Решение от 22.11.2016 по делу № 3а-408/2016 от 08.09.2016

...

дело № 3а-408/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2016 года г. Екатеринбург

Свердловский областной суд в составе судьи Шумкова Е.С.

при секретаре Драгановой Л.А.

с участием прокурора Аристовой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью ЖК «Центральный парк» о признании недействующим решения Думы городского округа Среднеуральск Свердловской области от 28 июля 2016 года № 80/8 «Об использовании земельного участка расположенного по адресу: Свердловская область, город Среднеуральск, улица Куйбышева, 1»,

установил:

28 июля 2016 года Думой городского округа Среднеуральск Свердловской области принято решение № 80/8 «Об использовании земельного участка расположенного по адресу: Свердловская область, город Среднеуральск, улица Куйбышева, 1» (далее – Решение № 80/8).

Пунктом 1 названного решения установлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:62:0104003:264, расположенный по адресу: Свердловская область, город Среднеуральск, улица Куйбышева, 1, подлежит использованию в соответствии с видом территориального зонирования – зоны Ж-1 (зона жилых домов усадебного типа), установленного Генеральным планом городского округа Среднеуральск и возможными сочетаниями видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства для отнесения их к одной территориальной зоне, определения функциональных подзон, параметров их планируемого развития и видов разрешенного использования, установленного для территориальной зоны Ж-1 статьями 43, 44 Правил землепользования и застройки городского округа Среднеуральск, утвержденными решением Думы городского округа Среднеуральск от 25 февраля 2010 года № 43/3.

Пункт 2 этого же решения содержит рекомендации главе городского округа Среднеуральск при выдаче разрешения на строительство объектов на указанном земельном участке не допускать отклонений от предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленного для вида территориальной зоны Ж-1 (зона жилых домов усадебного типа) статьей 44 Правил землепользования и застройки городского округа Среднеуральск (л.д. 139).

Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) ЖК «Центральный парк», являющееся собственником земельного участка с кадастровым номером 66:62:0104003:264 (л.д. 16), обратилось в суд с административным иском о признании незаконным (недействующим) Решения № 80/8, как противоречащего Градостроительному кодексу Российской Федерации. В обоснование указало, что в нарушение части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации вышеназванный земельный участок находится в двух территориальных зонах Ж-1 (зона жилых домов усадебного типа) и ОДС-(Б) (зона муниципальных административных комплексов). Общество обратилось в администрацию городского округа Среднеуральск с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки этого городского округа путем изменения зонирования указанного земельного участка и отнесения его к территориальной зоне Ж-4 (зона многоэтажных многоквартирных жилых домов). Заявление было рассмотрено комиссией по землепользованию и застройке, по вопросу внесения изменений в названные Правила были проведены публичные слушания, после чего главой городского округа подписано постановление, которым утвержден проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки, документы о внесении изменений были представлены в Думу городского округа Среднеуральск. Однако дума не стала принимать по ним никакого решения, предусмотренного частью 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а приняла оспариваемое решение, отказавшись вносить изменения в правила землепользования и застройки. Полагает, что оспариваемое решение ограничивает его права на использование земельного участка в соответствии с территориальной зоной Ж-4 (л.д. 35-41)

В судебном заседании представитель ООО ЖК «Центральный парк» исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Административным истцом в исковом заявлении также были изложены иные требования (л.д. 35-41, 9-14), но в части иных требований административное исковое заявление было возвращено ввиду неподсудности Свердловскому областному суду (л.д. 1-3, 4-6).

Представитель Думы городского округа Среднеуральск в настоящее судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом (л.д.237-239). От председателя Думы городского округа Среднеуральск в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика (л.д.240).

Учитывая надлежащее извещение административного ответчика о месте и времени рассмотрения административного дела, суд в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие представителя Думы городского округа Среднеуральск.

Заслушав представителя административного истца, исследовав доказательства, выслушав заключение прокурора Аристовой Л.В., полагавшей, что оснований для удовлетворения иска не имеется, суд приходит к следующему.

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17 ноября 1997 № 17-П выражена правовая позиция, согласно которой нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному круг лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Статьей 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) органам местного самоуправления предоставлено право принимать по вопросам местного значения муниципальные правовые акты (часть 1), подлежащие обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (часть 3).

Городской округ Среднеуральск является муниципальным образованием в составе Свердловской области со статусом городского округа. Дума городского округа Среднеуральск входит в структуру органов местного самоуправления названного муниципального образования, являясь представительным органом городского округа. По вопросам, отнесенным к ее компетенции, Дума городского округа Среднеуральск вправе принимать нормативные правовые акты в форме решений (статья 3, подпункт 1 пункта 1 статьи 21, статья 22, подпункт 3 пункта 1 статьи 46 Устава городского округа Среднеуральск).

Решение № 80/8 принято представительным органом местного самоуправления городского округа Среднеуральск, содержит в себе правила поведения – устанавливает вид территориальной зоны, предусмотренной Правилами землепользования и застройки этого городского округа, в соответствии с которой подлежит использованию указанный в пункте 1 этого решения земельный участок, регулируя отношения по поводу использования этого земельного участка. Эти правила поведения в силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ носят силу общеобязательных и распространяют свое действие на неограниченный круг лиц, так как их предписания распространяются не только на административного истца, являющегося собственником земельного участка, но и на всех лиц, которые могут быть в дальнейшем его собственниками, а также и на иных лиц, которые будут участвовать в правоотношениях, связанных с этим участком (выдача различных разрешений, изменение вида разрешенного использования земельного участка и другие). Пункт 2 этого решения сформулирован в форме рекомендаций. Однако содержащиеся в нем рекомендации обличены в форму решения представительного органа местного самоуправления, поэтому в силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ и подпункта 3 пункта 1 статьи 46 Устава городского округа Среднеуральск эти рекомендации фактически носят обязательный характер.

Оценив изложенное, суд находит, что Решение № 80/8 отвечает вышеперечисленным признакам нормативного правового акта.

Административный истец, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 66:62:0104003:264, является участником правоотношений, регулируемых Решением № 80/8. В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации он вправе оспорить этот нормативный правовой акт, который в настоящее время сохраняет свое действие.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 215, части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в пунктах 17-24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» основанием для признания нормативного правового акта недействующим является не только противоречие содержания этого акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, но и нарушение требований нормативных правовых актов, устанавливающих: форму и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие.

Часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ устанавливает, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статья 44 названного Федерального закона предусматривает, что виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов определяется уставом муниципального образования (пункт 6 части 1). Аналогичные нормы содержатся в пункте 2 статьи 47 Устава городского округа Среднеуральск.

Порядок подготовки и принятия (издания) муниципальных правовых актов городского округа Среднеуральск урегулирован статьей 47 Устава этого муниципального образования. Названная статья гласит, что решения думы городского округа принимаются на ее заседаниях открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием (пункт 6). Нормативный правовой акт, принятый думой городского округа, направляется главе городского округа для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава городского округа имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый думой городского округа. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в думу городского округа с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава городского округа отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается думой городского округа. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов думы городского округа, он подлежит подписанию главой городского округа в течение семи дней и обнародованию (пункт 7).

Решение № 80/8 было принято единогласно на заседании Думы городского округа Среднеуральск, состоявшемся 28 июля 2016 года (л.д. 131, 137-138).

Поскольку, как уже указано выше, это решение является муниципальным нормативным правовым актом, то в силу вышеприведенных предписаний пункта 7 статьи 47 Устава городского округа Среднеуральск, это решение подлежало направлению главе городского округа для подписания и последующего обнародования. Совершение этих действий является обязательной процедурой принятия нормативного правового акта. Однако, представленные суду и исследованные в настоящем судебном заседании доказательства, позволяют говорить о том, что процедура, предусмотренная пунктом 7 статьи 47 Устава городского округа Среднеуральск, в отношении Решения № 80/8 не была соблюдена. Так, представленный суду текст оспариваемого решения, главой этого городского округа не подписан (л.д. 139). Публикация этого решения в газете «Среднеуральская волна» 03 августа 2016 года также не содержит данных о подписании этого решения главой муниципального образования (л.д. 140). Суду не представлено каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о подписании этого решения главой муниципального образования.

При таких обстоятельствах, суд находит, что при принятии Решения № 80/8 нарушены требования пункта 7 статьи 47 Устава городского округа Среднеуральск.

В силу пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под правилами землепользования и застройки понимается документ, градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Территориальными зонами названный Кодекс признает зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1).

Градостроительный регламент – это, устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Границы территориальных зон отображаются на карте градостроительного зонирования, которая является составной частью правил землепользования и застройки соответствующего муниципального образования (города федерального значения). В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и(или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (пункты 2 и 3 части 2, части 5 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Изменение границ территориальных зон и изменение градостроительных регламентов в силу статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется только путем внесения изменений в соответствующие правила землепользования и застройки.

Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Анализ вышеприведенного федерального законодательства позволяет говорить о том, что территориальное зонирование любого земельного участка (отнесение земельного участка к той или иной территориальной зоне) определяется правилами землепользования и застройки муниципального образования. Изменение территориального зонирования земельного участка, осуществляется исключительно путем внесения изменений в такие правила. Градостроительный регламент, который подлежит применению к конкретному земельному участку (включая, виды разрешенного использования участка и объектов капитального строительства, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства), определяется также названными правилами исходя из принадлежности земельного участка к определенной территориальной зоне.

В городском округе Среднеуральск действуют Правила землепользования и застройки городского округа Среднеуральск, утвержденные решением Думы городского округа Среднеуральск от 25 февраля 2010 года № 43/3 (с последующими изменениями).

В соответствии с указанными правилами, принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером 66:62:0104003:264, располагается в двух территориальных зонах: Ж-1 - зона жилых домов усадебного типа и ОДС-9 (Б) – зона муниципальных административных комплексов, о чем указано в письме муниципального бюджетного учреждения «Архитектура» (л.д. 18-20).

Оспариваемое Решение № 80/8 не является нормативным правовым актом, утверждающим Правила землепользования и застройки городского округа Среднеуральск. Не является оно и нормативным правовым актом, вносящим изменения в вышеназванные Правила землепользования и застройки городского округа Среднеуральск, утвержденные решением Думы городского округа Среднеуральск от 25 февраля 2010 года № 43/3. Однако этим решением определяется тот градостроительный регламент, который подлежит применению к названному земельному участку, а именно градостроительный регламент, установленный статьями 43, 44 Правил землепользования и застройки городского округа Среднеуральск для территориальной зоны Ж-1.

Таким образом, приняв Решение № 80/8, Дума городского округа Среднеуральск, не внося никаких изменений в действующие в муниципальном образовании правила землепользования и застройки, не изменяя территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером 66:62:0104003:264, определила те правила, в соответствии с которым подлежит использованию этот земельный участок – в соответствии с правилами, установленными градостроительным регламентом для территориальной зоны Ж-1. Но установление таких правил использования земельного участка без внесения изменений в действующие в этом городском округе правила землепользования и застройки, противоречит пунктам 8 и 9 статьи 1, частям 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что градостроительные регламенты использования земельного участка определяются именно правилами землепользования и застройки, а оспариваемое решение не является такими правилами, как не вносит оно и изменений в них.

Оспариваемое решение нарушает права административного истца на установление правил использования земельным участком таким нормативным правовым актом, который предусмотрен федеральным законодательством (правилами землепользования и застройки, а не каким-либо иным актом).

Установленное судом нарушение предусмотренной пунктом 7 статьи 47 Устава городского округа Среднеуральск процедуры принятия Решения № 80/8 и противоречие этого решения требованиям пунктов 8 и 9 статьи 1, частям 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания недействующим оспариваемого решения со дня принятия.

При удовлетворении исковых требований в силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Думы городского округа Среднеуральск в пользу административного истца подлежит взысканию 4 500 рублей в возврат уплаченной государственной пошлины при подаче иска в суд (л.д.33, 74).

Руководствуясь статьями 215, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░ 2016 ░░░░ № 80/8 «░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░, 1».

░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░».

░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░» 4500 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░.░.

3а-408/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО ЖК «Центральный парк»
Ответчики
Дума городского округа Среднеуральск
Суд
Свердловский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
08.09.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.09.2016[Адм.] Передача материалов судье
12.09.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
07.10.2016[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.10.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.11.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
22.11.2016[Адм.] Судебное заседание
28.11.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2019Регистрация административного искового заявления
22.10.2019Передача материалов судье
22.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
22.10.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.10.2019Предварительное судебное заседание
22.10.2019Судебное заседание
22.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2019Дело оформлено
22.10.2019Дело передано в архив
22.11.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее