№2-693/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2021 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Раскумандриной Н. А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) об учете периодов работы,
установил:
Истица обратилась в суд с иском по тем основаниям, что при обращении к ответчику по вопросу назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, последний указал на то, что в специальный стаж истице не будут учтены периоды работы в должности воспитателя по физической культуре, а также прохождение курсов повышения квалификации. С выводом ответчика истица не согласна, просит обязать его включить период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж педагогической деятельности.
К участию в деле в качестве 3-х лиц привлечены МДОУ «Детский сад №120», МДОУ «Детский сад №20».
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования в полном объеме. Указала, что не помнит, почему ее перевели с должности воспитателя на должность воспитателя по физической культуре, но ее обязанности воспитателя в спорный период не изменились.
Представитель ответчика Пошарина Д.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указав на то, что наименование должности истицы в спорный период не предусмотрено Списками.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истица Раскумандрина Н.А. обратилась к ответчику в порядке заблаговременной работы для назначения пенсии. Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №№ истице разъяснено, что при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ не могут быть учтены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «воспитатель по физической культуре» в учреждении «Ясли-сад №120» г.Петрозаводска, так как наименование должности не предусмотрено Списками №463 и №781, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как зачет такого периода не предусмотрен Правилами №781 и №516.
Согласно пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лет лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу п.п.3, 4 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Также принято Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которое вступило в силу с 1 января 2015 г. (далее – Постановление №665).
В силу пп.«м» п.1 и п.3 Постановления №665 при определении стажа на соответствующих видах работ и исчисление периодов работы в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516;
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Постановление №781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067), с применением положений абз.3 п.3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее – Постановление №1067);
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463), с применением положений п.2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее – Постановление №463);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно п.4 Правил, утвержденных Постановлением №781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Как установлено, истица имеет педагогическое образование по квалификации «дошкольное воспитание», «дошкольная педагогика и психология». ДД.ММ.ГГГГ истица принята в Ясли-сад №120 ГУНО г.Петрозаводска на должность воспитателя, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность воспитателя по физической культуре, с ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя согласно тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования.
Как указывает сторона истца, в спорный период должностные обязанности истицы фактически являлись обязанностями воспитателя.
Между тем, необходимо учитывать следующее.
Как следует из отзыва работодателя истицы в связи с тем, что в учреждении по факту было два учреждения: три группы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общеобразовательные группы, то, соответственно, два штатных расписания. Кадровые документы велись некорректно. На группы детей-сирот всего было 0,25 ставки воспитателя по физкультуре. В отсутствие подтверждающих документов, можно предположить, что основной функционал истица выполняла по должности воспитатель.
Между тем, согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ №№ истица с ДД.ММ.ГГГГ г. переведена воспитателем по физкультуре с оплатой по 7 разряду ЕТС, с выплатой 50% за работу в Карелии. Таким образом, она работала на ставку заработной платы в указанной должности. На группу для детей, лишенных попечения родителей, истица в качестве воспитателя по физической культуре переведена только с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №№).
Возложение законодателем на исполнительный орган полномочий по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях.
Постановлением №781 предусмотрена должность воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований, ясли-сады, сады-ясли, детские ясли (п.1.8.); Постановлением №463 предусмотрена должность воспитателя в детских дошкольных учреждениях всех типов (детских садов, садов-яслей, детских яслей); Постановлением №1067 предусмотрена должность воспитателя в детском саду.
Должность воспитателя по физической культуре в назваными Постановлениями (Списками) не поименованы.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 №367, в качестве отдельных самостоятельных должностей предусмотрены должности «воспитатель детского сада (яслей-сада)» (включая старшего), «инструктор по физической культуре» и «руководитель физического воспитания»; должность «воспитатель по физической культуре» не указана.
Постановлением Минтруда РФ от 17.08.1995 №46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» (действовавшим до 01.12.2008) установлены тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, где предусмотрены отдельные требования и конкретные должностные обязанности по должностям воспитателя (включая старшего), инструктора по физической культуре и руководителя физического воспитания.
Аналогичные должности с различными квалификационными требованиями и должностными обязанностями предусмотрены Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 №593, и в последующем Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н.
Как следует из приведенных нормативных правовых актов, устанавливающих квалификационных требования и характеристики должностей, должностные обязанности по должности воспитателя имеют более общую и обширную направленность воспитательного процесса, в отличие от выполняемых истицей обязанностей со спецификой физического развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Должностная инструкция истицы за спорный период у ответчика не сохранилась. Между тем, исходя из общедоступной информации в должностные обязанности воспитателя физической культуры входила организация и проведение физкультурной образовательной работы в дошкольных группах; учебные занятия по физическому воспитанию по утвержденным программам с учетом возрастного состава групп; организация и проведение физкультурно-спортивных праздников, соревнований, дней здоровья и других мероприятий оздоровительного характера; определение содержания занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей, интересов воспитанников; работа по овладению воспитанниками навыками и техникой выполнения физических упражнений, формирование их нравственно-волевых качеств.
Вышеизложенные обязанности в большей мере соответствуют должностным обязанностям по должности инструктора по физической культуре, предусмотренным Постановлением Минтруда РФ от 17.08.1995 №46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации», Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 №593, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н).
Согласно приказу Отдела образования от 22.03.2005 №18 «О внесении изменений в штатное расписание», в штатное расписание учреждения вносятся следующие изменения: должность инструктор по физической культуре переименована на должность воспитатель по физической культуре с 01.01.2005. Вместе с тем, указанный приказ, согласно содержанию, распространяется на прошлое время.
Таким образом, оснований для вывода о том, что должность воспитателя по физической культуре соответствует должности воспитателя в дошкольном учреждении, у суда не имеется.
При этом, согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Кроме того, доказательств, подтверждающих исполнение истицей в спорный период должностных обязанностей воспитателя, суду не представлено. Напротив, как следует из материалов дела (трудовой книжки, приказов), истица изначально была принята в Детский сад №120 на должность воспитателя. Затем переведена на должность воспитателя по физической культуре, затем снова на должность воспитателя.
При этом, до и после спорного периода работодателем в Пенсионный фонд сданы сведения на истицу с указанием кода особых условий труда (педагогическая деятельность), а за спорный период – без кода.
В силу установленных обстоятельств требования истицы в данной части не могут быть удовлетворены. Аналогичная позиция изложена в Определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 08.06.2020 №88-9369/2020.
В иной спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица направлялась на курсы повышения квалификации, являясь воспитателем МДОУ «Детский сад №20».
В соответствии со ст.187 ТК РФ периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности, за истицей сохранялись рабочее место, заработная плата, уплачивались страховые взносы. Таким образом, поскольку такие периоды приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направляется на обучение работодателем, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Учитывая изложенное, период обучения истицы подлежат учету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Таким образом, требования истицы подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ в пользу истицы с ответчика подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Раскумандриной Н. А. в стаж осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Раскумандриной Н. А. судебные расходы в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Л.Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 15.02.2021.