления самоустранился от того, что указано в части 6 ст. 170 ЖК РФ и никакого собрания жильцов проведено не было. Поэтому, 29 апреля они самостоятельно провели общее собрание, на котором собственниками было принято решение о формировании фонд капитального ремонта на спец.счете, который было поручено открыть управляющей компании ООО «Наш город». Протокол собрания был направлен в управляющую компанию 01 мая 2015 года. Таким образом, они уложились в тот срок, который был установлен для собственников законом. Жилищная инспекция толкует нормы ст. 170 ЖК РФ неверно. В ч. 5 ст. 170 ЖК РФ указано, что если собственники принимают решение о формировании фонда капитального ремонта на спец.счете, открытом на имя регионального оператора, они должны отправить в адрес этого регионального оператора копию протокола общего собрания. Каким образом действовать собственникам жилых помещений, которые избрали способ формирования на спец. счете управляющей компании, не указано. Поэтому жильцы, по аналогии решили, что должны отправить протокол в управляющую компанию. Та норма закона, на которую на сегодняшний день в возражениях ссылается жилищная инспекция, вступила в силу 29 июня 2015 года. Эти изменения говорят о том, что реализация – это открытие счета, в том числе. Но на тот момент, когда проводилось общее собрание жильцов, эта норма еще не действовала. Считают, что таким образом они реализовали свое право выбора на формирование фонда капитального ремонта. Дом включен в региональную программу на кап. ремонт в 2029 году. До этого они не смогут ни копейки взять из того фонда.
Представитель Государственной жилищной инспекции Республики Карелия по доверенности начальник отдела правового обеспечения, государственной службы и кадров Акатьева Е.Е. в судебное заседание не явилась, в поступившей телефонограмме ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции. В представленном отзыве просила отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
Порядок (процедура) принятия собственниками помещений многоквартирных домов решений о формировании фондов капитального ремонта урегулированы Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Законом Республики Карелия от 20.12.2013 № 1758-ЗРК «О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия» (далее - Закон 1758).
Согласно действующей редакции части 5 статьи 170 ЖК РФ по состоянию на момент принятия собственниками многоквартирного дома решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной про граммы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Частью 2 статьи 7 Закона 1758 определено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение пяти месяцев после официального опубликования региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2014 года № 346-П утверждена «Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2044 годы» (далее - Программа). Программа опубликована 1 декабря 2014 года, следовательно, крайний срок для принятия решения собственниками помещений многоквартирных домов о выборе способа формирования фонда капитального ремонта наступает 5 мая 2015 года (с учетом переноса праздничных дней).
Буквальное толкование требований Закона 1758, ЖК РФ позволяет сделать вывод, что реализацией принятого решение считается фактическое открытие специального счета в российской кредитной организации, что, в свою, очередь должно быть подтверждено соответствующей справкой из кредитной организации.
Так, согласно части 1 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ, справки банка об открытии специального счета.
Необходимо отметить, что обоснованность толкования Инспекцией норм жилищного законодательства подтверждено впоследствии вступившим в силу Федеральным законом № 176-ФЗ от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому, решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 ЖК РФ. В рассматриваемом случае 05 июня 2015 года управляющей организацией ООО «Наш город» (далее - Общество) в адрес Инспекции предоставлено уведомление без приложения копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ, и без справки банка об открытии специального счета.
Считает решение Инспекции об отказе включения в реестр специальных счетов многоквартирного дома законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица ООО «Наш город» - директор Гуменюк Н.Л. в судебном заседании заявленные требования поддержала и пояснила, что протокол общего собрания собственников жилых помещений дома был ими получен по почте после майских праздников. Для открытия спец. счета, нужно было собрать документы, которые у них приняли в филиале Сбербанка 18 мая. 22 числа от руководителя отделения банка она получила бумаги и бумагу о том, сколько нужно заплатить за открытие спец.счета. Оплатила в тот же день. 29 мая пришло уведомление, что спец.счет открыт. 1 июня банк выслал им факсом копию справки об открытии спец.счета. 1 июня она направила по электронной почте и обычной почтовой связью в ГЖИ перечень домов с адресами и номера счетов, которые были закреплены за каждым домом, в том числе и по <адрес>. Ответ из ГЖИ был получен 10 июня 2015 года о том, что никаких бумаг в их адрес ими не представлено.
Суд, заслушав заявителя, его представителя, представителя ООО «Наш город», изучив материалы дела, отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено, что заявитель Лежева И.П. является собственником <адрес>, расположенной в жилом многоквартирном <адрес> в <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права собственности сери <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
29 апреля 2015 года было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного <адрес>, на котором были приняты решения: о выборе способа формирования фонда капитального ремонта - путем формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте; об утверждении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт; об утверждении перечня услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; об утверждении сроков проведения капитального ремонта; об утверждении владельца специального счёта - управляющей компании ООО «Наш город»; об утверждении кредитной организации, в которой будет открыть специальный счёт - ОАО «Сбербанк России», что подтверждается Протоколом № 1 общего собрания от 29 апреля 2015 года (л.д. 14-21).
01 мая 2015 года протокол общего собрания направлен в ООО «Наш город», где получен не ранее 5 мая 2015 года (первый рабочий день после праздников), что подтверждается показаниями представителя ООО «Наш город». 29 мая 2015 г. ООО «Наш город» с ОАО «Сбербанк России» заключён договор № 8628/01843-15/0039 от 29.05.2015 года об открытии специального банковского счёта для формирования фонда капитального ремонта, что подтверждается уведомлением об открытии банковского счета (л.д. 22, 48).
01 июня 2015 года ООО «Наш город» направило в государственную жилищную инспекцию уведомление о том, что ими открыты специальные банковские счета в ОАО «Сбербанк России» для перечисления средств на капитальный ремонт, в котором указан, в том числе, <адрес> и номер открытого счета. Уведомление было получено Государственной жилищной инспекцией 05 июня 2015 года (вх. № 5683). Иные документы, а именно: копии Протокола общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, а также справка банка об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта в Государственную жилищную инспекцию не направлялись. Изложенное подтверждается копией уведомления с исх. № 123 от 01.06.2015 г. (л.д. 37), а также показаниями представителя ООО «Наш город».
10 июня 2015 года заместителем руководителя Государственной жилищной инспекции ООО «Наш город» отказано о внесении принятого решения в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества, в том числе, и в многоквартирном <адрес> по тем основаниям, что согласно части 5 статьи 170 Жилищного кодекса РФ и части 2 ст. 7 Закона РК от 20.12.2013 № 1758-ЗРК «О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия» решение собственников помещений об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято и реализовано до 05 мая 2015 года, то есть последней датой открытия специального счета принято считать 05 мая 2015 года. Отказ обоснован также ссылкой на часть 1 ст. 172 ЖК РФ, из которой, по мнению ГЖИ, следует, что последней датой предоставления в ГЖИ копии протокола общего собрания собственников и справки банка об открытии специального счета принято считать 13 мая 2015 года, однако по состоянию на 09 июня 2015 года вышеуказанных документов в инспекцию не поступило (л.д. 24, 35-36).
В соответствии с частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса РФ (в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемого решения ГЖИ, то есть в редакции от 31.12.2014 г.) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Частью 2 статьи 7 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 N 1758-ЗРК «О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия» установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение пяти месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
«Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2044 годы» (далее - Программа) утверждена Постановлением Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2014 года № 346-П. Программа опубликована 1 декабря 2014 года, следовательно, последним днем срока для принятия решения собственниками помещений многоквартирных домов о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и реализации данного решения является 5 мая 2015 года (с учетом переноса праздничных дней).
Однако, судом установлено, что собственники жилых помещений провели собрание для решения указанных вопросов лишь 29 апреля 2015 года и направили его копию в управляющую компанию 01 мая 2015 года, которая была получена ООО «Наш город» после 4-го мая. Таким образом, управляющая компания, которая в соответствии с ч. 1 ст. 172 ЖК РФ (в редакции от 31.12.2014 г.) наделена обязанностью, как владелец специального счета, в течение 5 дней после открытия счета представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, фактически была лишена возможности исполнить свою обязанность в установленный законом срок.
Поскольку судом установлено, что принятое жильцами решение о способе формирования фонда капитального ремонта не было реализовано в установленный законодательством срок, так как управляющей компанией ООО «Наш город» в ГЖИ 05 июня 2015 года было представлено только уведомление о том, что в отношении многоквартирных домов, в том числе и дома заявителя, открыты специальные счета банковские счета для перечисления средств на капитальный ремонт, но не представлено копии решения общего собрания собственников и справки банка об открытии счета, суд считает обжалуемый отказ государственной жилищной инспекции законным и обоснованным, а доводы представителя заявителя о применении аналогии части 5 ст. 170 ЖК РФ несостоятельными, поскольку частью 1 ст. 172 ЖК РФ обязанностью предоставить необходимые документы в ГЖИ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете наделена управляющая компания ООО «Наш город», что не противоречит положениям п. 4 части 4 статьи 7 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 N 1758-ЗРК, в соответствии с которым владельцем специального счета может быть управляющая организация.
Частью 6 ст. 170 ЖК РФ установлено, что не позднее, чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
В судебном заседании установлено и подтверждается показаниями представителя заявителя Анциферовой О.В., которая в соответствии с данными реестра собственников помещений дома заявителя является собственником одной из квартир дома (л.д. 18), что в конце марта на дверях подъездов администрацией Кемского городского поселения было вывешено объявление о том, что жильцам дома необходимо определиться с выбором способа формирования фонда капитального ремонта и жильцам предложено обсудить этот вопрос. Вследствие чего собственниками помещений дома и было проведено собрание 29 мая 2015 года.
Поскольку инициатором проведения собрания выступила администрация, а приведенными выше нормами действующего законодательство обязанность по выбору способа формирования фонда капитального ремонта и его реализация возложена на собственников помещений многоквартирного дома и владельцев специального счета, доводы представителя заявителя о неисполнении своих обязанностей администрацией, как на основания для отмены обжалуемого решения, суд находит несостоятельными.
Судом также установлено, что администрацией Кемского городского поселения 13 июля 2015 года издано Постановление № 156 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) выбранный ими способ не был реализован» (л.д. 38). В Приложении № 1 к постановлению под № 81 указан <адрес> (л.д. 40).
Однако, суд полагает, что обжалуемым решением ГЖИ законные права и имущественные интересы заявителя не нарушены, поскольку в соответствии с частью 1 ст. 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом, в соответствии с положениями части 4 ст. 173 ЖК РФ и положениями частей 9 и 10 статьи 7 названного выше Закона Республики Карелия от 20.12.2013 N 1758-ЗРК решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а в соответствии с частью 5 ст. 173 ЖК РФ (в редакции от 13.07.2015 года) в течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
На основании изложенного суд находит обжалуемое решение Государственной жилищной инспекции РК законным и обоснованным, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш ИЛ:
В удовлетворении заявленных Лежевой И.П. требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: В.С.Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 28 августа 2015 года.