Дело № 2а-4916/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2017 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Степановой Ю.А.,
с участием представителя административного истца по доверенности Бабаевой В.М.,
административного ответчика Егиазарян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Егиазарян С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени за неуплату транспортного налога, пени за неуплату земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась в суд с исковым заявлением к Егиазарян С.А. и просит взыскать задолженность по транспортному налогу за 2015 г. в сумме 28 140,00 руб. и пени, начисленные за период с 02.12.2016г. по 19.12.2016г. в сумме 11822,23 руб., пени по земельному налогу, начисленные за период со 02.12.2016г. по 19.12.2016г. в сумме 735,48 руб., всего 40697,71 руб., мотивируя требования тем, что ответчик является собственником транспортных средств и земельного участка. За 2015г. налоги в срок до 01.12.2016г. ответчиком не уплачены. В связи с чем начислены пени и направлено требование об уплате налогов и пени. По истечении срока исполнения требования недоимка в бюджет не поступила.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа по доверенности Бабаева В.М. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик Егиазарян С.А. исковые требования признал частично, а именно в части неуплаты транспортного налога за 2015 год в сумме 28140,00 руб., пени в сумме 168,84 руб. Также полагал, что имеет льготы по земельному налогу, так как является пенсионером с 2013г. и имеет инвалидность с 2011г.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 Налогового кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с законом Воронежской области № 80-ОЗ от 27.12.2002 года «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» установлены ставки и порядок уплаты транспортного налога.
Из материалов дела следует, что в 2015 году за Егиазарян С.А. были зарегистрированы следующие транспортные средства: <данные изъяты> госномер (№), <данные изъяты> л.с., <данные изъяты>, госномер (№), <данные изъяты> л.с., <данные изъяты>, госномер (№), <данные изъяты> л.с., <данные изъяты>, госномер (№), <данные изъяты> л.с. Соответственно ответчик являлся плательщиком транспортного налога.
В адрес ответчика направлялось налоговое уведомление о необходимости уплаты транспортного налога за 2015г. в сумме 28140,00 руб. (л.д. 9). Доказательств уплаты транспортного налога ответчиком не представлено.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом было выставлено требование об уплате транспортного налога за 2015г. и пени за период со 02.12.2016 по 19.12.2016г. по состоянию на 20.12.2016г., в соответствии с которым ответчик обязан был уплатить налог в размере 28140,00 руб. и пени в размере 168,84 руб. в срок до 21.02.2017г. (л.д. 32). Поскольку судебный приказ о взыскании указанного налога и пени вынесен мировым судьей 24.04.2017г., то срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа налоговой инспекцией соблюден. Определением мирового судьи судебного участка № 11 в Коминтерновском судебном районе г. Воронежа от 11.05.2017г. отменен судебный приказ о взыскании с Егиазарян С.А., в том числе, вышеуказанной недоимки по транспортному налогу и пени. В Коминтерновский районный суд г. Воронежа с данным административным иском ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась 28.07.2017г., т.е. срок обращения в суд данными исковыми требованиями налоговым органом не пропущен.
Согласно расчету, представленному ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа сумма задолженности по транспортному налогу за 2015г. составляет 28140,00 руб., по пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период со 02.12.2016г. по 19.12.2016г. – 168,84 руб. (л.д. 9,34). Суд принимает представленный истцом расчет в этой части исковых требований, который является арифметически верным, ответчиком не оспорен.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В свою очередь административным ответчиком не представлено доказательств уплаты взыскиваемой суммы транспортного налога за 2015 год в сумме 28140,00 руб. и пени за период со 02.12.2016г. по 19.12.2016г. в размере 168,84 руб.
При установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, сумма транспортного налога и пени в размере 28308,84 руб.подлежит взысканию с административного ответчика.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 20 001 рубля до 100 000 рублей – 800 рублей плюс 3 % суммы, превышающей 20 000 рублей.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию составит 1049,26 рублей.
Административные исковые требования в части взыскания с Егизарарян С.А. пени за неуплату транспортного налога в сумме 11822,2 руб., пени за неуплату земельного налога в сумме 735,48 руб. согласно требованию № 2321 по состоянию на 18.11.2016г. (л.д. 21), суд находит не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. Исходя из положений п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, определение от 17 февраля 2015 года № 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика также не могут быть взысканы.
Как видно из материалов дела, пени по транспортному налогу в сумме 11822,2 руб., по земельному налогу в сумме 735,48 руб. начислены за неуплату указанных налогов за периоды 2010-2014г.г. Вместе с тем, требования о взыскании самих налогов административным истцом не заявлены, так же как не представлено доказательств, что налоговый орган когда-либо обращался за взысканием с Егиазарян С.А. данных налогов и что налоги, в связи с неуплатой которых начислены пени, взысканы. Кроме того, не ясен представленный расчет, поскольку из иска следует, что пени истребуется за период со 02.12.2016г. по 19.12.2016г., однако в приложенном к иску расчете по пени расчет произведен с 01.11.2012г. (по транспортному налогу с 01.01.2011г.), в связи с чем не возможно установить правомерность и правильность начисления пени.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Егиазарян С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени за неуплату транспортного налога, пени за неуплату земельного налога удовлетворить частично.
Взыскать с Егиазарян С.А. ((ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца г. <адрес>, <адрес>, проживающего: <адрес>, <адрес>, <адрес>) в доход бюджета задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 28140,00 руб., пени за неуплату транспортного налога за период со 02.12.2016г. по 19.12.2016г. в сумме 168,84 руб., всего 28 308 (двадцать восемь тысяч триста восемь) рублей 84 коп.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.
Взыскать с Егиазарян С.А. ((ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, проживающего: <адрес>, <адрес>, <адрес>) госпошлину в доход федерального бюджета в размере 1049 (одна тысяча сорок девять) руб. 26 коп.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 20.10.2017 г.
Дело № 2а-4916/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2017 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Степановой Ю.А.,
с участием представителя административного истца по доверенности Бабаевой В.М.,
административного ответчика Егиазарян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Егиазарян С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени за неуплату транспортного налога, пени за неуплату земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась в суд с исковым заявлением к Егиазарян С.А. и просит взыскать задолженность по транспортному налогу за 2015 г. в сумме 28 140,00 руб. и пени, начисленные за период с 02.12.2016г. по 19.12.2016г. в сумме 11822,23 руб., пени по земельному налогу, начисленные за период со 02.12.2016г. по 19.12.2016г. в сумме 735,48 руб., всего 40697,71 руб., мотивируя требования тем, что ответчик является собственником транспортных средств и земельного участка. За 2015г. налоги в срок до 01.12.2016г. ответчиком не уплачены. В связи с чем начислены пени и направлено требование об уплате налогов и пени. По истечении срока исполнения требования недоимка в бюджет не поступила.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа по доверенности Бабаева В.М. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик Егиазарян С.А. исковые требования признал частично, а именно в части неуплаты транспортного налога за 2015 год в сумме 28140,00 руб., пени в сумме 168,84 руб. Также полагал, что имеет льготы по земельному налогу, так как является пенсионером с 2013г. и имеет инвалидность с 2011г.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 Налогового кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с законом Воронежской области № 80-ОЗ от 27.12.2002 года «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» установлены ставки и порядок уплаты транспортного налога.
Из материалов дела следует, что в 2015 году за Егиазарян С.А. были зарегистрированы следующие транспортные средства: <данные изъяты> госномер (№), <данные изъяты> л.с., <данные изъяты>, госномер (№), <данные изъяты> л.с., <данные изъяты>, госномер (№), <данные изъяты> л.с., <данные изъяты>, госномер (№), <данные изъяты> л.с. Соответственно ответчик являлся плательщиком транспортного налога.
В адрес ответчика направлялось налоговое уведомление о необходимости уплаты транспортного налога за 2015г. в сумме 28140,00 руб. (л.д. 9). Доказательств уплаты транспортного налога ответчиком не представлено.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом было выставлено требование об уплате транспортного налога за 2015г. и пени за период со 02.12.2016 по 19.12.2016г. по состоянию на 20.12.2016г., в соответствии с которым ответчик обязан был уплатить налог в размере 28140,00 руб. и пени в размере 168,84 руб. в срок до 21.02.2017г. (л.д. 32). Поскольку судебный приказ о взыскании указанного налога и пени вынесен мировым судьей 24.04.2017г., то срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа налоговой инспекцией соблюден. Определением мирового судьи судебного участка № 11 в Коминтерновском судебном районе г. Воронежа от 11.05.2017г. отменен судебный приказ о взыскании с Егиазарян С.А., в том числе, вышеуказанной недоимки по транспортному налогу и пени. В Коминтерновский районный суд г. Воронежа с данным административным иском ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась 28.07.2017г., т.е. срок обращения в суд данными исковыми требованиями налоговым органом не пропущен.
Согласно расчету, представленному ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа сумма задолженности по транспортному налогу за 2015г. составляет 28140,00 руб., по пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период со 02.12.2016г. по 19.12.2016г. – 168,84 руб. (л.д. 9,34). Суд принимает представленный истцом расчет в этой части исковых требований, который является арифметически верным, ответчиком не оспорен.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В свою очередь административным ответчиком не представлено доказательств уплаты взыскиваемой суммы транспортного налога за 2015 год в сумме 28140,00 руб. и пени за период со 02.12.2016г. по 19.12.2016г. в размере 168,84 руб.
При установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, сумма транспортного налога и пени в размере 28308,84 руб.подлежит взысканию с административного ответчика.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 20 001 рубля до 100 000 рублей – 800 рублей плюс 3 % суммы, превышающей 20 000 рублей.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию составит 1049,26 рублей.
Административные исковые требования в части взыскания с Егизарарян С.А. пени за неуплату транспортного налога в сумме 11822,2 руб., пени за неуплату земельного налога в сумме 735,48 руб. согласно требованию № 2321 по состоянию на 18.11.2016г. (л.д. 21), суд находит не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. Исходя из положений п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, определение от 17 февраля 2015 года № 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика также не могут быть взысканы.
Как видно из материалов дела, пени по транспортному налогу в сумме 11822,2 руб., по земельному налогу в сумме 735,48 руб. начислены за неуплату указанных налогов за периоды 2010-2014г.г. Вместе с тем, требования о взыскании самих налогов административным истцом не заявлены, так же как не представлено доказательств, что налоговый орган когда-либо обращался за взысканием с Егиазарян С.А. данных налогов и что налоги, в связи с неуплатой которых начислены пени, взысканы. Кроме того, не ясен представленный расчет, поскольку из иска следует, что пени истребуется за период со 02.12.2016г. по 19.12.2016г., однако в приложенном к иску расчете по пени расчет произведен с 01.11.2012г. (по транспортному налогу с 01.01.2011г.), в связи с чем не возможно установить правомерность и правильность начисления пени.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Егиазарян С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени за неуплату транспортного налога, пени за неуплату земельного налога удовлетворить частично.
Взыскать с Егиазарян С.А. ((ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца г. <адрес>, <адрес>, проживающего: <адрес>, <адрес>, <адрес>) в доход бюджета задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 28140,00 руб., пени за неуплату транспортного налога за период со 02.12.2016г. по 19.12.2016г. в сумме 168,84 руб., всего 28 308 (двадцать восемь тысяч триста восемь) рублей 84 коп.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.
Взыскать с Егиазарян С.А. ((ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, проживающего: <адрес>, <адрес>, <адрес>) госпошлину в доход федерального бюджета в размере 1049 (одна тысяча сорок девять) руб. 26 коп.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 20.10.2017 г.