Дело № 2-7973\2018
66RS0004-01-2018-008595-32
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2018 года г.Екатеринбург
Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Васильковой О.М.,
при секретаре Баталовой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдуллоевой Л. Д. к Администрации г.Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Абдуллоева Л.Д. обратилась в суд с иском к Администрации г.Екатеринбурга о понуждении ответчика предоставить жилое помещение на условиях социального найма площадью не менее 176 кв.м.
В обоснование заявленного иска указано, что Абдуллоева Л.Д. является инвалидом с детства второй группы в связи с наличием заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. С 1999 года истец проживает с членами своей семьи Абдуллоевой О.М., Абдуллоевым Д.З., Абдуллоевым К.Д. по адресу: г.Екатеринбург, СНТ-1, <адрес>, однако в силу ее состояния здоровья совместное проживание в одном жилом помещении невозможно, и поскольку в силу прямого указания в законе Абдуллоева Л.Д. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, истец обратилась в суд с настоящим иском.
В судебное заседание истец не явилась, уполномочила на участие в деле своего представителя.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивала, указав, что Абдуллоева Л.Д. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, на учете нуждающихся в жилом помещении истец не состоит, в связи с отсутствием документов, необходимых для подачи заявления и не принятия данного заявления органом местного самоуправления.
В судебном заседании представитель Администрации г.Екатеринбурга и ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» просили в удовлетворении иска отказать, поскольку жилое помещение может быть предоставлено гражданам категории, к которой отнесена истец, только при признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, предусмотренном законом. В то же время, доказательства обращения истца в администрацию района и бездействия органа местного самоуправления по вопросу принятия истца на учете, суду не представлены.
В судебное заседание не явились иные лица, участвующие в деле – представители Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов <адрес>, о рассмотрении дела извещены.
С учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело при установленной явке.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив представленные сторонами доказательства, по итогам их исследования и совокупной оценки, суд отказывает в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдением и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищного строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку спорные правоотношения возникли в период действия Жилищного кодекса Российской Федерации, при разрешении заявленного спора суда также руководствуется нормами данного нормативно-правового акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу ст. 17 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <//>, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после <//>, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до <//>, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от <//> №н утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от <//> №-О-О по жалобе гражданина Кудряшова Ю. А. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указал, что с <//> федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от <//> N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до <//>, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после <//>, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до <//>, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после <//>, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что Абдуллоева Л.Д. является инвалидом второй группы с детства.
Как указала представитель, истец имеет хроническое заболевание, наличие которого предполагает невозможность совместного проживания одной квартире и предусматривает права лица на внеочередного предоставление жилого помещения.
При этом представитель представила справку о заболевании и присвоенном ему коде на основании Постановления Правительства РФ от <//> №, однако истцом и ее представителем не учтено, что Постановлением Правительства от <//> № данное Постановление Правительства Российской Федерации от <//> N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", признано утратившим силу.
По состоянию на момент разрешения иска по существу сведения в соответствии с требованиями закона о коде заболевания суду не представлены.
Однако и несмотря на это суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку в силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации внеочередное предоставление жилого помещения предполагает наличие не только социального статуса в связи с наличием заболевания, но и признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в порядке и по основаниям, предусмотренным положениями ст.ст. 49-52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.
В то же время доказательства обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет суду не представлены, бездействие администрации района не оспорено.
Как указано ранее, по смыслу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, поскольку наличие заболевания не является достаточными основаниями для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а истец ранее в порядке, определенном законом с заявлением в орган местного самоуправления о принятии на учет не обращалась, суд в удовлетворении иска отказывает.
Как указала представитель Фонда, на учете на основании законодательства о статусе военнослужащих состоит только Абдуллоев Д.З., принятый на учет до <//>. Данный довод истцом не оспорен.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья подпись Василькова О.М.
Копия верна
Судья:
Секретарь: